СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Семинар - практикум для педагогов: "В царстве упрямства и капризов"

Нажмите, чтобы узнать подробности

Семинар направлен на знакомство педагогов с методами работы с детьми с упрямством и агрессией

Просмотр содержимого документа
«Семинар - практикум для педагогов: "В царстве упрямства и капризов"»

«В царстве упрямства и капризов» или Как справиться с детской истерикой»

Цель семинара: повысить психолого-педагогическую компетентность педагогов в вопросах общения с детьми.

Задачи:

1. познакомить педагогов с возрастными особенностями эмоционально-личностного развития детей 3–4 лет;

2. проанализировать причины детских капризов, выработать тактику противостояния им;

3. развить навыки конструктивного взаимодействия с детьми;

1. Деловая игра «Закончи мысль»

Педагогам предлагается лист бумаги с началом предложения, которое нужно продолжить. Текст  предложения: « Капризы ребенка вызывает у меня…….»,

«Упрямство побуждают меня….»

-Уважаемые коллеги, пожалуйста, закончите мысль, предложенную нами, и объясните почему вы её так продолжили.

2. Упражнение на визуализацию 

У каждого человека есть свои ожидания, свои потребности. Которые,  необходимо учитывать в семье.

Предлагается закрыть глаза и увидеть:

Представьте  себя маленьким, только что рожденным ребёнком. Вы новорожденный  маленький ребёнок. Что говорят о вас окружающие?  Что говорят вам ваши родители? Что вы чувствуете?

Шло время, и вот вам уже 3 года. Что теперь говорят о вас окружающие? Какая должна быть девочка (мальчик)? Что она должна делать, а что нет? Что вы чувствуете? О чём думаете сейчас? Вам 3 года.

Шло время и вы девочка (мальчик) подросток. Что вам говорят ваши родители о том, каким должны быть вы? Что можно, а что нельзя вам делать? Что вы чувствуете сейчас? О чём думаете? Чего хотите?

Сейчас вы мать (отец), вы жена (муж). Что вам говорит ваша вторая половинка и ваши родители о том, какими вы должны быть сейчас? Что вы чувствуете сейчас? О чём думаете? Чего хотите?

Сейчас я досчитаю до 5 и вы откроете глаза.

Обычно упражнение вызывает бурную эмоциональную реакцию.

3. Педагогические ситуации


Ситуация 1
Миша - упрямый мальчик, всегда скандалит за едой.
Обед. Мише предложили борщ, котлету с горошком, компот.
Все это стоит на столе, аппетитно выглядит, вкусно пахнет. Но Миша недоволен. «Я хочу компот, - заявляет он решительно, - и еще я с котлеткой люблю картошку, которая была вчера». Педагог терпеливо объясняет, что есть нужно по порядку: первое, второе и третье, не капризничать, а есть то, что дают. Мальчик твердо стоит на своем: «Сначала компот. Я его люблю». Воспитатель начинает нервничать и уже повышенным тоном указывает: «Ешь без разговоров, как положено». Миша не отступает: «Сначала я буду пить компот. Прямо сейчас. А твою котлету - после». Воспитатель рассердилась и решительно берется за дело: начинает сама кормить мальчика супом. Он выплевывает его прямо на рубашку. Воспитатель , разъяренная, кричит: «Будешь есть, пока ничего не останется в тарелке! А компот вообще не получишь! » Миша отталкивает тарелку и при этом проливает часть супа на стол. Эта сцена продолжается довольно долго. Кончается тем, что Мишу вырвало прямо на стол, а педагог дрожащим голосом восклицает: «За что мне такое наказание! У всех дети как дети, а эта группа самая невыносимая».
Далее педагог организует обсуждение предложенной ситуации, ошибок, которые допустила педагог. В ходе обсуждения участники приходят к выводу, что педагог:
- не должна ставить строго ультиматум, а предоставлять право выбора;
- может частично пойти ребенку навстречу: разрешить отпить глоток компота до еды. Не акцентировать на этом внимания: «Ну отпей компот, но немножко, чтобы потом осталось чем запить обед».)
Ситуация 2
Леночке 4 года. Воспитатели заметили, что в последнее время девочка стала капризной. Как только педагог отвлекается на других детей или по своим делам, она начинала плакать, прерывала игру и просила педагога дальше поиграть с ней. Педагоги пытались повлиять на нее такими словами: «Перестань хныкать! Ты уже большая девочка и умеешь играть одна или иди играй с другими детками». Лена отвечала: «Я не люблю одна. С тобой интереснее». Воспитатель : «Если будешь продолжать, я вообще больше не буду с тобой играть».
Каковы ваши действия в данной ситуации?
(Участники дискуссии сходятся на мнении, что можно не бросать дела, а общаться с ребенком в процессе их выполнения. Предложить ребенку участвовать в выбранном взрослым занятии. Пусть он поможет( если, это возможно). Таким образом ребенок подключается к делам взрослых, приобщаясь к миру взрослых. А параллельно с этим можно загадывать загадки, читать стихи, проговаривать то, чем занимаетесь, вводить в словарь ребенка новые слова. Слезы у ребенка могут быть реакцией на взрослый запрет. Малышу трудно понять, что значит «можно», а что значит «нельзя». Вы должны помочь ему разобраться в этом.
4. Игры направленные на коррекцию упрямства и агрессии

