СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ
Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно
Скидки до 50 % на комплекты
только до
Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой
Организационный момент
Проверка знаний
Объяснение материала
Закрепление изученного
Итоги урока
В настоящее время остро стоит проблема работы с детьми группы риска или, как нередко их называют, с трудными детьми в учебно-воспитательном процессе.
Это определено динамикой процессов, которые происходят в обществе, с кризисными явлениями современной жизни, с утратой социально-значимых ориентиров, в частности с усилением асоциального и не нормативного поведения человека в окружающей его среде, так же с разными проблемами, с которыми сталкиваются учащиеся школы. Также можно сказать, что это результат политической, экономической и социальной нестабильности общества, изменения ценностных ориентаций, неблагоприятные семейно-бытовые отношения. Чрезмерная занятость родителей устройством своей личной жизни и в сфере частного предпринимательства, приводит к отсутствию надлежащего контроля обучения и поведения детей.
Трудные дети (группа риска) — это категория детей, у которых доминируют явные отклонения в личностном развитии. Отнесение ребенка к данной категории осуществляется, как правило, по его внешним индивидуально-психологическим особенностям, которые служат препятствием для нормального протекания учебно-воспитательного процесса. Это часто означает невосприимчивость и сопротивляемость воспитуемого к педагогическому воздействию. Причина этой сопротивляемости – чаще всего отставание личности в положительном развитии.
Семинар-практикум для педагогов школы
по сопровождению детей
«группы риска»
Актуальность проблемы организации учебно-воспитательного процесса для учащихся «группы риска»
В настоящее время остро стоит проблема работы с детьми группы риска или, как нередко их называют, с трудными детьми в учебно-воспитательном процессе.
Это определено динамикой процессов, которые происходят в обществе, с кризисными явлениями современной жизни, с утратой социально-значимых ориентиров, в частности с усилением асоциального и не нормативного поведения человека в окружающей его среде, так же с разными проблемами, с которыми сталкиваются учащиеся школы. Также можно сказать, что это результат политической, экономической и социальной нестабильности общества, изменения ценностных ориентаций, неблагоприятные семейно-бытовые отношения. Чрезмерная занятость родителей устройством своей личной жизни и в сфере частного предпринимательства, приводит к отсутствию надлежащего контроля обучения и поведения детей.
Трудные дети (группа риска) — это категория детей, у которых доминируют явные отклонения в личностном развитии. Отнесение ребенка к данной категории осуществляется, как правило, по его внешним индивидуально-психологическим особенностям, которые служат препятствием для нормального протекания учебно-воспитательного процесса. Это часто означает невосприимчивость и сопротивляемость воспитуемого к педагогическому воздействию. Причина этой сопротивляемости – чаще всего отставание личности в положительном развитии. Отсюда возникновение недостатков, отрицательных свойств в характере, неправильных установок в поведении, нездоровых потребностей и т.д. Ошибки семейного воспитания нередко дополняются ошибками школьного воздействия на личность ребенка: авторитарным, командно-административным стилем отношений, чрезмерной педагогической опекой, пассивным и принудительным характером методов обучения и воспитания, недостаточным уровнем техники педагогического общения.
Сегодня на нашей встрече мы совместно рассмотрим аспекты работы с детьми данной категории с целью возращения таких детей в коллектив, создании условий для развития в позитивном направлении их личности.
2. «Дети группы риска: основные характеристики»
Можно условно выделить пять основных проблемных групп детей, которые находятся в зоне риска и могут прейти в группу риска, если им не будут обеспечены адекватные условия развития, психолого-медико-педагогическое сопровождение в школе, любовь, воспитание и забота в семье, индивидуальный подход к удовлетворению их специальных потребностей.
Одаренные дети.
Слабообучаемые (дети с проблемами в обучении и развитии).
Больные дети (дети с ограниченными возможностями здоровья, психофизически и соматически ослабленные).
Дети из проблемных и неблагополучных семей.
Педагогически запущенные дети.
1. Одаренные дети.
Одаренность принято определять тремя взаимосвязанными параметрами: опережающим развитием познавательной сферы, психологическим развитием и физическими данными..
В зону риска по признаку одаренности попадают дети с нестандартным мышлением, отличающиеся от своих сверстников способами мыслительной деятельности, выдающимися художественными данными и спортивными достижениями, а также те дети, которые проявляют черты лидерского поведения.
Хочется обратить внимание на трудности, с которыми могут столкнуться одаренные дети в ходе обучения в школе:
- негативное отношение к школе и учебе;
- нарушение социальной сферы, неприятие руководства;
- подверженность частым перепадам настроения;
- дух противоречия и чувство непохожести на других;
-склонность к депрессивно - тревожным состояниям;
- чувствительность к критике при любви покритиковать других;
- склонность ставить нереалистические цели и др.
Наличие одной из трудностей или их сочетания является показанием к психолого-педагогическому сопровождению.
2. Слабообучаемые (дети с проблемами в обучении и развитии).
Дети с проблемами в обучении – это та категория детей, которая, несмотря на усердный кропотливый труд в большей или меньшей степени неуспешна в учебе по всем учебным дисциплинам или по отдельным учебным предметам. Они, не соответствуют нормативным требованиям, предъявляемым знаниям, умениям, навыкам по отдельным (или нескольким) школьным дисциплинам, а также обладают индивидуальными особенностями и возможностями, неадекватными требованиям педагогов, в связи, с чем получают неудовлетворительные оценки по школьным предметам.
Под неуспеваемостью понимается ситуация, в которой поведение и результаты обучения не соответствуют воспитательным и дидактическим требованиям школы.
Неуспеваемость выражается в том, что ученик имеет слабые навыки чтения, счета, слабо владеет интеллектуальными умениями анализа, обобщения, а систематическая неуспеваемость ведет к педагогической запущенности, под которой понимается комплекс негативных качеств личности, противоречащих требованиям школы, общества. Отвержение неуспевающего ученика учителями, родителями, сверстниками приводит к стойкой социальной дезадаптации. После конфликтов с учителями, родителями, они сами становятся агрессивными, драчливыми, неуправляемыми, злобными по отношению к сверстникам. Уже к подростковому возрасту формируются асоциальные формы поведения: воровство, хулиганство, бродяжничество, алкоголизация. Такая ситуация приводит к тому, что дети прекращают посещать массовую школу, их уже не волнует неуспеваемость, они пополняют группу риска.
