Семинар
Тема: Организация учебно-образовательного процесса с учётом гендерного подхода в обучении.
Проблема успеваемости и качества обучения волнует и волновала всегда преподавателей и школьных учителей в том числе.
Ну почему происходит так, что профессиональные педагоги, которые владеют методами обучения, повышают свою профессиональную квалификацию, оттачивают мастерство, обладают разнообразными средствами не в силах добиться высоких результатов.
Первой причиной мы конечно же назовём мотивацию. Не все студенты мотивированы, много случайных, по настоянию родителей пришли учиться и т.д И это правда!.
Но ведь есть студенты, которые пришли по собственному желанию, с мечтой овладеть знаниями, умениями по той специальности, которую выбрали. Почему же они, вдруг начинают терять интерес?
Вооружившись приёмами, методами, современными технологиями, мы упустили такой важный факт, на ком испытывать будем эти инновации, технологии. Мы не задумываемся о том кого мы учим. Перед нами в аудитории студенты первого курса, 2, 3, но о том, что перед нами юноши и девушки и что учить их надо по разному нам и в голову это не приходило. Одна методика для всех.
Система образования «бесполая», ориентированная на абстрактного ребенка, школьника, студента без учета таких его важнейших характеристик, как половые психологические особенности.
В соответствии с игнорированием этих особенностей учебно-воспитательный процесс был направлен на обучение и развитие «усредненного существа».
В техникум ежегодно приходят не просто ребята (бывшие школьники), а юноши и девушки со свойственными им особенностями восприятия, мышления, речи, эмоций, с разными установками, типами характера, поведения, разные по своему биологическому возрасту.
В современных условиях «бесполая» наука малоэффективна и рассчитана лишь на «среднего» студента. К обучению студента необходимо подходить дифференцированно не только с позиции его интеллекта и социального статуса, но и половой принадлежности.
Гендерные различия и их влияние на успешность обучения является инновационным направлением современной педагогической науки. Современные педагогические технологии не уделяют достаточного внимания тому факту, что учащиеся разного пола усваивают учебную информацию неодинаково. Методики обучения тренируют и развивают главным образом левое полушарие, игнорируя половину умственных возможностей подростков. Известно, что именно правое полушарие связано с развитием творческого мышления и интуиции.
- Давайте разберёмся с такими понятиями как «гендер» и «гендерный подход»
Изучение психолого-педагогической литературы позволило определить понятие гендера
СЛАЙД 1
Гендер – это социально-психологическая характеристика, пол – биологическая. Гендерные особенности каждого человека формируют пол и социум.
Но, что же понимается под понятием «гендерный подход»?
СЛАЙД 2
Под дифференциацией обучения и образования Г. М. Коджаспирова понимает - организацию учебной деятельности, при которой с помощью отбора содержания, форм, методов, темпов, объемов образования создаются оптимальные условия для усвоения знаний каждым обучающимся.
По данным нейрофизиологов, мозг мальчиков и девочек устроен по-разному, развивается в разном темпе, в разной последовательности и в разные сроки.
У девочек раньше, чем у мальчиков, формируются области левого полушария, ответственные за речь, рационально-логическое мышление.
У мальчиков логическое левое полушарие медленнее развивается и как бы немножечко отстает.
Вследствие этого, у мальчиков до определенного возраста доминирует образно-чувственная сфера.
Поэтому обучать и воспитывать мальчиков и девочек нужно по-разному, ибо одна и та же деятельность у них организуется при участии разных структур мозга.
Гендерный подход в педагогической науке связывают с учетом особенностей функциональной межполушарной асимметрии.
Функциональная асимметрия полушарий мозга в настоящее время рассматривается как один из главных факторов, определяющих возрастные и индивидуальные особенности познавательной деятельности человека.
- Давайте рассмотрим, что такое Функциональная асимметрия полушарий
СЛАЙД 3
Исходя из положений о функциональной асимметрии полушарий головного мозга, целесообразным является разделение учащихся на три гендерных типа: левополушарные, правополушарные и равнополушарные.то есть амбидекстеры — люди, у которых оба полушария в равной мере отвечают за выполнение высших психических функций.
Рассмотрим типы функциональной организации двух полушарий мозга.
