СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Семинар для педагогов ДОУ «Секреты позитивного общения»

Нажмите, чтобы узнать подробности

Составлена с целью развития коммуникативных способностей педагогов разными эффективными способами.

Просмотр содержимого документа
«Семинар для педагогов ДОУ «Секреты позитивного общения»»

Семинар

для педагогов ДОУ

«Секреты позитивного общения»


(Составила педагог-психолог Капилевич Т.В.)


Цель: способствование преодолению барьеров и проблем общения в жизнедеятельности педагогов ДОУ методом просвещения и повышения уровня их профессионального мастерства в вопросах взаимодействия с коллегами, воспитанниками и их родителями, а также развитие коммуникативных навыков педагогов и обучение их эффективным способам стабилизации эмоционального состояния.

Предварительная работа:

1. Подбор и изучение литературы по обозначенной теме.

2. Подбор игр и упражнений, раздаточного материала для проведения теста и упражнений.



Оборудование: лестница коммуникативного мастерства (изображена на листе формата А 4), кроссворд, изображение эмоций, записки с названием эмоций, бланки с тестом (по количеству участников).



План проведения:

1.Упражнение «Знакомство».

2.Упражнение «Лестница коммуникативного мастерства».

3. Решение кроссворда.

4. Байка «Страшный сон».

5. Мини-лекция «Средства и составляющие общения»

6. Барьеры или проблемы общения.

7. Тест «Оценка уровня коммуникабельности педагога с родителями» (Автор: В.Ф.Ряховский).

8. Упражнение «Распознай и изобрази эмоцию».

9. Упражнение «Радуга».

10. Пожелания.

11. «Эффект Франклина»

12. Обратная связь. Подведение итогов.



Ход мероприятия:



Ведущий приветствует всех собравшихся, обозначает причину встречи и, несмотря на то, что все педагоги знакомы друг с другом, предлагает ещё раз познакомиться, но не совсем обычным способом.







1.Упражнение «Знакомство».

Участники семинара садятся в круг. Одному из них предлагается начать: назвать своё имя, при этом похлопав себя рукой по груди, и черту характера, которая ему неприятна в людях, а также одну из черт характера, которую он ценит в окружающих. Таким образом, представляются все участники семинара.

2.Упражнение «Лестница коммуникативного мастерства».

Ведущий предлагает участникам определить своё место на «лестнице коммуникативного мастерства» самостоятельно, опираясь на собственное мнение.

Инструкция: каждый участник должен поставить «галочку» на соответствующей ступени, изображенной лестницы. (Лист с изображением лестницы передаётся по кругу). Каждая ступень имеет своё значение, а именно:

1 – педагог испытывает трудности в общении;

2 - педагог испытывает трудности в общении в определённых ситуациях;

3 – трудности в общении минимальны;

4 – нормальный уровень коммуникабельности.

Ведущий подводит итоги и озвучивает результат.



3.Решение кроссворда

Цель: актуализировать знания и представления по теме «Общение».

Инструкция. На доске или ватмане изображён кроссворд, где в центре написано слово «общение». Ведущий предлагает решить его. Для этого участникам надо ответить на семь вопросов.

О
Б

Щ

Е

Н

И

Е

Вопросы:

1.Противоречие, иногда возникающее между людьми в процессе общения (конфликт);

2.Процесс взаимодействия педагога и ребёнка с целью усвоения знаний, умений, навыков (обучение);

3.Информация, передаваемая в процессе общения (сообщение);

4.Высшая психическая функция, проявляемая в процессе общения (речь);

5.Лицо, с которым происходит взаимодействие в процессе общения (партнёр);

6.Разговор между двумя или несколькими лицами (диалог);

7.Невербальное средство общения (жест).


4. Байка «Страшный сон».

Ведущий напоминает участникам семинара о том, что их встреча посвящена общению.

Общение – это великий дар, способ устанавливать контакты и обмениваться информацией. Особенно это ценят и понимают люди, на время или навсегда лишённые этой радости. Но следует помнить, что не только от того, что мы говорим, но и от того, как это сказано, зависит успешность состоявшейся беседы, взаимопонимание между людьми.