Серьезную трудность для педагогов представляют те дети, у которых отсутствует учебно-познавательная мотивация. У таких школьников мотивация избегания неуспеха формирует искаженные в морально-нравственном аспекте формы поведения. Подростки обманывают родителей и педагогов, пропускают уроки, не выполняют домашние задания. Как показывает практика это не вина, а беда тех детей, у которых во время обучения в начальной школе не сформировались базовые навыки учебной деятельности.
В основе школьной неуспеваемости ребенка всегда лежит не одна причина, а несколько, и часто они действуют в комплексе. Среди них можно обозначить:
несовершенство методов преподавания;
отсутствие позитивного контакта с педагогом;
отсутствие учебно-познавательной мотивации;
одаренность в какой-либо области;
несформированность мыслительных процессов, задержка психического развития.
3. Больные дети (дети с ограниченными возможностями здоровья, психофизически и соматически ослабленные).
Большинство детей, попадающих в зону риска из-за проблем со здоровьем, вынуждены подчинять огромную часть своего времени здоровьесбережению, специальным курсам лечения в медицинских учреждениях, больницах, санаториях. Факторами риска для ребенка с ОВЗ могут являться:
1. Территориальное ограничение;
2. Социальная изоляция;
3. Эмоциональная изоляция;
4. Физические ограничения.
В связи с этим могут развиваться зависимые формы поведения, внутриличностные комплексы. Дети вынужденно пропускают много учебных занятий, а поэтому отстают в освоении учебного материала, в развитии познавательной сферы.
Аномалии физического и психического развития, заболевания ЦНС и поражения головного мозга проецируют быстрое утомление, пассивность, проблемы в усвоении образовательного стандарта. Поэтому эти дети нуждаются в специальных условиях и программах обучения и воспитания.
4. Дети из проблемных и неблагополучных семей.
Их отличает эмоционально неустойчивое поведение, связанное с постоянными переживаниями и страданиями ребенка из-за психологических, моральных, физических, морально-экономических трудностей своей семьи.
Семьи, имеющие социально-экономические проблемы, но благополучные, находятся в зоне социально-экономического риска. Это неполные семьи, многодетные семьи, опекаемые семьи, имеющие детей-инвалидов, где родители-инвалиды, семьи беженцев, семьи малых народов севера, семьи участников военных действий, в данный момент актуально добавить в эту классификацию семьи мигрантов. Семья, находящаяся в зоне социально-экономического риска, как правило, имеет низкий прожиточный уровень, плохие жилищно-бытовые условия, испытывает потребность в государственной, социальной поддержке и защите. При этом, семья в зоне риска, несмотря на существующие в ней проблемы, может быть благополучной для полноценного воспитания ребенка, поскольку сохраняет позитивные эмоциональные взаимоотношения между членами семьи.
Семья, находящаяся в пограничной зоне, т. е. имеющая проблемы, усугубляющие условия жизни ребенка, может регрессировать до статуса неблагополучной. Позитивные изменения условий жизни ребенка в семье гарантируют улучшение семейных отношений и стиля воспитания.
К группе риска можно отнести семью, перешедшую границу зоны риска и ставшую неблагополучной. Нарушение функций семейного воспитания является главным показателем неблагополучной семьи. К основным нарушениям относятся:
уклонение родителей от своих обязанностей, нежелание ответственно исполнять свой родительский долг;
деструктивное поведение родителей;
грубые искажения детско-родительских отношений, такие как: отсутствие адекватной системы воспитания, контроля над детьми и надлежащей заботой о них, а также проявление насилия и жестокого отношения к детям, пренебрежение их нуждами.
5. Педагогически запущенные дети.
Дети становятся педагогически запущенными вследствие неправильного педагогического воздействия, искаженных форм семейного воспитания, но только в том случае, когда их проблемы не были вовремя замечены взрослыми и не получили адекватного разрешения; не была своевременно оказана психолого-педагогическая помощь коррекционного и реабилитационного содержания.
Это самая сложная категория детей. Сюда относятся дети с тяжелыми психосоматическими травмами, общий фон поведения которых носит социально негативный оттенок, дети, пережившие социальную депривацию, у которых серьезные непоправимые проблемы в детско-родительских отношениях. Злость, агрессия, ненависть, зависть, демонстративно-пренебрежительное отношение к окружающим людям - таков характер эмоциональной реакции на искаженное восприятие мира педагогически запущенными детьми. Часто такие дети не «приживаются» в одной школе, безрезультатно меняют места учебы, живут у разных родственников, все отчетливее понимают свою ненужность в семье, испытывая тягостные переживания от непонимания родителями, педагогами, сверстниками. Эти дети проявляют асоциальные формы поведения: девиантные, делинквентные и аддиктивные.
В последнее время педагоги и психологи говорят о латентных (скрытых) формах беспризорности. Побеги из дома совершают дети даже из обеспеченных семей, а в психолого-педагогической коррекции, связанной с отклоняющимся, аномальным поведением, нуждаются подростки из кажущихся вполне благополучными семей. К основным причинам асоциального поведения детей можно отнести следующие:
Отсутствие четких социально-экономических перспектив развития, низкий прожиточный минимум в семье.
Попустительское отношение родителей к воспитанию детей приводит к отсутствию у них сформированных представлений о нормах поведения.
Жестокое отношение к детям (насилие) или пренебрежение их нуждами в семье и школе формирует у ребенка отрицательное отношение к окружающим.
Определяющую роль играет психогенный фактор (наличие психопатологической симптоматики, поведенческих расстройств), который имеет различную природу и степень выраженности у разных детей. Для детей с подобными проблемами обязательно медицинское сопровождение, согласованное с психолого-педагогической поддержкой.
