Семинар - практикум для педагогов
«Использование технологии ТРИЗ»
«Развивающие игры ТРИЗ»
Цель: повысить уровень компетенции педагогов в применении технологии ТРИЗ.
Задачи:
1.Познакомить с методикой проведения игр и упражнений по технологии ТРИЗ.
2.Сформировать у участников семинара-практикума мотивацию на использование технологии ТРИЗ в своей педагогической деятельности
План семинара
1.Теоретическая часть
Консультация для педагогов
2.Практическая часть.
«Использование технологии ТРИЗ»
3.Заключительная часть. Рефлексия.
Теоретическая часть
Актуальность: Дошкольный возраст является уникальным по свой значимости для всей последующей жизни, поэтому особенно важно не упустить этот период для раскрытия творческого потенциала каждого ребенка. Сегодня есть много методик для воспитания ребенка всесторонне развитой личностью. Одна из них – ТРИЗ «теория решения изобретательских задач».
ТРИЗ - это педагогическое направление, цель которого - сформировать нестандартное мышление и воспитать творческую личность.
Новизна: в основе воспитания дошкольников лежит развитие мышления - в этом и заключается идеал системы образования. Технология ТРИЗ позволяет осуществить естественным образом личностно-ориентированный подход.
Что же такое ТРИЗ?
Создал эту удивительную технологию изобретатель, ученый, писатель-фантаст Генрих Саулович Альтшуллер. Ее современное название «прикладная диалектика».
ТРИЗ: теория решения изобретательских задач.
ТРИЗ для дошкольников – это система коллективных игр, занятий, призванная не изменять основную программу, а максимально увеличивать ее эффективность.
ТРИЗ направлена на обучение дошкольников находить нестандартные и действенные способы решения проблем.
При использовании элементов ТРИЗ заметно активизируется творческая и мыслительная активность у детей, так как ТРИЗ учит мыслить широко, с пониманием происходящих процессов и находить своё решение проблемы. ТРИЗ дает детям возможность самостоятельно находить ответы на вопросы, решать задачи, анализировать.
Приемы и методы ТРИЗ используются для развития у дошкольников творческого воображения, мышления, внимания, памяти, логики, для обогащения словаря и развития речи, что очень важно для будущего школьника.
Советы педагогам при использовании методов ТРИЗ: Основным средством работы с детьми является педагогический поиск. Педагог не должен давать готовые знания, раскрывать перед ребенком истину, он должен учить ее находить.
Если ребенок задает вопрос, не надо тут же давать готовый ответ. Наоборот, надо спросить его, что он сам об этом думает. Пригласить его к рассуждению. И наводящими вопросами подвести к тому, чтобы ребенок сам нашел ответ. Если же не задает вопроса, тогда педагог должен указать противоречие. Тем самым он ставит ребенка в ситуацию, когда нужно найти ответ, т.е. в какой – то мере повторить исторический путь познания и преобразования предмета или явления.
Не давите на ребенка такими словами как "давай скорее", "думай сам", "это неправильно". Не забывайте про похвалу.
Задача педагога — помочь, а не заставить.
Методы ТРИЗ. В арсенале технологии ТРИЗ существует множество методов, которые хорошо зарекомендовали себя в работе с детьми дошкольного возраста. В детских садах используются следующие методы :
- Метод мозгового штурма. Это оперативный метод решения проблемы на основе стимулирования творческой активности, при котором участникам обсуждения предлагают высказать как можно большее количество вариантов решений, в том числе самых фантастичных. Затем из общего числа высказанных идей отбирают наиболее удачные, которые могут быть использованы на практике.
- Метод каталога. Метод позволяет в большей степени решить проблему обучения дошкольников творческому рассказыванию.
- Метод фокальных объектов. Сущность данного метода в перенесение свойств одного объекта или нескольких на другой. Этот метод позволяет не только развивать воображение, речь, фантазию, но и управлять своим мышлением.