СЛАЙД 4
Существует мнение относительно различий в способах переработки информации левым и правым полушариями, что оказывает непосредственное влияние на особенности обучения представителей различных гендерных типов:
Таблица 1. Преимущество правого и левого полушария в специфических операциях по переработке информации
СЛАЙД 5
Исходя из этого, гендерный подход в обучении мы можем рассматривать как переосмысление способов и методов подачи учебной информации в контексте значимости определенной учебной дисциплины через призму женского и мужского восприятия.
У большинства юношей ведущим в познавательной деятельности является правое полушарие, обеспечивающее склонность к творчеству, конкретно-образному характеру познавательных процессов, отвечающее за распознавание и анализ зрительных и музыкальных образов, форм и структуры предметов, за сознательную ориентацию в пространстве, что позволяет мыслить абстрактно, формируя понятия, образы.
У большинства девушек более развито левое полушарие, обеспечивающее склонность к абстрагированию и обобщению, словесно-логический характер познавательных процессов, оперирующее вербальным общением, условными знаками и символами, отвечающее за регуляцию речи, письма, ассоциативно-образного мышления.
Девушки при усвоении учебного материала больше ориентированы на зрительное и эмоционально-образное восприятие учебной информации, на вербальный способ её подачи при ответе.
Современные педагогические методики в основном ориентированы на левополушарное восприятие.
Преподавателю при выборе методов и приемов в процессе обучения необходимо учитывать особенности мыслительных процессов обучающихся с разным типом функциональной асимметрии полушарий.
- Рассмотрим гендерные особенности юношей и девушек
СЛАЙД 6
СЛАЙД 7
Гендерные особенности юношей и девушек |
девушки | юноши |
- быстрее схватывают новый материал; - легче усваивают алгоритмы и правила; - любят задания на повторение; - чаще используют ближнее зрение; - воспринимают все более детализировано, мыслят конкретнее и прагматичнее; - лучше обучаются последовательно — «от простого к сложному»; - новую информацию анализируют с помощью левого полушария | -Труднее выполняют сложные (многоэтапные) поручения взрослых; - им важно понять принцип, смысл задания и труднее воспринимать объяснения «от простого к сложному»; - лучше выполняют задания на сообразительность; - не терпят однообразия; - лучше выполняют задания при ярком свете |
СЛАЙД 8
Преподаватель должен организовать обучение юношей и девушек с учетом их гендерных особенностей
Юноши | Девушки |
- широкий спектр разнообразной, нестандартно поданной информации; - развитие навыков самоконтроля; - высокая плотность подачи учебного материала; - работа на уроке в режиме поисковой активности; - акцент на самостоятельность принимаемых решений; - использование групповых форм работы с элементами соревновательности и обязательной сменой лидера; - подход к формулированию правил через практические действия, выявление закономерностей, осмысление на уровне теории после практической работы с материалом; - необходимость конструктивной оценки выполненной работы. | - широкий спектр эмоционально поданной информации; - повторение пройденного материала с использованием вербальных средств обучения и наглядных пособий; - размеренный темп подачи учебного материала; - стимулирование интереса к поисковой деятельности, нахождению собственных решений незнакомых, нетиповых заданий; - опора на предметные наглядные пособия при изучении тем, требующих определенного уровня абстрагирования; - использование групповых форм работы с акцентом на взаимопомощь; - работа по закреплению и обобщению полученных знаний и сформированных умений; - необходимость эмоциональной и конструктивной оценки по ходу и результатам выполненной работы. |
Нужно учитывать, что учащиеся с ведущим правым полушарием хорошо воспринимают низкие звуки, поэтому лучше, если их обучают мужчины с низкими голосами. Левополушарные , напротив, хорошо воспринимают высокие женские голоса.
Следующее отличие восприятия обучающихся заключается в том, что правополушарные студенты лучше воспринимают новый материал, находя сходство при сравнении. Левополушарные эффективнее работают, находя различия в сравниваемом материале.
СЛАЙД 9
Остановимся более подробно на такой особенности восприятия, как ведущая сенсорная система или модальность.