Индивидуальные психосоматические особенности, затрудняющие социальную адаптацию подростков (акцентуации характера, неадекватные проявления самооценки, нарушения в эмоционально-волевой сфере, фобии, повышенная тревожность, агрессивность). Чаще всего нарушения поведения у подростков связаны не с одним из факторов (биологическим, психологическим или социальным), а с комплексом «внутреннего хода самого развития».
Таким образом, психологическое неблагополучие детей в условиях социальной нестабильности, отсутствие сформированных представлений об основах и способах человеческого поведения в обществе, наличие психиатрической симптоматики и индивидуальных психологических особенностей, затрудняющих социальную адаптацию, и есть те основные факторы, которые влияют на воспитание и изменяют траекторию развития ребенка.
Предотвратить переход детей из зоны риска в группу риска можно при наличии специально созданных условий, главное из которых – сопровождение каждой проблемной детской группы особой программой психолого-педагогической поддержки. Психологи неоднократно подчеркивали, что нормальное развитие ребенка связано с удовлетворением его основных потребностей в познании и общении. Семьи, пренебрегающие нуждами детей, в том числе и в общении, способствуют их попаданию в зону риска, наносят значительный вред нормальному развитию ребенка. Поэтому особенно актуально раннее выявление неблагополучных семей.
Мы обращаем особое внимание на то, что исключительность ребенка, в том числе его одаренность, слабая обучаемость или нездоровье, могут быть установлены профессионально подготовленными специалистами. Равнодушное отношение к детским проблемам, педагогическая невнимательность или незнание методов и технологий индивидуальной работы с детьми обрекают их на последовательный переход из зон риска в группу риска.
Резюмируя все вышесказанное, можно сделать следующие выводы:
Родители и школа обязаны создать ребенку нормальные условия для его жизнедеятельности, соответствующие индивидуальным особенностям, способностям, склонностям и социокультурным потребностям. В отсутствии адекватных условий развития ребенок оказывается в зоне риска, а возникшие у него проблемы требуют своевременного и эффективного разрешения.
3. «Система работы в школе с детьми «группы риска»
Система работы образовательного учреждения с учащимися группы риска основывается на нормативных документах общегосударственного, регионального, городского уровней.
Работа с детьми группы риска начинается с деятельности классного руководителя, который лучше других знает своих учеников.
Он взаимодействует со всеми школьными структурами (директором школы, Советом по профилактике правонарушений и безнадзорности, заместителями директора, психологической службой, учителями-предметниками, родительскими комитетами, т.д.)
Работу классного руководителя в школе можно разделить на следующие этапы:
1 этап Изучение первичной информации об учащихся классного коллектива.
Классный руководитель изучает:
личные дела учащихся;
результаты медицинского обследования;
психолого-педагогические характеристики;
результаты успеваемости, посещаемости учебных занятий;
результаты диагностирования психолога;
жизнедеятельность учащихся вне школы.
Взяв новый ученический коллектив, классный руководитель выясняет:
кто из ребят относится к «группе риска», по какой причине;
кто состоит на внутришкольном учете, когда и почему был поставлен на него;
какие формы работы использовались с данными учащимися, какие из них явились более эффективными;
в каких семьях и условиях проживают данные учащиеся (знакомится с актами посещения и картами учащегося, составленными предыдущим классным руководителем).
Классному руководителю необходимо узнать особенности нового коллектива, какую роль играют в нем стоящие на учете ребята из «группы риска» и заполнить на каждого из них карту учащегося.
2 этап Выявление учащихся группы риска
Классный руководитель:
- выявляет учащихся группы риска в соответствии с классификацией;
- составляет банк данных учащихся группы риска в классном коллективе.
3 этап Планирование работы с учащимися группы риска
Классный руководитель планирует воспитательную деятельность классного коллектива с учетом форм и методов работы с учащимися, находящимися в зоне или группе риска. При планировании необходимо учесть взаимодействие со специалистами школы: педагогом-организатором, психологом, социальным педагогом, медицинским работником, учителями-предметниками, педагогами, школьным библиотекарем.
4 этап Реализация плана воспитательных мероприятий.
Классный руководитель сопровождает и координирует выполнение намеченных мероприятий плана воспитательной деятельности с учащимися группы риска, подводит итоги за определенный период времени (срок устанавливает администрация образовательного учреждения)
Заместитель директора по воспитательной работе:
составляет план мероприятий по работе с детьми группы риска совместно со специалистами школы;
контролирует этапы работы классного руководителя с учащимися группы риска;
координирует взаимодействие всех специалистов, работающих с детьми группы риска.
Администрация руководит работой школьного Совета профилактики.
Большая роль в работе с детьми "группы риска" отводится социальному педагогу.
Социальный педагог на основании банка данных классных руководителей формирует общий банк данных по школе учащихся группы риска, планирует работу с учащимися и семьями группы риска, включая взаимодействия с классными руководителями, специалистами школы. Социальный педагог изучает с психологом медико-психологические, возрастные, личностные особенности детей, их способности, интересы, отношение к школе, учебе, поведение, круг общения, выявляет позитивные и негативные влияния в структуре личности ребенка. Социальный педагог изучает материальные и жилищные условия подопечных. Ему необходимо систематически анализировать те или иные жизненные коллизии, для того чтобы помочь ему и педагогам найти правильные пути решения и выхода из неблагоприятных ситуаций. Он должен взаимодействовать с различными социальными службами, оказывая необходимую помощь детям и отслеживая результаты реализации плана мероприятий по работе с детьми группы риска.
Психологическое сопровождение:
Основными направлениями деятельности психолога являются оптимизация общения учащихся со сверстниками и взрослыми, формирование чувства собственного достоинства и уверенности в себе, развитие умения ставить перед собой цели и владеть собой. В своей работе педагог-психолог должен использовать такие методы, как наблюдение, беседа с родителями и учителями, с самим учащимся проективные методы. Если с родителями и педагогами установились доверительные отношения, если они нацелены на сотрудничество с педагогом-психологом для оказания помощи ребенку, можно использовать различные методики, обучающие рефлексивному анализу своей деятельности как учителя и родителя.
Медицинский работник школы:
исследует физическое и психическое здоровье учащихся;
организует помощь детям, имеющим проблемы со здоровьем;
разрабатывает рекомендации педагогам по организации работы с детьми, имеющими различные заболевания;
взаимодействует с лечебными учреждениями.
