Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение
детский сад «Солнышко» муниципального образования – Ершичский район Смоленской области
Семинар-практикум
« Артикуляционная гимнастика первый шаг в коррекции звукопроизношения для детей с нарушением речи».
Учитель-логопед: Шикова И.Е.
С.Ершичи
Октябрь,2019г.
Цель: оказание помощи родителям в овладении основными приемами артикуляционной моторики ребенка в домашних условиях
Задачи:
- активизировать знания родителей о значимости развития артикуляционной моторики;
-дать понятие о причинах возникновения речевых нарушений;
-сформировать представление о нормах речевого развития старших дошкольников;
-познакомить с приемами коррекционной работы по формированию подвижности органов речи: челюстей, губ, языка;
-показать значение артикуляционной гимнастики в развитии моторики артикуляционного аппарата;
-познакомить с правилами проведения артикуляционной гимнастики дома.
Логопед: Здравствуйте, уважаемые родители! Спасибо, что нашли время и пришли на наш семинар-практикум. Предлагаю вам представиться - назвать своё имя и отчество, затем охарактеризовать себя, подобрав слово на первые буквы своего имени и отчества. Педагог называет своё имя и подбирает слова: «Меня зовут Ирина Егоровна - интересующаяся, естественная!
Родители по-очереди представляются.
Логопед: Очень приятно познакомиться с вами!
Сегодня я хотела остановиться на значении и организации артикуляционной гимнастики в становлении и коррекции звукопроизношения у дошкольников.
Бытует мнение, что артикуляционная гимнастика – это не столь важное, несерьёзное занятие, которым можно и не заниматься. Однако, это не так. Систематичное выполнение артикуляционных упражнений позволяет:
1.Подготовить артикуляционный аппарат к самостоятельному становлению произношения звуков (т. е., чем раньше родители с ребенком начинают заниматься артикуляционной гимнастикой, тем быстрее у ребенка появляются звуки родного языка, даже таких трудных как Р, Л) .
2.Артикуляционные упражнения помогают детям со сложными речевыми нарушениями быстрее преодолеть речевые дефекты.
3.Артикуляционная гимнастика очень полезна детям, про которых говорят «каша во рту» (т. е. у таких детей снижен тонус мышц щек, губ и языка).
Звуки речи образуются в результате сложного комплекса движений артикуляционных органов. Мы правильно произносим различные звуки, как изолированно, так и в речевом потоке, благодаря силе, хорошей подвижности и дифференцированной работе органов артикуляционного аппарата. Таким образом, произношение звуков речи - это сложный двигательный навык.
Уже с младенческих дней ребенок проделывает массу разнообразнейших артикуляционно-мимических движений языком, губами, челюстью, сопровождая эти движения диффузны- ми звуками (бормотание, лепет). Такие движения и являются первым этапом в развитии речи ребенка; они играют роль гимнастики органов речи в естественных условиях жизни. Точность, сила и дифференцированность этих движений развиваются у ребенка постепенно. Для четкой артикуляции нужны сильные, упругие и подвижные органы речи - язык, губы, небо. Артикуляция связана с работой многочисленных мышц, в том числе: жевательных, глотательных, мими- ческих. Процесс голосообразования происходит при участии органов дыхания (гортань, трахея, бронхи, легкие, диафрагма, межреберные мышцы). Таким образом, говоря о специальной логопедической гимнастике, следует иметь в виду упражнения многочисленных органов и мышц лица, ротовой полости, плечевого пояса, грудной клетки.
Артикуляционная гимнастика является основой формирования речевых звуков - фонем и коррекции нарушений звукопроизношения любого происхождения; она включает упражнения для тренировки подвижности органов артикуляционного аппарата, отработки определенных положений губ, языка, мягкого неба, необходимых для правильного произнесения, как всех звуков, так и каждого звука той или иной группы.
Цель артикуляционной гимнастики - выработка полноценных движений и определенных положений органов артикуляционного аппарата, необходимых для правильного произношения звуков.
Рекомендации по проведению упражнений артикуляционной гимнастики
1. Проводить артикуляционную гимнастику нужно ежедневно, чтобы вырабатываемые у детей навыки закреплялись. Лучше выполнять упражнения 2 раза в день утром и вечером, по 3-5 минут. Не следует предлагать детям более 2-3 упражнений за раз.
2. Каждое упражнение выполняется по 5-7 раз.
3. Статические упражнения выполняются по 10-15 секунд (удержание артикуляционной позы в одном положении).
4. Артикуляционную гимнастику выполняют сидя, так как в таком положении у ребенка прямая спина, тело не напряжено, руки и ноги находятся в спокойном положении.
5. Ребенок должен хорошо видеть лицо взрослого, а также свое лицо, чтобы самостоятельно контролировать правильность выполнения упражнений. Поэтому ребенок и взрослый во время проведения артикуляционной гимнастики могут находиться перед настенным зеркалом, также ребенок может воспользоваться небольшим ручным зеркалом (примерно 9x12 см), но тогда взрослый должен находиться напротив ребенка лицом к нему.
Организация проведения артикуляционной гимнастики дома
1. Прежде чем приступить к выполнению артикуляционных упражнений, вы должны
2. выяснить, как ваш ребѐнок ориентируется в пространстве: может ли он показать, что находится справа, слева, впереди, сзади, наверху, внизу; различает ли он правую и левую руки. Без этого выполнение артикуляционной гимнастики невозможно или крайне затруднительно для ребѐнка.
3. Расскажите о предстоящем упражнении, используя игровые приемы.
4. Покажите правильное выполнение упражнения.
5. Предложите ребенку повторить упражнение, проконтролируйте его выполнение.
