Слайд 1.
Добрый день, уважаемые члены жюри и участники конкурса. Разрешите представить Вам методический семинар, тема которого «Формирование навыков смыслового чтения на уроках литературного чтения в начальных классах»
Слайд 2.
«Читать – это ещё ничего
не значит; что читать и как понимать прочитанное – вот в чём главное дело».
К.Д.Ушинский
Слайд 3. Актуальность
Чтение в истории развития человечества всегда играло важную роль. Это один из главных способов социализации человека, его развития, воспитания и образования.
Связующим звеном всех учебных предметов является текст, работа с которым позволяет добиваться оптимального результата.
Слайд 4.
Цель моей работы в данном направлении:
Формирование способности у учащихся максимально точно и полно понимать содержание текста и практически осмысливать извлечённую информацию.
Задачи: (Над которыми я работаю, представлены на слайде)
●Научить извлекать необходимую информацию из прочитанных текстов различных
жанров; определять и выделять основную и второстепенную информацию;
интерпретировать и обобщать информацию; преобразовывать информацию из сплошного текста в таблицы; из рисунка в текстовую информацию и др.;
использовать различные виды чтения; свободно ориентироваться в восприятии текстов различных стилей и жанров.
Не случайно Федеральные государственные образовательные стандарты начального и основного общего образования включают в метапредметные результаты освоения основной образовательной программы в качестве обязательного компонента:
- овладение навыками смыслового чтения текстов различных стилей и жанров.
Слайд 5.
Цель смыслового чтения - максимально точно и полно понять содержание текста. Это внимательное вчитывание и проникновение в смысл с помощью анализа текста. Когда ребенок владеет смысловым чтением, то у него развивается устная речь и, как следствие, речь письменная.
В процессе овладения навыком смыслового чтения учащиеся получают возможность научиться :
• понимать;
• анализировать;
• сравнивать;
• видоизменять;
• генерировать (создавать тексты под свои цели и задачи)
Слайд 6.
Поскольку смысловое чтение является метапредметным навыком, составляющие его части будут в структуре всех универсальных учебных действий: (на слайде).
*В личностные УУД входят мотивация чтения, мотивы учения, учебно - познавательный интерес, развитие эстетических чувств (стыд, вина, совесть) на примере литературных произведений.
*В регулятивные УУД - принятие учеником учебной задачи, планирование своих действий в соответствии с поставленной задачей, оценивание правильности выполнения действия,
*В познавательные УУД – осуществлять поиск необходимой информации, осуществлять анализ с выделением существенных и несущественных признаков, строить рассуждения, обобщать.
* В коммуникативные УУД - учитывать разные мнения, формулировать собственное мнение, договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности, строить понятные высказывания, задавать вопросы.
Слайд 7.
Обычно, работа над текстом включает в себя три этапа. Такая работа позволяет ученику рассмотреть текст с разных сторон, вникнуть в его содержание.
I этап. Работа с текстом до чтения
Во время этой работы происходит предвосхищение, предугадывание предстоящего чтения. Определение смысловой, тематической, эмоциональной направленности текста, выделение его героев по названию произведения, имени автора, ключевым словам. Постановка целей урока (учитывается общая готовность учащихся к работе).
II этап. Работа с текстом во время чтения
1.Первичное чтение текста.
2. Перечитывание текста.
3.Анализ текста (приемы: диалог с автором через текст, комментированное чтение, беседа по прочитанному, выделение ключевых слов, предложений, абзацев, смысловых частей и прочее). Постановка уточняющего вопроса к каждой смысловой части.
4. Беседа по содержанию текста.
5. Выразительное чтение.
III этап. Работа с текстом после чтения
1.Концептуальная (смысловая) беседа по тексту.
Коллективное обсуждение прочитанного, дискуссия.
4.Творческие задания, опирающиеся на какую-либо сферу читательской деятельности учащихся (эмоции, воображение, осмысление содержания, художественной формы)
Слайд 8.
Работая над проблемой смыслового чтения, я подобрала в свою методическую копилку много приёмов, форм работы с текстом. Работая с текстом на своих уроках, я часто использую технологию критического мышления. Критическое мышление учит активно действовать, подталкивает ребёнка не только к внутреннему размышлению, но и к обсуждению, взаимодействию.
Хочется отметить, что обучение чтению должно быть максимально приближено к условиям реальной жизни, в которых обучающимся могут понадобиться данные умения.
Приёмы работы с текстом до чтения:
1.Прогнозирование по ключевым словам.
2. Ассоциативный куст. Многие знают этот приём как "Кластер".
3. Верите ли вы, что..
Слайд 9.
Нередко мы видим, что некоторые школьники не пригагают значительных интеллектуальных усилий, предпочитая дождаться момента, когда другие решат предложенную задачу.
Работа с ключевыми словами не является новой, но всегда помогает активизировать ребёнка.
До знакомства с текстом я предлагаю ребятам придумать свой текст с опорой на ключевые слова или расставить слова в определённой последовательности, а затем, на следующих этапах работы, искать подтверждения своим предположениям. На этом этапе мы можем использовать новые (малознакомые) слова, предварительно выполнив словарную работу.