4. Анкета для педагогов и классных руководителей «Уровень знаний по проблеме «дети группы риска»»
Уважаемые коллеги!
Просим Вас приять участие в исследовании, посвященном изучению детей и подростков с отклоняющимся от нормы поведением.
От вашего заинтересованного искреннего участия во многом будет зависеть отработка эффективных программ по профилактике и коррекции отклоняющегося от нормы поведения молодежи, которые могут оказаться полезными и для вашей работы.
Вашему вниманию предлагается ряд вопросов, в некоторых из них заранее даны варианты ответов. Выберите, пожалуйста, те из них, которые в наибольшей степени отражают ваше мнение, и обведите соответствующую им цифру или впишите свой вариант ответа в свободную строчку. В других вопросах предлагается оценить каждый ответ по шестибалльной системе. Обведите, пожалуйста, соответствующую цифру справа (0,1,2,3,4 или 5) в каждом ответе.
1. Какие формы поведения вы назвали бы отклоняющимися от номы? |
1.1. Нарушение правил поведения в школе. |
1.2. Побеги из дома. |
1.3. Грубость, сквернословие. |
1.4. Употребление алкоголя, пьянство. |
1.5. Курение. |
1.6. Раннее начало половой жизни. |
1.7. Хулиганство. |
1.8. Унижение других. |
1.9. Воровство. |
1.10. Неподчинение, критика взрослых. |
1.11. Ношение «вызывающей» одежды, причесок, украшений. |
1.12. Отрицательное отношение к учебе. |
1.13. Драки, нанесение телесных повреждений. |
1.14. Употребление наркотиков. |
1.15. Что-то еще __________________________________________________ |
2. Оцените, насколько эти формы поведения распространены в той группе детей, с которыми вам приходится работать, по шестибалльной шкале: 0 – совсем не встречаются; 3 – встречаются иногда 1 – встречаются очень редко; 4 – встречаются часто 2 - встречаются редко; 5- встречаются очень часто |
2.1. Нарушение правил поведения в школе (срывы уроков, прогулы, отказ от выполнения заданий). |
2.2. Побеги из дома 012345 |
2.3. Грубость, сквернословие 012345 |
2.4. Употребление алкоголя, пьянство 012345 |
2.5. Курение 012345 |
2.6. Раннее начало половой жизни 012345 |
2.7. Хулиганство 012345 |
2.8. Унижение других 012345 |
2.9. Воровство 012345 |
2.10. Неподчинение, критика взрослых 012345 |
2.11. Ношение «вызывающе» одежды 012345 |
2.12. Отрицательное отношение к учебе 012345 |
2.13. Драки, нанесение телесных повреждений 012345 |
2.14. Употребление наркотиков 012345 |
3. С какими группами детей с отклоняющимся от нормы поведением вы испытываете наибольшие трудности в работе? _______________________ |
Почему? __________________________________________________________ |
4. Какие виды отклонений в поведении детей подростков (исходя из вашего личного опыта) имеют тенденцию к росту? ___________________ |
5. Оцените по шестибалльной системе роль различных причин появления негативных отклонений в поведении детей и подростков: |
5.1. Стремление получить сильные впечатления 012345 |
5.2. Заболевания ребенка 012345 |
5.3. Повышенная возбудимость детей, неумение контролировать себя 012345 |
5.4. Неблагополучная ситуация в семье 012345 |
5.5. Стремление к самостоятельности, независимости 012345 |
5.6. Недостаток знаний родителей о том, как справляться с трудными педагогическими ситуациями 012345 |
5.7. Отставание в учебе 012345 |
5.8. Пренебрежение со стороны сверстников 012345 |
5.9. Непонимание взрослыми трудностей детей 012345 |
5.10. Недостаточная уверенность ребенка себе 012345 |
5.11. Отрицательная оценка взрослыми способностей детей 012345 |
5.12. Стрессовые жизненные ситуации 012345 |
5.13. Напряженная социально-экономическая ситуация в жизни ребенка (плохая обеспеченность, безработица родителей и т.д.) 012345 |
5.14. Примеры насилия, жесткости, безнаказанности, получаемые через средства массовой информации 012345 |
5.15. Чрезмерная занятость родителей 012345 |
5.16. Конфликты с родителями 012345 |
5.17. Обилие запретов со стороны родителей (педагогов) 012345 |
5.18. Постоянные нарекания, рань в семье 012345 |
5.19. Слабость интеллектуальной сферы ребенка 012345 |
5.20. Повышенная коммуникативность детей 012345 |
5.21. Низкий уровень эмоционально-волевого контроля у детей 012345 |
5.22. Одиночество, непонятность другими 012345 |
5.23. Излишний контроль, авторитарный стиль родителей (педагогов) 012345 |
5.24. Неспособность детей сопротивляться вредным влияниям 012345 |
5.25. Генетическая предрасположенность 012345 |
5.26. Неравномерность психофизиологического развития и полового созревания 012345 |
6. Какие меры профилактики и коррекции девиантного поведения детей и подростков вы используете чаще всего в своей работе |
6.1. Разработка индивидуальных программ развития и воспитания (укажите, пожалуйста, на что они направлены) _________________________ |
6.2. Включение трудных детей в работу школьных кружков, секций, объединений (укажите каких) ________________________________________ |
6.3. Включение детей в интересную, напряженную деятельность (укажите какую) ____________________________________________________________ |
6.4. Посещение семьи, где воспитываются трудные дети (сколько семей) __________________________________________________________________ |
6.5. Проведение родительских собраний, посвященных проблеме девиантного поведения (укажите тематику) _____________________________ |
6.6.Обучение трудных детей по индивидуальным планам (сколько человек) __________________________________________________________________ |
6.7. Проведение классных часов, посвященных проблемам отклоняющегося от нормы поведения (укажите тематику) __________________________________________________________________ |
6.8. Индивидуальные беседы с родителями трудных детей (укажите основные темы) ___________________________________________________ |
7. Какие из используемых вами мер по профилактике являются наиболее эффективными с вашей точки зрения? ______________________ |
8. Какие цели вы ставите при организации профилактико-коррекционной работы? ___________________________________________ |
9. К каком из специалистов вы обратились бы за помощью, если бы у вас возникли трудности в работе с девиантными детьми? |
9.1. Классному руководителю. |
9.2. Школьному психологу. |
9.3. Социальному педагогу. |
9.4. Психотерапевту. |
9.5. Инспектору по делам несовершеннолетних. |
9.6. Педиатру. |
