Дети и взрослые: учимся жить без конфликтов. Для родителей детей 2-4 лет
Педагог-психолог
МАДОУ «Детский сад №312» г. Перми
Зырянова Ю.И.
Что же такое конфликт и почему он возникает?
Я хочу – Ты хочешь.
Как быть?
Конфли́кт ( лат . conflictus - столкнувшийся ) - наиболее острый способ разрешения противоречий в интересах , целях ,
взглядах , происходящих в процессе социального взаимодействия , заключающийся в противодействии участников этого взаимодействия и обычно сопровождающийся негативными эмоциями , выходящий за рамки общечеловеческих ценностей , правил и норм.
Что хочет ребёнок 2-4 лет?
Каковы психологические особенности возраста детей 2-4 лет?
Психология малышей 2-3 лет отличается эгоцентризмом, они считают, что всё в мире происходит только для них. Всё, что с этим расходится, вызывает крики, протест, плач. Возраст 3-4 лет характеризуется кризисом 3-х лет, потому что внутренний мир малыша полон противоречий, ребёнок стремится быть самостоятельным, но в то же время не может справиться с многими задачами без помощи взрослых. Малыш может капризничать, бунтовать, в это период ему нелегко, он порой сам не понимает свои желания и чувства. Важно отличать непослушание и стремление к самостоятельности, и поддерживать стремление «я сам», не критиковать неумелые действия. Дети в 3-4 года в первую очередь деятели. Опыт активной разнообразной деятельности составляет важнейшее условие развития. Малыш довольно быстро всё схватывает и как губка впитывает и хорошее и плохое.
Сложный этап под названием кризис 3-х лет заканчивается утверждением равенства в общении между взрослым и ребёнком.
Что происходит с ребёнком?
Он специально вредничает?
Какие же потребности у малыша?
Каждый ребёнок хочет быть «хорошим», когда ребёнок ведёт себя «плохо», это может быть сигналом его состояния. Важно понимать и учитывать возрастные, индивидуальные особенности, состояние здоровья, нервной системы, семейную ситуацию, личностные особенности родителей, детско-родительские отношения, адаптационный период в ДОУ и др.
Зная потребности детей и учитывая их, с ребёнком можно договариваться, принимая и понимая желания, чувства, настроения, помогая научиться понимать себя и других. Выслушивать и рассуждать. Вместе думать, как поступить, как справиться с трудностями. Получая родительскую поддержку, ребёнок учится сам быть отзывчивым, добрым и дружелюбным, выстраивать гармоничные взаимоотношения с окружающими.
Безусловно, самые важные физиологические потребности и, конечно, потребность в безопасности. Потребность в безусловной любви, в принятии и уважении, в поддержке и признании, потребность ощущать собственную значимость, также очень важны.
Осознанное родительство - это подход, основанный на понимании потребностей ребёнка, знании особенностей его развития в каждый период, работе с собственными эмоциями.
Осознанные родители:
Уважают мнение ребёнка и готовы его выслушать, даже если не согласны. Аргументируют и объясняют, а не приказывают. Передают ребёнку больше ответственности по мере взросления. Ставят чёткие границы и требуют их соблюдать, но при этом уважают и границы ребёнка. Поддерживают стремление детей к самостоятельности и независимости. Позволяют себе время от времени быть уставшими. Могут попросить помощи у специалиста, если понимают, что не справляются своими силами.
Основные принципы осознанного родительства:
Уважать ребёнка как отдельную личность.
Любить и защищать ребёнка.
Оградить от насилия.
Что делать, чтобы не срываться на ребёнка?
Самое главное - важно развивать в себе эмоциональный интеллект. Для этого стоит обратить внимание на основные моменты.
Знание собственных чувств поможет разобраться в базовых эмоциях:
радость, удивление, печаль (грусть), гнев (злость), страх. Умение управлять эмоциями . Очень важно научиться называть эмоции: например, «сейчас я чувствую страх». Если знать, что именно возникает, этим можно управлять. Например, сделать паузу перед тем, как начать говорить что-то ребёнку. Переключиться, побыть наедине с собой, попробовать дыхательные практики. Навык распознавания эмоций других и искреннее сочувствие. Можно видеть, как действия одного человека влияют на эмоции других. Иными словами - просто понимать собеседника, делать выводы, стоит ли сейчас «выливать» на него свои переживания, особенно если это ребёнок.
Рассмотрим разные ситуации. Подумаем, почему малыш так себя ведёт, какие вы при этом испытываете чувства, как избежать конфликта и договориться с ребёнком.
Благодарю за внимание!