Правополушарные учащиеся по типу восприятия являются визуалами (зрительное восприятие) или кинестетиками (обонятельное, осязательное, мышечное, вкусовое восприятие), левополушарные учащиеся — аудиалами (слуховое восприятие).
Для правополушарных визуалов вся информация должна быть представлена в картинках, таблицах, схемах и диаграммах. Такие учащиеся предпочитают сами читать текст учебника, чем слушать устное объяснение преподавателя.
Кинестетики же лучше воспринимают информацию во время практической деятельности (выполнение практической, лабораторной работ и т.д.).
Аудиалы должны обучаться при использовании лингафонной системы и лекционных методов.
Для визуалов необходимо хорошее освещение рабочего места, в сумерках и при плохом освещении у них снижается работоспособность.
Аудиалы должны обучаться в условиях тишины, незначительный шум в аудитории мешает им усваивать информацию.
Кинестетикам необходим комфорт. Тесная обувь или низкая температура в аудитории негативно влияет на протекание у них познавательных процессов.
Особое значение в процессе обучения, как уже отмечалось, имеют движения глаз ребенка, которые всегда демонстрируют особенности восприятия, мышления и памяти. Положение глазных яблок указывает на сенсорную систему, которой он пользуется. Такие движения глаз называют «глазными сигналами доступа».
СЛАЙД 10
Рекомендации педагогам
«Учет в процессе обучения ведущей модальности »
Преподавателю необходимо помнить:
• Работая со студентом визуалом , нужно использовать слова, описывающие цвет, размер, форму, местоположение с высокой скоростью смены деятельности. Выделять цветом
различные пункты или аспекты содержания. Записывать действия, использовать схемы, таблицы, наглядные пособия. Ключевые слова визуальной модальности: видеть, наблюдать, смотреть, сфокусировать, мелькать, перспектива, картина, ракурс, отчетливо, ярко, туманно т.д.
• Работая со студентом -кинестетиком , необходимо использовать жесты и прикосновения, помнить, что кинестетики обучаются посредством мышечной памяти. Чем больше преувеличений, тем лучше они запомнят материал. Позволяйте им «играть» роль различных частей из вашей информации. Учителю можно отражать телом ритм
метронома (головой). Ключевые слова кинестетической модальности: чувствовать, ощущать, притрагиваться, хватать, гладкий, шероховатый, холодный и т.д.
• Работая со студентом аудиалом , следует использовать вариации голоса (громкость, высота, паузы). Ключевые слова аудиальной модальности: слышать, звучать, настраивать, кричать, оглушить, скрипеть, звенеть, скрежетать, согласовывать, громкий и т.д.
Кроме того, хочу обратить внимание на такие аспекты особенностей левополушарных и правополушарных обучающихся:
- нельзя заставлять кинестетика сидеть на уроке неподвижно, так как во время движения у него идет более прочное запоминание материала.
- Визуалу (правополурному типу, а это мальчики) необходимо разрешить иметь на уроке листок, на котором он в процессе запоминания может чертить, штриховать, рисовать и т.д.
- Аудиалу нельзя делать замечания, когда он в процессе выполнения сложного задания издает звуки, шевелит губами. Без этого он может не справиться с заданием.
Замечания обучающимся необходимо делать на их языке:
- визуалу — покачать головой, погрозить пальцем;
- кинестетику — положить руку на плечо, легко похлопать по нему;
- аудиалу — сказать шепотом: «Ш-ш-ш».
Переработка информации правополушарными учащимися происходит мгновенно, спонтанно и в хаосе. Про таких обучающихся говорят: «торопыжка».
Левополушарным «тугодумам» необходимо время для того, чтобы обработать информацию последовательно и линейно. Они не могут работать в режиме «вопрос — ответ».
Особенности сенсорного восприятия.
- Как определить активность студента? Можно ли это увидеть? Считать?
Познавательная активность, первично возникающая в одном из полушарий, запускает движения глаз в противоположную сторону, так что движения глаз можно рассматривать как показатель относительной активности двух полушарий. Можно предположить, что те, кто отводят глаза влево в процессе мышления, являются правополушарными, а вправо — левополушарными. Следовательно, для правополушарных учащихся наиболее значимой является левая полусфера, а для левополушарных — правая полусфера. Именно в этой полусфере им легче сконцентрировать внимание и воспринимать информацию.