Байка: «Один восточный властелин увидел страшный сон, будто у него выпали все зубы. В сильном волнении он позвал к себе толкователя снов. Тот выслушал его озабоченно и сказал: «Повелитель, я должен сообщить тебе печальную весть. Ты потеряешь одного за другим всех своих близких». Эти слова вызвали гнев властелина. Он велел бросить в тюрьму несчастного и позвать другого толкователя, который, выслушав сон, сказал: «Повелитель, я счастлив сообщить тебе радостную весть – ты переживёшь всех своих родных». Властелин был обрадован и щедро наградил его за предсказание. Придворные очень удивились. «Ведь ты же сказал ему то же самое, что и твой бедный предшественник, так почему же он был наказан, а ты вознаграждён?» - спрашивали они. На что последовал ответ: «Мы оба одинаково истолковали сон. Но всё зависит не только от того, что сказать, но и от того, как сказать».

Ведущий: «Форма и содержание связаны настолько тесно, что очень часто сказанное, мы воспринимаем именно через призму того, как это сказано. Необходимо развивать в себе умение подавать и воспринимать информацию так, чтобы с вами было приятно и интересно общаться».



5. Мини-лекция «Средства и составляющие общения».

Психологический словарь трактует термин «общение» как «взаимодействие двух или более людей, состоящее в обмене между ними информацией познавательного или аффективно-оценочного характера».

В процессе взаимодействия человека с человеком важным оказывается всё: что мы говорим, как мы говорим, каким образом воспринимаем информацию, партнёра по общению. Поэтому первым важным условием взаимодействия является знание структуры общения. В психологии выделяют три составляющие общения: интерактивное, перцептивное и коммуникативное.

Перцептивная сторона включает в себя восприятие человека человеком в процессе общения.

(Пример высказываний: 1) ну я его никак не воспринимаю!, 2) Это мой человек!)

Коммуникативная составляющая представляет собой процесс передачи информации: обмен мнениями, переживаниями, сведениями, желаниями – это то, что мы говорим.

Интерактивная сторона подразумевает организацию совместной деятельности, взаимодействия в разговоре (как мы говорим, какие цели преследуем), которые могут выражаться в давлении, уклонении, пассивности одного из партнёров или обоих участников взаимодействия и т.д.

Традиционно все средства общения делят на:

Вербальное общениесюда относят слова, которые мы произносим в процессе общения, то есть приём и передача определённой информации посредством речи. Для эффективного общения важно установление контакта, осознание цели и приёма передачи информации, ранжирование её по степени важности, обратная связь.

Невербальное общение начинается с первых минут встречи. Это взгляд, мимика, жесты, эмоциональное состояние, дистанции, позиции общения, позы и др. Эмоциональное состояние точнее отражается на левой стороне лица, которое контролирует правое полушарие мозга, поэтому лучше садиться слева от собеседника: так легче наблюдать за реакцией на ваши слова. Наиболее выразительными у человека являются губы и брови, поэтому, когда нам нужно точно понять состояние партнёра по общению, лучше смотреть именно на них. Каждый человек выбирает определённую дистанцию с собеседником. Выбор её зависит от взаимоотношений между людьми и их индивидуальных особенностей. (Обычно, ближе к партнёру стремятся находиться дети, старики, женщины. Отдалённое расстояние предпочитают подростки, люди средних лет, беспокойные, нервные люди). Размещение партнёров лицом друг к другу способствует возникновению контакта, символизирует внимание к говорящему.

Паралингвистическое – это тембр, темп голоса, интонация, паузы и т.д.



Ведущий: Далее хотелось бы упомянуть об умении улушать.

Умение слушать является одним из важных составляющих в эффективном взаимодействии людей. Лучший собеседник не тот, кто умеет хорошо говорить, а тот, кто умеет хорошо слушать. Не забывайте, что люди склонны слышать только после того, как выслушают их. Понаблюдайте за собой, как часто вы делаете вид, что слышите партнёра, а на самом деле думаете о своих проблемах; как часто вы перебиваете собеседника. Различают несколько видов слушания, суть которых можно свести к нескольким целям: желание понять другого человека, поддержать с ним контакт, продемонстрировать внимание и по возможности разделить его чувства.

