Семинар на тему «Анализ типичных пунктуационных ошибок как форма работы»
Подготовила:Бакаева Х.В .
РАБОТА НАД ПУНКТУАЦИОННЫМИ ОШИБКАМИ УЧАЩИХСЯ
Пунктуационная ошибка - это неиспользование пишущим необходимого знака препинания, его употребление там, где он не требуется, а также необоснованная замена одного знака препинания другим. Пунктуационная ошибка противопоставляется пунктуационной норме, отраженной в пунктуационном правиле. Работа над пунктуационными ошибками - необходимое звено в системе формирования у учащихся пунктуационных умений.
Причины появления у учащихся пунктуационных ошибок
Пунктуационные ошибки в настоящее время занимают первое место по сравнению с другими типами ошибок. Так, в среднем на одну орфографическую ошибку в письменных работах учащихся приходится четыре-пять пунктуационных ошибок. Их распространенность объясняется чрезвычайной сложностью пунктуационного умения, которое основывается не только на знании синтаксиса и умении достаточно быстро схематизировать структуру записываемого предложения, как считает Г.И. Блинов, но и на умении выражать разные смыслы в коммуникативных единицах - предложении и тексте.
Объективными (вытекающими из характера объема изучения пунктуации) являются следующие причины (или факторы пунктуационного риска):
- незнание учащимися пунктуационной нормы к моменту написания письменной работы;
- коммуникативно-речевая основа постановки знаков препинания, связанная с выделением смыслов, которые необходимо обозначить средствами графики;
- связь с достаточно сложной грамматикой;
- наличие массы ограничений в употреблении знаков препинания в одной и той же синтаксической позиции;
- возможность семантически по-разному членить коммуникативную единицу.
Субъективными (зависящими от особенностей восприятия и мыслительной деятельности пишущего) являются следующие причины:
- неточное или полное незнание пишущим пунктуационнойнормы;
- незнание опознавательных признаков смысловых отрезков, подлежащих выделению знаками препинания;
- невладение синтаксическим и смысловым разбором предложения;
- смешение условий выбора знаков препинания, приводящее к созданию пишущим ложных правил.
Предупреждение пунктуационных ошибок в письменных работах учащихся
Для нейтрализации причин появления пунктуационных ошибок выработаны соответствующие приемы работы. Рассмотрим их применительно к каждой из причин. Если в предлагаемом упражнении невозможно обойтись без еще не изученных синтаксических конструкций, следует предварительно разъяснить ученикам соответствующую норму и указать знаки, которые они должны поставить. Перед ознакомлением с новой нормой необходимо сформировать у школьников синтаксическую зоркость и прочные умения синтаксически разбирать данную конструкцию. Учитывая связь пунктуации с речью, следует в систему пунктуационных
упражнений включать коммуникативные упражнения, направленные на выражение тех значений, которые лежат в основе изучаемого смыслового отрезка. В языковом материале, отбираемом для пунктуационного упражнения, должны быть представлены все варианты данной нормы.
Существенную роль в предупреждении ошибок играет работа, обеспечивающая знание опознавательных признаков смысловых отрезков, подлежащих выделению или невыделению знаками препинания, а также сопоставление и противопоставление условий выбора смешиваемых детьми норм.
Методика работы над пунктуационными ошибками в обучающих упражнениях.
Работа над пунктуационными ошибками в ранее выполненных обучающих упражнениях совмещается с темой очередного урока и включается в его план как органическая часть. В поурочном плане предусматриваются следующие ее элементы:
- исправление учащимися ошибок и их учет при раздаче тетрадей;
- включение учителем предложений, в которых были пунктуационные ошибки, в систему дидактического материала, подобранного им для закрепления нового (в виде диктантов, составления схем предложений, подбора аналогичных предложений, нахождения и выписывания таких же предложений из учебника или из других источников).
В дальнейшем на уроках целесообразно при проверке домашнего задания предлагать отвечавшим в качестве дополнительного задания мини-диктанты из их личных учетных листов. Такая организация работы обяжет учащихся систематически повторять трудный для них материал.
Методика работы над пунктуационными ошибками в контрольных диктантах.
Для работы над ошибками в контрольном диктанте отводится специальный урок. В V-VII классах работа по пунктуации будет занимать на этом уроке лишь часть времени, а в VIII-IX классах урок в основном посвящается пунктуации.
