Тема семинара: «Выполнение практических работ на уроках географии»
(Составление плана местности при помощи условных топографических знаков. Определение азимутов точек
Составление схематического плана участка местности
Цели и задачи семинара:
Научиться составлять схематический план на примере пришкольного участка.
Ход практической части семинара:
Начало практики проходит в кабинете.
Подготовка перед выходом на местность:
Под руководством ведущего семинара учителя проводят на планшетах стрелку «север - юг»,
Вычерчивают линейкой масштаб, в котором будут вести съемку. (Его выбирают с таким расчетом, чтобы на плане поместился весь снимаемый участок).
Затем ведущий семинара, используя рисунки, объясняет учителям, как производится полярная съемка. (На эту работу следует отвести примерно 15 мин).
Работа на местности:
Учителя объединяются в группы по 2-3 человека и располагаются в указанных местах и приступают к работе.
Составление плана пришкольного участка идёт в таком порядке.
Первый этап работы:
Установив планшет у какого-нибудь угла школьного здания, его ориентируют по сторонам горизонта и с помощью компаса определяют, в каком направлении расположены длинная и короткая стены здания. Направление выражают в градусах, т. е. определяют азимут.
Исходную точку (в данном случае угол школьного здания) обозначают, например, буквой А.
Определив, азимут длинной и короткой стен здания, проводят из исходной точки эти направления.
Затем в определенном масштабе по этим направлениям откладывают расстояния, равные длине и ширине здания, после чего из точки Б проводят линию БВ параллельно большой стене здания, а из точки Г - линию ГВ параллельно меньшей стене здания.
Итак, школьное здание на плане обозначено.
Второй этап работы:
Вычерчивание на плане изгороди вокруг школьного здания.
Для этого из точек А, Б, В, Г последовательно определяют азимуты на изгибы изгороди.
Определив азимут из точки Б в направлении точек Д и Ж, с помощью транспортира прочерчивают тонкие линии в определенном направлении.
Отложив на этих направлениях нужные расстояния, точки Д и Ж соединяют.
Таким же путем находят положение на плане точек Е и З.
Соединив все помеченные точки на плане, получают изображение всей изгороди.
Третий этап работы:
Вычерчивание клумб, спортивных площадок, деревьев, шоссе и т. д. Способ нанесення их на план с помощю условных знаков.
Подведение итогов работы:
Научились ориентировать план по компасу - его кладут на планшет и поворачивают в горизонтальном направлении до тех пор, пока стрелка прибора не совпадет с направлением стрелки «север — юг», проведенной на планшете.
Научились ориентировать планшет по линиям местности, не пользуясь компасом - план нужно поворачивать в горизонтальном положении, пока линия, обозначающая на плане длинную стену здания, не будет параллельна стене школьного здания.
Научились определять по плану свое местоположение (нахождение точки стояния). Без этого нельзя понимать и уметь читать план. Развить этот навык можно только после тренировочных упражнений на местности.
Упражнения по нахождению на плане точки стояния могут быть, например, такими:
а) Простым карандашом на плане пришкольного участка помечается, где должна находиться каждая группа на школьном дворе. Когда группы займут свои места около школы, проверяется, умение находить нужную точку на местности, пользуясь планом этой местности.
б) На школьном дворе предложить каждой группе учителей встать там, где они захотят, а затем пометить на плане простым карандашом свои точки стояния. После этого обойти группы и проверить задание.
План пришкольного участка может выглядеть таким образом:
План школьного здания
Определение азимутов
План пришкольного участка