СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

СЕМИНАР-ПРАКТИКУМ ДЛЯ РОДИТЕЛЕЙ Тема: «Развитие эмоционально-волевой сферы старших дошкольников»

Нажмите, чтобы узнать подробности

Именно в игре целесообразно развивать эмоционально-волевую сферу ребенка-дошкольника, поскольку она является ведущим видом деятельности.

Просмотр содержимого документа
«СЕМИНАР-ПРАКТИКУМ ДЛЯ РОДИТЕЛЕЙ Тема: «Развитие эмоционально-волевой сферы старших дошкольников»»

Семинар «Психолого-педагогические основы общения воспитателей с детьми

Семинар «Психолого-педагогические основы общения воспитателей с детьми

Цели: 1. Углубление знаний воспитателей о психолого-педагогических основах общения. 2. Ознакомление с функциями, формами и условиями оптимального педагогического общения. 3. Обеспечение активности воспитателей и участия их в диалоге по проблеме педагогического общения. 4. Изучение разных стилей общения воспитателя с детьми и самодиагностика стиля педагогического общения. 5. Углубление знаний об условиях оптимизации педагогического общения и «педагогике сотрудничества». 6. Развитие умений проявлять педагогический такт в различных условиях воспитательно-образовательной работы в ДОУ.

Цели:

  • 1. Углубление знаний воспитателей о психолого-педагогических основах общения.
  • 2. Ознакомление с функциями, формами и условиями оптимального педагогического общения.
  • 3. Обеспечение активности воспитателей и участия их в диалоге по проблеме педагогического общения.
  • 4. Изучение разных стилей общения воспитателя с детьми и самодиагностика стиля педагогического общения.
  • 5. Углубление знаний об условиях оптимизации педагогического общения и «педагогике сотрудничества».
  • 6. Развитие умений проявлять педагогический такт в различных условиях воспитательно-образовательной работы в ДОУ.
 Условия оптимизации педагогического общения.   Искренний интерес к человеку Умение слушать других  Обращение к человеку (ребенку, коллеге, родителям своих воспитанников) по имени. Доброжелательность в отношении к людям.  Улыбайтесь в общении с людьми.  Удовлетворение потребности человека в общении. 

Условия оптимизации педагогического общения.

  • Искренний интерес к человеку
  • Умение слушать других 
  • Обращение к человеку (ребенку, коллеге, родителям своих воспитанников) по имени.
  • Доброжелательность в отношении к людям. 
  • Улыбайтесь в общении с людьми. 
  • Удовлетворение потребности человека в общении. 
 «Педагогика сотрудничества» – как я ее понимаю.   « Педагогика сотрудничества» - это прежде всего педагогическое творчество. Сотрудничество – это не просто открытость и настроенность воспитателей на детей, это еще и способность организовать совместное творчество через определенную систему принципов и методов: Увлечение ребят яркой, интересной, перспективной совместной деятельностью. Определение индивидуальных зон творческого развития коллектива в целом и каждого ребенка в отдельности. Общие подходы к предстоящей деятельности, поиск вариантов оптимального решения, совместное обсуждение условий предстоящей деятельности и вариантов решения задач в ситуации психологического равноправия воспитателей и детей, т. е. без ведущих и ведомых. Уважительное отношение к разнообразным подходам к проблеме, выдвигаемой в ходе совместного творчества, обязательное обсуждение каждого мнения, результатов совместной творческой деятельности.

«Педагогика сотрудничества» – как я ее понимаю.

« Педагогика сотрудничества» - это прежде всего педагогическое творчество.

Сотрудничество – это не просто открытость и настроенность воспитателей на детей, это еще и способность организовать совместное творчество через определенную систему принципов и методов:

  • Увлечение ребят яркой, интересной, перспективной совместной деятельностью.
  • Определение индивидуальных зон творческого развития коллектива в целом и каждого ребенка в отдельности.
  • Общие подходы к предстоящей деятельности, поиск вариантов оптимального решения, совместное обсуждение условий предстоящей деятельности и вариантов решения задач в ситуации психологического равноправия воспитателей и детей, т. е. без ведущих и ведомых.
  • Уважительное отношение к разнообразным подходам к проблеме, выдвигаемой в ходе совместного творчества, обязательное обсуждение каждого мнения, результатов совместной творческой деятельности.
Упражнение 1. Педагогический такт воспитателя.  Проанализируйте ситуацию №1: Увидев, что Вадик собирается рисовать в свободное от занятий время, педагог спрашивает: - Что ты собираешься рисовать и чем? - Как будешь располагать рисунок на листе бумаге? - Что нарисуешь сначала, а что потом? Напоминает, что после рисования нужно все положить на место. Вопрос: нужно ли такое вмешательство взрослого в самостоятельную деятельность детей?