Над всеми допущенными ошибками ввиду ограниченности времени работать не удастся, поэтому следует выбрать в V-VII классах 2-3, а в VIII-IX классах 4-5 нарушенных норм - типичных и частотных.
В поурочный план включается, во-первых, оценка пунктуационной грамотности класса в целом и отдельных учащихся (в первую
очередь тех, кто продвинулся вперед в овладении пунктуацией). Во-вторых, для каждой отобранной нормы:
- записываются все предложения, в которых она имелась в диктанте;
- намечается объяснение ошибок и составление схем предложений;
- включается упражнение, в котором имеются предложения с рассматриваемой нормой.
Методика работы над пунктуационными ошибками в изложениях и сочинениях.
На специальном уроке работе над пунктуационными ошибками (как и над орфографическими) отводится небольшая часть времени для сообщения результатов и для исправления и учета ошибок. В поурочный план включается следующий материал: до раздачи тетрадей - сообщение общих результатов работы по пунктуации; после раздачи тетрадей - исправление индивидуальных ошибок учащимися и учет этих ошибок.
Работа над пунктуационными ошибками - над их объяснением и закреплением нормы - переносится на очередные уроки русского языка и реализуется рассредоточено: на 2-3 уроках в V-VII классах и на 4-5 - в VIII-IX классах.
Для работы над каждой в отдельности ошибкой в поурочный план включаются:
- ее объяснение при проверке домашнего задания, в том числе составление схемы предложения;
- предложения с данной нормой в качестве дидактического материала для новой темы.
Будучи рассредоточенной, работа над пунктуационными ошибками обеспечивает условия для длительной тренировки.
Методы и приёмы преподавания пунктуации.
Методы работы по пунктуации делятся в зависимости от этапа урока. При работе над пунктуационным правилом нужно ознакомить школьников с условиями постановки/ непостановки знаков препинания. Такое ознакомление происходит с использованием всех четырёх познавательных методов обучения: сообщения учителя, самостоятельного анализа учащимися пунктуационного правила, беседы, самостоятельного анализа учащимися материала для наблюдений . Выбор одного из методов или их комбинации зависит оттого, насколько подготовлены школьники, насколько они знакомы с пунктуационной нормой, а также от общего уровня развития детей.
Для лучшего восприятия детьми нового материала нужно сделать запись предложения на доске и в тетрадях, графически выделить интонационно-смысловой отрезок.
Работа над правилом
Для лучшего восприятия детьми нового материала нужно сделать запись предложения на доске и в тетрадях, графически выделить интонационно-смысловой отрезок.
Независимо от метода, работа над правилом должна включить:
1)называние пунктуационно-смысловой единицы; 2)перечисление условий постановки или непостановки знака препинания;
3)графическое обозначение в схеме предложения выбора знака препинания. Во время перечисления условий постановки или непостановки знака препинания нужно указать на опознавательные признаки знака препинания.
Грубые пунктуационные ошибки:
- Пропуск знака препинания в конце предложения (Каковы молнии );
- Постановка запятой между подлежащим и сказуемым (Лунной ночью это дерево, казалось сказочным. Каток, как зеркало.);
- Пропуск тире на месте нулевой связки (Гипербола_это преувеличение.);
- Пропуск запятой между однородными членами (кроме постановки запятой между неоднородными определениями) (Почтальон вовремя доставляет письма _газеты_журналы.);
- Постановка лишней запятой между однородными членами (К тишине ожидания примешивался,_не столько слышимый, сколько угадываемый шум неотвратимого движения поезда.);
- Пропуск запятых при выделении уточняющих обстоятельств места и времени (Вы проснётесь позже часов в десять, когда в поля и луга нахлынет зной. Далеко впереди справа от дороги я заметил человеческую фигуру.);
- Пропуск двоеточия или тире при обобщающих словах (Но здравый смысл, твёрдость и свобода, горячее участие в чужих бедах и радостях словом, все её достоинства точно родились с ней.);
Задание Найдите пунктуационную ошибку
1)Я давно забыл о твоем существовании
2)Вечером мы обязательно,пойдём в магазин.
3)Орфоэпия это раздел науки о языке, в котором изучается правильная постановка ударения в словах.
4)Мама купила молоко сок чай.
5) Он плакал ,и топал ногами.
6) Под бугром, в глубоком овраге, бормотала речушка.