Часто студенты во время общения с преподавателем начинают смотреть в сторону или «закатывать глаза к потолку». Эта реакция не случайна.
Глаза в сторону — снижение интереса к преподавателю и его информации. Преподаватель, пытаясь вернуть внимание студенту, ускоряет темп и громкость речи. Студент же в этот момент перерабатывает ту информацию, которую не успел переработать. В данный момент он не .воспринимает речь преподавателя. Более того, ускорение речи преподавателя воспринимается студентом как агрессия по отношению к нему — возникают раздражение и защитная реакция. Если во время разговора глаза студента уходят в сторону, сделайте паузу. Дайте ему возможность усвоить полученную информацию.
Для лучшего восприятия информации с классной доски для правополушарных сочетание цветов должно быть таким: светлая доска — темный мел.
Для левополушарных учащихся наиболее важна правая полусфера; сочетание цветов на доске: темный фон и светлый мел.
- Давайте рассмотрим особенности усвоения учебного материала девушками и юношами
СЛАЙД 11
девушки | юноши |
Доминирует количественный подход к изучению учебного материала | Доминирует качественный подход к изучению учебного материала |
Конкретность мышления | Склонность к творчеству и самостоятельности |
Присущи интуиция и предусмотрительность, умение анализировать на эмоционально-чувственной основе | Преобладает синтез, умение обобщать на рациональной основе |
Пристрастие к монологу и повествованию | Наблюдается склонность к диалогу, дискуссии |
Ниже скорость концентрации внимания в критических ситуациях, но при этом высокие показатели избирательности и объёма внимания | Отличаются высокой скоростью концентрации внимания в критических ситуациях |
Большой объём кратковременной памяти | Меньший объём кратковременной памяти |
Утомление: страдает правое полушарие (эмоциональное самочувствие, образное мышление) | Утомление: страдает быстрее левое полушарие (речевое мышление, логические операции) |
Таким образом, можно сделать вывод что информацию юноши и девушки воспринимают по-разному.
Юноши, прежде всего, ищут смысл и, ухватив его, сразу готовы действовать. А девушки смысл считывают хуже, им требуется для этого больше времени. Зато они более эмоциональны, тоньше чувствуют.
Юноши требуют образной формы изложения, наглядности, им нужно прожить материал в действии, а не умозрительно. Им требуется обучение, основанное в первую очередь на целостном подходе, с опорой на конкретность, жизненность.
Девушкам же обычно проще понять схему, алгоритм. Они лучше ориентируются в правилах, способны разъять целое на части.
СЛАЙД 12
Особенности применения методов обучения при реализации гендерного подхода отображены
гендерный тип учащегося | методы обучения |
перцептивные | логические | гностические |
Левополушарный (девочки) | словесные (беседа, рассказ) наглядные (иллюстрации, демонстрации) практические (упражнения) | Индуктивные аналитические | репродуктивные |
правополушарные (мальчики) | наглядные (иллюстрации, демонстрации) практические (опыты) | Дедуктивные синтетические | Поисковые частчно-поисковые |
Учитывая вышеперечисленные гендерные особенности усвоения учебного материала следует организовывать образовательный процесс с опорой на следующие рекомендации:
Для юношей:
- визуальную информацию располагать столбиками
- допустимы более абстрактные рассуждения
- ведение мысли от общего к частному (метод дедукции)
- важно добиться понимания учебного материала, особенно ценится логичность изложения. Обязательно делать обобщение и выводы в конце занятия
- организация диалога, использование дискуссионных методов, исследовательских методов в ходе изучения нового материала в этих группах способствует его лучшему усвоению
- организация работы в парах
Для девушек:
- визуальную информацию располагать в горизонтальном направлении
- быстрее усваиваются, закрепляются конкретные письменные или устные примеры, вызывающие эмоциональный отклик
- ведение мысли от частного к общему (индуктивный метод)
- способны к долгому изложению теоретического материала ( стараются выучить и воспроизвести как можно больше)
- эффективно обсуждение в микрогруппаз, т.к способны работать продуктивно в коллективе
- использование лекции – беседы, работа в режиме «вопро-ответ»
- использовать красочные наглядные материалы
- трудности с самооценкой своей работы, поэтому для них полезен комментарий к ходу и результатам их учебно-познавательной деятельности со стороны преподавателя.