Слушанье бывает активным, пассивным и эмпатическим.

Так как мы с вами являемся работниками ДОУ, хочется заострить внимание на том, что при общении с детьми важно использовать элементы телесной терапии (например: дружелюбное или ободряющее прикосновение). Можно обнять ребёнка при встрече (особенно это важно для малышей ясельных групп) или взять на руки . Это благоприятно влияет на детей и укрепляет ваши отношения, ведь телесный контакт возможен только при условии взаимного доверия и расположения.



6. Барьеры или проблемы общения.

Ведущий: «Педагогам ДОУ по роду своей деятельности ежедневно приходится взаимодействовать с коллегами, администрацией, воспитанниками и их родителями. Делать это нужно правильно, соблюдая субординацию и различные премудрости этикета, правила поведения и т.д. Повезло тем, кто хорошо воспитан, имеет высокую самооценку, знает свои права и обязанности и при этом за словом в карман не полезет, оставаясь тактичным, но при необходимости в обиду себя не даст. Работать с людьми трудно, поэтому нужно учиться общаться, взаимодействовать, устанавливать контакты и т.д. Однако ничто так не мешает получать удовольствие от общения с людьми, как собственные комплексы, с которыми не так уж сложно справиться. Рассмотрим несколько барьеров или проблем общения».

(Ведущий озвучивает проблемы, затем участники семинара вместе обсуждают их, находят объяснение и решение проблемы).

Проблема № 1.

«Я стесняюсь обращаться к незнакомым людям».

Решение: На самом деле мы боимся не самих незнакомцев, а того впечатления, которое могут произвести на них наши мнимые недостатки. Нас приводит в ужас одна мысль о том, что наши неидеальные зубы, недостатки фигуры или лёгкая картавость станут предмет насмешек и обсуждения. Выбросьте из головы эти глупости! Психологи доказали, что люди привыкают к вашему внешнему виду и манере речи за первые 3-9 минут общения, а потом перестают обращать на это внимание. Они ориентируются на общее ощущение от собеседника, не фиксируясь на деталях.

Совет: Будьте естественны, оставьте свои комплексы – помните, что идеальных людей не существует.


Проблема № 2.

«Я считаю себя неконтактной, мне трудно сходиться с людьми».

Решение: Больше всего контактам мешает страх оказаться непонятой или понятой неправильно. Мы зачастую воспринимаем людей в заведомо чёрном цвете: не успели толком разглядеть человека, а уже почему-то уверены, что он плохой и от него надо закрываться.

Большинство из нас в общении похожи на черепах. Каждый прячет под панцирь голову и лапки и ждёт, пока другой каким-то образом докажет, что он вам не враг. Но когда два малознакомых человека сидят под панцирем, скрывают свои лучшие качества, опасаются показать свой характер, вкусы и мнения, полноценного общения не получится. Проще открыться и оказать доверие новому человеку. Начинайте говорить первой, предложите что-то сделать для собеседника, задайте вопрос, выслушайте. Скорее всего, в ответ вы увидите чудо: на ваших глазах человек постепенно успокоится, высунет голову из панциря и вдруг раскроется как остроумный и тонкий собеседник.

Совет: Ваша любезность не окажется безответной. Впрочем, даже если и не так, вы ничего не потеряете: ведь теперь вы знаете, что ничего особенного новичок, из себя не представляет. А значит, можно поискать более интересного собеседника.



Проблема № 3.

«Почему-то меня не воспринимают всерьёз, хотя я говорю очень умные вещи».

