"Агрессия. Пути коррекции".
Практический семинар для педагогов
с элементами тренинга
Цели:
повышение профессиональной компетенции
профилактика профессиональной деформации.
Задачи:
расширить представления педагогов об агрессии и путях ее коррекции.
развитие рефлексии.
снятие психоэмоционального напряжения.
развитие навыков саморегуляции.
Участники: все желающие педагоги.
Оборудование и материалы:
стулья по числу участников.
музыкальные записи.
листы А4, краски, кисти, листы ненужной бумаги или старые газеты, мелки, мяч.
I блок
Пожалуй, не найдется ни одного человека, который не осознавал бы, насколько в нашем обществе распространено насилие. Проблема агрессии является одной из серьёзнейших проблем человечества (ревность, преступность, насилие, войны, геноцид). С точки зрения теории социального научения, агрессивное поведение представляет собой сложную систему навыков, требующую длительного и всестороннего научения. Чтобы усвоить способы разрушительных действий, человек должен наблюдать их социальные образцы, встречать поощрение при их демонстрации и внутренне одобрять собственные «успехи» в причинении ущерба другим людям. В качестве примера следует назвать негативное влияние СМИ на развитие агрессивного поведения детей и подростков.
Изучение причин отклоняющегося поведения при умственной отсталости показало, что подростки с умственной отсталостью различной степени более агрессивны и в то же время более тревожны, чем их сверстники с сохранным интеллектом. Иными словами, агрессивное поведение подростков с умственной отсталостью может быть расценено как форма компенсации тревоги.
Основным социальным источником агрессивного поведения является социальный воспитательный коллектив. С одной стороны, это могут быть прямые проявления агрессии по отношению к ребёнку, с другой стороны, такие факторы как недостаточные сплочённость коллектива и близость между окружающими взрослыми и ребёнком, конфликтность, неадекватный стиль воспитания, агрессия по отношению друг к другу. Не следует думать, что отклонения в поведении связаны с «трудным» подростковым возрастом. Как правило, причины такого поведения следует искать в нежном возрасте - младенчестве, раннем возрасте, когда ребёнок не получает достаточного положительного эмоционального общения и телесного контакта со стороны матери. Если у ребенка до года сформирована надёжная привязанность к матери, то и в дальнейшем он проявляет дружелюбие и сотрудничество. Младенцы, настроенные по отношению к матери враждебно, амбивалентно или избегающие вырастают неуверенными и конфликтными. Нарушение ранних объектных отношений приводит к серьёзному личностному расстройству, переживаемому как неспособность к установлению привязанности и признанию авторитетов. Многие лица с криминальным поведением пережили травму материнской депривации. Исследования показали, что половина из тех, кто в детстве был отвергнут нелюбящими родителями, будучи взрослыми, оказались осуждены за серьёзные преступления.
Факторы, способствующие становлению детской агрессивности:
1. СМИ.
2. Факторы воспитания и стиля общения значимых взрослых:
Противоречивость требований к ребенку.
Собственные частые негативные эмоциональные состояния взрослых и отсутствие самоконтроля и саморегуляции с их стороны.
Использование наказаний как способа отреагирования и разрядки взрослым собственных негативных переживаний (гнев, раздражение, обида...)
Использований приказов, обвинений и угроз.
Постоянное использование «Ты – сообщений» (как ты смеешь, ты опять...)
Негативный стиль общения с ребенком.
Вербальное оскорбление детей.
Игнорирование чувств, желаний ребенка. Данный стиль общения нацеливает ребенка на борьбу и мстительное поведение.
Обсуждение с педагогами информации в таблице:
«Причины появления агрессии у детей и методы её коррекции»
ПРИЧИНЫ ПОЯВЛЕНИЯ АГРЕССИИ У ДЕТЕЙ И МЕТОДЫ ЕЁ КОРРЕКЦИИ.
