МАДОУ “ Детский сад «Солнышко» п.им. Карла Либкнехта Курчатовского района Курской области”
Семинар-практикум для
педагогов ДОУ
«Как воспитать патриотов»
Воспитатель : Кошечкина Елена Ивановн
2024г
«Как воспитать патриотов»
Цель: уточнить и закрепить знания участников семинара-практикума по
нравственно-патриотическому воспитанию дошкольников.
Задачи:
1 Повысить педагогическую компетентность педагогов по вопросам
нравственно-патриотического воспитания.
2 Обобщить знания педагогов о формах и методах
работы по патриотическому воспитанию.
3 Развивать способ анализа своей деятельности и деятельность другого
участника в процессе игры, проявляя педагогический такт;
4 Расширять кругозор каждого участника семинара по краеведению.
Форма: деловая игра
Деловая игра на тему: «Слабое звено».
Ход семинара-практикума
Уважаемые коллеги, предлагаю вам принять участие в деловой
игре «Слабое звено».
Сегодня мы будем, выявлять свои знания по патриотическому
воспитанию, в которое вошли разделы: краеведение; история РФ и города
Курска; народно-прикладное искусство; ФГОС ДО.
Правила игры:
Наша игра будет проходить с 2 командами. Игра состоит из 7 раундов,
которые представляют собой вопросы по нашей теме семинара. Задача
команды: быстрее другой команды дать правильный ответ на вопрос и
получить фишку. Победит та команда, которая наберет больше фишек и
покажет свои знания по патриотическому воспитанию на более высоком
уровне. В конце игры мы подсчитаем фишки и узнаем, какая команда у нас
сегодня окажется слабым звеном.
Задача каждой команды проявить свою эрудицию, следить за ходом игры
и суметь проанализировать свою деятельность, и деятельность других
участников, соблюдая педагогический такт. Итак, разделимся на команды.
Выберите командира, и в течении 3 минут необходимо придумать
название и девиз.
1 Представление команд
Прежде чем приступать к какому-либо делу, всегда нужно быть в знаниях
теоретически подкованным. Поэтому в начале нашей игры мне хотелось бы
вам кратко рассказать об организации нравственно-патриотического
воспитания в нашем детском саду.
2 Патриотическое воспитание – это целенаправленный процесс
воздействия на личность с целью формирования патриотизма, как качества
проявляющегося в любви к своему Отечеству, служению ему.
Воспитание чувства патриотизма у дошкольников, процесс сложный и
длительный, требующий от педагога большой личной убеждённости и
вдохновения. Это весьма кропотливая работа должна вестись
систематически, планомерно, во всех возрастных группах, в разных видах
деятельности и по разным направлениям: воспитание любви к близким, к
детскому саду, к родному городу, к своей стране.
Задачи:
- формирование любви к родному краю (причастности к родному дому,
семье, детскому саду, города);
- формирование духовно-нравственных отношений;
- формирование любви к культурному наследию своего народа;
- воспитание любви уважения к своим национальным особенностям;
- знакомство детей с символами государства (герб, флаг, гимн)
- чувство собственного достоинства как представителя своего народа;
- толерантное отношение к представителям других национальностей, к
ровесникам, родителям, соседям, другим людям.
Данные задачи должны решаться во всех видах детской деятельности: на
занятиях, в играх, в труде, в быту – так как воспитывают в ребёнке не
только патриотические чувства, но и формируют его взаимоотношения с
взрослыми и сверстниками. Планировать работу целесообразно по темам:
- Моя семья;
- Мой детский сад.
- Мой город;
- Моя страна
Нравственно-патриотическое воспитание ребёнка – сложный
педагогический процесс. В основе его лежит развитие нравственных чувств.
Чувство Родины. Оно начинается у ребёнка с отношения к семье, к самым
близким людям – к матери, отцу, бабушке, дедушке. Это корни,
связывающие его с родным домом и ближайшим окружением. Заповедь А. С.
Макаренко гласит «В вашей семье и под вашим руководством растет
будущий гражданин. Все, что совершается в стране, через вашу душу и вашу
мысль должно приходить к детям.
В своей работе педагоги могут использовать следующие методы:
1 Рассказ, объяснения воспитателя в сочетании с показом нужных
объектов и непосредственными наблюдениями детей;
2 Беседы с детьми о стране, родном городе;
3 Разучивание с детьми песен, стихотворений, пословиц, поговорок,
чтение сказок, прослушивание музыкальных произведений;
4 Знакомство детей с народной декоративной росписью.
Для этого используют различные формы работы: целевые прогулки,
экскурсии, беседы, дидактические игры, чтение художественной литературы,
праздники, развлечения, вечера досуга, викторины и, конечно же, основная
форма работы – непосредственно образовательная деятельность (занятие).