Решение: Скорее всего, дело не в том, что вы говорите, а в том, как вы говорите. У некоторых женщин от природы тонкий высокий голос, как бы «кукольный», как например, у Кайли Миноуг, или они искусственно коверкают его, кривляясь или шутя, сюсюкают. Таким голосом можно сколько угодно вещать вселенские истины, но прислушиваться к ним не будут. Сейчас, в наше время есть специалисты, которые при надобности могут обучить правильной подаче звука, тогда голос изменится сам собой. Впрочем, можно обойтись и без специалистов. Главное – научиться контролировать речь и следить за тем, чтобы говорить более веско – то есть не быстро, выделяя интонацией нужные слова. Следует помнить, что слушателям трудно воспринимать монотонную речь. Они начинают скучать, так как она их убаюкивает. Но если оратор тарахтит как бензопила и «убалтывает» окружающих, они вряд ли будут относиться к нему с нежностью. Речь воспринимается нормально, когда вы произносите приблизительно 100-150 слов в минуту.

Совет: Определить, в чём причина невнимания к вам, очень помогает опрос среди друзей, которые не побоятся сказать вам правду без утайки. Вам останется лишь сделать соответствующие выводы и постараться исправить ситуацию. Вы же себе не враг!



Проблема № 4.

«Я боюсь выступать перед аудиторией».

Решение: Для начала поверьте в простую и очевидную истину: нет никого, кто бы не боялся выступать перед другими людьми. Просто есть те, кто научился преодолевать этот страх быстро (актёры, дикторы, руководители) и те, кто пока ещё этому не научился. Нужно постараться выработать иммунитет к собственному страху. Если вы когда-то опростоволосились при выступлении публично, - забудьте об этом казусе. С кем не бывает? Но тщательно фиксируйте свои удачи, держитесь мысленно за них, как за спасательный круг, научитесь оказывать себе психологическую поддержку, тренируйтесь говорить тосты в дружеском застолье, не бойтесь. Ведь если кто-то из простых смертных смог преодолеть этот ужас, то и вы наверняка сможете.

Совет: Помните, что барьеры общения существуют только в нашей голове и в наших представлениях о себе. Пока вы сами убеждены в том, что вы неинтересная собеседница, вы не сможете никому доказать обратное.

7.Тест «Оценка уровня коммуникабельности педагога с родителями» (Автор: В.Ф.Ряховский).

Ведущий: «Успешность работы педагога ДОУ, сопряженной с постоянными контактами с родителями и детьми, безусловно, во многом зависит от умения общаться. При этом ведущая роль в общении педагога и родителей всё-таки принадлежит педагогу, так как именно он является профессионалом и официальным представителем образовательного учреждения.

Я предлагаю вам оценить уровень своего коммуникативного мастерства с помощью теста В.Ф.Ряховского «Оценка уровня коммуникабельности педагога с родителями». Для этого нужно ответить быстро, однозначно «да», «нет», «никогда» на вопросы теста, затем подсчитать количество набранных баллов, а ведущий озвучит результат. (Бланки с вопросами теста прилагаются).

Ведущий: Главная цель взаимодействия педагога с родителями – это совместная помощь ребёнку в различных ситуациях воспитания и обучения. Для эффективного общения педагога с родителями необходимо сознательное использование тактических приёмов. Поэтому воспитателю необходимо иметь не только теоретические знания, но и практические навыки общения с разными родителями.

Сложность формирования коммуникативной компетенции состоит в том, что она зависит не столько от профессиональных качеств, сколько от личностных особенностей человека, жизненного опыта и т.д. Это длительный, требующий системного подхода процесс.

Ведущий: Эмоциональная сфера – важная составляющая личности, так как никакое общение, взаимодействие не будет эффективным, если его участники не способны, во-первых, «читать» эмоциональное состояние другого, а во-вторых – управлять своими эмоциями. Понимание собственных чувств – важный момент жизнедеятельности.

Современным педагогам, особенно педагогам ДОУ, большинству из них в повседневной жизни очень недостаёт эмоций, в частности положительных. У них преобладает однообразная деятельность, которую они выполняют почти автоматически. А хотелось-бы чтобы они жили эмоционально-насыщенной жизнью, что является важным фактором совершенствования эмоционально – личностной сферы. Ведь испытывая разнообразные чувства, мы учимся овладевать своими эмоциями, управлять ими.