Причина | Методы коррекции |
1. Недостаток двигательной активности, недостаток физической нагрузки | – подвижные игры; – спортивные эстафеты; – «минутки радости» между занятиями. |
2. Дефицит родительского внимания, неудовлетворенная потребность в родительской любви и принятии | – беседа с родителями; – направление к психологу; – наблюдение за поведением ребенка; – совместное включение в сюжетно-ролевые игры; – налаживание эмоционального контакта с ребенком. |
3. Повышенная тревожность, страх нападения со стороны родителей | - прекращение любых физических наказаний, оскорблений, унижения; - налаживание эмоционального контакта с ребенком; - обращение к администрации ДОУ, в органы защиты прав детей. |
4. Усвоение эталонов агрессивного поведения в семье | - беседа с родителями, - направление к психологу. |
5. Косвенно стимулируемая агрессивность (СМИ, игрушки) | – препятствовать появлению в группе таких игрушек или направлять их агрессивный потенциал в положительное русло; – проигрывать и оговаривать сюжеты положительных мультфильмов и сказок; – ненавязчивые разъяснения поступков действующих лиц; – давать способы и образцы миролюбивых способов общения; – перевод драк в конструктивное русло: игры в пиратов, похитителей сокровищ. |
6. Низкий уровень развития игровых и коммуникативных навыков | – подвижные, сюжетно-ролевые игры, игры на понимание эмоционального состояния; – психогимнастика, игры на мимическое и пантомимическое самовыражение; – обучение приемам саморасслабления; – занятия и игры на обучение коммуникативным навыкам. |
7. Внутренняя неудовлетворённость ребёнком своего положения в группе сверстников, отсутствие внимания, особенно, если ему присуще стремление к лидерству | - включение ребёнка в коллективные игры на эмоциональное общение и сближение; - вовлечение в совместную деятельность, где могут раскрыться достоинства ребёнка. |
II блок
Дать исчерпывающее определение всех существующих типов агрессии практически невозможно: любое из них неизбежно будет либо сужать, либо расширять границы понятия. Большинство определений агрессии совмещает в себе три разные точки зрения: позицию внешнего наблюдателя, позицию субъекта агрессии, то есть самого агрессора, и позицию объекта агрессии, то есть жертвы.
Различают агрессию как специфическую форму поведения и агрессивность как психическое свойство личности.
Агрессия — проявление агрессивности в деструктивных действиях, целью которых является нанесение вреда тому или иному лицу.
Агрессивность — свойство личности, заключающееся в готовности и предпочтении использования насильственных средств реализации своих целей.
Виды агрессии:
Вербальная - выражение негативных чувств через крики, угрозы, проклятия. Например, мат – это проявления вербальной агрессии.
Физическая - использование физической силы против другого лица;
Аутоагрессия - намеренная активность, направленная на причинение себе вреда в физической и психической сферах. Проявляется в самообвинении, самоунижении, нанесении себе телесных повреждений различной степени тяжести, вплоть до самоубийства, отказе от получения удовольствия, удовлетворения потребности;
Косвенная – агрессия, окольным путем направленная на другое лицо (когда «подставляют»);
Негативизм - оппозиционная манера в поведении, проявляющаяся в виде или пассивного сопротивления, или активной борьбы против установленных обычаев и законов;
Деструктивная агрессия - это разрушение контактов и отношений, деструктивные поступки вплоть до неожиданных прорывов насилия, вербальное выражение гнева и ярости, разрушительные действия или фантазии, стремление к силовому решению проблем, приверженность к деструктивным идеологиям, склонность к обесцениванию (эмоциональному и мыслительному) других людей и межличностных отношений, мстительность, цинизм;
Конструктивная агрессия - это активный, деятельный подход к жизни, любознательность и здоровое любопытство, возможность устанавливать продуктивные межличностные контакты и поддерживать их. Несмотря на возможные противоречия, способность формировать свои собственные жизненные цели и задачи и реализовывать их даже в неблагоприятных жизненных обстоятельствах, иметь и отстаивать свои идеи, мнения, точки зрения, тем самым вступать в конструктивные дискуссии;
Дефицитарная агрессия - это неспособность к установлению межличностных контактов, теплых человеческих отношений, снижение предметной активности, сужение круга интересов, избегание каких-либо конфронтаций, конфликтов, дискуссий и ситуаций "соперничества", склонность жертвовать собственными интересами, целями и планами, а также неспособность брать на себя какую-либо ответственность и принимать решения.
Мир глазами агрессивного ребенка
Цель: саморефлексия, развитие эмпатии.
Агрессивные дети часто имеют склонность приписывать враждебные действия и намерения другим детям, с которыми они общаются, даже если последние не собираются совершать агрессивных поступков.