НОД проводится один - два раза в месяц, в зависимости от возрастной
группы. Знания полученные во время образовательной деятельности,
закрепляются в различных формах вне НОД. И в течении всего
года воспитатель несколько раз возвращается к тому, что дети узнали ранее.
Некоторые темы повторяются в каждой возрастной группе, но с
определённым усложнением ( например: «День защитника
Отечества», «День космонавтики», «День Победы»).
Трудности в ознакомлении детей с историческими фактами, бытом,
традициями вызваны тем, что дошкольникам свойственно наглядно-образное
мышление. Это требует насыщения окружающей ребенка действительности
предметами и пособиями, позволяющими ему более точно представить себе
то, о чем говорит педагог. В группах должны быть оборудованы специальные
зоны
: -для детей младшего дошкольного возраста: уголки по социально-
нравственному воспитанию, ориентированные на ознакомление детей с
микросоциумом (семья, детский сад, родной город, ребенок и сверстники:
тематические папки о детях, о правилах поведения детей в общественных
местах, иллюстрации по типу «хорошо-плохо»);
-для детей среднего возраста: моя семья, мой детский сад, мой город и его
достопримечательности, знаменитые земляки, приобщение к истокам
русской культуры: предметы старины, русские игрушки, макеты
крестьянской избы, комнаты; литература по фольклору (сказки, песенки,
пословицы, поговорки);
-для детей старшего возраста и дошкольного: уголки патриотического воспитания,
содержащие материал по ознакомлению с городом, страной, государственной
символикой, предметы старины, русские игрушки, предметы народного
декоративно-прикладного искусства (матрешки, дымковские игрушки,
городецкая роспись, гжель, вышивка, работа по дереву, куклы в
национальных костюмах, карта России, художественная литература о
защитниках Отечества, портреты великих соотечественников. Хорошо, если
в уголках изобразительной деятельности будет выделено место для полочки
красоты, где можно выставлять предметы народного декоративно-
прикладного искусства.
Итак, переедем к нашей игре.
1 раунд игры “Слабое звено”.
Раунд 1
Земля, где ты родился? (Родина.)
Историческая наука, изучающая культуру и быт народов мира, их
происхождение, этническую историю и культурные
взаимовлиянии? (Этнография.)
Что изображено на гербе города Курска? (.)
Древнее название России? (Русь.)
Кого из перечисленных авторов рассматривает вопросы социального
развития дошкольников? (Жуковская, Марковская, Шатова, Козлова.)
Кто несет основную ответственность за воспитание ребенка? (Родители.)
Что всегда остается важным для патриотического воспитания в
дошкольном возрасте? (Чувство привязанности.)
“Преданность и любовь к своему Отечеству, к своему народу” по
Ожегову. (Патриотизм.)
Одна из форм патриотического воспитания в дошкольном
возрасте? (Ознакомление с родным краем.)
Особый политический институт, который обеспечивает социальную
защищенность населения, оборону и безопасность страны? (Государство.)
Символ государства, установленных размеров и цветов, иногда с изображением герба, эмблемы? (Флаг.)
Официальная эмблема государства? (Герб.)
Куда заносят названия редких животных и растений? (Красная книга.)
Это музыкальный инструмент. Беда – надвигается, враг или мор – звук
этого музыкального инструмента разносился но всей округе, отгоняя беду,
болезни, нечистую силу? (Колокол.)
Назовите имена трех русских былинных богатырей. (Илья Муромец,
Алеша Попович, Добрыня Никитич.)
Раунд 2
Государственные требования, к психолого-педагогическим условиям
воспитании и обучения детей в ДОУ, а так же комплекс требований
к педагогическим работникам? (Госстандарт.)
Впервые развернутая система обучения и воспитания человека была
разработана (кем) – Ушинским или Коменским?
Основа познания мира, что это? (Чувственное восприятие.)
Что означают “эмпирические знания”? (Знания, основанные на опыте.)
То, что перешло от одною поколения к другому, что унаследовано от
предшествующих поколений? (Традиция.)
Система материальных объектов деятельности ребенка, функционально
моделирующая содержание его духовного и физического развитии. Что
это? (Предметно-пространственная развивающая среда.)
Своеобразие, непохожесть на других. (Самобытность.)
Сохранение прошлых ценностей в настоящем. (Культурное наследие.)
Человек, который принадлежит к постоянному населению данного
государства и пользуется всеми нравами, выполняет все обязанности этого
государства (Гражданин.)
Чем являются следующие определения:
-формирование любви к родному краю,
-воспитание чувства гордости и за своих земляков,
-умение ориентироваться в окружающей
действительности? (Задачи нравственно-патриотического воспитания.)
Ритуальная еда на празднике проводов зимы. (Блины.)
Что является государственной символикой. (Герб, гимн, флаг.)
Терпимость к чужим мнениям, верованию, поведению. Что
это? (Толерантность.)
