ДЕПАРТАМЕНТ ОБРАЗОВАНИЯ ГОРОДА СЕВАСТОПОЛЯ
ГОСУДАРСТВЕННОЕ АВТОНОМНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ
ГОРОДА СЕВАСТОПОЛЯ
«ИНСТИТУТ РАЗВИТИЯ ОБРАЗОВАНИЯ»
«ФАСИЛИТАЦИЯ – ВЕДУЩАЯ КОМПЕТЕНЦИЯ СОВРЕМЕННОГО ПЕДАГОГА»
(МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ ПЕДАГОГАМ ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ)
Составитель:
Волкова Лариса Ивановна,
методист ГАОУ ДПО ИРО
Севастополь
2019
ФАСИЛИТАЦИЯ – ВЕДУЩАЯ КОМПЕТЕНЦИЯ СОВРЕМЕННОГО ПЕДАГОГА
Сегодня в российском образовании происходят качественные перемены, необходимым условием которых является изменение роли учителя в процессе обучения. Если мы ориентируемся на требования Федерального государственного образовательного стандарта на всех уровнях образования, необходимо перенестиакцент с преподавания на учение. Возникает потребность организовать само преподавание не как трансляцию информации, а как фасилитацию (от англ. to facilitate – облегчать, способствовать, содействовать, создавать благоприятные условия) процессов осмысленного учения. Основоположником понятия фасилитации является представитель гуманистической педагогики К. Роджерс.
Применительно к школе под фасилитацией следует понимать развивающий образовательный метод, обеспечивающий позитивное влияние на ученика, класс с целью создания благоприятной атмосферы, повышения уверенности учащихся в своих силах, стимулирование и поддержание у них потребности в самостоятельной продуктивной деятельности.
В настоящее время профессиография педагогического труда насчитывает свыше 100 профессионально значимых и личностных качеств педагога. Нельзя не согласиться, что действительная реформа образования должна основываться на перестройке определенных личностных установок учителя, реализующихся в процессах его межличностного взаимодействия с учащимися.
Новый уровень задач требует от учителя в некоторой степени «эталонных» личностных характеристик. Определяющими для реализации фасилитации педагога является развитие трех качеств личности: аттрактивность (от лат. attrahere привлекать – естественное состояние чего-либо, не вызывающее раздражение, а наоборот манящее, вызывающее некое притяжение, симпатию), толерантность (от лат. tolerantia терпение – терпимость к иного рода взглядам, нравам, привычкам) иассертивность (от англ. assertiveness настойчивость, утвердительность – уверенная защита своих интересов или своей точки зрения с учетом мнений других людей).
К. Роджерс назвал этот комплекс личностных качеств учителя «необусловленным позитивным вниманием к человеку». Учитель, понимающий и принимающий внутренний мир своих учащихся, ведущий себя естественно и в соответствии со своими внутренними переживаниями и, наконец, доброжелательно относящийся к учащимся, создает тем самым все необходимые условия для обеспечения и поддержки (фасилитации) их осмысленного учения и личностного развития в целом.
Сегодня в области развития фасилитационных компетенций педагогов существуют проблемы, связанные с недостаточной разработанностью темы применительно к школьной среде. Новизна моего педагогического опыта заключается в следующем:
выявлены и опытным путем обоснованы педагогические условия, обеспечивающие фасилитационную поддержку процесса обучения;
определены и классифицированы наиболее эффективные методы работы педагога-фасилитатора.
Можно отметить универсальность большинства предлагаемых мною методов и технологий, возможность применения их в обучении разным дисциплинам. Процесс взаимодействия учителя и ученика на уроке направлен на полный комплекс ориентиров (ценности, цели, мотивы, нормы и так далее), а не только на узко предметные цели.
Итак, какие цели я ставлю перед собой, обеспечивая фасилитационную поддержку в обучении? Формирование личности ученика, выявление и развитие его потенциальных способностей, задатков; создание условий для саморазвития, самоопределения, самосовершенствования, самореализации личности ученика.
Что приобретают мои ученики? Личностную мотивацию к учению, творчеству, достижению целей; навыки взаимодействия с учителями, родителями, сверстниками в процессе познания; продвижение по индивидуальной образовательной и жизненной траектории; ориентацию на успех в учении и творчестве.
Каковы ожидаемые результаты выбранного мною уровня взаимодействия? Сформированность личности ученика; ценностная, эмоциональная, поведенческая, коммуникативная, политическая, правовая социализация личности; достижение ситуации успеха, самореализация личности.
Обозначу главные принципы, которыми я руководствуюсь как учитель-фасилитатор.
Стремлюсь всячески поддерживать самостоятельность ребенка. Ведь способность самостоятельно думать, принимать решения, отвечать за их последствия – основные признаки развитой личности.
2. Не боюсь неожиданных вопросов. Вопросы детей – это свидетельство их интереса, а нестандартный вопрос, может быть, не что иное, как свидетельство творческого взгляда на мир.
Стараюсь быть гибкой, следовать ситуации. Мудрый человек способен отказаться от усвоенной точки зрения и принять новую, если последняя более справедлива.