- Метод ММЧ (моделирования маленькими человечками). моделирование процессов, происходящих в природном и рукотворном мире между веществами (твердое – жидкое –газообразное). Сущность используемого метода ММЧ состоит в том, что нужно представить себе: все, что нас окружает, состоит из множества маленьких человечков. Человечки могут думать, производить действия, вести себя по-разному. У них разные характеры и привычки, они подчиняются разным командам. Есть определенные правила, которым нужно следовать: «Маленькие человечки» твѐрдых тел: деревянных, каменных, стеклянных, тканевых, пластмассовых обладают общим свойством – держат форму, поэтому они крепко держатся за руки, причем человечки камня держатся крепче всего и на карточках – символах руки этих человечков опущены вниз.
«Маленькие человечки» жидких тел: молока, чая, воды и т.д. – человечки – капельки, принимающие форму того сосуда, в который их наливают. Эти человечки не держатся за руки, а держат их на поясе. Они стоят рядом и двигаются вместе в одном направлении.
«Маленькие человечки» газообразные, воздушные (газ, пар, запах и т.д.) постоянно в движении: они все время куда – то бегут, летят. Их обозначения могут быть любые, главное, чтобы они были в движении.
-Метод «эмпатии». Основан в полном отождествлении себя в качестве кого – то или чего – то.
- Метод «Системный анализ». Метод помогает рассмотреть мир в системе, как совокупность связанных между собой определенным образом элементов, удобно функционирующих между собой. Его цель – определить роль и место объектов, и их взаимодействие по каждому элементу.
-и многие другие методики.
- Типовые приёмы фантазирования (ТПФ). Чтобы у ребёнка развить фантазию вводят в помощь шесть волшебников. Цель волшебников – изменить свойства объекта. Приёмы волшебства: увеличение-уменьшение, деление-объединение, преобразование признаков времени, оживление-окаменение, специализация-универсализация, наоборот. Применяется для изменения свойства объекта. С его помощью можно изменять размер, скорость, силу, вес предметов. Увеличение или уменьшение может быть в неограниченных пределах. Приемы на сказках (коллаж из сказок, сказки, по-новому, сказки, по-новому, моделирование сказок).
Практическая часть.
Современные педагоги считают, что строгих ограничений в применения ТРИЗ – технологии по возрастным критериям не существует. Малыши способны решать простые задачи, если они преподнесены в увлекательной игровой форме. Дети учатся играя.
Основные игры ТРИЗ в работе с дошкольниками принято классифицировать:
Игры для детей 3 – 4 лет,
Игры для детей 5 — 6 лет,
Игры для детей 6 – 7 лет.
ТРИЗ — игры в работе с дошкольниками
Игра «Как спасти колобка?» (Метод мозгового штурма, с 3 лет)
— Каким должен быть колобок, чтобы его не съели животные?
— Какие предметы можно подарить колобку, чтобы его не съели в лесу?
— Как обхитрить лисичку?
— Может ли колобок танцевать и отвлечь зверей?
— Кто может жить в лесу из героев других сказок и спасти колобка?
Игра «Необычные предметы» (Метод фокальных объектов, с 4 лет)
Детям предлагается выбрать окружающие объекты, примерить к ним свойства «Твердый – жидкий – воздушный» и обсудить как это возможно и что получилось. Возьмем то, что видим – стол, куклу, мячик и так далее.
Стол может быть жидкий? На него воду пролили? Он состоит из аквариума?
Кукла может быть воздушная? Резиновая? Из воздушных шариков?
Мячик может быть может быть жидкий? Игрушка – антистресс? Гелевый? Желейный?
Кисель может быть может быть твердый? Замерз? Из твердых орехов?
Цветок может быть может быть воздушный? Это облака? Из пыльцы? А может быть он из сладкой воздушной кукурузы?
Игра «Старые новые сказки» (Метод каталога, с 4 лет)
Детям предлагается выбрать из библиотеки ДОУ несколько книг с любимыми сказками и переселить героев из одной сказки в другую либо поменять их местами. Дошкольники могут предложить развитие сюжетной линии, действия сказочных персонажей. Воспитатель помогает оформить детские предложения в единую новую сказку, быстро и эмоционально реагируя на детские идеи. Игра отлично стимулирует творческое воображение.