Упражнение 1. Педагогический такт воспитателя. Проанализируйте ситуацию №1:

Увидев, что Вадик собирается рисовать в свободное от занятий время, педагог спрашивает:

- Что ты собираешься рисовать и чем?

- Как будешь располагать рисунок на листе бумаге?

- Что нарисуешь сначала, а что потом?

Напоминает, что после рисования нужно все положить на место.

Вопрос: нужно ли такое вмешательство взрослого в самостоятельную деятельность детей?

Ситуация №2. Занятие по рисованию по замыслу. Педагог наблюдает за работой всех детей. Вероника увлеченно рисует пейзаж. В самый разгар работы со стороны педагога в адрес Вероники раздаются замечания: «Что ты мне здесь нарисовала? Ты почему мне все испортила?» Девочка испуганно смотрит на воспитателя, дети вокруг сочувствующе смотрят на Веронику. Вопрос: прокомментируйте ситуацию. Ваш совет педагогу.

Ситуация №2.

Занятие по рисованию по замыслу. Педагог наблюдает за работой всех детей. Вероника увлеченно рисует пейзаж. В самый разгар работы со стороны педагога в адрес Вероники раздаются замечания: «Что ты мне здесь нарисовала? Ты почему мне все испортила?» Девочка испуганно смотрит на воспитателя, дети вокруг сочувствующе смотрят на Веронику.

Вопрос: прокомментируйте ситуацию. Ваш совет педагогу.

Упражнение 2.  Поприветствуйте ребят словом «Здравствуйте!» с 10 оттенками: Страх Удовольствие Дисциплинированность Удивление Упрек Радость Неудовольствие Достоинство Ирония Безразличие

Упражнение 2. Поприветствуйте ребят словом «Здравствуйте!» с 10 оттенками:

  • Страх
  • Удовольствие
  • Дисциплинированность
  • Удивление
  • Упрек
  • Радость
  • Неудовольствие
  • Достоинство
  • Ирония
  • Безразличие
Упражнение 3. «Общение с родителями».  Ситуация №1   В раздевалке в присутствии детей одна мама говорит другой: - Как хорошо рисует ваш Сережа. А у моего Димки одни каракули. Сколько не говорю, чтоб рисовал аккуратно, он каждый раз рисует плохо. - А вы пробовали его учить? - Я часто усаживаю Диму за рисование, пока занимаюсь домашними делами, чтобы он мне не мешал. Наверное, у него нет способностей. 1. Прокомментируйте ваше отношение к этому разговору. 2. Права ли мама Димы? 3. Что вы посоветуете маме этого мальчика?

Упражнение 3. «Общение с родителями». Ситуация №1

В раздевалке в присутствии детей одна мама говорит другой:

- Как хорошо рисует ваш Сережа. А у моего Димки одни каракули. Сколько не говорю, чтоб рисовал аккуратно, он каждый раз рисует плохо.

- А вы пробовали его учить?

- Я часто усаживаю Диму за рисование, пока занимаюсь домашними делами, чтобы он мне не мешал. Наверное, у него нет способностей.

1. Прокомментируйте ваше отношение к этому разговору.

2. Права ли мама Димы?

3. Что вы посоветуете маме этого мальчика?

Ситуация №2. Сережа (4 г.) дома на вопрос папы «Что делает воспитательница в саду, как она работает?» ответил, что она не работает, а играет с детьми, гуляет и занимается. Вечером мама, которая находится в декретном отпуске по уходу за вторым ребенком, со смехом рассказывает об этом разговоре воспитателю. Педагог, подозвав Сережу, спрашивает у него: «А кем работает твоя мама? Что она делает?» Ответ Сережи прозвучал так: «Моя мама не работает и ничего не делает. Она сидит с маленьким братом, ходит в магазин, стирает и убирает квартиру». Мама в возмущении спрашивает: «Как же так Сережа? А разве это не работа?» «Нет, на работу ходят и потом устают, как папа». В чем причина такого ответа ребенка? Что бы вы посоветовали маме Сережи?

Ситуация №2.

