СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Семинар для учителей начальных классов "Дисграфия, дислексия, дискалькулия"

Нажмите, чтобы узнать подробности

Что такое ММД.Виды нарешения письма и чтения.

Просмотр содержимого документа
«Семинар для учителей начальных классов "Дисграфия, дислексия, дискалькулия"»

Семинар для учителей начальных классов  по теме:   Дисграфия. Дислексия. Дискалькулия. Педагог- психолог:  Мухина А.А.

Семинар для учителей начальных классов по теме:

Дисграфия. Дислексия.

Дискалькулия.

Педагог- психолог:

Мухина А.А.

Минимальные мозговые дисфункции (ММД)  представляют собой наиболее распространенную форму нервно-психических нарушений в детском возрасте  В настоящее время ММД рассматриваются как последствия ранних локальных повреждений головного мозга, выражающиеся в возрастной незрелости отдельных высших психических функций и их дисгармоничном развитии .

Минимальные мозговые дисфункции (ММД)

  • представляют собой наиболее распространенную форму нервно-психических нарушений в детском возрасте
  • В настоящее время ММД рассматриваются как последствия ранних локальных повреждений головного мозга, выражающиеся в возрастной незрелости отдельных высших психических функций и их дисгармоничном развитии .
Вследствие очагового поражения, недоразвития или дисфункции тех или иных отделов коры больших полушарий мозга ММД у детей проявляются в виде нарушений двигательного и речевого развития, формирования навыков письма (дисграфия), чтения (дислексия), счета (дискалькулия) .
  • Вследствие очагового поражения, недоразвития или дисфункции тех или иных отделов коры больших полушарий мозга ММД у детей проявляются в виде нарушений двигательного и речевого развития, формирования навыков письма (дисграфия), чтения (дислексия), счета (дискалькулия) .
 Дисграфия — это частичное специфическое нарушение процесса письма.  Дислексия — это частичное специфическое нарушение процесса чтения, обусловленное несформированностью (нарушением) высших психических функций, проявляющееся в повторяющихся ошибках стойкого характера . Дискалькулия — специфическое нарушение обучения счету, проявляющееся в разных возрастах дошкольной и школьной популяции.
  • Дисграфия — это частичное специфическое нарушение процесса письма.
  • Дислексия — это частичное специфическое нарушение процесса чтения, обусловленное несформированностью (нарушением) высших психических функций, проявляющееся в повторяющихся ошибках стойкого характера .
  • Дискалькулия специфическое нарушение обучения счету, проявляющееся в разных возрастах дошкольной и школьной популяции.
Дети, страдающие дисграфией и дислексией, осознают, что их речь отличается от речи сверстников. Неудачи постепенно формируют низкий уровень самооценки, и ребёнок становится молчаливым, застенчивым, нерешительным. Появляются сложности в общении со сверстниками. Боясь насмешек, ребёнок может отказаться ходить в школу. Другая крайность — обида на всех и вся, немотивированная агрессия и постоянные конфликты с учителями.  Речевые отклонения оказывают огромное влияние на психологическое состояние ребёнка.
  • Дети, страдающие дисграфией и дислексией, осознают, что их речь отличается от речи сверстников. Неудачи постепенно формируют низкий уровень самооценки, и ребёнок становится молчаливым, застенчивым, нерешительным. Появляются сложности в общении со сверстниками. Боясь насмешек, ребёнок может отказаться ходить в школу. Другая крайность — обида на всех и вся, немотивированная агрессия и постоянные конфликты с учителями.
  • Речевые отклонения оказывают огромное влияние на психологическое состояние ребёнка.
Дислексия — один из видов неспособности детей к учению. Неспособными учиться в этом случае являются дети с нормальным уровнем умственного развития, без моторных отклонений, без дефектов органов чувств, которым плохо дается чтение, письмо или математика. Около 80 % таких детей — мальчики. Многие из них страдают синдромом дефицита внимания (неспособностью долго сосредоточиваться на предмете для его изучения) и гиперактивности (неспособностью более или менее долгое время сидеть спокойно).
  • Дислексия — один из видов неспособности детей к учению. Неспособными учиться в этом случае являются дети с нормальным уровнем умственного развития, без моторных отклонений, без дефектов органов чувств, которым плохо дается чтение, письмо или математика. Около 80 % таких детей — мальчики. Многие из них страдают синдромом дефицита внимания (неспособностью долго сосредоточиваться на предмете для его изучения) и гиперактивности (неспособностью более или менее долгое время сидеть спокойно).
 В группу риска входят дети, не страдающие речевыми нарушениями, но имеющие недостаточно четкую артикуляцию. Про них обычно говорят: «Еле языком ворочает». Нечеткая команда от нечеткого артикулирования может вызвать и нечеткие ответные реакции, что влечет за собой ошибки в чтении и письме. Как же среди испытывающих трудности в обучении распознать нуждающихся в помощи специалистов?
  • В группу риска входят дети, не страдающие речевыми нарушениями, но имеющие недостаточно четкую артикуляцию. Про них обычно говорят: «Еле языком ворочает». Нечеткая команда от нечеткого артикулирования может вызвать и нечеткие ответные реакции, что влечет за собой ошибки в чтении и письме.
  • Как же среди испытывающих трудности в обучении распознать нуждающихся в помощи специалистов?
 Для своевременного выявления детей, имеющих нарушения письменной речи, учитель должен быть знаком с проявлениями этих нарушений. Но необходимо помнить, что эти знания дают учителю возможность только вовремя обратить внимание на проблемы ребенка, посоветовать родителям обратиться к логопеду , но ни в коем случае не позволяют самостоятельно делать заключение, подвергая и ребенка, и родителей лишнему беспокойству, возможно, необоснованному.
  • Для своевременного выявления детей, имеющих нарушения письменной речи, учитель должен быть знаком с проявлениями этих нарушений. Но необходимо помнить, что эти знания дают учителю возможность только вовремя обратить внимание на проблемы ребенка, посоветовать родителям обратиться к логопеду , но ни в коем случае не позволяют самостоятельно делать заключение, подвергая и ребенка, и родителей лишнему беспокойству, возможно, необоснованному.
Существует несколько видов нарушений письма и чтения, каждому виду соответствуют и свои ошибки: Смешение букв при чтении и письме по оптическому сходству: б – д; – т; Е – З; а – о; и т. д. Ошибки, связанные с нарушением произношения. Ребенок пишет то же, что и говорит: «сапка» (шапка). Смешиваются гласные [о] – [у], [йо] – [йу]; согласные [р] – [л], [й] – [л ۥ ].

