МБДОУ «Детский сад общеразвивающего вида №33»
Семинар-практикум с педагогами Тема: «Повышение двигательной активности детей в режимных процессах ДОУ».
Подготовила:
старший воспитатель Мовшева Т.Н.
Майкоп, 2020
Цель: систематизировать знания педагогов по физическому воспитанию и развитию двигательной активности детей в режимных процессах ДОУ.
Задачи:
1. Уточнить и закрепить представления педагогов о понятии «двигательная активность» детей в ДОУ.
2. Проанализировать эффективность используемых форм и методов организации физкультурной и оздоровительной работы в ДОУ по повышению двигательной активности детей.
3. Активизировать мыслительную деятельность педагогов, развить их творческий потенциал, направленный на оптимизацию двигательной активности детей в режимных процессах ДОУ, а также на всестороннее развитие детей.
Ход семинара-практикума.
1. Вступление.
"Здоровье дороже богатства" – утверждал французский писатель Этьен Рей, который жил в конце 19 века. Точно также утверждают и многие из нас. О здоровье говорят, о здоровье спорят, здоровья желают. С самого раннего детства каждый должен осознавать важность разумного отношения к своему здоровью.
А как относитесь к своему здоровью вы, уважаемые коллеги? Продолжите, пожалуйста, фразу: "Путь к здоровью – это…"(блиц опрос педагогов)
Мы уточнили, что путь к здоровью - это и правильное питание, систематическая двигательная активность, отсутствие стрессовых ситуаций и ещё многое другое. Но самое главное то, что «путь к здоровью» зависит, прежде всего, от нас самих.
По общепринятым представлениям, структура здоровья человека обеспечивается здравоохранением лишь на 10-12 %, наследственности принадлежит 18 %, условиям среды – 20 %, а самый большой вклад – 50-52 % - это образ жизни. Если считать, что здравоохранение наше находится не в лучшей форме, а ситуация с окружающей средой у нас в городе по меньшей мере неблагоприятна, то «контрольный пакет акций» - вот эти самые 50-52 % - в наших руках. О том, как грамотно распорядиться этим «контрольным пакетом акций», в условиях дошкольного учреждения пойдёт речь на семинаре-практикуме, тема которого звучит так - «Повышение двигательной активности детей в режимных процессах ДОУ».
2. Понятие «двигательная активность». Положительное влияние двигательной активности на организм ребенка.
Двигательная активность – это естественная потребность в движении, удовлетворение которой является важнейшим условием всестороннего развития и воспитания ребёнка. Движения – это первые источники смелости, выносливости, решительности, проявление важных человеческих качеств. Лозунг «Движение — это жизнь” известен всем, и никто не решится его оспаривать. Именно двигательная активность помогает любому человеку дольше сохранить здоровье, поддерживать бодрость духа и хорошее настроение».
Психологи отмечают, что потребность детей дошкольного возраста в двигательной активности достаточно высока, но не всегда она реализуется на должном уровне. Всё больше ограничивается самостоятельная двигательная активность детей, как в семье, так и в детском саду – увеличивается продолжительность образовательных занятий с преобладанием статических поз, дети всё больше времени проводят за компьютерными играми, конструированием, просмотром телепередач, а также предметно-развивающая среда не всегда способствует полноценному физическому развитию детей.
Движение – не только врождённая потребность человека, от удовлетворения которой зависит его здоровье, но и важное условие формирования систем и функций организма, один из способов познания ребёнком мира, умения ориентироваться в нём, а также средство всестороннего развития. В процессе движения дети испытывают неподдельную радость.
Формирование у дошкольников потребности в движении в значительной степени зависит от особенностей жизни и воспитания, от того, насколько окружающие его взрослые смогут создавать благоприятные условия, способствующие своевременному развитию моторики.
Двигательная активность дошкольника должна соответствовать его опыту, интересам, желаниям, функциональным возможностям организма. Поэтому педагогам необходимо позаботиться об организации детской двигательной деятельности, ее разнообразии, а также выполнении основных задач и требований к ее содержанию. Придавая особую значимость роли двигательной активности в укреплении здоровья детей, необходимо определить приоритеты в режиме дня.
Первое место в двигательном режиме детей принадлежит физкультурно-оздоровительным занятиям. К ним относятся общеизвестные виды двигательной деятельности: утренняя гимнастика, подвижные игры и физические упражнения на прогулке, физкультминутки на занятиях С целью оптимизации двигательной активности и закаливания детей необходимо включать в практику работы дополнительные виды занятий двигательного характера, взаимосвязанные с комплексом закаливающих мероприятий. К таким занятиям относятся: оздоровительный бег на воздухе, пробежки по массажным дорожкам в сочетании с воздушными ваннами, гимнастика после дневного сна, двигательная разминка во время перерыва между занятиями, индивидуальная работа с детьми по развитию движений, прогулки-походы в парк, лес, корригирующая гимнастика.
Второе место в двигательном режиме детей занимают учебные занятия по физической культуре – как основная форма обучения двигательным навыкам и развития оптимальной двигательной активности детей.