Упражнение проводится в кругу. Один из участников выполняет любое (неагрессивное) действие (встает, кладет нога на ногу и т.д.) Окружающие комментируют это действие с позиции агрессивного ребенка. Например, ты встал, потому что хочешь толкнуть мой стул, ты улыбаешься, так как кто-то сказал про меня гадость.
Рефлексия. После проведения упражнения участники рассказывают о том, что они чувствовали, какая роль им ближе: роль агрессивного человека или «невинной» жертвы. Бывали ли они в похожих ситуациях, приписывая враждебные действия людям, которые, возможно, были не намерены их выполнять.
III блок
Критерии агрессивного поведения подопечных:
угрожают другим людям (вербально, жестом, взглядом);
инициируют физические драки;
используют в драке предметы, которые могут ранить;
физическая жестокость по отношению к людям и животным (намеренно делают больно);
воровство по отношению к человеку, который не нравится;
намеренная порча имущества;
шантаж, вымогательство;
побег;
непосещение класса, общих мероприятий.
Характерологические особенности агрессивных детей и подростков.
Воспринимают большой круг ситуаций как угрожающих, враждебных по отношению к ним.
Сверхчувствительность к негативному отношению к себе.
Заранее настроены на негативное восприятие себя окружающими.
Не оценивают собственную агрессию как агрессивное поведение.
Всегда винят окружающих в собственном деструктивном поведении.
В случае намеренной агрессии отсутствует чувство вины.
Имеют ограниченный набор реакций на проблемную ситуацию.
Боятся непредсказуемости в поведении взрослых.
Имеют неврологические недостатки: неустойчивое, рассеянное внимание, слабая оперативная память, неустойчивое запоминание.
Низкий уровень самоконтроля и саморефлексии (способность размышлять и анализировать самого себя).
Положительно относятся к агрессии, так как через агрессию получают чувство собственной значимости и силы.
Не умеют прогнозировать последствия своих действий.
Рецепт и Портрет
Цель: сформулировать причины агрессивности и признаки агрессивного человека.
Группа делится на две подгруппы и выполняют задания.
1 задание «Рецепт: как сделать человека агрессивным» Необходимо написать на бумаге небольшой рецепт, следуя которому можно сделать человека агрессивным.
2 задание «Портрет» Описать словами портрет агрессивного человека.
Задачи педагогов:
Контроль над собственными негативными эмоциональными состояниями, так как умение взрослого владеть собой является лучшим гарантом адекватного поведения детей.
Овладение приемами конструктивного, позитивного общения в целях исключения ответной агрессивной поведенческой реакции со стороны детей или погашения уже имеющейся.
Говорить с ребенком о своих чувствах и переживаниях, язык «Я-сообщений».
Не оценивать личность ребенка, а говорить о нежелательных действиях ребенка.
Обладать навыками саморегуляции.
Обзывалки
Цель: знакомство с игровыми приемами, способствующими разрядке гнева в приемлемой форме при помощи вербальных средств.
Участники игры передают по кругу мяч, при этом называют друг друга разными необидными словами. Это могут быть названия деревьев, рыб, цветов. Каждое обращение обязательно должно начинаться со слов «А ты…». Например: «А ты – моя морковка»
В заключительном круге играющие обязательно говорят своему соседу что-нибудь приятное, например «А ты моя радость!»
Рефлексия. Получение обратной связи. Участники делятся своими впечатлениями, рассказывают об ощущениях в начале упражнения и в конце. Опыт показывает, что у детей, получивших возможность выплеснуть с разрешения взрослых негативные эмоции, а вслед за этим услышавших о себе, уменьшается желание действовать агрессивно.
Упражнение «работа с гневом».
Группа делится на 3—4 подгруппы, каждой из которых выдается список способов выражения гнева. Подгруппы в результате обсуждения выбирают из всего списка те приемы, которые считают наиболее приемлемыми в работе с детьми и подопечными. Причем методы отбираются в зависимости от контингента:
для детей, для неговорящих детей, для подростков, молодежи, подопечных с диагнозом «шизофрения» и т.д. Затем каждая подгруппа зачитывает свой список и обосновывает по возможности с вой выбор, а остальные участники дополняют его, перечисляя удачные приемы и методы, которые уже успешно используются ими в повседневной практике.
Упражнение на снятие психоэмоционального напряжения
Цель: развитие навыков саморегуляции и снятия психоэмоционального напряжения.