9.7. Справились бы самостоятельно. |
9.8. К кому-то еще _______________________________________________ |
10. На какие «сильные стороны» детей и подростков, имеющих отклонения в поведении, вы посоветовали бы опираться при организации воспитательной работы? |
10.1. Активность. |
10.2. Независимость. |
10.3. Упорство. |
10.4. Разнообразие интересов. |
10.5. Самостоятельность. |
10.6. Смелость. |
10.7. Опыт встречи с жизненными трудностями. |
10.8. Нестандартность. |
10.9. Что-то еще ________________________________________________ |
11. Что обычно является результатом вашей работы по профилактике и коррекции девиантного поведения детей и подростков? _______________ |
12. Сколько детей в тех классах, в которых работаете, вы отнесли бы к категории трудных (укажите, пожалуйста, их возраст и соответствующий %)? _____________________________________________ |
|
Сообщите, пожалуйста, некоторые сведения о себе: |
название и номер образовательного учреждения __________________ |
полученная вами специальность ________________________________ |
если вы работаете не по специальности, то кем ____________________ |
продолжительность вашей работы с детьми и подростками __________ |
5. «Деятельность социального педагога с детьми «группы риска»
Одним из самых важных и в то же время наиболее сложных направлений профессиональной деятельности социального педагога является социально-педагогическая работа с детьми, которых называют при этом по-разному: трудные, трудновоспитуемые, педагогически запущенные, проблемные, дезадаптированные, дети с отклоняющимся (девиантным) поведением, дети группы риска.
Одним из самых распространенных является понятие «дети группы. Когда говорят о детях «группы риска», подразумевается, что они находятся под воздействием некоторых нежелательных факторов, которые могут сработать или не сработать. Это тот риск, которому сами дети постоянно подвергаются в обществе: риск потери жизни, здоровья, нормальных условий для полноценного развития.
Это материальные проблемы семьи, неблагоприятный психологический климат в семье, аморальный образ жизни родителей, неприспособленность к жизни в обществе, неприятие себя, невротические реакции, эмоциональная неустойчивость, трудности общения, взаимодействия со сверстниками и взрослыми.
Любая проблема лучше решается комплексно. Именно комплексный социально-педагогический подход в работе с этой категорией детей и должен быть положен в основу разработки социально-педагогических технологий работы с ними. Комплексность проблем требует участия в этой деятельности разных специалистов. Однако ведущая роль принадлежит социальному педагогу общеобразовательного учреждения.
Для профилактики асоциального поведения необходимо глубокое и всестороннее изучение личности подростков с отклоняющимся поведением, особенностей их эмоционального реагирования, мотивации, специфики формирования системы отношений.
Социально – педагогические технологии, применяемые в работе с несовершеннолетними, можно разделить на 2 группы:
Организационные социально-педагогические технологии.
Социально-педагогические технологии индивидуальной и групповой работы.
Организационные социально-педагогические технологии направлены на выявление детей группы риска, диагностику их проблем, разработку программ индивидуально-групповой работы и обеспечение условий их реализации. Эти направления деятельности обусловливают необходимые этапы и составляющие социально-педагогической технологии:
Формирование банка данных детей и подростков группы риска
При формировании банка данных уточняются следующие позиции:
- каковы основания постановки на учёт;
- какие структуры работают с подростком;
- какая работа проводится для разрешения проблемы;
- что ещё можно предпринять для разрешения данной проблемы.
2. Диагностика проблем личностного и социального развития детей и подростков. Она необходима для уточнения социальных и психолого-педагогических особенностей каждого ребёнка из банка данных.
В процессе диагностики изучаются индивидуальные особенности ребёнка и выявляются его интересы и потребности, трудности и проблемы, конфликтные ситуации, отклонения в поведении, определяются их причины.
3. Разработка и утверждение программ социально-педагогической деятельности с ребёнком, группой.
По результатам диагностики определяется суть проблемы или совокупности проблем, подбираются адекватные психолого-педагогические, социальные средства для их эффективного разрешения как индивидуально, так и в группах. Индивидуальные социально-педагогические программы разрабатываются с целью оказания своевременной социально-педагогической помощи и поддержки ребёнку, находящемуся в социально опасном положении. Групповые программы разрабатываются для решения проблем определённой группы подростков, выявленных в ходе диагностики.
4. Обеспечение условий реализации программы.
Социальный педагог, являясь, в зависимости от целей и задач программ, посредником между обучающимся и образовательным учреждением, семьёй, средой, специалистами различных социальных служб, ведомств и административных органов:
организует, координирует, контролирует и принимает участие в реализации групповых и индивидуально-ориентированных программ;
отслеживает результаты.
5. Консультирование.
Предполагает консультирование лиц, заинтересованных в разрешении социально-педагогических проблем детей «группы риска».
6. Межведомственные связи.
Социальный педагог планирует и осуществляет свою работу в тесном контакте с психологом, специалистами комиссии по делам несовершеннолетних, органов опеки и попечительства, правоохранительных органов.
Социально – педагогические технологии индивидуальной и групповой работы с детьми «группы риска».
Содержание той или иной социально-педагогической технологии индивидуальной (групповой) работы определяется конкретной проблемой ребёнка.
В своей индивидуально-профилактической работе с ребенком, находящимся в социально опасной ситуации, социальный педагог должен руководствоваться следующими принципами:
- Не навреди.
- Не оценивай.
- Принимай человека таким, каков он есть.
- Соблюдай конфиденциальность.
- Соблюдай меру взаимного откровения с клиентом, но сохраняй некоторую дистанцию.
- Не отнимай у клиента право отвечать за свои поступки, никогда не давай советов.
- Минимум специальных терминов.