Игра «Задача для фиксиков» (ММЧ, с 5 — 6 лет)
Детям предлагается одна из исходных ситуаций:
— В доме отключили отопление и замерзает вода в аквариуме, надо срочно спасти рыбок, как аккуратно согреть воду?
— На косметической фабрике разлили бочку с пахучими веществами, как остановить запахи?
— В банку с вареньем уронили эскимо в обертке, можно ли спасти продукты?
— Сосульки на крыше надо раскрасить в разные цвета, как лучше это сделать?
— Надо сфотографировать мыльный пузырь на морозе, что для этого потребуется?
С помощью теоретических маленьких человечков дети попытаются перевести состояние предметов из одного в другое или использовать их свойства, а на помощь к МЧ могут прийти еще и мультяшные фиксики с их инструментами – помогаторами и бытовыми приборами.
Подвижная игра «Свойства предметов» (ММЧ, с 3-4 лет)
В ходе игры дети научатся легко понимать физические состояния знакомых предметов и вещей. Воспитатель внушает дошкольникам, что они – маленькие человечки в составе главного предмета, в твердом состоянии этого предмета они стоят плотно друг к другу и при этом держатся за руки или друг за друга, в жидком состоянии просто стоят, немного покачиваясь из стороны в сторону, а в газообразном (воздушном) состоянии бегают по комнате. После этого воспитатель называет предмет, а дети должны определить какой он – твердый, жидкий или газообразный, и соответственно стоять рядышком, покачиваться или бегать по комнате.
Примеры для определения свойств: шкаф, вода, запах, чай, тарелка, велосипед, дым, молоко, сосулька, карандаш, пар, конфета и другие.
Тот, кто ошибается, выбывает из игры или садится придумывать новые слова – задания и сменяет воспитателя.
Игра по методу «системный анализ» Например: Система «Лягушонок», Подсистема (часть системы) – лапки, глаза, кровеносная система, Надсистема (более сложная система, в которую входит рассматриваемая система) – водоем. Воспитатель задает вопросы: «Что было бы, если бы все лягушки исчезли?», «Для чего они нужны?», «Какую пользу они приносят?» (Дети предлагают варианты своих ответов, суждений). В результате приходят к выводу, что все в мире устроено системно и если нарушить одно звено этой цепочки, то непременно нарушится другое звено(другая система).
Игра по методу «эмпатии» Например: дети собрались мыть руки, спрашиваем их, о чѐм сейчас думает мыло? Предполагаемые ответы детей: боится, что мы его испачкаем своими руками, радуется тому, что оно поможет сделать руки чистыми и т.д. После этого педагог предлагает взять образ цветочка на клумбе, образ муравья, ползающего по асфальту и т.д.
Игра «Повторяка»
Выберать любую картинку. На картинках изображения разных объектов, а каждый объект имеет определенную функцию. Я – лягушка, я умею прыгать. Найдите условия проявления данной несвойственной вашему объекту функции.
Я – машинка. Я тоже прыгаю, когда еду по кочкам.
Я – карандаш, я тоже прыгаю, когда рисую точечки.
Игра "Маша - Растеряша" (6-7лет)
Цель: тренировать внимание, умение увидеть все необходимые ресурсы.
Бывают такие рассеянные и забывчивые люди, которые все путают, теряют и забывают. И все это происходит из-за того что они невнимательны. И их часто называют Маша – Растеряша.
Ситуация: Я потеряла ложку. Чем есть суп? Способы решения проблемы: можно взять чашку и выпить, а потом вилкой съесть все
остальное и т. д.
2 вариант. Развитие игры происходит, так же как и в первом, но роль Маши Растеряши исполняют разные дети, а не только воспитатель. Например, кто предложил лучшую альтернативу потерянному предмету, тот
становится Машей. Таким образом, обеспечивается активность всех участников.