Развиваю в себе черты креативной личности. Я всегда готова к шагу за пределы комфортной зоны для создания новой техники или адаптирования инструмента, который был бы наиболее эффективен в конкретной ситуации.
Мною исследованы и классифицированы методы и приемы обучения, приемлемые и наиболее эффективные в работе педагога-фасилитатора (таблица 1).
Таблица 1
Дискуссионные методы
Круглый стол
Сократовская дискуссия
Панельная дискуссия
Форум
Симпозиум
Дебаты
«Займи позицию»
Подиум-дискуссия
Аквариум
Метод-ПРЕСС
Результаты применения:
Обеспечение условий для развития интеллектуальных способностей.
Осознание участниками своих мнений, суждений, оценок по обсуждаемому вопросу.
Формирование уважительного отношения к мнению, позиции оппонентов.
Развитие умений осуществлять конструктивную критику существующих точек зрения, формулировать вопросы, вести полемику.
Развитие умения работать в группе.
Развитие умения выступать публично.
Игровые методы
Ролевая игра
Драматизация
Деловая игра
Суд
Результаты применения:
Обеспечение условий для развития воображение и символической функции сознания, позволяющей переносить свойства одних вещей на другие.
Развитие умения ориентироваться в собственных чувствах и формирование навыков их культурного выражения.
Обеспечение ученику возможности включаться в коллективную деятельность и общение.
Методы организации мыследеятельности
Мозговой штурм
Мировое кафе
Метод Дельфи
Мыслерешето
Дерево ответов (дерево решений)
Обучение в парах
Интерактивная лекция
Пресс-конференция
Незаконченное предложение
Чтение с пометками
Результаты применения:
Обеспечение условий для развития интеллектуальных способностей.
Обеспечение условий для развития коммуникативных способностей.
Развитие навыка самостоятельного поиска решения, привлечения информации из разных областей и источников.
Развитие умения работать в группе.
Развитие способности продуцировать множество решений.
Развитие умения выступать публично.
Обеспечение подготовки учеников к последующей научной деятельности.
Методы организации творческой деятельности
Метод символического видения
Метод сравнения версий
Метод «Если бы…»
Метод ключевых слов
Метод вживания
Метод конструирования вопросов
Метод смысловых ассоциаций
Результаты применения:
Обеспечение условий для развития интеллектуально-творческих способностей.
Обеспечение условий для развития коммуникативных способностей.
Создание условий для формирования целостного восприятия мира в единстве чувственных и конкретных представлений.
Методы рефлексии
Ключевое слово
Рефлексивный экран
Синквейн
Метод пяти пальцев
Корзина мнений
Ступени
Плюс – минус – интересно
Экспертная комиссия
Результаты применения:
Обеспечение условий для развития универсальных рефлексивных умений.
Обеспечение педагогической поддержки каждого обучающегося.
Обеспечение взаимопонимания и согласованности действий партнеров в условиях совместной деятельности, кооперации.
Обеспечение стабилизации и гармонизации эмоционального мира ученика, мобилизации волевого потенциала.
Основная форма организации деятельности на уроке учителя-фасилитатора – групповая. Для успешной организации такой работы необходимо
во-первых, уметь ставить четкую цель, к которой придет группа в конечном результате, формулировка не должна быть расплывчатой и должна быть понятна всем;
во-вторых, уделить большое внимание уделить разработке процесса, в котором участвует группа, а так же последовательности выполняемых заданий;
в-третьих, налаживать продуктивное общение между членами групп, уметь управлять конфликтами и направлять в нужное русло ход дискуссий;
в-четвертых, в процессе работы суметь раскрыть способности участников, оценить имеющиеся навыки и помочь развить новые скрытые потенциалы, отыскать движущие силы и направить энергию на эффективное решение учебной задачи;
в-пятых, поддерживать участников групп и, используя диалог, учитывать мнение каждого члена группы;
в-шестых, всячески поощрять лидерские качества в других членах группы.
Высшее достижение фасилитатора — это создание у членов группы впечатления, что всю работу они выполнили самостоятельно.
Я убедилась, что фасилитаторская позиция учителя имеет свои «плюсы» и «минусы».
«Плюсы»
«Минусы»
активность учеников;
обращение к их личному опыту;
творчество учеников;
возможность их личностного роста;
шлифовка мастерства учителя.
сложность изложения теории;
сложность соблюдения временных рамок;
большие энергозатраты учителя.
Главная же трудность в том, что феномен фасилитации не возникает вдруг. Ему предшествуют саморазвитие и самообразование педагога. Переход традиционно работающего учителя к такому новому для него стилю деятельности происходит постепенно, поскольку он связан с глубокой и, следовательно, достаточно медленной личностной перестройкой и его самого, и учащихся. Поэтому ведущими являются не столько изменения содержания и методов преподавания, сколько становление и укрепление основных личностных установок, постоянный профессиональный рост педагога-фасилитатора.
Максимальная раскрепощенность, полная свобода слова, уважение достоинства каждого, поощрение различных идей безотносительно к их ценности – вот та среда, которая в полном объеме будет отвечать принципу фасилитации и формировать у обучающихся ценности современного общества.