СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Семинар на тему: «Выполнение практических работ на уроках географии» (Составление плана местности при помощи условных топографических знаков)

Категория: География

Нажмите, чтобы узнать подробности

     В работе рассмотрено значение практических работ в географии. Учителя познакомятся с технологией проведения практической работы на местности, научатся производить полярную съёмку местности. Найдут в работе рекомендации для отработки умений учащихся в проведении глазомерной съёмки местности.

Просмотр содержимого документа
«Семинар на тему: «Выполнение практических работ на уроках географии» (Составление плана местности при помощи условных топографических знаков)»

Тема семинара: «Выполнение практических работ на уроках географии»

(Составление плана местности при помощи условных топографических знаков. Определение азимутов точек

Составление схематического плана участка местности

Цели и задачи семинара:

  1. Научиться составлять схематический план на примере пришколь­ного участка.

Ход практической части семинара:

Начало практики проходит в кабинете.

Подготовка перед выходом на местность:

  1. Под руководством ведущего семинара учителя проводят на планшетах стрелку «север - юг»,

  2. Вычерчи­вают линейкой масштаб, в котором будут вести съемку. (Его вы­бирают с таким расчетом, чтобы на плане поместился весь сни­маемый участок).

  3. Затем ведущий семинара, используя рисунки, объясняет учителям, как производится полярная съемка. (На эту работу следует отвести примерно 15 мин).

Работа на местности:

Учителя объединяются в группы по 2-3 человека и распола­гаются в указанных местах и приступают к работе.

Составление плана пришкольного участка идёт в таком порядке.

Первый этап работы:

  • Установив планшет у какого-нибудь угла школьного здания, его ориентируют по сторонам горизонта и с помощью компаса определяют, в каком направлении распо­ложены длинная и короткая стены здания. Направление выража­ют в градусах, т. е. определяют азимут.

  • Исходную точку (в дан­ном случае угол школьного здания) обозначают, например, бук­вой А.

  • Определив, азимут длинной и короткой стен здания, проводят из ис­ходной точки эти направления.

  • Затем в определенном масштабе по этим направлениям откладывают расстояния, равные длине и ширине здания, после чего из точки Б проводят линию БВ парал­лельно большой стене здания, а из точки Г - линию ГВ парал­лельно меньшей стене здания.

Итак, школьное здание на плане обозначено.

Второй этап работы:

Вычерчивание на плане изгороди во­круг школьного здания.

  • Для этого из точек А, Б, В, Г последова­тельно определяют азимуты на изгибы изгороди.

  • Опре­делив азимут из точки Б в направлении точек Д и Ж, с помощью транспортира прочерчивают тонкие линии в определенном направ­лении.

  • Отложив на этих направлениях нужные расстояния, точки Д и Ж соединяют.

  • Таким же путем находят положение на плане точек Е и З.

  • Соединив все по­меченные точки на плане, получают изображение всей изгороди.

Третий этап работы:

Вычерчивание клумб, спортив­ных площадок, деревьев, шоссе и т. д. Способ нанесення их на план с помощю условных знаков.

Подведение итогов работы:

  1. Научились ориентировать план по компасу - его кладут на планшет и поворачи­вают в горизонтальном направлении до тех пор, пока стрелка прибора не совпадет с направлением стрелки «север — юг», прове­денной на планшете.

  2. Научились ориентировать планшет по линиям местности, не пользуясь компасом - план нуж­но поворачивать в горизонтальном положении, пока линия, обо­значающая на плане длинную стену здания, не будет параллель­на стене школьного здания.

  3. Научились определять по плану свое место­положение (нахождение точки стояния). Без этого нельзя понимать и уметь читать план. Развить этот навык можно только после тренировочных упражнений на местности.

Упражнения по нахождению на плане точки стояния могут быть, например, такими:

а) Простым карандашом на плане пришкольного участка помечается, где должна находиться каждая группа на школьном дворе. Когда группы займут свои места около школы, проверяется, умение находить нужную точку на местности, пользуясь планом этой местности.

б) На школьном дворе предложить каждой группе учителей встать там, где они захотят, а затем пометить на плане простым карандашом свои точки стояния. После этого обойти группы и проверить задание.

План пришкольного участка может выглядеть таким образом:


План школьного здания


Определение азимутов



План пришкольного участка