МЫ ЧАСТО ГОВОРИМ О СИТУАЦИИ УСПЕХА НА УРОКЕ.
Всегда ли это нам удаётся?
- Можно ли создать ситуацию успеха на уроке для всех обучающихся сразу?
- Для всех ли студентов подходят общепринятые методики обучения?
- Можно ли ожидать, что студенты одинаково отреагируют на предложенные преподавателем приемы и условия?
- Рассмотрим организацию ситуации успеха с учетом психофизиологических особенностей студентов поэтапно.
Мотивационный этап (установка на деятельность)
Для формирования мотивации к учебной деятельности левополушарных учащихся необходимо делать упор на познавательные мотивы. Их привлекает сам процесс усвоения знаний. Им свойственна высокая потребность в постоянной умственной деятельности.. Выражена потребность в самосовершенствовании ума и волевых качеств.
СЛАЙД 13
Мотивационный этап | Правополушарные учащиеся | Левополушарные учащиеся |
Пространственная организация | Рабочая полусфера — левая | Рабочая полусфера — правая |
Цветовая организация | Светлая доска — темный мел | Темная доска — светлый мел |
Условия, необходимые для успешной учебной деятельности | Гештальт (образы) Контекст Связь информации с реальностью, практикой Творческие задания Эксперименты Музыкальный фон Речевой и музыкальный ритм | Технология Детали Абстрактный линейный стиль изложения информации Неоднократное повторение учебного материала Тишина на уроке Неоднократное повторение материала |
Формирование мотивации | Завоевание авторитета Престижность положения в коллективе Установление новых контактов Социальная значимость деятельности | Стремление к самостоятельности Глубина знаний Высокая потребность в умственной деятельности Потребность в образовании |
СЛАЙД 14
Операционный этап (обеспечение деятельности).
Задача преподавателя на операционном этапе — обеспечение студента заданием, которое учитывало бы его психофизиологические особенности и доставило бы ему удовольствие в ходе выполнения работы.
Обычно преподаватели предпочитают абстрактный, линейный стиль изложения информации, неоднократное повторение учебного материала, что развивает навыки левого полушарий
И большинство учебников отражает эти характеристики: информация в них преподносится логично, последовательно и в абстрактной форме. Обучающихся же ставят перед необходимостью самостоятельно связывать информацию с реальностью.
Если способы преподавания не совпадают с психофизиологическими возможностями обучающихся, то возникает внутренний конфликт: способ изложения информации не совпадает с типом восприятия этой информации студентами.
Например, соотношение между активностью правого и левого полушария различно при восприятии художественных и технических текстов. При чтении технических текстов больше активизируется левое полушарие, а при чтении художественных — правое.
РЕЗУЛЬТАТИВНЫЙ ЭТАП (сравнение предполагаемой оценки с реальной оценкой). Результативный этап деятельности преподавателя является диагностирующим в его работе, определяет прогнозы на будущее.
Выбирая методы проверки знаний обучающихся, также необходимо учитывать межполушарную асимметрию головного мозга.
Для левополушарных учащихся наиболее предпочтительными будут: решение задач, письменные опросы с неограниченным сроком выполнения, вопросы «закрытого» типа. Письменное решение задач позволит левополушарным проявить свои способности к анализу, а на вопросы «закрытого» типа они успешно подберут ответ из предлагаемых вариантов.
Для правополушарных учащихся подойдут методы устного опроса, задания с «открытыми» вопросами с фиксированным сроком выполнения. Вопросы «открытого'» типа дадут им возможность проявить свои творческие способности, продемонстрировать собственный развернутый ответ. Есть несколько факторов, представляющих риск для учащихся с отличающимися учебными предпочтениями: неспособность к обучению, негибкость учебного, стиля и ограниченность набора обучающих стратегий. Учебники обычно ориентированы на один стиль обучения и часто на полушарную модель автора.(возможно автор учебника является левополушарным или правополушарным). В то время как для многих детей необходимо использовать набор учебных материалов, ориентированных как на левополушарный, так и на правополушарный тип обучающихся.
8