СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Семинар-практикум для родителей

Категория: Логопедия

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
«Семинар-практикум для родителей»


Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

«Средняя общеобразовательная школа-детский сад №37

имени партизана-подпольщика И.Г. Генова»

муниципального образования городской округ Симферополь

Республики Крым






Семинар-практикум для родителей детей дошкольного возраста «Учите детей говорить правильно»




Подготовила и провела Учитель – логопед: Сивач О.О.






Цель: Показать родителям актуальность формирования у детей старшего дошкольного возраста правильной и красивой речи.

Задачи:

  1. Познакомить родителей с особенностями речевого развития детей старшего дошкольного возраста.

  2. Обучить родителей правильному выполнению упражнений артикуляционной гимнастики.

  3. Рассказать о взаимосвязи развития речи и мелкой моторики рук у детей.

  4. Продемонстрировать наглядный материал с помощью средств ТСО о развитии речи и мелкой моторики рук в игровой деятельности с детьми.

  5. Обучить родителей приемам игровой деятельности с прищепками, крупами, мелкими игрушками по развитию мелкой моторики.

  6. Продолжать работу по взаимодействию с родителями.

Материалы и оборудование:

Средства ТСО: экран, ноутбук, диски с приятной спокойной музыкой; стулья взрослые, столы; зеркала настольные на каждого участника; раздаточный материал на каждого участника (ксерокопии игровых упражнений); разрезные картинки по рассказу, клей, крупа, мелкие предметы животных, машин, букв.





















Ход встречи.

Логопед: Здравствуйте уважаемые родители! Мы очень рады видеть Вас в стенах нашего детского сада. Тема нашей встречи «Учите детей говорить правильно». (В зале полукругом стоят столы и стулья. Родители садятся по желанию, в центре зала располагается экран с мультимедийной техникой. На экране представлена тема семинара-практикума).

Логопед: В начале нашей встречи я предлагаю вам ответить на мои вопросы: (игра «Вопрос-ответ»).

1. Поднимите правую руку те родители, которые заинтересованы в том, чтобы его ребенок правильно говорил? Очень приятно видеть внимательных, заботливых родителей.

2. А теперь предлагаю поднять левую руку тем родителям, которые считают, что его ребенок говорит чисто, внятно, правильно?

Посмотрите, как мало рук. К сожалению, в старшем дошкольном возрасте многие дети говорят неправильно, звукопроизношение у них сформировано не в полном объеме.

3. Предлагаю теперь поднять две руки тем из вас, кто дома читает своим детям небольшие стихотворения, заучивает их; читает сказки и ведет беседу по прочитанному произведению?

Логопед: В нашем зале собралось не так много родителей, которые постоянно знакомят детей с произведениями художественной литературы.

Ваши ответы показали, что тема нашей встречи «Учите детей говорить правильно» актуальна и значима.

Логопед: Предлагаю Вам познакомиться поближе. Для продуктивного знакомства предлагаю вам ответить на предложенные вопросы:

  • Продолжите фразу: «Я мама (папа) …Имя ребенка»

  • Возраст ребенка

  • Продолжите фразу: «Мой ребенок начал говорить…»

Логопед: Вот мы и познакомились с вами и вашими детьми. Наше знакомство определило, что в зале собрались родители, детей 5 – 6 лет. Некоторые родители ответили, что их дети начали говорить в период 2-3 лет. У этих ребят наблюдается некоторая задержка. Многие родители отметили, что их дети начали говорить в возрасте от 8-9 месяцев до 1 года 2 мес. – и это является физиологической нормой.

Логопед: Возрастные несовершенства постепенно к 4-5 годам исчезают из детской речи. Но роль взрослых необычайно велика в этом вопросе. И если речь ребенка к 5 годам не стала соответствовать возрасту, то необходимо провести специальную работу, и придерживаться некоторых советов, которые я вам сейчас дам.

1. Артикуляционная гимнастика – это совокупность специальных упражнений, направленных на укрепление мышц артикуляционного аппарата, развитие силы, подвижности и дифференцированности движений органов, участвующих в речевом процессе.

Артикуляционная гимнастика выполняется с детьми в игровой форме перед зеркалом 5-10 минут.

Предлагаю вашему вниманию несколько упражнений:

Для губ:

«Улыбка»;

«Заборчик» удерживать, считая до 5;

«Хоботок»;

«Трубочка»;

Чередование этих же упражнений, как усложнение.

(Предложить выполнить данные упражнения самим родителям, по ходу выполнения, объясняет, как правильно их артикулировать).

Для языка:

«Блинок»;

«Лошадка»;

«Грибок»;

«Часики».

(Предложить выполнить данные упражнения самим родителям, по ходу выполнения, объясняет, как правильно их артикулировать).

Массаж.

1) «Покусать язычок»;

2) «Язычок вырывается, а зубки стараются удержать»;

3) Расслабить язык «Наказать непослушный язык».

(Предложить выполнить данные упражнения самим родителям, по ходу выполнения, объясняет, как правильно их артикулировать).

Логопед: А сейчас я предлагаю вам выполнить некоторые артикуляционные упражнения, представленные на слайдах.

Логопед: Рекомендации по выполнению артикуляционной гимнастики с детьми вы можете посмотреть в памятках, полученных по окончанию семинара.

Логопед: Еще один немаловажный фактор в развитии речи детей это связь с мелкой моторикой.