Ранее мы говорили о различных средствах общения. Следующее упражнение направлено на развитие невербального общения, то есть будет выполнено с помощью мимики и жестов. Этот вид общения, желательно в совершенстве, усвоить всем педагогам и учить своих воспитанников на личном примере при помощи эмоционально выразительных движений и мимики овладевать им. Ведь согласитесь, как хорошо, когда люди с полувзгляда понимают друг друга, «читают» настроение и просьбы! Это очень облегчает общение.


8. Упражнение «Распознай и изобрази эмоцию».

Инструкция: ведущий демонстрирует участникам семинара изображение различных эмоций (на фотографиях, вырезках из журналов или в виде пиктограмм) и просит назвать изображенные эмоции. Затем каждый участник получает записку (самостоятельно вытаскивает её из мешка), где указана та или иная эмоция, которая держится в тайне. По просьбе ведущего участник семинара изображает её, а остальные участники должны её распознать.

9. Упражнение «Радуга».

Цель: стабилизация эмоционального состояния.

Инструкция: «Участники закрывают глаза, делают глубокий вдох и представляют, что вместе с этим вдохом они взбираются вверх по радуге, а, выдыхая – съезжают с неё, как с горки. Упражнение повторить трижды. Можно выполнять с открытыми глазами».

10. Пожелания.

Ведущий: «В завершении встречи хочется пожелать всем вам:

1.Развивать в себе умение устанавливать контакты.

2.Обращаться друг к другу только по имени.

Помните, что говорил Дейл Карнеги: «Имя человека – это самый сладостный и самый важный для него звук на любом языке».

3.Никогда не забывайте про зрительный контакт, улыбку, комплименты.

4.Стремитесь расположить к себе собеседника в начале беседы, так как основное отношение к вам закладывается в первые 15 секунд общения.

5.Помните: когда люди относятся к другим благожелательно, то они кажутся лучше тех, кто общается без положительного эмоционального заряда. (Понаблюдайте за собой, каким образом у вас складываются первые впечатления о человеке).

6.Для достижения успеха в общении, стремитесь подстроиться к собеседнику, учитывать его особенности восприятия мира, его индивидуальные качества.


11. «Эффект Франклина»

Ведущий: хочется напомнить об «эффекте Франклина». А именно: президент США, любимец американцев Бенджамин Франклин, первым заметил поразительный факт: человек может добиться расположения у других, если попросит их о небольшом одолжении.

Позже этот же эффект описал Лев Толстой: «Мы любим людей не за добро, которое они нам сделали, а за то добро, которое мы сделали для них». Попробуйте применить эту стратегию!


12. Обратная связь. Подведение итогов.

Ведущий: «Если вам понравилась наша встреча, вы считаете её плодотворной – похлопайте пожалуйста в ладоши, а если нет – потопайте ногами».


Конец.









Высказывания великих людей.



1.«Выберите себе работу по душе, и вам не придётся работать ни одного дня в своей жизни»

Конфуций.

2. «Никогда не теряй терпения – это последний ключ, открывающий двери»

Антуан де Сент-Экзюпери.

3. «Завистливые люди часто осуждают то, чего не умеют, и критикуют тех, до уровня которых им никогда не дотянуться».

Фридрих Ницше.

4. «Вопрос «А что подумают люди?» должен стоять на последнем месте. По сути всем всё равно. Жизнь-то твоя».

Бернард Шоу.

5. «У каждого свой ад – это не обязательно огонь и смола. Наш ад – это жизнь впустую».

Из кинофильма «Куда приводят мечты».

6. «Если думаете, что приключения опасны, попробуйте рутину – это смертельно».

Пауло Коэльо.

7.«Порой за счастье нужно бороться даже с самим собой».

Джейн Остин.

8.«Если с детьми не говорить о Боге, то всю жизнь придётся говорить с Богом о детях».

Еврейская пословица.



9.«Каждый день не может быть хорошим, но есть что-то хорошее в каждом дне».



Элис Морз Эрл.



10.«Свеча ничего не теряет, если от её пламени зажглась другая свеча».

