Семинар-практикум для родителей
«Растим любознайку»
(с использованием ИКТ)
Цель: дать родителям представление о технологии ТРИЗ, практические навыки использования приемов ТРИЗ-РТВ в играх, рекомендации родителям по созданию условий для развития воображения, мышления, творческих способностей детей.
Подготовила и реализовала:
Воспитатель
Якупова Г. А
МБОУ «СОШ № 7»
г. Нефтеюганск
Место проведения: образовательная площадка ZOOM.
План проведения:
Приветствие
Игра «Знакомство»
Что такое ТРИЗ в детском саду (мини - лекция)
Давайте поиграем. ( Знакомство с играми для детей)
Как развивать детскую любознательность? (дискуссия)
Умеете ли вы отвечать на детские вопросы? (памятка для родителей)
Ход проведения:
Здравствуйте! Я рада Вас приветствовать на нашем мероприятии! Это означает, что всех нас объединяет интерес к теме семинара - практикума.
- С какого возраста, по вашему мнению, нужно развивать детскую любознательность?
- Спасибо, всем родителям за выраженное мнение!
До 2-3 лет родители не придают значения тем знаниям и умениям, которые их малыш накапливает. Но чем ближе к школе, тем больше волнует вопрос: «Способный ли он? Сможет ли хорошо учиться?»
Способности у каждого свои. Главное, вовремя увидеть и направить их развитие.
Внимательный родитель всегда заметит интерес малыша к чему-то и постарается его укрепить.
Для того чтобы ребенок овладел не только определенной суммой знаний и умений, а мог в разумных пределах фантазировать, активно мыслить и изобретать, мыслить нестандартно, нам педагогам помогает технология ТРИЗ.
Что такое ТРИЗ в детском саду/ мини – лекция/
Наше время – время перемен. Сейчас в России нужны люди, способные принимать нестандартные решения, умеющие творчески мыслить. Ещё совсем недавно, современная массовая школа сохраняла нетворческий подход к усвоению знаний, часто обучение сводилось к запоминанию и воспроизведению. Детям предлагались знания в готовом виде, и это лишало их возможности делать открытия, вследствие этого дети могли потерять способность к творчеству.
Последнее время делаются попытки выявлять и развивать творческие способности детей. Для этого создаются кружки по интересам, студии, новые программы. Программа ФГОС предъявляет новые требования к системе образования. В школе и в детском саду все больше признания получает развивающее обучение. Так одной из приоритетных задач нашего сада является активная реализация технологий развивающего обучения в деятельности педагогов учреждения.
Одним из компонентов развивающего обучения является технология ТРИЗ. что же такое ТРИЗ? аббревиатура расшифровывается как ТЕОРИЯ РЕШЕНИЯ ИЗОБРЕТАТЕЛЬСКИХ ЗАДАЧ. Это управляемый процесс создания нового, соединяющий в себе точный расчет, логику, интуицию. Так считал основатель теории Генрих Саулович Альтшуллер и его последователи.
Но вначале он и его последователи внедряли ТРИЗ в технику. С 1987 года ТРИЗ пришел в детский сад. Многие педагоги разрабатывали эту теорию, внедряли ее приемы в соответствии с возрастными особенностями детей.
В целом тризовская педагогика не просто развивает фантазию, а учит мыслить системно, с пониманием происходящих событий, учить ребенка быть пытливым, любознательным, что очень важно для будущего школьника. Тризовцы считают, что если в детстве малыш придумывает, как спасти Колобка от лисы, то будучи взрослым, всегда будет изобретательным, умеющим найти выход из любого, даже трудного положения. А это, согласитесь, очень важное для человека качество.
Тризовская педагогика ориентирована на личность ребенка, его индивидуальность, этой педагогике чужд авторитарный стиль общения с детьми, в ней преобладает доверительный, личностно-ориентированный стиль, что в свою очередь, очень благоприятно отражается на ребенке: ребенок раскомплексован, свободен в суждениях, умеет отстоять свою точку зрения.
Одно из главных направлений ТРИЗ – знакомить детей с противоречиями. Это один из способов показать ребенку жизнь такой, какая она есть – противоречивой. Мы должны донести до наших ребят, что во всяком плохом, есть толика хорошего, и наоборот, в бочке меда есть ложка дегтя. ТРИЗ учит детей творчески находить позитивные решения возникших проблем, что очень пригодится ребенку в школе и во взрослой жизни.
Вот для этого и была придумана интересная игра: «Хорошо-плохо», играть в эту игру и открывать настоящий окружающий мир нужно, действуя по правилам: все предметы, явления, поступки, сказки рассматривать сначала с хорошей позиции, а затем с плохой, но обязательно вернуться к положительному, чему-то хорошему, помня, что мы формируем совсем маленького ребенка.
Методов ТРИЗ очень много. А теперь я хочу предложить вам немного практики. Давайте поиграем.
Игра «Хорошо – плохо»
Например: ЗИМА – это:
ХОРОШО: ПЛОХО:
Можно кататься на санках холодно, можно замерзнуть
Играть в снежки поскользнуться, получить травму
Кататься на лыжах надо много одежды одевать
Зимой «Новый год» простыть и заболеть
И, тем не менее, зима – это замечательно!
Игра «Данетка»
Играют вдвоем или небольшой группой. Один из игроков загадывает какой-нибудь предмет, явление, событие и т. п. затем игроки задают вопросы. Ведущий отвечает «да или нет» так, методом исключения, задавая разные вопросы. Отгадывающий находит верный ответ, затем игроки меняются ролями.
Игра «Теремок»
Цель: тренирует аналитическое мышление, учимся выделять общие признаки путем сравнения.