- Соблюдай принцип добровольности.
Прежде чем реализовать цель своей деятельности, социальный педагог должен хорошо представлять себе особенности развития «трудного» ребенка и среду, в которой он развивается. Особо следует подчеркнуть то, что ребенок, как правило, не может сам осознать свои проблемы и объяснить их социальному педагогу. Поэтому социальный педагог часто оказывается перед необходимостью самостоятельно выявлять факторы, негативно влияющие на ребенка.
Виды социально-педагогической помощи:
Наблюдение и консультации учителей.
Консультации для родителей.
Консультирование классных руководителей (по запросу).
Индивидуальные профилактические беседы с родителями по проблемам обучения и воспитания.
Организация дополнительной помощи в выполнении домашних заданий, в учебе.
Проведение социально-педагогических обследований с целью выявления социальных и личностных проблем детей всех возрастов.
Вовлечение детей в школьные кружки, студии, секции, центры детского творчества.
Организация профилактических бесед с обучающимися по проблемам социализации личности.
Организация индивидуальных профилактических бесед с родителями по проблемам обучения и воспитания.
Оказание материальной помощи детям из малообеспеченных семей.
6. «Дети «группы риска: опыт, проблемы, решения»
Все учителя и воспитатели, в школе и в дошкольных учреждениях, в первом классе и в старших классах, молодые и опытные, обязательно сталкиваются в своей работе с проблемами дисциплины. Уже после первых дней своей работы в школе учитель знает, что у его учеников имеются сотни способов мешать уроку, «заводить» класс и исподтишка срывать объяснение материала.
Мы, учителя, предъявляем к ученикам определенные требования и Ожидаем, что поведение учеников будет им соответствовать. То, что в школе к ребенку будут предъявляться особые требования, внушают ему и родители, и детский сад. Но есть и другая сторона — чего от нас, учителей ожидает ребенок? Итак, взаимодействие учителей и учеников в стенах класса и школы — это всегда «улица со встречным движением»: мы относимся к ученикам, ожидая от них определенного отношения, и они от- носятся к нам, ожидая от нас...Но чего? Ответ на этот вопрос становится просто интригующим, когда отношение ученика к учителю выражается форме конфликтного, «плохого поведения», неприятной выходки, серьезною проступка.
Выделяют три разных подхода в отношении педагогов к вопросам дисциплины: тактика невмешательства (учитель разъясняет ученикам, что случилось, когда все уже случилось), подход «твердой руки» (педагог верит в силу внешнего контроля: требует, командует, направляет учеников) и подход «возьмемся за руки» (учитель берет на себя трудную роль ненавязчивого лидера, каждый раз подталкивающего ученика к необходимости осознанного выбора).
Для выбора нужного метода и приема психолого-педагогического воздействия на детей "группы риска" необходимо определить причины поведения и поступков ученика.
Созидательные педагогические приемы содействуют улучшению взаимоотношений между воспитателем и воспитанником, установлению душевного контакта. К ним относится:
проявление доброты, внимания, заботы;
просьба;
поощрение (одобрение, похвала, награда, доверие, удовлетворение определенных интересов и потребностей, выражение положительного отношения);
"авансирование" личности – предоставление воспитаннику определенного блага, высказывание положительного мнения о ребенке, хотя он этого в настоящее время в полной мере еще не заслуживает; аванс побуждает к лучшему;
обходное движение – защита воспитанника от обвинения коллектива;
прощение;
проявление огорчения;
проявление умений учителя, его мастерство.
Приемы, способствующие формированию у воспитанника правильного поведения:
убеждение и личный пример. Убеждение – это и разъяснение, и доказательство правильности или необходимости определенного поведения либо допустимости какого-то поступка. Личный пример – важный аргумент правоты педагога;
доверие;
моральная поддержка и укрепление веры в свои силы;
вовлечение в интересную деятельность;
нравственное упражнение.
Приемы, построенные на понимании динамики чувств и интересов ученика:
опосредование. Воспитатель достигает желаемых изменений в поведении ученика не прямым указанием, как вести себя, а через какое-то промежуточное звено;
фланговый подход. Воспитатель, обнаружив проступок ученика, не всегда осуждает и наказывает его, а умело затрагивает такие чувства, которые побуждают к хорошему поведению;
активизация сокровенных чувств воспитанника. Воздействие заключается в создании обстоятельств, пробуждающих глубоко скрытые чувства, которые способствуют воспитанию благородных стремлений.
Прямые и косвенные, тормозящие приемы:
констатация поступка. Прямая констатация поступка – это высказывание, в котором сделан акцент на данном поступке. Косвенная констатация – высказывание или действие, которое показывает ученику, что его поступок педагогу известен;
необычный подарок (например, пакет с мусором за недобросовестное дежурство в классе);
осуждение – открытое отрицательное отношение педагога к нарушению моральных норм;
наказание. Действует относительно успешно только тогда, когда нежелательное поведение еще не превратилось в привычку, а само наказание является для ребенка неожиданностью. Недопустимы грубость, оскорбительные выражения, физическое наказание;
предупреждение;
проявление возмущения
7. Формы и методы привлечения подростков, находящихся в трудной жизненной ситуации, к занятиям физической культурой и спортом
Дезадаптированные дети характеризуются отклонениями в нравственном, морально-волевом, а также в ряде случаев и физическом развитии. Воспитание и перевоспитание дезадаптированных детей — это длительный педагогический процесс, характеризующийся непрерывностью, систематичностью воздействия воспитательных средств в различных сферах деятельности подростков.
Воспитание и перевоспитание дезадаптированных детей
Основной задачей является вовлечение их в занятия интересным делом, а именно: спортивные игры, единоборства, атлетическая гимнастика, — они пользуются большей популярностью среди учащихся, чем другие виды деятельности (результаты анкетного опроса). Учитывая определенный интерес данного контингента к физической культуре и спорту, содержание данной работы необходимо рассматривать как единство трех взаимосвязанных компонентов. Первый — подбор средств и методов, способствующих вовлечению трудных подростков в спортивные секции с последующим формированием интереса к систематическим занятиям; второй — коррекция нравственного, психического и физического здоровья; третий — освоение подростками способов, методов физкультурно-оздоровительной и спортивной работы в избранных видах спорта.
