«Формирование и оценка функциональной грамотности– одна из основных задач ФГОС»
Почему понятие функциональной грамотности стало актуальным для современной школы?
Приоритетной целью становится формирование функциональной
грамотности в системе общего образования (PISA: математическая, естественнонаучная, читательская и др.)
ИЗМЕНЕНИЕ З АП Р ОС А
НА КАЧЕСТВО ОБЩЕГО
ОБ Р АЗО В АНИЯ
Создание поддерживающей позитивной образовательной среды за счет изменения содержания образовательных программ для более полного учета интересов
учащихся и требований 21 века (Япония, Сингапур, Китай, Корея и др.)
- Усиление внимания к формированию функциональной грамотности
- Повышение уровня познавательной
самостоятельности учащихся
- Формирование метапредметных результатов
- Повышение интереса учащихся к изучению
математики и естественнонаучных предметов
- Повышение эффективности работы с одаренными и успешными учащимися
- Повышение эффективности инвестиций в образование
- Улучшение образовательной среды в школе
Направления
совершенствования общего образования
в России
Содержательная и критериальная основа совершенствования и оценки качества образования
ОЭСР 2030
Через оценку качества образования система
образования настраивается на новые результаты.
Что такое функциональная грамотность?
6
Оценка функциональной грамотности в контексте МЕЖДУНАРОДНЫХ ИССЛЕДОВАНИЙ
Основные направления формирования
функциональной грамотности
- Математическая грамотность
- Читательская грамотность
- Естественнонаучная грамотность
- Финансовая грамотность
- Глобальные компетенции
- Креативное мышление
2
9
Математическая грамотность
Мониторинг 7 класс
Мониторинг 5 класс
Исследование PISA
Кассовый аппарат
Бугельные подъемники
Покупка телевизора
Петергоф
Р а с су ж дать
Взвешивание фруктов
Ремонт комнаты
Читательская грамотность
Мониторинг 5 класс
понимать и использовать письменные тексты,
заниматься чтением для того, чтобы достигать своих целей,
- расширять свои знания и возможности,
- участвовать в социальной жизни.
Мониторинг 7 класс
Моя Россия: большое в малом
Погружение
Собака бывает кусачей
Тихая дискотека
Всероссийский конкурс сочинений
Автопилот
Оценка читательской грамотности (Мониторинг формирования функциональной грамотности)
- Находить и извлекать информацию
- Интегрировать и интерпретировать информацию
- Осмысливать и оценивать содержание и форму текста
- Использовать информацию из текста
ВИДЫ ТЕКСТОВ
сплошные несплошные составные
Естественнонаучная грамотность
Мониторинг 5 класс
Мониторинг 7 класс
Исследование PISA
Лыжи
Горки
Аквариум
Чем питаются растения?
Зеркала
Метро
Естественнонаучная грамотность – это способность человека занимать активную гражданскую позицию по вопросам, связанным с естественными науками, и его готовность интересоваться естественнонаучными идеями.
Естественнонаучно грамотный человек стремится участвовать в аргументированном обсуждении проблем, относящихся к естественным наукам и технологиям, что требует от него следующих компетентностей :
- научно объяснять явления;
- понимать основные особенности естественнонаучного исследования;
- интерпретировать данные и использовать научные доказательства для получения выводов.
Финансовая грамотность
Мониторинг 5 класс
Мониторинг 7 класс
Валюта
Исследование PISA
Деньги
Траты Димы
Сашина копилка
Две семьи
Рациональное поведение
Финансовая грамотность
Акцент на конкретные повседневные ситуации решения личных и семейных финансовых вопросов
деньги
д о х од
В фокусе внимания модели
поведения
личности в
сфере финансов
и услуг
- упра в ление семейным бюджетом
- планирование финансовых дел и др.
то в а р ы
про ц ент
усл у ги
накопления
права покупателей
инвестиции
банковский счет
ст р а х ов к а
инфляция
пенсия
р и ск
Глобальные компетенции
Исследование PISA
Мониторинг 7 класс
Мониторинг 5 класс
Доступ к чистой воде
Между горами и
морем
Государство
«Мусорные острова»
Забота о животных
Здоровье
Глобальная компетентность — это многогранная цель обучения на протяжении всей жизни. Глобально компетентная личность способна изучать местные, глобальные проблемы и вопросы межкультурного взаимодействия, понимать и оценивать различные точки зрения и мировоззрения, успешно и уважительно взаимодействовать с другими, а также действовать ответственно для обеспечения устойчивого развития и коллективного благополучия.
Креативное мышление (примеры заданий)
Мониторинг 5 класс
Мониторинг 7 класс
Нет вредным привычкам
Геометрические фигуры
Визуальное самовыражение
Сюжет для спектакля
Игра «Путешествие по школе»
Письменное самовыражение
Хочу помочь!
Школа будущего
Решение социальных проблем
За чистоту воды
Изобретаем соревнование
Решение естественнонаучных проблем
Приёмы по формированию ФГ
- «Опорный конспект»
- «Ключевые слова»,
- «Ошибкоопасное место»
- Отсроченная отгадка
- Проблемная ситуация
- Кластер
- Корзины идей
- Шаг за шагом
- Денотатный граф
- Яркое пятно
- Удивляй
- «Читаем и спрашиваем»
- «Верные – неверные утверждения»
- «Дневник двойных записей»
- «Чтение с пометками»
- «Ассоциативный куст»
- «Ромашка Блума», «Кубик Блума»
- «Приём тонких и толстых вопросов»
- «Чтение с остановками»
- «Дерево предсказаний»
- «Проблемная ситуация»
- «Метод кейсов»
- «Удивляй»
- «Своя опора»
Особенности заданий для оценки функциональной грамотности
- Задача, поставленная вне предметной области и решаемая с помощью предметных знаний, например, по математике.
- В каждом из заданий описываются жизненная ситуация, как правило, близкая понятная учащемуся.
- Контекст заданий близок к проблемным ситуациям, возникающим в повседневной жизни.
- Ситуация требует осознанного выбора модели поведения.
- Вопросы изложены простым, ясным языком и, как правило, немногословны.
- Требуют перевода с обыденного языка на язык предметной области (математики, физики и др.)
- Используются иллюстрации: рисунки, таблицы.
Что делать?
Эффективное введение ФГОС:
- реализация педагогических практик развивающего обучения
- внедрение новой системы учебных заданий и учебных
ситуаций, ориентированных на формирование функциональной грамотности
- повышение квалификации учителей
Учебно-методические средства обучения:
- технологии развивающего обучения
- эффективные педагогические практики
- учебные задания и учебные ситуации
87