Третье место отводится самостоятельной двигательной деятельности, возникающей по инициативе детей. Она дает широкий простор для проявления их индивидуальных двигательных возможностей. Самостоятельная деятельность является важным источником активности и саморазвития ребенка. Продолжительность ее зависит от индивидуальных проявлений детей в двигательной деятельности, и поэтому педагогическое руководство самостоятельной деятельностью детей должно быть построено с учетом двигательных навыков.
Наряду с перечисленными видами занятий по физической культуре немаловажное значение отводится активному отдыху, физкультурно- массовым мероприятиям. К таким мероприятиям относится неделя здоровья, физкультурный досуг, физкультурно-спортивный праздник, игры-соревнования, спартакиады.
Вышеописанные виды, дополняя и обогащая друг друга, в совокупности обеспечивают необходимую двигательную активность каждого ребенка в течение всего времени пребывания его в дошкольном учреждении. При этом следует помнить, что двигательная активность оптимальна в том случае, когда ее основные параметры (объем, продолжительность, интенсивность) соответствуют индивидуальным данным физического развития и двигательной подготовленности детей,
Начнем мы наш семинар с интеллектуальной игры. Предлагаю педагогам разделиться на 2 команды.
3 «Интеллектуальная игра»
1 Формы ДА.
Педагогам дается 2-3 минуты, чтобы записать в структурные компоненты двигательной активности и выделить в них главные компоненты (утренняя гимнастика, физкультурное занятие, физминутки, динамические паузы, прогулка, бодрящая гимнастика после сна, подвижные игры, спортивные игры, индивидуальная работа, самостоятельная деятельность детей и т.д.).
2. «Физкультурный калейдоскоп».
Командам предлагается продемонстрировать формы двигательной активности (физкультминутки, дыхательную гимнастику, пальчиковые упражнения для всех участников игры.
3. «Мозговая атака».
а) формирование широкого круга игровых действий;
б) охрана и укрепление здоровья ребенка, закаливание организма;
в) развитие умственных, духовных, физических способностей детей.
-
Это средство оздоровления и профилактики болезней. От него у детей пропадает сонливое состояние, появляется чувство бодрости, наступает эмоциональный подъем, повышается работоспособность на весь день (утренняя гимнастика).
-
Это является для ребенка особым радостным событием, сюда входят разнообразные физические упражнения и веселые подвижные игры, включаются движения, предварительно разученные на физкультурном занятии (физкультурный досуг)
-
Кратковременные физические упражнения способствуют смене позы и характера деятельности путем двигательной активности. (физкультминутки)
-
Важно соблюдать все 5 деятельности при организации прогулки. Назовите их.Наблюдение; Трудовая деятельность; Игровая деятельность;
Индивидуальная работа; Самостоятельная деятельность детей.
-
Деятельность, которая выполняется без непосредственного участия воспитателя, позволяющая взаимодействовать со сверстниками или действовать индивидуально (Самостоятельная деятельность детей).
-
Ее цель- поднять настроение и мышечный тонус детей с помощью контрастных воздушных ванн и физических упражнений.
(Бодрящей гимнастики после сна).
-
Приведите примеры спортивных игр? (бадминтон, городки, баскетбол, волейбол, футбол, эстафеты).
-
Какие вы знаете спортивные упражнения? (ходьба на лыжах, катание на коньках, санках, велосипеде, самокате, каруселях и плавание.) Спортивные упражнения способствуют укреплению основных мышечных групп, развитию костной, сердечнососудистой, дыхательной, нервной систем. Они развивают психофизические качества (ловкость, быстроту, выносливость), а также формируют координацию движений, ритмичность, ориентировку в пространстве, функции равновесия.
4. Упражнение «Живые картинки».
Ведущий: - Удовлетворение интереса не приводит к его исчезновению, а, наоборот интерес может укрепляться, развиваться, становиться более глубоким и разносторонним. А для этого педагоги должны приложить определенные усилия. Всем известно, что наиболее эффективными в работе с детьми являются нестандартные приемы. Пантомима – один из них. Каким образом можно использовать пантомиму для повышения двигательной активности?
Команды получают иллюстрации зимних видов спорта (хоккей, фигурное катание, биатлон, лыжный спорт, санный спорт). Команды по очереди средствами пантомимы показывают их, соперники отгадывают.
5. Упражнение «Раздумье».
Аббревиатура (СССР, МАДОУ, ФСБ, СНГ, МЧС, ЦРУ, ФЗОЖ, ООП, ФГОС, ЧБД). Педагогам предлагается расшифровать аббревиатуры в соответствии с физкультурно-оздоровительной тематикой. Например: СССР – самые сильные и смелые ребята, МЧС – мы чемпионы спорта и.тд.
Итог.
Уважаемые педагоги, от вас зависит насколько насыщенная разнообразными возможностями двигательная деятельность будет предложена детям для того, чтобы реализовать главную их потребность в дошкольном возрасте — потребность в движении. Играйте со своими детьми, передавайте им свой опыт и, может, с вашей легкой руки многие забытые игры и забавы вновь оживут.
4