Сережа (4 г.) дома на вопрос папы «Что делает воспитательница в саду, как она работает?» ответил, что она не работает, а играет с детьми, гуляет и занимается. Вечером мама, которая находится в декретном отпуске по уходу за вторым ребенком, со смехом рассказывает об этом разговоре воспитателю. Педагог, подозвав Сережу, спрашивает у него: «А кем работает твоя мама? Что она делает?» Ответ Сережи прозвучал так: «Моя мама не работает и ничего не делает. Она сидит с маленьким братом, ходит в магазин, стирает и убирает квартиру». Мама в возмущении спрашивает: «Как же так Сережа? А разве это не работа?» «Нет, на работу ходят и потом устают, как папа».

В чем причина такого ответа ребенка?

Что бы вы посоветовали маме Сережи?

Упражнение 4.   Психологический кроссворд.   С А М О Л Ю Б И Е Л И  Ч  Н  О  С  Т  Ь 1.Уважение к себе как к личности, обладающей достоинством. 2. Способность человека анализировать свои собственные действия, поступки и соотносить их с общечеловеческими ценностями, а также с действиями, поступками, мотивами других людей. 3. Человек, как продукт общественно-исторических отношений, имеющих определенные индивидуальные качества. 4. Средство развития общения ребенка раннего возраста. 5. Средство общения. 6. Взаимодействие двух или более людей, состоящее в обмене информацией познавательного или оценочного характера. Р Е Ч Ь Р Е  Ф  Л  Е  К  С  И  Я Б Щ И  Г  Р  У  Ш  К  А

Упражнение 4.  Психологический кроссворд.

С

А

М

О

Л

Ю

Б

И

Е

Л

И Ч Н О С Т Ь

  • 1.Уважение к себе как к личности, обладающей достоинством.
  • 2. Способность человека анализировать свои собственные действия, поступки и соотносить их с общечеловеческими ценностями, а также с действиями, поступками, мотивами других людей.
  • 3. Человек, как продукт общественно-исторических отношений, имеющих определенные индивидуальные качества.
  • 4. Средство развития общения ребенка раннего возраста.
  • 5. Средство общения.
  • 6. Взаимодействие двух или более людей, состоящее в обмене информацией познавательного или оценочного характера.

Р

Е

Ч

Ь

Р

Е Ф Л Е К С И Я

Б Щ

И Г Р У Ш К А

Упражнение 5.   Тест на проверку логичности при разрешении жизненных ситуаций и проблем.   1. дряхлый, старый, изношенный, маленький, ветхий. 2. смелый, храбрый, отважный, злой, решительный. 3. молоко, сливки, сыр, сметана, сало. 4. скоро, быстро, поспешно, постепенно, торопливо. 5. лист, почка, кора, дерево, сук. 6. дом, сарай, постройка, изба, хижина. 7. ненавидеть, презирать, негодовать, возмущаться, наказывать. 8. темный, светлый, голубой, ясный, тусклый. 9. гнездо, нора, муравейник, курятник, берлога. 10. неудача, крах, провал, поражение, волнение. 11. минута, секунда, час, вечер, сутки. 12. успех, победа, удача, спокойствие, выигрыш. Если вы ошиблись более одного раза, значит, вы не всегда поступаете логично при разрешении жизненных ситуаций и проблем.

Упражнение 5.  Тест на проверку логичности при разрешении жизненных ситуаций и проблем.

1. дряхлый, старый, изношенный, маленький, ветхий.

2. смелый, храбрый, отважный, злой, решительный.

3. молоко, сливки, сыр, сметана, сало.

4. скоро, быстро, поспешно, постепенно, торопливо.

5. лист, почка, кора, дерево, сук.

6. дом, сарай, постройка, изба, хижина.

7. ненавидеть, презирать, негодовать, возмущаться, наказывать.

8. темный, светлый, голубой, ясный, тусклый.

9. гнездо, нора, муравейник, курятник, берлога.

10. неудача, крах, провал, поражение, волнение.

11. минута, секунда, час, вечер, сутки.

12. успех, победа, удача, спокойствие, выигрыш.

Если вы ошиблись более одного раза, значит, вы не всегда поступаете логично при разрешении жизненных ситуаций и проблем.

1. Общение Ребенка в раннем возрасте 1) Каковы особенности общения ребенка раннего возраста со взрослыми? Ребенок зависим от взрослого. Через общение с близкими взрослыми овладевает нормативным поведением. Мотивы ребенка не осознаны и не выстроены в систему по степени их значимости. Изменение форм общения со взрослыми, овладевая речевым общением. Речевые указания взрослых начинают по-настоящему регулировать поведение ребенка в разных условиях, вызывать и прекращать его действия, оказывать не только непосредственное, но и отсроченное влияние. Изменяется понимание речи взрослых, с интересом слушает любые разговоры взрослых, стремясь понять, о чем они говорят. Предпочитает то, что ему знакомо, любит ритуалы.