При планировании учебно-воспитательного процесса с занимающимися учитывается уровень их педагогической запущенности, что позволяет выбрать оптимальные средства и условия, подобрать необходимый комплекс педагогических воздействий на личность подростков, сделать процесс перевоспитания управляемым.
Степень педагогической запущенности определяется путем изучения индивидуальных карт, заполненных учащимися, преподавателями (тренером), родителями. При составлении планирующей документации, учебного плана, конспектов уроков учитываются мотивы прихода подростков в секцию, отрицательные наклонности, интерес к определенным видам спортивной деятельности.
Учитывая, что воспитание и перевоспитание трудновоспитуемых подростков — длительный процесс, планирование учебно-воспитательной работы осуществляется по этапам.
На первом этапе основное внимание обращается на исправление отрицательных качеств личности с последующим воспитанием трудолюбия, честности, настойчивости, инициативности, формирования интереса к избранному виду спортивной деятельности, повышение общей физической подготовленности.
На втором этапе, когда преобладающим стимулом к занятиям становится увлеченность, большое внимание уделяется индивидуальной работе с каждым подростком. Учебно-воспитательный процесс направлен на воспитание таких качеств, как самообладание, выдержка, смелость, смекалка, умение контролировать свои поступки. Средства физического воспитания направлены на совершенствование общей и специальной физической подготовленности в избранном виде спорта.
На третьем этапе предусматриваются развитие и совершенствование у занимающихся навыков самовоспитания и контроля в основных видах деятельности (учебной, спортивной, общественно значимой).
Учет динамики положительных изменений в нравственном и физическом развитии осуществляется путем наблюдений за воспитанниками, а также изучения индивидуальных карт, заполненных педагогами.
8.Учет возрастных особенностей подросткового периода при вовлечение трудных подростков во внеклассные мероприятия
Подростковый возраст имеет важное значение в развитии и становлении личности человека. В этот период значительно расширяется объем деятельности ребенка, качественно меняется его характер, в структуре личности происходят ощутимые перемены, обусловленные перестройкой ранее сложившихся структур и возникновение новых образований, закладываются основы сознательного поведения, вырисовывается общая направленность в формировании нравственных представлений и установок. И все это происходит на фоне противоречий физиологического и психического развития подростка, на фоне его духовного становления. Отсюда подростковый возраст характеризуется специалистами как переходный, сложный, трудный, критический. Одни проходят этот период более или менее равномерно, спокойно, у других – ярко, всплесками, что зависит от самого подростка, но во многом, конечно же, от родителей, учителей и определяет поведение ребенка, его отношение ко взрослым, сверстникам, нравственным нормам и ценностям. Поэтому не случайно, что слово «подросток» часто ассоциируется со словом «трудный»
Основным видом деятельности подростка является учение, но содержание и характер учебной деятельности в этом возрасте существенно изменяется. Подросток приступает к систематическому овладению основами наук. Обучение становится многопредметным, место одного учителя занимает коллектив педагогов. К подростку предъявляются более высокие требования. Это приводит к изменению отношения к учению. Для школьника среднего возраста учебные занятия стали привычным делом. Учащиеся порой склонны не утруждать себя лишними упражнениями, выполняют уроки в пределах заданного или даже меньше. Нередко происходит снижение успеваемости. То, что побуждало младшего школьника активно учиться, не играет теперь такой роли, а новые побуждения к учению (установка на будущее, дальние перспективы) еще не появились.
Подросток не всегда осознает роль теоретических знаний, чаще всего он связывает их с личными, узко практическими целями. Например, зачастую семиклассник не знает и не хочет учить правила грамматики, так как «убежден», что и без этих знаний можно писать грамотно. Младший школьник все указания учителя принимает на веру — подросток же должен знать, зачем нужно выполнять то или другое задание. Нередко на уроках можно слышать: «Для чего это делать?», «Зачем?» В этих вопросах сквозит и недоумение, и некоторое недовольство, и порой даже недоверие к требованиям учителя.
В то же время подростки склонны к выполнению самостоятельных заданий и практических работ на уроках. Они с готовностью берутся за изготовление наглядного пособия, живо откликаются на предложение сделать простейший прибор. Даже учащиеся с низкой успеваемостью и дисциплиной активно проявляют себя в подобной ситуации.
На психическое развитие подростка определенное влияние оказывает половое созревание. Одной из существенных особенностей личности подростка является стремление быть и считаться взрослым. Подросток всеми средствами пытается утвердить свою взрослость, и в то же время ощущения полноценной взрослости у него еще нет. Поэтому стремление быть взрослым и потребность в признании его взрослости окружающими остро переживается.
В связи с «чувством зрелости» у подростка появляется специфическая социальная активность, стремление приобщаться к разным сторонам жизни и деятельности взрослых, приобрести их качества, умения и привилегии. При этом в первую очередь усваиваются более доступные, чувственно-воспринимаемые стороны взрослости: внешний облик и манера поведения.
Положение подростка в коллективе сказывается на его отношениях с учителями и взрослыми. Замечено, что в тех случаях, когда создается конфликтная ситуация и нужно сделать выбор между мнением учителя и мнением класса, подросток чаще всего придерживается мнения сверстников. Поэтому при разрешении острых вопросов учителю следует быть весьма осмотрительным и стремиться опираться па мнение коллектива учащихся.
Современное общество характеризуется недостаточным уровнем нравственности, правовой культуры. Оказавшись в центре социальных, экономических, национальных, политических противоречий, необычайно осложнилась проблема воспитания Человека.
И тут важную роль может играть вовлечение трудного подростка во внеклассную деятельность, где есть возможности для более свободного общения, взаимодействия с окружающими, что сочетается с возможностью самореализовываться, раскрывать свой потенциал в соответствии со своими интересам. Именно внеклассная работа позволяет использовать те качества подросткового возраста, которые в иных ситуациях могут служить источником напряжения и конфликтов. Потому что главным в работе с трудными подросткам является наличие соответствующей заинтересованности. Необходимо запрограммировать себя на успех. Мотивами могут быть: желание получить новый опыт в разрешении проблемных ситуаций, так как в подобных случаях повторений не бывает; желание профессионально вырасти, находя новые формы работы с детьми этой категории; желание понять себя, которого большинство окружающих воспринимает не иначе как пугало, и этот мотив должен стоять на первом месте.