Злые – добрые кошки (для детей с 3 лет)

Цель: снятие общей агрессии

Дети стоят в кругу, в центре на полу лежит обруч – «волшебный круг» для превращения. Ребенок входит в обруч и по сигналу взрослого превращается в злющую кошку: шипит, выпускает когти. При этом из «волшебного круга» выходить нельзя. Дети, стоящие вокруг, говорят: «Сильнее, сильнее…». По сигналу взрослого «превращение» заканчивается и ребенок выходит из круга.

Игра повторяется со следующим ребенком. После детям предлагается превратиться в добрых и ласковых кошечек.

Мешок с капризками (для детей с 4 лет)

Цель: снижение агрессии, упрямства, ослабление негативных эмоций

Дети встают полукругом, психолог показывает мешок и говорит:

- Посмотрите, это не простой мешок - в нем собрались все детские капризы и упрямства. Иногда они вылезают из него и заставляют нас капризничать. Давайте прогоним капризы, чтобы они не портили нам настроение. Для этого нужно изо всех сил постучать кулаками по мешку.

По окончании упражнения психолог выясняет у детей, не осталось ли у них «капризок» и «упрямок».

Капризуля (для детей с 4 лет)

Цель: коррекция упрямства, капризности

Выбирается Капризуля, он встает в центр круга. Его просят хныкать громче, а остальные должны его успокаивать. Детям можно подсказывать, как лучше ее успокоить. Затем выбирается другой ребенок на роль Капризули.

По окончании игры выясняют у каждого ребенка, что понравилось больше - капризничать или успокаивать, и почему. Упражнение можно проводить в парах. Тогда один участник – Капризуля, а другой его успокаивает.

Злые мыльные пузыри (для детей с 4 лет)

Цель: учить контролировать гнев с помощью одной из дыхательных техник

Детей просят назвать ситуации, когда они злятся на кого – нибудь.

«Сейчас я научу вас, как справляться со своей злостью. Закройте глаза и представьте, что у вас в руках трубочка для мыльных пузырей. (дети поносят к губам ладони, имитируя соломинку). Мед-ленно выдыхайте, чтобы образовался мыльный пузырь, который наполнен злостью. Сделайте большой злой пузырь. Вот он образовался и полетел вверх, выше и выше. Он становится меньше и меньше и вот совсем исчез. Теперь сделайте другой злой пузырь и подождите пока но исчезнет или лопнет. Пускайте пузыри до тех пор, пока вся злость не выйдет из вашего тела. Затем можно открыть глаза». 