Под медитативную музыку все участники рисуют любые изображения, цветовые пятна в течение 10 -15 минут. После этого рисунки отдаются психологу «в сейф».
Подведение итогов. Обсуждение своих эмоциональных переживаний и ощущений. Совместная выработка и обсуждение рекомендаций по работе с агрессивными детьми, приемов саморегуляции и снятия психоэмоционального напряжения для детей и взрослых.
Давайте всегда будем помнить, что сдержанность в поведении, способность сдерживать свои негативные чувства - показатель внутренней культуры и воспитанности, обязательный атрибут делового и просто успешного человека.
КАРТОЧКИ С ЗАДАНИЯМИ ДЛЯ ПРОВЕДЕНИЯ ПРОЦЕДУРЫ «ПСИХОЛОГИЧЕСКИЙ ПРАКТИКУМ»
_______________________________________________________________
Пример 1. Ребенок во время тихого часа поет песни, шепчется с соседями, требует, чтобы воспитатель сидел рядом с ним и гладил его по спине. Угрожает, что если воспитатель не сядет к нему на кровать, он скажет маме, что в группе его наказали и нашлепали. Ваши действия.
________________________________________________________________
Пример 2. Ребенок 2-го класса отказывается выполнять какие-либо задания во время проведения контрольной работы. Он встает, ходит по классу и стирает с доски записи учителя (задания контрольной работы).
Ваши действия.
_________________________________________________________________
Пример 3. Ребенок 7 лет грубит родителям, употребляет нецензурные выражения, стены своей комнаты исписывает бранными словами. Ваши действия.
__________________________________________________________________
Пример 4. Ребенку 10 лет. В течение 45 минут урока математики он каждые 5— 7 минут получает замечание учителя, на которое отзывается бранью и криками. В кабинет директора идти отказывается.
Ваши действия.
__________________________________________________________________
Пример 5. Ребенок 5 лет за один вечер три раза подрался с братом (8 лет), разбил стакан, сломал папин калькулятор, разлил чай. Каждое происшествие сопровождалось слезами, криками и искренним раскаянием с обещаниями впредь вести себя хорошо. Но через несколько минут он уже снова дерется, кричит, носится по квартире как смерч и роняет по пути предметы.
Ваши действия.
__________________________________________________________________
Пример 6. Ребенок 6 лет требует подать ужин к телевизору, от экрана которого он не отходит уже в течение трех часов. Заявляет:
здесь главный! Вы все должны меня слушаться. Не будете слушаться — я буду психовать. Вам тогда не сдобровать! При малейшем неподчинении родителей он бросается на пол, бьется руками, ногами об пол, пронзительно визжит.
Ваши действия.
__________________________________________________________________
Пример 7. Ребенок 6 лет заявляет маме в игрушечном магазине: Ты, кажется, говорила, что меня любишь? Тогда быстро покупай мне новый пистолет». Ваши действия.
__________________________________________________________________
Способы выражения (выплескивания) гнева
1. Громко спеть любимую песню.
2.Прометать дротики в мишень.
3. Попрыгать на скакалке.
4. Используя «стаканчик для криков», высказать все свои отрицательные эмоции.
5. Подраться с братом или сестрой.
6. Налить в ванну воды, запустить в нее несколько пластмассовых игрушек и бомбить их каучуковым мячом.
7. Пускать мыльные пузыри.
8. Устроить «бой» с боксерской грушей.
9. Пробежать по коридору школы, детского сада.
10. Полить цветы.
11. Быстрыми движениями руки стереть с доски.
12. Забить несколько гвоздей в мягкое бревно.
13. Погоняться за кошкой (собакой).
14. Пробежать несколько кругов вокруг дома.
15.Передвинуть в квартире мебель (например, журнальный столик)
16. Поиграть в «настольный футбол» (баскетбол, хоккей).
17. Постирать белье.
18. Отжаться от пола максимальное количество раз.
19.Сломать несколько игрушек.
20.Устроить соревнование «Кто громче крикнет», «Кто выше прыгнет», « Кто быстрее пробежит»
21. Стучать карандашом по парте
22. Скомкать несколько листов бумаги, а затем их выбросить.
23.Быстрыми движениями руки нарисовать обидчика, а затем зачирикать его.