Существует несколько видов нарушений письма и чтения, каждому виду соответствуют и свои ошибки:

  • Смешение букв при чтении и письме по оптическому сходству: б – д; – т; Е – З; а – о; и т. д.
  • Ошибки, связанные с нарушением произношения. Ребенок пишет то же, что и говорит: «сапка» (шапка).
  • Смешиваются гласные [о] – [у], [йо] – [йу]; согласные [р] – [л], [й] – [л ۥ ].
Парные звонкие и глухие согласные, свистящие и шипящие, звуки [ц], [ч], [щ] смешиваются как между собой, так и с другими фонемами. Например: «тубло» (дупло), «лёбит» (любит). Большой процент ошибок из-за неумения ребенка передавать на письме мягкость согласных: «сольить» (солить), «въезет» (везет). Одними из проявлений дисграфии также являются слитное написание предлогов, раздельное — приставок.
  • Парные звонкие и глухие согласные, свистящие и шипящие, звуки [ц], [ч], [щ] смешиваются как между собой, так и с другими фонемами. Например: «тубло» (дупло), «лёбит» (любит).
  • Большой процент ошибок из-за неумения ребенка передавать на письме мягкость согласных: «сольить» (солить), «въезет» (везет).
  • Одними из проявлений дисграфии также являются слитное написание предлогов, раздельное — приставок.
Симптомы специфической дискалькулии выражаются в трудностях : понимания разрядного строения числа и понятия числа; понимания внутреннего состава числа и связи чисел между собой; понимания левого и правого компонентов числа, значения нуля; перечисления и выстраивания автоматизированных цифровых, особенно порядковых, рядов;

Симптомы специфической дискалькулии выражаются в трудностях :

  • понимания разрядного строения числа и понятия числа;
  • понимания внутреннего состава числа и связи чисел между собой;
  • понимания левого и правого компонентов числа, значения нуля;
  • перечисления и выстраивания автоматизированных цифровых, особенно порядковых, рядов;
выполнения элементарных вычислительных действий (сложения, особенно с переходом через десяток, вычитания, деления, умножения); распознавания числовых знаков; соотнесения чисел в арифметическом действии; заучивания таблицы умножения;
  • выполнения элементарных вычислительных действий (сложения, особенно с переходом через десяток, вычитания, деления, умножения);
  • распознавания числовых знаков;
  • соотнесения чисел в арифметическом действии;
  • заучивания таблицы умножения;
В зависимости от возрастной сформированности высших психических функций степень тяжести дискалькулии может варьироваться от легкой и средней до высокой. Клиническая диагностика специфических дискалькулий осложнена многозначностью этиологии заболевания  
  • В зависимости от возрастной сформированности высших психических функций степень тяжести дискалькулии может варьироваться от легкой и средней до высокой. Клиническая диагностика специфических дискалькулий осложнена многозначностью этиологии заболевания

 

Лечение дискалькулии   Комплексные медико-педагогические мероприятия проводятся в амбулаторно-поликлинических условиях, детских специализированных учреждениях и школьном логопедическом пункте. Предполагается совместная работа специалистов разного профиля: логопеда, психолога, невролога и др. Имеет значение проведение адекватного курса лечения (логопедических занятий и медикаментозной терапии) , направленного на активизацию деятельности мозговых структур.

Лечение дискалькулии

  • Комплексные медико-педагогические мероприятия проводятся в амбулаторно-поликлинических условиях, детских специализированных учреждениях и школьном логопедическом пункте. Предполагается совместная работа специалистов разного профиля: логопеда, психолога, невролога и др.
  • Имеет значение проведение адекватного курса лечения (логопедических занятий и медикаментозной терапии) , направленного на активизацию деятельности мозговых структур.