Мелкая моторика рук и уровень развития речи находятся в прямой зависимости друг от друга. После многих исследований ученые пришли к выводу, что есть все основания рассматривать кисть руки, как орган речи. Следовательно, кисть руки выступает таким же органом речи, как и артикуляционный аппарат. Поэтому важно не только разговаривать с ребенком, но и развивать его мелкую моторику. Именно пальчиками малыши познают мир. Тактильные ощущения важны для детей уже с самого рождения. Мелкая моторика не только отвечает за речь, но также позволяет развивать координацию в пространстве, воображение, зрительную и двигательную память. Мелкая моторика способна улучшить произношение ребенка, а, следовательно, и развивать речь. Существует много игр и упражнений по развитию мелкой моторики пальцев рук, которые мы можем вам порекомендовать для домашних занятий, например:

  • Лепка из глины и пластилина. Это очень полезно, причём лепить можно не только из глины. Если во дворе зима – что может быть лучше снежной бабы или игры в снежки, а летом можно соорудить сказочный замок из песка или мелких камешков.

  • Рисование, раскрашивание картинок – любимое занятие дошкольников. Обратить надо на рисунки детей. Разнообразны ли они? Если мальчик рисует только машины и самолёты, а девочка – похожих друг на друга кукол, то это вряд ли положительно повлияет на развитие образного мышления ребёнка. Родителям необходимо разнообразить тематику рисунков, обратить внимание на основные детали, без которых рисунок становится искажённым.

  • Изготовление поделок из бумаги, например, выполнение аппликаций. Ребёнку нужно уметь пользоваться ножницами и клеем.

  • Изготовление поделок из природного материала: жёлудей, шишек, соломы и других доступных материалов.

  • Конструирование.

  • Застёгивание и расстёгивание пуговиц, кнопок, крючков.

  • Завязывание и развязывание лент, шнурков, узелков на верёвке.

  • Завинчивание и развенчивание крышек банок и пузырьков.

  • Всасывание пипеткой воды.

Открывание и закрывание дверцы или шкатулки.

  • Нанизывание бус и пуговиц. Летом можно сделать бусы из рябины, орешков, семян тыквы и огурцов, мелких плодов и т.д.

  • Плетение косичек из ниток, венков из цветов.

  • Переборка круп. Насыпать в небольшое блюдце, например, гороха, гречки и риса и попросить ребёнка перебрать. Для будущих первоклассников это тоже весьма полезное занятие.

  • «Показ» стихотворения. Пусть ребёнок показывает руками всё, о чём говорится в стихотворении. Во-первых, так веселее, а значит, слова и смысл запомнят лучше. Во-вторых, такой маленький спектакль поможет ребёнку лучше ориентироваться в пространстве и пользоваться руками.

  • Теневой театр. Попросить малыша соединить большой и указательный пальцы, а остальные распустить веером. Чудо: на освещённой настольной лампой стенке появится попугай. Если распрямить ладонь, а затем согнуть указательный палец и оттопырить мизинец, на стенке появится собака.

  • Игры в мяч, с кубиками, мозаикой. Все эти упражнения приносят тройную пользу ребёнку: во-первых, развивают его руки, подготавливая к овладению письмом, во-вторых, формируют у него художественный вкус, то полезно в любом возрасте, и, в-третьих, детские физиологи утверждают, что хорошо развитая кисть руки «потянет» за собой развитие интеллекта.

Логопед: Подробное описание этих игр вы найдете в наших рекомендациях.

Логопед: Как я уже говорила, тактильные ощущения очень важны для развития детей и развития мелкой моторики рук. И сегодня я хотела бы вам предложить несколько игр для детей, направленных на развитие тактильных ощущений. А чтобы вам было понятно и вы лучше запомнили эти игры, предлагаю нам вместе в них и поиграть.

Логопед: Игры проигрываются с закрытыми глазами. Вы находите на ощупь предмет, называете, кто это или что, и описываете его. Отвечаете на вопросы: какой это предмет, части предмета (ушки, лапки) и т.д.

Игры:

  • «Кто же спрятался в крупе?» Закопать мелкие игрушки в миску с крупой, ребёнок угадывает, что же там спрятано.

  • «Чудесный мешочек» или «Секретик». «Засекречивать» можно буквы, цифры, геометрические фигуры, разные мелкие игрушки и т.д.

(выполнение задания родителями с закрытыми глазами)

Логопед: Уделяя развитию мелкой моторики рук детей, вспоминайте про наши обычные прищепки. Об их пользе говорила в свое время Мария Монтессори (Показ слайдов).

Логопед: Развитие речи, конечно нельзя считать полноценным без чтения художественных произведений.

Логопед: Уважаемые родители, при чтении художественной литературы, предлагаю вам следующий алгоритм.

Литературный материал:

  1. Должен затрагивать эмоциональную сферу ребенка.

  2. Стихи, сказки, рассказы должны быть небольшие по объему, несложные по содержанию, доступны для понимания.

  3. Одно и тоже произведение можно читать по несколько раз в день.

  4. Спросить - о чем говорится, что происходит с главными героями.

  5. Учить пересказывать сказки, начиная задавать вопросы по содержанию. Передавая содержание, ребенок учится четко, точно, полно, последовательно излагать свои мысли.

  6. Учить с детьми стихи, потешки, загадки.

Логопед: Предлагаю вам, при помощи опорных картинок составить рассказ и пересказать его.

(Оценка мероприятия родителями).

Логопед: Предлагаем вам поделиться своими впечатлениями от нашего мероприятия. Что вам было полезно, что вы узнали нового, что понравилось. А поможет нам в этом наш клоун

Логопед: Спасибо за внимание, до новых встреч.

По окончанию семинара родителям вручаются рекомендации по развитию речи и развитию мелкой моторики рук у детей.




Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!