Какая птица изображена на гербе России? (Орел.)
Документ, охватывающий вес основные моменты жизнедеятельности
детей, иными словами – это модель учебно-воспитательного
процесса. (Образовательная программа ДОУ.)
Назовите одну из задач, решаемую в разделе “Труд взрослых” в среднем
возрасте? (Умение рассказать трудовой процесс – цель, инструменты,
действия, результат.)
Назови одну из задач, решаемую в разделе “Труд взрослых” в старшем
возрасте? (Иметь представления о разных профессиях и их назначении для
общества.)
Кто ввел термин “Народная педагогика”? (Ушинский.)
Средство раскрытия национальной самобытности и
формирования патриотических чувств? (Фольклор.)
Подсчитаем результаты….
–
Итак, 3 раунд
Продолжим пословицы о России.
«Пословицы о Родине»
- Золоту – старости нет, Родине – …цены нет.
- Всякому мила ….своя сторона.
- Нет ничего на свете краше, …чем Родина наша.
- Родина – мать, …. умей за нее постоять.
- Родная сторона – мать, …а чужая – мачеха.
- Человек без Родины – …что соловей без песни.
Подсчет результатов
Раунд 4
-
Когда вступил в силу новый закон «Об образовании в Российской
Федерации», в котором впервые дошкольное образование закреплено в
качестве уровня общего образования? (1 сентября 2013г.)
- Назовите программы, в которых представлено в разных формулировках
и объёмах гражданское, патриотическое воспитание? (Алёшина Н.
В. «Патриотическое воспитание дошкольников», Зеленова Н. Г., Осипова Л.
Е. «Мы живём в России», Князева О. Л., Маханёва М. Д. «Приобщение детей
к истокам русской народной культуры».
- На каких документах основан ФГОС ДО? (Конвенция о правах ребенка,
Закон об Образовании РФ, Конституция РФ.)
- Как называется местность, охраняемая законом, в которой прекращена
хозяйственная деятельность и посещение людей? (Заповедник.)
- Принцип, который заключается в создании оптимальных условий для
самореализации каждого ребенка в процессе освоения знании о родном
городе с учетом возраста, пола ребенка, накопленного опыта. (Принцип
дифференциации.)
- Правило, которое определяет поведение, духовные качества,
необходимые в обществе и отношения к этим правилам. (Нравственность.)
- Что подразумевает под собой понятие "Инклюзивное образование"?
(Обеспечение равного доступа к образованию для всех обучающихся с учетом разнообразия особых образовательных потребностей и
индивидуальных возможностей.)
И так 5 раунд. «Путешествие в прошлое России»
Ответы на вопросы из истории традиций и культуры России.
1 В какое время года крестьяне рубили деревья для строительства
избы? (Зимой - в крещенские морозы, древесина становится сухой.)
2 Какой день Масленой недели назывался Широким?
(Четверг - с четверга начиналось настоящее масленичное гулянье.)
3 Какое дерево сажал крестьянин недалеко от места, выбранного для
строительства избы?
(Березу - считали счастливым деревом, верили, что она оберегает от зла,
приносит здоровье, а так же защищает от молнии.)
4 Какой из предметов в крестьянской избе называли Божьей ладонью?
(Стол - поэтому нельзя было стучать по столу и садится на него.)
5 Как называется основание печи в крестьянской избе?
(Опечье)
6 Для чего служат печурки? (Для улучшения теплообмена, туда также
помещается одежда, обувь, посуда, грибы и травы для сушки)
Раунд 6 «Русский народный костюм»
1 Старинный женский головной убор замужней женщины?
(Кокошник)
2 Мужская рубаха, разрез ворота которой был не посередине груди, а
сбоку?
(Косоворотка)
3 Украшение и оберег от сглаза на одежде?
(Вышивка)
4 Крестьянский полукафтан из грубого толстого сукна длиной до колен?(Зипун)
5 Непременный атрибут мужской и женской одежды на Руси?
(Кушак - кушак или пояс он был не только деталью костюма, а
опознавательным знаком, символом благородства)
Родина, как известно, это - прежде всего, родной город. Предлагаю немного
отдохнуть и вспомнить достопримечательности нашего Курчатовского района.
Игра с мячом «Достопримечательности Курчатовского района» Участники
встают в круг. Передавая мяч друг другу, называют достопримечательность
города, с которой они хотели бы познакомить воспитанников.
(жюри оценивает, кто больше и правильно ответил на вопросы)
На этом наша игра закончена. Давайте подведём итоги:
Все коллеги - молодцы
Все коллеги - удальцы
Соревновались дружно
И победила дружба!
Вот и завершился наш семинар-практикум. Я надеюсь, что все
участники семинара обобщили, уточнили и закрепили свои знания по
истории нашей Родины и готовы поделиться ими со своими воспитанниками
Желаю вам успехов в вашей педагогической деятельности!