Игра "Да-Нетки” или "Угадай, что я загадала”(5-7 лет)
Например: воспитатель загадывает слово "Слон”, дети задают вопросы (Это живое? Это растение? Это животное? Оно большое? Оно живет в жарких странах? Это слон?), воспитатель отвечает только " да” или "нет”, пока дети не угадают задуманное.
Когда дети научатся играть в эту игру, они начинают загадывать слова друг другу. Это могут быть объекты: "Шорты”, "Машина”, "Роза”, "Гриб”, "Береза”, "Вода”, "Радуга” и т.д.
"Хорошо-плохо"”(5-7 лет)
Цель: учить детей выделять в предметах и объектах окружающего мира положительные и отрицательные стороны.
Правила игры: Ведущим называется любой объект или в старшем дошкольном возрасте система, явление, у которых определяются положительные и отрицательные свойства.
Ход игры.1 вариант:
В: Съесть конфету - хорошо. Почему? (Потому, что она сладкая.)
В: Съесть конфету - плохо. Почему? (Могут заболеть зубы.)
2 вариант: вопросы идут по цепочке.
Зубы заболят - это хорошо. Почему? (Вовремя обратишься к врачу..)
"Перевирание сказки". (6-7 лет)
Возможно, эта игра знакома многим из вас. С нашей же точки зрения она обладает следующими дидактическими свойствами, оправдывающими ее использование на логопедических занятиях по развитию связной речи - она обучает ребенка одновременно операции декомпозиции и композиции.
Рассмотрим в качестве примера всем известную сказку:
- Жила-была девочка, которую звали Желтая Шапочка:
- Не Желтая, а Красная
- Ах да, Красная. Так вот, позвал ее папа и :
- Да нет же, не папа, а мама.
- Правильно. Позвала ее мама и говорит: сходи-ка к тете Марине и отнеси ей:
- К бабушке она велела ей сходить, а не к тете:
И так далее.
Упражнения по методике ТРИЗ.
Старшая сестра закрылась в комнате и не пускает брата. Как малышу решить проблему. Можно пожаловаться маме, барабанить в дверь, плакать…Мальчик нашѐл эффективный способ. Подвинув стул к двери, он сказал девочке: «Всѐ, теперь ты заперта и не сможешь выйти». Дверь тут же отворилась.
Методика ТРИЗ направлена на обучение дошкольников находить нестандартные и действенные способы решения проблем.
-Упражнения на раскрытие функций предмета
1.«Что умеет делать?». Ведущий называет предмет, а дети рассказывают, что он умеет делать. Например, велосипед может катать, перевозить груз, падать, его можно разобрать на запчасти, подарить, поменять и.т.д.
Предложите детям поместить предмет в фантастические условия. К примеру, велосипед можно «подарить» Красной Шапочке. Как велосипед помог бы ей?
2. «Мои друзья». Ведущий «превращается» в какой-то предмет и «ищет» друзей. - Я – водяной. Мои друзья – те, кто живѐт в воде. Дети подбегают или подходят к ведущему, называя подходящие предметы.
Заниматься по методике ТРИЗ лучше с группой детей. Так они будут учиться у друг у друга.
-Упражнения на нахождение путей развития нахождения ситуации
1.«Что было – чем стало». Можно предложить детям называть предметы, изготовленные из названного материала: - Что изготовлено из дерева? (бумага, мебель, спички). - Было зѐрнышком, а стало…(деревом) - Чего было много, а стало мало? (Звѐзды, потому что днѐм их не видно; снег, потому что растаял и.т.д. - Было зелѐным, а стало жѐлтым. Что это? Вариант задания: называем предмет, а дети рассказывают, из чего он сделан.
2.«Паровозик». Детям предлагаются карточки с изображением предметов в разных временных периодах. Например: зѐрнышко, колосок, мука, тесто, пирог. Дети составляют «паровозик». Вариантов заданий множество, все они направлены на формирование понятий «объект в прошлом», «объект в настоящем», «объект в будущем».