9. Тренинг социального взаимодействия педагогического коллектива с детьми, которые имеют агрессивные проявления в поведении
Целью тренинга является изменение формы общения персонала учебного учереждения с агрессивными детьми, повышение культуры общения, в том числе речевого, обучение навыкам реагирования на неприемлемое, с точки зрения взрослого, поведение детей с помощью “Я” - сообщений, высказываний. Содержащих только выражение собственных чувств воспитателя.
Задачи тренинговой работы:
Фокусировка внимания на проблеме (научить воспитателей и учителей обращать внимание в первую очередь на эффективность личностного общения в воспитании детей).
Когнитивное переструктурирование (надо изменить чувства на положителдьные эмоции, изменив наши мысли по поводу событый, снять иррациональные запреты на личностное общение. Участники общения должны научиться самокомммуникации и самоподкреплению).
Моделирование (создать такого рода модели, чтобы показать участникам возможность получать удовольствие от повседневного общения).
Сукцессивное формирование навыков личностного общенгия (такое общение представляет соборй сложный комплексный навык, который разбивается на простые операции, они требуются отдельно, а затем путем специальных упражнений “склеиваются” в более сложные комплексные действия).
Поведенческая тренировка (в тренинге используется принцип подкрепления и поэтапного приближения к целевому поведению с той разницей, что самоукреплению в тренинге уделяется особое внимание).
Бихеовиоральная психодрама (в нашем тренинге совмещает в себе психодраматические приемы (смена ролей, мысли вслух и т.д.) с учебными целями поведенческой терапии).
Занятия могут проводиться по двум вариантам:
с учителями, воспитателями;
совместно со взрослыми (учителями, воспитателями) и детьми.
Упражнение 1
Цель: научиться находить позитивное.
Время: 10 -15 мин.
Инструкция: “Вспомните о неприятном событии, которое произошло с Вами в прошлом или которого можно ожидать в будущем. Подумайте, что в этом событии может быть хорошего, и расскажите об этом. Помогайте друг другу в поисках позитива. Не критикуйте позитив, а наберите как можно больше позитива”.
Вопросы для обсуждения:
Существует ли ситуации, при которых невозможно найти позитивное в нежелательных событиях?
Что мешает обратить внимание на позитивное?
Домашнее задание: “Если кто-либо в Вашем присутствии будет рассказывать о негативных событиях, то попробуйте сами найти в них позитивное и рассккажите об этом позитиве сами найти в них позитивное и расскажите об этом позитиве партнеру по разговору, убедите в этом позитиве партнера.
Упражнение 2
Цель: Достигнуть теплой атмосферы в группе.
Время: 5 – 7 мин на каждого участника. Работа в парах.
Инструкция: “Выберете кого – либо из членов группы, кому бы Вы хотели сказать комплимент, и скажите, что вам в нем нравится. Начинайте со слов: “Мне в тебе нравится ...”, “У тебя лучше, чем у меня получается...”, “Я тебе благодарен за то, что ты ...”
вопросы для обсуждения:
Что Вы чувствовали, когда говорили хорошее и когда слышали хорошее?
Упражнение 3
Цель: тренировка в самоподкреплении.
Время: обсуждение по 5 мин на каждого участника.
Инструкция: “Расскажите партнеру о себе все самое хорошее. О своих успехах и радостях. Партнер помогает найти хорошее в себе”.
Вопросы для обсуждения:
Что помогло и что мешало говорить о своих успехах и радостях?
Упражнение 4
Цель: учиться находить занятия, приятные другим людям.
Время: 20 мин на упражнения, 5-7 мин – на обсуждение на каждого человека.
Инструкция: “Работаем парами. Расскажите о тех приятных занятиях, которые доставляют удовольствие другим людям и которым вам хотелось бы научиться. Партнер предложит вам варианты того. Как и где можно было бы научиться этому”.
Вопросы для обсуждения:
Что препятствует нам учиться действиям, которые приносят удовольствие другим людям?
Упражнение 5
Цель: создать атмосферу доверия и любви в группе.
Время: 20 мин на упражнения, 5-7 мин – на обсуждение на каждого человека.
Инструкция: “Вспомните, какие способы доставить удовольствие окружающим вы используете редко. Партнер вам поможет. А затем вам поможет группа”.
Упражнение 6
Цель: фиксация всех действий, которые вызывают симпатию у партнера.
Время: 20 мин на упражнения, 5-7 мин – на обсуждение на каждого человека.
Инструкция: “Расскажите о ваших добрых чувствах по отношению к вашим любимым людям и о тех качествах или действиях, которые эти добрые чувства вызывают”
Вопросы для обсуждения:
Что приятно сем людям?
Что приятно конкретному человеку?
Упражнение 7
Цель: полюбить неприятного человека.
Время: 20 мин на упражнения, 5-7 мин – на обсуждение на каждого человека.
Инструкция: “Увидеть хорошее в самом неприятном человеке. Вкратце опишите этого человека, затем расскажите, что в нем хорошего. Группа следит, чтобы рассказ о хороших качествах плохих людей не сопровождался негативными формулировками”.
Можно ли найти хорошее в самых отвратительных людях?
Что в этом может помешать?
Упражнение 8
Цель: Доставить приятные ощущения окружающим.
Время: упражнение выполняется в течение недели, обсуждение 5 -7 мин.
Инструкция: “В течение недели постарайтесь доставить максимум приятных чувств окружающим вас людям”
Вопросы для обсуждения:
Что вам самим дало выполнение этого упражнения?
Какие возникли трудности при его выполнении?
Показатели эффективности тренинга
Снижение немотивированных проявлений агрессии;
Снижение частоты агрессивных реакций во фрустрационных ситуациях;
Отсутствие необходимости в психолого-педагогической помощи ребенку в овладении агрессивным поведением.