1. Общение Ребенка в раннем возрасте

1) Каковы особенности общения ребенка раннего возраста со взрослыми?

  • Ребенок зависим от взрослого.
  • Через общение с близкими взрослыми овладевает нормативным поведением.
  • Мотивы ребенка не осознаны и не выстроены в систему по степени их значимости.
  • Изменение форм общения со взрослыми, овладевая речевым общением.
  • Речевые указания взрослых начинают по-настоящему регулировать поведение ребенка в разных условиях, вызывать и прекращать его действия, оказывать не только непосредственное, но и отсроченное влияние.
  • Изменяется понимание речи взрослых, с интересом слушает любые разговоры взрослых, стремясь понять, о чем они говорят.
  • Предпочитает то, что ему знакомо, любит ритуалы.

1. Общение Ребенка в раннем возрасте

2) Что должен знать воспитатель о возрастном кризисе трех лет?

  • Ребенок начинает осознавать себя как отдельного человека, Происходит начало формирования самосознания под влиянием возрастающей практической самостоятельности ребенка. Ребенок начинает овладевать выполнением разнообразных предметных действий без помощи родителей, усваивает простейшие навыки самообслуживания. В результате он начинает понимать, что или иное действие выполняет именно он. Ребенок начинает говорить о себе в первом лице, он научается отделять себя от других людей.
  • Ребенок начинает сравнивать себя со взрослым, он хочет быть таким же как взрослые и выполнять такие же действия, пользоваться такой же независимостью и самостоятельностью. Появляется стремление к волеизъявлению: он стремится к самостоятельности, к противопоставлению своих желаний желаниям взрослых. Взрослые в этот период испытывают значительные трудности во взаимоотношениях с ребенком, сталкиваются с его упрямством, негативизмом.
  • Позитивное начало кризиса заключается в том, что связанные с кризисом новообразования отделение, обособление себя от окружающих и одновременно успехи в общении – важный шаг в психическом развитии.
2. Общение в младшем и среднем дошкольном возрасте 1) Каковы особенности общения детей младшего и среднего возраста в группе сверстников? Ребенок открывает для себя, что он не центр мироздания и не центр своей семьи. Каковы особенности общения детей младшего и среднего возраста в группе сверстников? Ищет повод для совместной деятельности, для установления определенных отношений. Появляется выраженная потребность в общении друг с другом. Сталкивается с необходимостью применять на практике усваиваемые нормы поведения. Возникает необходимость в согласовании действий, проявления доброжелательного отношения к сверстникам. Разрешая конфликты между детьми взрослый учит осознанному выполнению норм поведения.

2. Общение в младшем и среднем дошкольном возрасте

1) Каковы особенности общения детей младшего и среднего возраста в группе сверстников?

  • Ребенок открывает для себя, что он не центр мироздания и не центр своей семьи.
  • Каковы особенности общения детей младшего и среднего возраста в группе сверстников?
  • Ищет повод для совместной деятельности, для установления определенных отношений.
  • Появляется выраженная потребность в общении друг с другом.
  • Сталкивается с необходимостью применять на практике усваиваемые нормы поведения.
  • Возникает необходимость в согласовании действий, проявления доброжелательного отношения к сверстникам.
  • Разрешая конфликты между детьми взрослый учит осознанному выполнению норм поведения.
2. Общение в младшем и среднем дошкольном возрасте 2) Как общаются между собой мальчики и девочки? Происходит половая идентификация. В игре в соответствии с полом выбирают роли. Часто группируются в игры по признаку пола. Обнаруживается доброжелательная пристрастность к детям своего пола, что определяет развитие самосознания. Нередко играют просто как сверстники, не заботясь о том, что они как бы нарушают половую идентификацию (не могут постоянно помнить друг о друге, что одни – мальчики, а другие – девочки).

2. Общение в младшем и среднем дошкольном возрасте

2) Как общаются между собой мальчики и девочки?

  • Происходит половая идентификация.
  • В игре в соответствии с полом выбирают роли.
  • Часто группируются в игры по признаку пола.
  • Обнаруживается доброжелательная пристрастность к детям своего пола, что определяет развитие самосознания.
  • Нередко играют просто как сверстники, не заботясь о том, что они как бы нарушают половую идентификацию (не могут постоянно помнить друг о друге, что одни – мальчики, а другие – девочки).
3. Общение в старшем дошкольном возрасте   1) Как общается старший дошкольник со сверстниками? Потребность в общении со сверстниками, в их эмоциональном поощрении вынуждает ребенка к целенаправленному сосредоточению и запоминанию. Опыт реальных взаимоотношений ложится в основу особого свойства мышления, позволяющего стать на точку зрения других людей, предвосхитить их возможное поведение и на основе этого строить свое собственное поведение. Непрерывно возникают ситуации, требующие согласования действий, проявления доброжелательного отношения к сверстникам, умения отказаться от личных желаний ради достижения общих целей.