7) В человеке должно быть всё прекрасно и лицо и одежда и душа и мысли. (А. Чехов)
- Пропуск знака для выделения обращения (Поздравляю друзья с благополучным завершением работы);
- Пропуск знака для выделения наиболее употребительных вводных слов, вводных и вставных предложений (Он_видимо_был не доволен случившимся.);
- Пропуск запятой для разделения частей сложносочинённого предложения (Все ребята хотели тебя здесь дожидаться_да я отговорил.);
- Пропуск знака препинания для выделения придаточной части в сложноподчинённом предложении (Всюду куда ни бросишь взгляд ущелье, обрывы.);
- Постановка запятой перед союзом, соединяющим однородные придаточные части в сложноподчинённом предложении (Я бываю в лесу, когда солнце светит,_и когда небо покрыто хмурыми облаками.);
- Ошибки, связанные с пропуском знака для разделения частей бессоюзного сложного предложения (Статные осины высоко лепечут над вами_длинные висячие ветки берез едва шевелятся.);
- Пропуск знаков препинания для выделения прямой речи ( Согласятся, -сказал я, - когда узнают Марью Ивановну .), для отделения её от слов автора («Ты здоров?» спросил он.), а также знаков препинания в конце прямой речи (при этом пропуск одного из сочетающихся знаков или нескольких считается за одну ошибку);
Задания Расставьте или исключите знаки препинания
- Дорогие одноклассники приходите на встречу выпускников школы.
- Как выражаются моряки_ветер крепчал.
- Я знал правду но решил не говорить.
- Аня вернулась домой когда уже стемнело.
- Она заснула,когда гости ушли и когда наступила ночь.
- Погода была ужасная_ветер выл мокрый снег падал хлопьями.
- Погода была ужасная_ветер выл, мокрый снег падал хлопьями.
Когда запятая нужна?
- Перед вторым и следующими однородными членами предложения, при перечислении
- Для разделения частей предложения
- С обеих сторон вводных слов («понимаешь», «надеюсь», «возможно», «хорошо» и др.)
- В причастных и деепричастных оборотах
Когда запятая не нужна?
- Между подлежащим и сказуемым
- Перед конструкциями «и т.д.», «и т.п.», «и др.»
- Между придаточными предложениями, если они относятся к одному главному и соединены союзом «и»
Заранее задумайтесь, где купить платье и когда его надеть.
Тире
Тире ставится:
- Между подлежащим и сказуемым
- Между однородными членами и обобщающим словом
Для выделения обособленных членов предложения
Например: «Свою задачу – преодолеть препятствие – он выполнил».
- Между частями сложных слов
Например: «интернет-магазин», «онлайн-консультант», «страница-донор».
- В неопределенных местоимениях-существительных
Например: «кто-то», «что-нибудь», «кое-что», «кто-нибудь», «что-то».
- Между наречиями, составляющими одно целое
Например: «давным-давно», «волей-неволей», «белым-бело».
Негрубые пунктуационные ошибки являются следствием нарушения второстепенных правил, которые приводятся в примечаниях или выделяются петитом и регулируют норму, не имеющую широкого распространения или представляющую частные случаи постановки знаков препинания.
Негрубые пунктуационные ошибки:
- Неправильный выбор конечного знака препинания (Ребята спрашивали, кто войдёт в школьную команду?);
- Постановка точки в заглавии текста (Зима.);
- Постановка тире на месте нулевой связки, если подлежащее выражено личным местоимением, а сказуемое - существительным в Им. п. (Мы весёлые ребята.);
- Употребление запятой между неоднородными определениями (Громкий хохот оглашал снежные,_окрестные поля.);
- Неправильный выбор знака препинания при обращении в случаях, когда эмоциональность высказывания подчёркивается лексически (''Надя,_Побойди!" -крикнула мама.);
- Постановка запятой после частицы «о» при обращении (О, мой милый, мой нежный, прекрасный сад.);
- Пропуск запятых для выделения поясняющих слов к обращению при их расчленении (Дедушка, поздравляю тебя с днём рождения_дорогой!);
- Обособление адвербиализованных (перешедших в наречия) деепричастий (Он шел, не торопясь.);
- Ошибочный выбор знака препинания при прямой речи «Постараюсь», — ответила я.)
- Постановка лишней запятой в сложносочинённом предложении с общим второстепенным членом или общим вводным словом (Сквозь дождь лучилось солнце,_и раскидывалась радуга от края и до края.)