Организация педагогического процесса с учетом гендерного подхода в обучении
- Гендер (от англ. gender – род, пол) – социально-биологическая характеристика, с помощью которой люди дают определение «мужчина» и «женщина».
Что такое гендерный подход?
- Гендерный подход – это учет социально-биологической характеристики пола в учебно-воспитательном процессе.
- В основе гендерного подхода лежит дифференциация по признаку пола.
- Функциональная асимметрия полушарий - это свойство мозга, отражающее различие в распределении нервно-психических функций между его левым и правым полушариями.
Преимущество правого и левого полушария в специфических операциях по переработке информации
левое полушарие
правое полушарие
индуктивная обработка
дедуктивная обработка
восприятие абстрактных признаков
восприятие конкретных признаков
последовательная обработка
параллельная обработка
аналитическое восприятие
целостное восприятие
Гендерные особенности юношей и девушек
девушки
юноши
- быстрее схватывают новый материал;
- легче усваивают алгоритмы и правила;
- любят задания на повторение;
- чаще используют ближнее зрение;
- воспринимают все более детализировано, мыслят конкретнее и прагматичнее;
- лучше обучаются последовательно — «от простого к сложному»;
- новую информацию анализируют с помощью левого полушария
-Труднее выполняют сложные (многоэтапные) поручения взрослых;
- им важно понять принцип, смысл задания и труднее воспринимать объяснения «от простого к сложному»;
- лучше выполняют задания на сообразительность;
- не терпят однообразия;
- лучше выполняют задания при ярком свете
Организация обучения с учётом гендерных особенностей
юноши
девушки
- широкий спектр разнообразной, нестандартно поданной информации;
- развитие навыков самоконтроля;
- высокая плотность подачи учебного материала;
- работа на уроке в режиме поисковой активности;
- акцент на самостоятельность принимаемых решений;
- использование групповых форм работы с элементами соревновательности и обязательной сменой лидера;
- подход к формулированию правил через практические действия, выявление закономерностей, осмысление на уровне теории после практической работы с материалом;
- необходимость конструктивной оценки выполненной работы.
- широкий спектр эмоционально поданной информации;
- повторение пройденного материала с использованием вербальных средств обучения и наглядных пособий;
- размеренный темп подачи учебного материала;
- стимулирование интереса к поисковой деятельности, нахождению собственных решений незнакомых, нетиповых заданий;
- опора на предметные наглядные пособия при изучении тем, требующих определенного уровня абстрагирования;
- использование групповых форм работы с акцентом на взаимопомощь;
- работа по закреплению и обобщению полученных знаний и сформированных умений;
- необходимость эмоциональной и конструктивной оценки по ходу и результатам выполненной работы .
Ведущая сенсорная система
Правополушарные учащиеся по типу восприятия являются:
визуалами (зрительное восприятие)
кинестетиками (обонятельное, осязательное, мышечное, вкусовое восприятие)
Левополушарные учащиеся - аудиалами (слуховое восприятие).
Рекомендации педагогам «Учет в процессе обучения ведущей модальности »
- Работа со студентом визуалом
- использовать слова, описывающие цвет, размер, форму, местоположение с высокой скоростью смены деятельности.
- выделять цветом различные пункты или аспекты содержания.
- записывать действия, использовать схемы, таблицы, наглядные пособия.
Ключевые слова визуальной модальности : видеть, наблюдать, смотреть, сфокусировать, мелькать, перспектива, картина, ракурс, отчетливо, ярко, туманно т.д.
Работа со студентом кинестетиком
- использовать жесты и прикосновения, помнить, что кинестетики обучаются посредством мышечной памяти.
- чем больше преувеличений, тем лучше они запомнят материал.
- позволяйте им «играть» роль различных частей из вашей информации.
- преподавателю можно отражать телом ритм метронома (головой).
Ключевые слова кинестетической модальности : чувствовать, ощущать, притрагиваться, хватать, гладкий, шероховатый, холодный и т.д.
Работа со студентом аудиалом
- использовать вариации голоса (громкость, высота, паузы).
Ключевые слова аудиальной модальности : слышать, звучать, настраивать, кричать, оглушить, скрипеть, звенеть, скрежетать, согласовывать, громкий и т.д.
Особенности усвоения учебного материала
девушки
юноши
Доминирует количественный подход к изучению учебного материала
Доминирует качественный подход к изучению учебного материала
Конкретность мышления
Склонность к творчеству и самостоятельности
Присущи интуиция и предусмотрительность, умение анализировать на эмоционально-чувственной основе
Преобладает синтез, умение обобщать на рациональной основе
Пристрастие к монологу и повествованию
Наблюдается склонность к диалогу, дискуссии
Ниже скорость концентрации внимания в критических ситуациях, но при этом высокие показатели избирательности и объёма внимания
Отличаются высокой скоростью концентрации внимания в критических
Большой объём кратковременной памяти
Меньший объём кратковременной памяти
МЕТОДЫ ОБУЧЕНИЯ ПРИ ГЕНДЕРНОМ ПОДХОДЕ
ГЕНДЕРНЫЙ ТИП УЧ-СЯ
МЕТОДЫ
перцептивные
Левополушарный (девочки
логические
словесные (беседа, рассказ) наглядные (иллюстрации, демонстрации) практические (упражнения)
правополушарные (мальчики
гностические
наглядные (иллюстрации, демонстрации) практические (опыты)
Индуктивные аналитические
репродуктивные
Дедуктивные
синтетические
Поисковые частчно-поисковые
- Пространственная организация
- Цветовая организация
- Условия, необходимые для успешной учебной деятельности
- Формирование мотивации
Мотивационный этап
Правополушарные учащиеся
Пространственная организация
Левополушарные учащиеся
Рабочая полусфера — левая
Цветовая организация
Рабочая полусфера — правая
Условия, необходимые для успешной учебной деятельности
Светлая доска — темный мел
Темная доска — светлый мел
Образы, контекст, связь информации с практикой, творческие задания, эксперименты, речевой и музыкальный ритм
Формирование мотивации
Технология, детали, абстрактный стиль изложения информации, неоднократное повторение учебного материала, тишина на уроке
Завоевание авторитета, установление новых контактов, социальная значимость деятельности
Стремление к самостоятельности, глубина знаний, высокая потребность в умственной деятельности, образовании
- Восприятие материала
- Переработка информации
- Интеллект
- Деятельность
- Эмоции
- Память
- Мышление
Операционный этап
Правополушарные учащиеся
Восприятие материала
Целостное
Интонационная сторона речи
Визуалы (зрительное)
Левополушарные учащиеся
Переработка информации
Дискретное (по частям) Смысловая сторона речи Аудиалы (слуховое)
Быстрая
Мгновенная
Интеллект
Деятельность
Невербальный, интуитивный
Медленная
Последовательная
Вербальный, логический
Эмоции
Приверженность к практике
Приверженность к теории
Экстравертированность Отрицательные (страх, печаль, гнев, ярость)
Память
Интровертированность Положительные (радость, чувство наслаждения, счастья)
Непроизвольная, наглядно-образная
Мышление
Произвольная, знаковая
Наглядно-образное, оперирование образами, спонтанное, эмоциональное интуитивное, трехмерное
Абстрактно-логическое, оперирование цифрами, знаками, рациональное, программируемое, двумерное