Ребенок по своей натуре любознателен. Его интересует новое, неизведанное. Открытия у него каждый день: то он впервые узнает, что сосулька, зажатая в руке, превращается в воду, что бумага рвется, мнется, шелестит, а дерево плавает на поверхности. Стремление познать часто подводит детей: то нечаянно режут салфетки, то портят игрушки, с целью узнать, что там внутри. Ребенок растет. Возрастает его любознательность к окружающему. Часто возникают вопросы: что это? Для чего? Из чего сделано? Недаром их называют «почемучками».
Наша дискуссия – о развитии любознательности у детей. Любознательны ли наши дети? Послушайте в записи ответы детей.
Вопросы:
Любите ли вы загадки? Кто загадывает их вам дома?
Чем любите заниматься больше всего?
Принимают ли участие взрослые в ваших играх?
Вы услышали ответы детей. А теперь хотелось бы узнать ваше мнение.
Задает ли ваш ребенок вопросы? О чем? Как часто?
Всегда ли вы отвечаете на вопросы и всегда ли надо отвечать?
Всегда ли ребенок удовлетворен вашим ответом?
К кому из взрослых ребенок чаще всего обращается с вопросом?
Представьте такую ситуацию:
Мать с сыном идут по улице. Неожиданно пошел дождь. Сын спрашивает: «Мама, почему пошел дождь?» и слышит ответ: «Ты плачешь и небо плачет».
Согласны ли вы с ответом матери? Как бы вы ответили.
Как отвечать на детские «Почему», чтобы интерес, заключенный в вопросе не угасал, а развивался?
Всегда ли полезно давать сразу исчерпывающий ответ на вопрос ребенка?
Что следует учитывать при ответах на вопросы детей?
В. А. Сухомлинский советовал нам взрослым, оставлять что-то недосказанное, чтобы ребенку хотелось еще раз возвратиться к тому, что он узнал? А ваше мнение?
Вашему вниманию представлены памятки: «Как отвечать на детские вопросы». Заслуживают ли внимания эти советы или вы не согласны с ними? Какой из них вы считаете наиболее важным в воспитании любознательности? Почему?
Очень эффективно развивается любознательность с помощью загадок. Вы загадали загадку, ребенок ответил. Будете ли вы удовлетворены ответом или зададите ему наводящие вопросы?
И еще один вопрос: как вы считаете, нужно ли стремиться к тому, чтобы дать ребенку как можно больше сведений и глубоких знаний? Так, одна мама с гордостью рассказывала, что ее пятилетний сын сам читает книги, предназначенные, для школьников и умеет считать до ста. Мама всегда добавляет при этом, что ее ребенок развит не по годам. А ваше мнение?
В заключение нашей встречи хочется напомнить народную мудрость: «Лучше меньше, да лучше». Не перегружайте ребенка грузом знаний. Гораздо важнее, чтобы ребенок понял, а не просто запомнил новые для него сведения.
До свидания! До новых встреч!
Как отвечать на детские вопросы?
(памятка для родителей)
Отнеситесь к вопросам детей с уважением, не отмахивайтесь от них.
Внимательно вслушайтесь в детский вопрос, постарайтесь понять, что заинтересовало ребенка в том предмете, явлении, о котором он спрашивает.
Давайте краткие и доступные пониманию дошкольника ответы, избегайте сложных слов, книжных оборотов речи.
Ответ должен обогатить ребенка новыми знаниями, побудить к дальнейшим размышлениям, наблюдениям.
Поощряйте самостоятельную мыслительную деятельность ребенка , отвечая на вопросы встречным «А ты думаешь как?»
В ответ на вопрос ребенка постарайтесь вовлечь его в наблюдение за окружающей жизнью, перечитать книгу, рассмотреть картинку.
Отвечая на вопрос ребенка, воздействуйте на его чувства. Воспитывайте в нем чуткость, тактичность к окружающим людям.
Если ответ на вопрос не доступен пониманию ребенка, не бойтесь ему сказать: «Пока ты мал. Пойдешь в школу, научишься читать, узнаешь многое и сможешь сам ответить на свой вопрос»
Лист вопросов:
Ваш ребенок хорошо рассуждает, ясно мыслит.
Нестандартно мыслит, предлагает неожиданные, оригинальные решения.
Другие дети предпочитают выбирать его в качестве партнера по играм и занятиям
Энергичен, нуждается в большом объеме физических упражнений
Хорошо улавливает связь между одним событием и другим, между причиной и следствием.
Очень восприимчив, наблюдателен, быстро реагирует на все новое и неожиданное
Сохраняет уверенность в себе в окружении посторонних людей.
Любит участвовать в спортивных играх и состязаниях
Умеет хорошо излагать свои мысли, имеет большой словарный запас.
Пластичен, открыт всему новому, не зацикливается на старом, предпочитает новые способы решения жизненных задач, не любит уже испытанные варианты , не боится новых попыток, стремится всегда проверить новую идею
Часто руководит играми и занятиями других детей
Физически развит лучше сверстников, имеет хорошую координацию движений
Наблюдателен, любит анализировать события и явления.
Изобретателен в выборе и использовании различных предметов, например, в игре использует игрушки и предметы быта и другие средства.
Легко общается с детьми и взрослыми
Любит ходить в походы, играть на открытых площадках
Склонен к логическим рассуждениям,
Способен с головой уходить в интересующие его занятия
Инициативен в общении со сверстниками
Предпочитает проводить время в подвижных играх
Проявляет ярко выраженную разностороннюю любознательность
Способен по-разному подойти к одной и той же проблеме
Склонен принимать на себя ответственность, выходящую за рамки, характерные для его возраста
Бегает быстрее всех в детском саду