Ситуация №1.

Воспитатель обратилась к маме одного из воспитанников с рассказом о том, что нового дети узнали на занятиях, и предложила закрепить изученный материал дома. В ответ мама резко ответила, что ей некогда заниматься с ребёнком дома, что это обязанность воспитателя – он «получает за это деньги».



Ситуация №2.

Забирая вечером ребёнка из ДОУ, родители возмущаются, что его одежда очень грязная, и обвиняют педагога, что он плохо следит за детьми. Воспитатель предлагает родителям всю прогулку держать их ребёнка за руку.



Ситуация №3.

Одну из воспитанниц родители приводят в группу после завтрака, из-за чего девочка постоянно пропускает занятия, игры и зарядку.

На утверждение воспитателя о необходимости соблюдения режима дня д\с родители отвечают, что имеют право приводить своего ребёнка тогда, когда им это удобно.



Ситуация №4.

Тамара – активная, подвижная девочка, но с трудом адаптируется к группе. Воспитатель посоветовала маме обратиться за помощью к невропатологу. Мама девочки приняла совет «в штыки» и обвинила педагога в том, что та не любит её дочь, потому что она из нерусской семьи, сказав, что она пойдёт жаловаться к заведующему ДОУ.

В результате в последующие дни девочку в д\с не приводили. Позже оказалось, что её всё-таки отвели к врачу, который прописал ей лечение. Через месяц девочка снова стала посещать группу, однако отношения воспитателя и мамы так и не наладились.



Ситуация № 5.

В семье одной воспитанницы ДОУ наблюдается конфликт между бабушкой и мамой по вопросам воспитания ребёнка. Если девочка жила у бабушки, то в ДОУ её приводили вовремя, и весь день проходил в рамках установленного в учреждении режима. Если ребёнка забирала мама, то девочку привозили в 10.30, т.е. в то время, когда все занятия подходили к концу, оставались только прогулка и общение с детьми. Но чаще не приводили совсем. Бабушка забирала девочку рано, сразу после полдника.

Учитывая, что данная группа подготовительная, воспитатель стала говорить что такие посещения пользы не принесут. Мама пожаловалась заведующему ДОУ. В результате ребёнка перестали водить в д\с совсем и записали на подготовительные курсы при школе.



Ситуация № 6.

Данная ситуация возникла из-за того, что родители неправильно оценивают поступки своего ребёнка: он постоянно берёт чужие вещи (конфеты, игрушки) из шкафчиков других детей. Родителя обвиняют в этом всех детей, мол многие так делают, что ничего страшного в этом нет. Ситуации повторяются неоднократно. Беседы с родителями ни к чему не приводят. Конфликт не разрешён.







Ситуация № 7.

Ребёнок, приходя домой, из д\с жалуется, что с ним не хотят играть дети в группе. Родители поинтересовались, с чем это связано. Воспитатель, наблюдая за ребёнком и приобщая его к совместным играм с другими детьми, заметила, что он всё время хочет быть на первых ролях. Всем играющим говорит, что они жульничают, играют не по правилам, делает всем множество замечаний. В ответ на это дети отказываются с ним играть. Педагог заметила так же, что в большинстве случаев воспитанник не прав, проанализировал его претензии по отношению к другим детям, объяснил всё ребёнку. Тот с выводами педагога согласился.

Для решения данной проблемы педагог стала участвовать во всех играх детей, строго следя за выполнением правил, поощряя играющих добрыми словами и похвалой.







Ситуация № 8.

Одного из воспитанников ДОУ родители записали на подготовительные к школе курсы, из-за которых мальчик пропускает многие занятия в подготовительной группе ДОУ и занятия узких специалистов. Воспитатель попыталась убедить родителей в важности занятий, пропускаемых ребёнком, но его мама категорически заявила, что курсы гораздо важнее.







Ситуация № 9.

Папа, приводя сына в группу д\с с утра, всё время даёт ему с собой сладости, жевательную резинку. На просьбу воспитателя не делать этого – грубо отвечает, что это его личное дело.