-Упражнения на выявление связей между объектами и их ресурсами
1.«Помоги Золушке» (нахождение внутренних и внешних ресурсов решения задачи) Злая мачеха велела Золушке на обед напечь пирожков. Золушка замесила тесто, сделала начинку. Теперь ей нужно раскатать тесто, но скалки нигде нет. Наверно, вредные сѐстры спрятали скалку специально, чтобы досадить бедной Золушке. Как теперь поступить? Варианты: попросить у соседей, купить в магазине новую, сделать самой из полена или бутылки, формировать лепѐшки рукой и.т.д.
2. «Коллаж из сказок» В чудесном лесу жили Незнайка, Колобок и Буратино. Однажды пошѐл Колобок в лес за грибами и не вернулся. Пошли Незнайка и Буратино его искать. Видят, навстречу им Красная Шапочка идѐт и горько плачет… Затем сказка продолжается совместно с ребѐнком.
3. «Знакомые герои в новых обстоятельствах». Предлагаем детям пофантазировать о действиях и поведении сказочного героя в другой обстановке. Пример. Нашѐл Вини-Пух в лесу башмаки, решил их примерить. Только не знал, что они волшебные. И очутился в Африке. Вокруг пальмы и тропические растения. Удивился медвежонок, идѐт и всему удивляется. Вдруг видит, костѐр горит. А вокруг костра Бармалей скачет.
4. «Аукцион». На аукцион выставляются различные предметы. Они могут быть настоящими или нарисованными. Детям нужно описать возможности их использования. Кто последним предложит способ применения предмета, тот его забирает. - Что можно делать ложкой? (кушать, перемешивать, копать, и.т.д.)
Заключительная часть.
Рефлексия
Уважаемые коллеги!
Сейчас закройте глаза. Будет звучать приятная музыка. Под эту музыку вы будете рисовать на листе бумаги фломастером любые линии. Когда музыка закончится, посмотрите на свой рисунок и найдите в нем знакомые вам предметы, образы животных, людей и т. д.
Закрасьте и дорисуйте им необходимые части. (Игра «Волшебные картинки» развивает воображение, мышление, находя в нарисованных самими ребятами линиях образы)
А сейчас, предлагаю вам рассказать о нарисованных вами волшебных картинках (педагоги рассказывают)
Уважаемые коллеги!
Я думаю, что мне удалось заинтересовать вас в применении приемов технологии ТРИЗ в своей педагогической деятельности.
Я благодарю Вас за участие и предлагаю оценить его детской игрой «Укрась солнышко».
Участникам предлагается украсить лучиками то солнышко, со значением которого они согласны:
Информация интересная, масса впечатлений.
Интересно, но обременительно.
Бесполезно, безразлично.
Итог. Использование игр - ТРИЗ способствует преодолению застенчивости, замкнутости, робости; маленький человек учится отстаивать свою точку зрения, а попадая в трудные ситуации самостоятельно находить оригинальные решения.
ТРИЗ для детей как гимнастика для интеллекта и воображения.
Игры можно осуществлять в совместной деятельности взрослого и детей, в самостоятельной деятельности детей, при проведении режимных моментов.
Список используемой литературы
Альтшуллер Г.С. Краски для фантазии. Прелюдия к теории развития творческого воображения //Шанс на приключение. /Сост. А.Б. Селюцкий. Петрозаводск,1991.
Гин А.А. «Да» и «нет» говорите…//Педагогика+ТРИЗ. Гомель, 1997. Вып.2
Гин С.И. Мир фантазии. М., 2000.
Гин С.И. Мир человека. М., 1993.
Гин С.И. Занятия по ТРИЗ в детском саду. Минск: ИВЦ Минфина, 2008г.
Дидактические игры для развития творческого воображения детей/Сост. А.И. Никашин. Ростов-н/Д, 1991.
Корзун А.В. Элементы ТРИЗ и РТВ в работе с дошкольниками. Мн.: Университетское, 2000.
Корзун А.В. Весёлая дидактика: использование Элементов ТРИЗ и РТВ в работе с дошкольниками. – Мн.:, 2000