СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Семинар-практикум для родителей подростков "Ребенок - взрослый?!"

Категория: Психологу

Нажмите, чтобы узнать подробности

Цель: профилактика эмоционального неблагополучия, стрессовых состояний в семье, психолого-педаггогическое просвещение родителей.

Просмотр содержимого документа
«Семинар-практикум для родителей подростков "Ребенок - взрослый?!"»

«Ребенок – взрослый?!»

семинар-практикум для родителей подростков


Цель: профилактика эмоционального неблагополучия, стрессовых состояний в семье, превенция подросткового суицида, психолого-педагогическое просвещение родителей


Информационно-дискуссионный этап

Задачи этапа:

- довести до сведения родителей информацию о значении эмоционального общения, поддержки, влиянии стрессовых факторов на подростков, суицидальном риске среди подростков и т.п.;

- побудить родителей к анализу эмоционального общения в своей семье, оценить степень устойчивости к стрессовым факторам;

- совместно найти эффективные способы поддержки в кризисе (обмен опытом)


Информация 1. Стресс – это не конкретные события в жизни, а реакция человека на эти события. К одной и той же ситуации два разных человека могут отнестись совершенно по-разному.

Стрессовую реакцию у человека вызывают множество факторов, обобщая, их можно отнести к двум основным категориям.

Первая стрессовая категория – около 20% – материально-бытовая неустроенность и неблагополучие.

Вторая – 80% – причина стрессов для человека – другой человек или люди.

Дело в том, что к первому стрессовому фактору (материальное неблагополучие), оказывается, большинство людей… адаптируется. В чем же заключается эта адаптация? Кто-то привыкает, кто-то принимает смиренно и находит в этом благо (для своей души), кто-то опускает руки, течет по течению и не желает ничего менять, а кто-то напрягает последние силы и старается что-то изменить, исправить, улучшить в своей жизни, ищет выход. И тот и другой вариант отношения человека к своей материальной неустроенности является адаптивным, человек внутренне принимает ситуацию и не испытывает острых стрессовых переживаний.

А вот восприятие и переживание (пусть даже очень субъективное) обиды, оскорбления, несправедливости, нелюбви, непонимания человека человеком – является основным, ежедневным источником стрессовых состояний. Многие исследователи отмечают, что привыкнуть и адаптироваться к этой стрессовой категории человеку очень трудно, почти невозможно. Одни ведут глубокую внутреннюю работу над собой и стараются научиться не реагировать на стрессы. Однако, нет достоверных данных скольким людям это удалось вполне успешно. Другие, переживая постоянно данную эмоциональную категорию стрессовых факторов от других людей, изнашиваются, болеют физически и душевно, доходят до крайности. Данное обстоятельство нельзя назвать адаптивным.

Таким образом, эмоциональная составляющая стрессов является основной, а ее источник – люди. Известно, что больнее всего и субъективнее мы реагируем на своих родных, а также тех, с кем часто и много общаемся – друзья, коллеги.

Кстати, не только детям свойственно болезненно воспринимать несправедливость по отношению к себе и, одновременно, не замечать, как сам обидел и поступил несправедливо с кем-то. К сожалению, это общечеловеческое качество восприятия, свойственное и детям, и взрослым. Разница лишь в том, что ребенок не способен еще контролировать и регулировать это качество, а вот взрослый вполне способен и даже должен.

Отсюда сам собой напрашивается давно известный вывод: БЕРЕГИТЕ ДРУГ ДРУГА! ЦЕНИТЕ И УВАЖАЙТЕ, ИДИТЕ НАВСТРЕЧУ ДРУГ ДРУГУ, НЕ ОБИЖАЙТЕ ПО МЕЛОЧАМ. Начинайте каждый с себя.


Информация 2

Подростковая эмоциональность, максимализм, склонность к крайностям, беспечность делают этот возраст крайне уязвимым и чувствительным к стрессовым обстоятельствам. По данным статистики чаще всего суициды совершают подростки в возрасте от 15 до 19 лет. Почти каждый, кто всерьез думает о самоубийстве, так или иначе, дает понять окружающим о своем намерении. Чаще всего самоубийства не возникают внезапно, импульсивно, непредсказуемо или неизбежно. Они являются последней каплей в чаше постепенно ухудшающейся адаптации. Среди тех, кто намерился совершить суицид, от 70 до 75 % тем или иным образом раскрывают свои стремления. Иногда это будут едва уловимые намеки; часто же угрозы являются легко узнаваемыми. Очень важно, что 3/4 тех, кто совершает самоубийства, посещают врачей, психологов, педагогов, работников социальных служб, до этого по какому-либо поводу в течение ближайших недель и месяцев. Они ищут возможности высказаться и быть выслушанными. Однако очень часто врачи, учителя и семья не слушают их.

Не следует слушать тех, кто утверждает, будто к суициду склонны лишь дети из неблагополучных семей. Давно замечено, что чаще кончают с собой внешне вполне благополучные ребята из семей среднего и высокого достатка. Они умны, начитанны, впечатлительны и порой крайне эмоциональны.

В 90% случаев родители не знают о попытках самоубийства, которые предпринимают их дети. Фактически 35–70% таких детей вообще никому не рассказывают об этом.

60% всех суицидов приходится на лето и весну. Может быть потому, что именно в этот период особенно заметен контраст между расцветом природы и неизменностью внутреннего состояния. Основные причины суицида: неразделенная любовь, конфликты с родителями и сверстниками, страх перед будущим, одиночество, несправедливое отношение, обвинение. Специалисты отмечают также, что самоубийство в подростковом возрасте связано с низкой субъективной ценностью жизни в этот период, недостаточным пониманием необратимости смерти.


Дискуссия. Вопросы для обсуждения с родителями:
  • Обращали ли вы внимание, на что во внутрисемейном общении ваш ребенок реагирует особенно резко, болезненно? (Наиболее частые ответы: ссоры родителей; отказ родителей в просьбе ребенку; запреты).
  • Является ли для вас актуальной проблема «отцов и детей» (отсутствие понимания, частые ссоры с ребенком, конфликты на почве взглядов поколений, желаний и взаимных требований и т.п.)?
  • Стремитесь ли вы сгладить острые, конфликтные ситуации в семье? Поделитесь наиболее успешным опытом.


Практический этап.

Задачи этапа:

- осуществить возможность обратной связи (родители-дети);

- помочь родителям обозначить свою позицию и отношение к поднимаемым вопросам;

- провести саморефлексию.


Копилка советов. Психолог (социальный педагог, классный руководитель) предлагает родителям заполнить Копилку советов для детей. Для этого в удобном месте (на столе, на доске) крепится заранее подготовленный лист ватмана с названием «Копилка советов», где и родители и дети могут оставить свой совет по тому или иному вопросу. Какое-то время (неделю, четверть, возможно, весь учебный год) «Копилка советов» занимает свое место в классном уголке. Желательно, чтобы классный руководитель следил за ее обновлением, содержанием, умело использовал в работе с детьми.

Примерный перечень вопросов:

Как найти общий язык со сверстниками?

Как найти понимание с родителями?

Как перестать раздражаться?

Как найти понимание с учителями?

Как преодолеть стресс?

К кому обратиться, если плохо?

Рефлексия. Делается вывод о значении эмоционального участия, поддержки, взаимопонимания. Родителям дается возможность высказать свое мнение о проблемах современных подростков, собственных детей, роли родителей в преодолении (а не создании) подростковых кризисов.