Семинар «Использование метода проектов на уроках физики»
Физика начинается не с того, что кажется очевидным, а с проблемы. Чтобы у учащегося развивалось творческое мышление, необходимо, чтобы он почувствовал удивление и любопытство. Только через преодоление трудностей, решение проблем, ребенок может войти в мир творчества. Если ученик сумеет справиться с работой над учебным проектом, можно надеяться, что в настоящей взрослой жизни он окажется более приспособленным: сумеет планировать собственную деятельность, ориентироваться в разнообразных ситуациях, совместно работать с различными людьми, т.е. адаптироваться к меняющимся условиям. На уроках надо научить детей получать знания, научить работать, научить жить. Стремиться работать над повышением интереса, самостоятельности и активности учащихся на уроках, психологического благополучия и здоровья детей в учебной деятельности, повышением уровня использования наглядности и визуализации на уроке, повышением эстетической привлекательности урока, привлечением учащихся к использованию ИКТ при самоподготовке, повышением уровня математической грамотности. В работе метода проектов используются групповые и индивидуальные, информационные и практико-ориентированные проекты. Так же применяется модель учебного занятия в режиме проектного обучения, используя технологию исследовательского проекта. Опыт работы, диагностики, анкетирования показали, что ИКТ – это технология не только сегодняшнего, но и завтрашнего дня. Все, что я познаю, я знаю, для чего это мне надо и где и как я могу эти знания применить.
Проект – это «пять П». 1. Наличие проблемы. Работа над проектом всегда направлена на разрешение конкретной проблемы. Нет проблемы – нет деятельности. Поле для выбора темы проектов по физике огромно. Проект может быть связан с изучением какой-либо темы, которая не изучается в школьной программе.
2.Обязательное планирование действий. В ходе разбора и обсуждения проекта вырабатывается план совместных действий ученика и учителя. Создаётся банк идей и предложений. На протяжении всей работы учитель помогает в постановке цели, корректирует работу, но ни в коем случае не навязывает ученику своё видение решения задачи.
3.Поиск информации - обязательное условие каждого проекта. Большую поддержку в этом оказывают Интернет ресурсы. Нельзя забыть также библиотеку и опрос родителей или взрослых. Найденная информация, обрабатывается, осмысливается. После совместного обсуждения выбирается базовый вариант. Учитель корректирует последовательность технологических операций в каждой работе.
4. Результат работы – продукт. Учащиеся, выбрав посильные технологии для создания своей работы на компьютере, уточняют, анализируют собранную информацию, формулируют выводы. Учитель выступает в роли научного консультанта. Результаты выполненных проектов должны быть, что называется, «осязаемыми». Если это теоретическая проблема, то конкретное ее решение, если практическая − конкретный результат, готовый к использованию (на уроке, в школе, в реальной жизни). В зависимости от места, где применяется метод, могут быть и разные продукты. Например, продуктом самостоятельной деятельности учащихся на уроке, может быть опорный конспект, памятка по методам решения задач, сборник ключевых задач по изучаемой теме и др. Например, ученики 7 класса могут сочинить сказку или детективную историю по изучаемой теме. Прикладной проект может быть связан с применением в повседневной жизни. Результатами работы над проектами во внеурочной деятельности становятся рефераты, эссе, электронные пособия, мультимедийные продукты и т. д.
5. Презентация результатов - представление готового продукта. Иными словами, презентация продукта и защиты самого проекта в форме конкурса, выставки, презентации. При защите учащиеся демонстрируют и комментируют глубину разработки поставленной проблемы, её актуальность, объясняют полученный результат, развивая при этом свои ораторские способности. Оценивается каждый проект всеми участниками занятий. Учащиеся с интересом смотрят работы других и с помощью учителя учатся оценивать их. В заключении можно провести рефлексию. Предложить следующие вопросы для обсуждения: Появились ли у вас новые знания, умения в процессе работы над проектом? Что в работе над проектом было наиболее интересным? Каковы были основные трудности и как вы их преодолевали? Какие можете сделать себе замечания и предложения на будущее? Поблагодарить учеников и обязательно их наградить, вручая диплом разработчика проекта, лучшего дизайнера и т.д. Каждому из участников проекта выставляется отметка по физике и успехи учеников рождают желание работать дальше. Приобщение учащихся к проектной деятельности с использованием компьютерно- информационных технологий позволяет наиболее полно определять и развивать интеллектуальные и творческие способности. Особенностью учебного процесса с применением компьютерных средств является то, что центром деятельности становится учение, а учитель выступает в роли помощника, консультанта, поощряющего оригинальные находки, стимулирующего активность, инициативу, самостоятельность.
Основная задача школы состоит не только в том, чтобы дать учащимся глубокие знания, но в том, чтобы научить их самостоятельно решать возникающие вокруг него проблемы и, главное, чтобы учение стало для ребят увлекательным, радостным и интересным делом.