Дети открывают глаза: «А теперь подул прохладный ветерок и унес остатки всех злых пузырей, которые были у нас в группе».

Закрытая дверь (для детей с 5 лет)

Цель: снижение агрессии, упрямства, ослабление негативных эмоций

Дети делятся на пары, садятся «по-турецки» напротив друг друга, упираясь ладошками в ладошки напарника.

- Один из вас - железная, крепкая, неподвижная дверь. Держите свои ладош¬ки очень крепко. А ваш напарник должен сильно давить на «дверь», пытаясь ее открыть. Игра начинается на счет «три», а заканчивается по сигналу «стоп». Внимание! Раз-два-три!..

Через минуту дети меняются ролями. По окончании упражнения выясняют у детей, что понравилось больше - быть «дверью» или «открывать» ее.

Теплый круг (для детей с 5 лет)

Дети стоят в кругу, у взрослого – мяч.

«На земле есть много интересных и необычных мест, где нам хотелось бы побывать. Но у каждого из нас есть такое место, где мы чувствуем себя комфортно и комфортно. Вспомните эти места…»

Мяч передается по кругу. Тот у кого мяч, говорит: «Я чувствую сея хорошо… (дома, у бабушки, в детском саду и т.п.)»

По окончанию детям задают вопросы: «Трудно ли было вспомнить любимое место? Почему? Может ли у одного человека быть несколько любимых мест?»

Детям можно предложить найти в комнате комфортное для себя место и посидеть в нем в любой позе 1 минуту.

Злые собаки (для детей с 5 лет)

Цель: коррекция агрессивности, застенчивости, формирование уверенности, смелости

Дети делятся на две группы: одни будут изображать злых собак, другие – испуганных детей. Посередине определяют границу «забора» стульями. Детям объясняют, что за забором - злые собаки. Они громко лают, бросаются на забор, хотят напугать детей... Детям очень страшно! 

Дети выполняют задание, затем меняются ролями. По окончании игры выясняют, что чувствовал каждый ребенок, когда на него лаяли «собаки», и что он ощущал в роли «злой собаки».

Маленькое привидение (для детей с 5 лет)

Цель: снижение агрессии, научить выплескивать гнев в приемлемой форме

Дети сидят на стульях. Взрослый говорит: «Сейчас мы будем изображать маленьких добрых привидений. Нам захотелось немного похулиганить и попугать друг друга. По моему хлопку вы будете делать вот так (приподнять согнутые в локтях руки, пальцы растопырены) и произносить страшным голосом: «У-У-У» Если я тихо хлопаю, то вы тихо говорите «У», а если я громко хлопаю – вы громко пугаете. Но помните, вы добрые привидения и хотите только слегка пошутить» В конце игры взрослый говорит: «Молодцы! Пошутили – и хватит. Давайте снова станем детьми»

Король и слуги (для детей с 5 лет)

Цель: снижение застенчивости, эгоцентризма, повышение уверенности в себе, развитие умения различать разные эмоциональные состояния

Среди детей выбирается король (королева), который отдает приказы и распоряжения. Ему предоставляют трон и корону. Остальные дети – слуги – выполняют распоряжения короля. Если король сидит с серьезным лицом, все с серьезными лицами маршируют. Если король улыбается, все улыбаются и машут ему рукой

По окончании игры детям предлагается обсудить, что они чувствовали, будучи королем и слугой, какая роль понравилась больше, легко ли было выполнять приказы короля, кто был добрым королем, а кто злым и т.д.

В роли короля (королевы) должен побывать каждый ребенок. В зависимости от количества участников в группе, в роли короля и королевы одновременно могут выступать двое детей. Время «правления» лучше установить с помощью песочных часов.

5. Упражнение «Мусорное ведро»

Воспитателям предлагается написать на листочках: « Что мешает жить и общаться». Затем предлагается смять, порвать и выбросить в мусорное ведро. Это упражнение как правило помогает преодолеть негатив.