3. Общение в старшем дошкольном возрасте

1) Как общается старший дошкольник со сверстниками?

  • Потребность в общении со сверстниками, в их эмоциональном поощрении вынуждает ребенка к целенаправленному сосредоточению и запоминанию.
  • Опыт реальных взаимоотношений ложится в основу особого свойства мышления, позволяющего стать на точку зрения других людей, предвосхитить их возможное поведение и на основе этого строить свое собственное поведение.
  • Непрерывно возникают ситуации, требующие согласования действий, проявления доброжелательного отношения к сверстникам, умения отказаться от личных желаний ради достижения общих целей.
3. Общение в старшем дошкольном возрасте   2) Как общаются дети старшего дошкольного возраста по поводу игры? Утверждают свои волевые и деловые качества, радостно переживают свои успехи и горько страдают в случае неудач. Возникают цели, которые следует выполнять. Подражают в играх социальным ролям взрослых. Учится сосредоточению на предметах, включенных в игровую ситуацию, на содержании разыгрываемых действий и сюжетов. Ребенок, который не готов, или не хочет выполнять условия игры, безжалостно изгоняется. Ребенок сталкивается с необходимостью устанавливать контакты, применять на практике усваиваемые нормы поведения по отношению к своим сверстникам, приспосабливать эти нормы и правила к разнообразным конкретным ситуациям. Общение по поводу игры выступает как школа социальных отношений. Ребенок открывает для себя, что без сопереживания другому, без уступки другому он сам останется в проигрыше. В игре ребенок попадает в отношения зависимости от других детей .  

3. Общение в старшем дошкольном возрасте

2) Как общаются дети старшего дошкольного возраста по поводу игры?

  • Утверждают свои волевые и деловые качества, радостно переживают свои успехи и горько страдают в случае неудач.
  • Возникают цели, которые следует выполнять.
  • Подражают в играх социальным ролям взрослых.
  • Учится сосредоточению на предметах, включенных в игровую ситуацию, на содержании разыгрываемых действий и сюжетов. Ребенок, который не готов, или не хочет выполнять условия игры, безжалостно изгоняется.
  • Ребенок сталкивается с необходимостью устанавливать контакты, применять на практике усваиваемые нормы поведения по отношению к своим сверстникам, приспосабливать эти нормы и правила к разнообразным конкретным ситуациям.
  • Общение по поводу игры выступает как школа социальных отношений. Ребенок открывает для себя, что без сопереживания другому, без уступки другому он сам останется в проигрыше. В игре ребенок попадает в отношения зависимости от других детей .
  •  
Теоретические выводы семинара «Психолого-педагогические основы общения воспитателей с детьми» и пути решения по оптимизации общения с детьми.   1. Как вид общения, всякое занятие с детьми – это передача информации (знаний), формирование навыков и умений. Чтобы занятие возбуждало интерес детей, укрепляло его стремление заниматься, необходимо разнообразить формы его проведения. Если же из дня в день общаться с детьми одним и тем же способом, это быстро наскучит и детям и взрослому. 2. Важным условием оптимизации общения с ребенком является внимательность, проникновенность и неторопливость. Важно помнить, что у каждого человека возникает ситуация, когда ему исключительно важно с кем-либо поговорить, когда очень хочется поделиться своими наблюдениями, открытием, мнением.

Теоретические выводы семинара «Психолого-педагогические основы общения воспитателей с детьми» и пути решения по оптимизации общения с детьми.

1. Как вид общения, всякое занятие с детьми – это передача информации (знаний), формирование навыков и умений. Чтобы занятие возбуждало интерес детей, укрепляло его стремление заниматься, необходимо разнообразить формы его проведения. Если же из дня в день общаться с детьми одним и тем же способом, это быстро наскучит и детям и взрослому.

2. Важным условием оптимизации общения с ребенком является внимательность, проникновенность и неторопливость. Важно помнить, что у каждого человека возникает ситуация, когда ему исключительно важно с кем-либо поговорить, когда очень хочется поделиться своими наблюдениями, открытием, мнением.