6. Следите за качеством выполняемых ребенком движений: точность движения, плавность, темп выполнения, устойчивость, переход от одного движения к другому.
Логопед: Я предлагаю вам самостоятельно выполнить артикуляционные упражнения. Поставьте перед собой зеркало. Сейчас вы сможете познакомиться с органами артикуляции так, как это делают ваши дети.
Логопед читает стихотворение, родители рассматривают свои органы артикуляции и выполняют действия по тексту.
ИГРА «СКАЗОЧКА-УКАЗОЧКА» Крупенчук О.И. Воробьева Т.А.
1.Не устала ты пока.
Покажи, моя рука:
Это — правая щека,
Это — левая щека.
Подбородок тянем вниз,
Чтобы с челюстью отвис.
2.Там — к прогулкам не привык —
Робко прячется язык.
Ты сильна, а не слаба,
Здравствуй, верхняя губа,
Здравствуй, нижняя губа,
Ты не меньше мне люба!
Нѐбо вместо потолка
3.Есть во рту у языка.
А когда открылся рот,
Язычок пошѐл вперѐд.
Есть у губ одна черта —
В них улыбка заперта:
Вправо — правый угол рта,
4.Влево — левый угол рта.
Интересная картинка:
Есть и кончик, есть и спинка,
Боковые есть края —
Всё про ротик знаю я!
Логопед: А теперь мы с вами освоим эту «волшебную гимнастику», гимнастику зарядку, без которой звуки не появятся. Обычно нарушаются следующие группы звуков у детей: «свистящие», «шипящие», «сонорные».
На стенде который я сделала для вас дети распределены по подгруппам нарушенных звуков: группа «солнышко» с сь з зь ц, группа «ласточка» л и ль, группа «шоколадки» ш щ ж ч и группа «рыбки» р и рь.
Для образования свистящих звуков характерно: губы в улыбке, зубы сближены, кончик язычка за нижними зубами. Воздушная струя холодная. Выполним упражнения для образования этих звуков «улыбка», «хоботок», «заборчик», «лопатка», «чистим зубки», «самомассаж язычка».
Родители по подгруппам детей выполняют артикуляционную гимнастику.
родители подгруппы «шоколадка»
Для шипящих звуков характерно губы выдвинуты вперёд и напоминают «бублик», язычок напоминает чашечку и поднят за верхние зубки, воздушная струя горячая. Упражнения «бублик», «трубочка», «лопатка», «чашечка», «фокус» или «парашютик», «вкусное варенье».
родители подгруппы «ласточка».
Уклады звуков такие; ротик открыт, язычок за верхними зубами в форме седла. Упражнения «лопатка», «индюк», «накажем язычок», «иголочка», «лопатка-иголочка».
И подгруппа «рыбки»:
Звуки самые трудные требуют сильного языка и достаточно сильной воздушной струи воздуха. Упражнения «чашечка», «дятел», «лошадка», «барабанщик», «фокус».
Молодцы!
Родители выполняют упражнения и делятся впечатлениями.
Логопед: Как вы могли заметить, мы потратили всего несколько минут, на то чтобы выполнить эти упражнения. Выполнение артикуляционной гимнастики не доставит вам большого труда, а ребенку принесет большую пользу, и позволит вам наблюдать за его прогрессом.
Причины нарушений речи
Внутриутробная аномалия может возникнуть в результате патологии плаценты, грозы выкидыша, токсикоза, заболеваний матери (например, сахарный диабет) и многие другие.
Инфекционные заболевания матери во время беременности (например, токсоплазмоз, краснуха, герпес).
Резус-конфликт матери и ребенка.
Недоношенность (менее 38 недель), переношенность (более 40 недель).
Курение (как активное, так и пассивное). Будущим мамам следует помнить, что при ее курении клетки мозга ребенка находятся в постоянном кислородном голодании. Таким образом, это может привести к более глубоким нарушениям.
Употребление алкоголя и наркотических веществ.
Прием лекарственных препаратов, запрещенных для приема во время беременности (например, антибиотики ототоксического действия в настоящее время категорически запрещены). Но следует перед применением любого лекарства проконсультироваться с врачом.
Вредные условия труда (например, повышенные физические нагрузки).
Стресс.
Наследственная предрасположенность, генетические аномалии (например, неправильная форма прикуса).
Тяжелые роды и их последствия (асфиксия ребенка во время родов из слишком.
Заболевания, перенесенные ребенком в первые годы жизни (например, нейроинфекции, травмы и ушибы головного мозга).
Неблагоприятные социально-бытовые условия:
Соматическая ослабленность (дети часто и долго болеют).
Невнимание к речевому развитию детей в раннем возрасте (например, неправильные варианты произношения некоторых звуков).
Двуязычие в семье (как правило, в семьях эмигрантов).
Стресс или сильный испуг.
«Сюсюканье» с детьми в возрасте 1 года и старше.
Сосание пальца.
Точную причину нарушений, конечно же, должен определить врач. Возможно, потребуется консультация не только логопеда, но и невропатолога, ортодонта и отоларинголога. Но вы сами можете предположить, что могло вызвать задержку речевого развития.
Наша встреча подходит к завершению. Подведём итоги.
Родителям предлагается оценить информацию, полученную на семинаре-практикуме одним из трех квадратиков красного, синего, зеленого цвета.
Красный цвет – «считаю полученную информацию полезной»;
синий цвет – «считаю информацию недостаточно полезной»;
зеленый цвет – «мне на семинаре-практикуме было не интересно».
Все присутствующие считают полученную информацию полезной.
Логопед: Спасибо за внимание и помощь. И я очень надеюсь на вашу помощь и в дальнейшем!