24. Слепить из пластилина фигуру обидчика и сломать его.
СПОСОБЫ ВЫРАЖЕНИЯ (ВЫПЛЕСКИВАНИЯ) ГНЕВА.
1. Громко спеть любимую песню.
2. Пометать дротики в мишень.
3. Спорт и движение: игры с мячом, бег, прыжки, танцы, бассейн, попрыгай на скакалке.
4. Использовать стаканчик для криков высказать все свои отрицательные эмоции.
5. Налить в ванну воды, запустить в неё несколько пластмассовых игрушек и бомбить их каучуковым мячом.
6. Пускать мыльные пузыри.
7. Устроить бой с боксёрской грушей или «подушечный» бой, использовать надувные дубинки.
8. Пробежать по коридору школы, детского сада.
9. Направь энергию гнева на полезное дело: вымой посуду, вытри пыль, постирай бельё, пропылесось, подмети, вымой пол, полей цветы.
10. Напиши письмо своему обидчику, но не отправляй его, порви.
11. Забить несколько гвоздей в мягкое бревно.
12. Погоняться за кошкой (собакой).
13. Пробежать несколько кругов вокруг дома, детского сада.
14. Прогулка в лес, в парк, на реку.
15. Поиграть в настольный футбол (баскетбол, хоккей).
16. Постирать белье.
17. Отжаться от пола максимальное количество раз.
18. Сожми кулаки так сильно, как будто выжимаешь сок из лимона.
19. Устроить соревнование «Кто громче крикнет. Кто выше прыгнет. Кто быстрее пробежит».
20. Стучать карандашом по парте.
21. Скомкать несколько листов бумаги, а затем их выбросить.
22. Быстрыми движениями руки нарисовать обидчика, а затем зачеркать его.
23. Слепить из пластилина (бумаги) фигуру обидчика и сломать ее.
24. Взять стопку листов плотной бумаги или картона и попытаться порвать ее.
25. Резко и быстро черкать карандашом по листу бумаги.
26. Попробуй понять причину своего гнева. Я зол, потому что…Мне обидно, что…
27. Принять ванну, поиграть с пеной, принять душ.
ПОРТРЕТ «ОСОБОГО» РЕБЕНКА
- слишком говорлив
- продуктивно работает
- отказывается от коллективной игры
- чрезмерно подвижен
- имеет высокие требования к себе
- не понимает чувств и переживаний других людей
- ощущает себя отверженным
- любит ритуалы
- имеет низкую самооценку
- часто ругается со взрослыми
- создает конфликтные ситуации
- отстает в развитии речи
- чрезмерно подозрителен
- вертится на месте
- совершает стереотипные механические движения
- постоянно контролирует свое поведение
- чрезмерно беспокоится по поводу каких-либо событий
- сваливает вину на других
- беспокоен в движениях
- имеет соматические проблемы: боли в животе, в горле, головные боли
- часто спорит со взрослыми
- суетлив
- кажется отрешенным, безразличным к окружающим
- любит заниматься головоломками, мозаиками
- часто теряет контроль над собой
- отказывается выполнять просьбы
- импульсивен
- плохо ориентируется в пространстве
- часто дерется
- имеет отсутствующий взгляд
- часто предчувствует «плохое»
- самокритичен
- не может адекватно оценить свое поведение
- имеет мышечное напряжение
- увлекается коллекционированием
- имеет плохую координацию движений
- опасается вступать в новую деятельность
- часто специально раздражает взрослых
- задает много вопросов, но редко дожидается ответов
- робко здоровается
- годами играет в одну и ту же игру
- мало и беспокойно спит
- говорит о себе во втором и третьем лице
- толкает, ломает, рушит все кругом
- чувствует себя беспомощным
РЕЦЕПТ: КАК СДЕЛАТЬ РЕБЁНКА АГРЕССИВНЫМ
______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
РЕЦЕПТ: КАК СДЕЛАТЬ РЕБЁНКА АГРЕССИВНЫМ
______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
Рекомендации педагогам в целях конструктивного воздействия на агрессивные реакции подопечных:
1. Спокойное отношение, игнорирование незначительной агрессии. Озадачьте «агрессора», неожиданно соглашаясь с ним или меняя тему. Отвечайте так, как если бы слова подопечного были безобидными, незначительными или очевидными.