Слайд 10.
Очень важно, чтобы новая информация накладывалась на имеющиеся у учеников знания. Здесь нам помогает приём "Ассоциаивный куст".
Учитель определяет тему одним словом, а ученики вспоминают всё, что возникает в памяти касаемо этого слова. Сначала возникают стойкие ассоциации, потом
второстепенные. Учитель фиксирует ответы в виде своеобразного «куста»,
который постепенно «разрастается». Ознакомившись с приёмом, дети самостоятельно или в группах создают ассоциативный куст.
Важно не допускать критики. Никто не отвергает и не поправляет любые точки зрения, даже если они кажутся неправильными. Важно обосновать своё мнение.
Слайд 11.
Приёмы работы с текстом во время прочтения.
Чтение с остановками.
Бортовой журнал
Дневник двойных записей
Дерево предсказаний
Слайд 12.
3. Бортовой журнал.
Бортовой журнал может иметь разнообразные формы, это зависит от целей, поставленных учителем в процессе подготовки к уроку. Во время работы с бортовым журналом учащиеся записывают свои мысли, выводы. Журнал можно вести как индивидуально, так и в группах.
Слайд 13.
4. Дерево предсказаний
Ствол дерева – тема. Ветви – предположения.
Предположения по двум направлениям: «возможно», «вероятно»
Количество ветвей не ограничено.
Использовать после первой или второй остановки «чтения со стопом» при работе с
сюжетными текстами.
1.Что будет дальше?
2.Чем закончится рассказ?
3.Как будут развиваться события после финала?
Слайд 14.
Приёмы работы с текстом после прочтения.
Шесть шляп мышления
Досье на героя
Дебаты
Кубик Блума
Слайд 15.
1. Кубик Блума
• На гранях кубика написаны начало вопросов:
• «Почему», «Объясни», «Назови», «Предложи», «Придумай», «Поделись».
• Учитель (или ученик) бросает кубик. Необходимо сформулировать вопрос к
учебному материалу по той грани, на которую выпадет кубик.
Цель: сформировать умение задавать вопросы после чтения , критически оценивать информацию, сопоставлять прочитанное с собственным опытом.
Слайд 16.
2.Шесть шляп мышления
1 Белая шляпа - факты. Соберите все факты, опираясь на текст, из жизни лягушки.
2 Красная шляпа - эмоции. Какие чувства вызывает у вас история с лягушкой?
3 Жёлтая шляпа - оптимизм. Что положительного вы взяли для себя, читая произведение В. М. Гаршина?
4 Чёрная шляпа - критика/проблема. Найдите, всё плохое в поступках лягушки. Какие трагические события могли произойти с лягушкой?
5.Зелёная шляпа- шляпа творчества. Придумайте своё окончание истории. Дайте свои советы героям произведения.
6 Синяя шляпа - жизненный урок/философия. Чему тебя научило это произведение?
Слайд 17.
Помимо использования различных методов и приёмов, направленных на развитие читательских умений на уроках, мы продолжаем эту работу и во внеурочной деятельности. Только благодаря системности можно добиться положительных результатов.
Слайд 18.
Для определения уровней сформированности читательских умений я провожу диагностические срезы, а так же веду наблюдения за работой учащихся на уроках.
Данные срезы проводятся и оцениваются по следующим критериям, подобранным и адаптированным на основании диагностики М.П. Воюшиной.
(Доктор педагогических наук, профессор. М.П.Воюшина – автор многочисленных работ по методике преподавания литературы, посвященных литературному развитию и становлению культурного поля школьников). Можно посмотреть на слайде
Слайд 19.
Уровни сформированности читательских умений распределяются следующим образом:
1.Высокий уровень – когда у учащихся сформированы все шесть умений.
2.Выше среднего — когда у учащихся сформированы от пяти до четырех читательских умений.
3. Средний уровень – когда сформированы три умения.
4. Низкий уровень – когда сформированы два умения.
Результаты мониторинга вы можете наблюдать на экране.
Мониторинг проводился в конце 1 класса, в конце 2 класса, в конце первого полугодия 3 класса.
На основании мониторинга можно наблюдать положительную динамику по развитию навыков смыслового чтения.
Слайд20.
Работа по формированию навыков смыслового чтения на протяжении уже трёх лет позволило сделать уроки литературного чтения интересными, а процесс чтения для детей увлекательным.
Благодаря систематической работе в данном направлении, дети стали более активными на уроках, не боятся высказывать своё мнение , научились отстаивать свою точку зрения, опираясь на факты из текста. Им стало гораздо легче работать и таблицами и схемами, что помогает при решении задач на уроках математики.
Вместе с детьми продолжаю учиться и я. Прохожу курсы, разрабатываю программы, делюсь опытом с коллегами.
Главным источником развития является способность читать информацию, предоставляемую нам окружающим миром. Навык смыслового чтения по праву считается фундаментом всего образования.
Слайд 21.
Спасибо за внимание!