2. Акцентирование внимания на поступках (поведении), а не на личности подопечного. Например, «Ты воспитанный человек, но сейчас ведешь себя агрессивно, переступаешь допустимую черту», «Я знаю, что ты дисциплинированный. Почему ты сейчас нарушаешь правило?», «Ты злишься? Ты хочешь меня обидеть? Ты хочешь продемонстрировать свою силу?».
3. Контроль педагогом собственных негативных эмоций — это не подкрепляет агрессивное поведение, сохраняет партнерские отношения, демонстрирует модели неагрессивного поведения, укрепляет авторитет педагога.
4. Снижение напряжения ситуации. Педагогам не стоит использовать в адрес агрессивного подопечного:
- гневные интонации,
- сарказм и насмешки,
- демонстрацию власти,
- агрессивные позы и жесты,
- физическую силу,
- жесткие требования, давление,
- оценку характера и личности подопечного,
- втягивание в конфликт других подопечных и сотрудников,
- сравнение с другими подопечными,
- нотации и проповеди,
- обобщения,
- придирки,
- передразнивание и др.
Ведь некоторые из этих реакций могут остановить проступок на короткое время, но отрицательный эффект от такого поведения принесет гораздо больше вреда.
5. Обсуждение проступка после успокоения обеих сторон, но как можно скорее после инцидента, сначала наедине, без свидетелей, а затем в группе. Важно сохранять спокойную, объективную позицию, акцентировать внимание на проступке и его негативных последствиях для окружающих и самого подопечного.
6. Сохранение положительной репутации подопечного в кругу сверстников. Для подопечного, тем более умственно отсталого, самое страшное — публичное осуждение и негативная оценка. Сохранить положительную репутацию можно, публично сведя к минимуму вину подопечного, предложив компромисс и не требуя полного подчинения, но, не распространяя это на личное общение.
7. Демонстрация модели неагрессивного поведения. Альтернативное агрессивному поведение педагога можно построить, используя следующие приемы. А именно выдержать паузу, молча заинтересованно выслушав «агрессора», сообщить ему свои требования
Давайте всегда будем помнить, что сдержанность в поведении, способность сдерживать свои негативные чувства - показатель внутренней культуры и воспитанности, обязательный атрибут делового и просто успешного человека.
ПРИЧИНЫ ПОЯВЛЕНИЯ АГРЕССИИ У ДЕТЕЙ И МЕТОДЫ ЕЁ КОРРЕКЦИИ.
Причина | Методы коррекции |
1. Недостаток двигательной активности, недостаток физической нагрузки | – подвижные игры; – спортивные эстафеты; – «минутки радости» между занятиями. |
2. Дефицит родительского внимания, неудовлетворенная потребность в родительской любви и принятии | – беседа с родителями; – направление к психологу; – наблюдение за поведением ребенка; – совместное включение в сюжетно-ролевые игры; – налаживание эмоционального контакта с ребенком. |
3. Повышенная тревожность, страх нападения со стороны родителей | - прекращение любых физических наказаний, оскорблений, унижения; - налаживание эмоционального контакта с ребенком; - обращение к администрации ДОУ, в органы защиты прав детей. |
4. Усвоение эталонов агрессивного поведения в группе, классе | - беседа с воспитателями, нянями, - направление к психологу. |
5. Косвенно стимулируемая агрессивность (СМИ, игрушки) | – препятствовать появлению в группе таких игрушек или направлять их агрессивный потенциал в положительное русло; – проигрывать и оговаривать сюжеты положительных мультфильмов и сказок; – ненавязчивые разъяснения поступков действующих лиц; – давать способы и образцы миролюбивых способов общения; – перевод драк в конструктивное русло: игры в пиратов, похитителей сокровищ. |
6. Низкий уровень развития игровых и коммуникативных навыков | – подвижные, сюжетно-ролевые игры, игры на понимание эмоционального состояния; – психогимнастика, игры на мимическое и пантомимическое самовыражение; – обучение приемам саморасслабления; – занятия и игры на обучение коммуникативным навыкам. |
7. Внутренняя неудовлетворённость ребёнком своего положения в группе сверстников, отсутствие внимания, особенно, если ему присуще стремление к лидерству | - включение ребёнка в коллективные игры на эмоциональное общение и сближение; - вовлечение в совместную деятельность, где могут раскрыться достоинства ребёнка. |