22
Лимонько Алла Станиславовна,
методист по дополнительному образованию
и воспитательной работе
городского методического центра
отдела образования
администрации города Тореза
Семинар-практикум для руководителей школьных методических комиссий классных руководителей
«Педагогический мониторинг эффективности воспитательного процесса, воспитательной системы»
Цель: представить алгоритм организации системного внутришкольного педагогического мониторинга эффективности воспитательного процесса, воспитательной системы.
Задачи:
-
Определить роль мониторинга в решении задач эффективности воспитательного процесса, воспитательной системы.
-
Познакомить с опытом внедрения внутришкольного педагогического мониторинга эффективности воспитательного процесса, воспитательной системы.
-
Организовать обсуждение проблемы организации педагогического мониторинга эффективности воспитательного процесса, воспитательной системы.
Структура семинара
Этап | Методы и формы | Время | Ожидаемые результаты |
1. Введение | Постановка проблемы | 5 минут | Классные руководители должны понимать цели семинара |
2. Определение понятий | Индивидуальная работа | 10 минут | Определение понятия «мониторинг», «мониторинговые исследования», виды мониторинга. |
3. Изучение проблемы | Выступление кл.руководителей (теория и представление опыта) | 30 минут | Классные руководители получают информацию о видах мониторинга и мониторинговых исследований. |
4. Решение проблемы | Работа в малых группах | 25 минут | Классные руководители выполняют задания и предлагают виды мониторинга, которые используют в своей деятельности. |
5.Выводы. | Рефлексия. | 15 мин. | «Круг обратной связи». |
Всего | | 1 час 30 мин. | |
Приветствие (методист ГМЦ Лимонько А.С.). Добрый день, уважаемые коллеги! Рады приветствовать вас на семинаре-практикуме «Педагогический мониторинг эффективности воспитательного процесса, воспитательной системы».
Хочется начать семинар с притчи о воспитании.
Пять качеств карандаша
Малыш смотрит, как бабушка пишет письмо, и спрашивает:
- Ты пишешь о том, что происходило с нами? А может, ты пишешь обо мне?
Бабушка перестает писать, улыбается и говорит внуку:
- Ты угадал, я пишу о тебе. Но важнее не то, что я пишу, а то, чем я пишу. Я хотела бы, чтобы ты, когда вырастешь, стал таким, как этот карандаш…
Малыш смотрит на карандаш с любопытством, но не замечает ничего особенного.
- Он точно такой же, как все карандаши, которые я видел!
- Все зависит от того, как смотреть на вещи. Этот карандаш обладает пятью качествами, которые необходимы тебе, если ты хочешь прожить жизнь в ладу со всем миром.
Во-первых: ты можешь быть гением, но никогда не должен забывать о существовании Направляющей Руки. Мы называем эту руку Богом. Всегда вверяй себя Его воле.
Во-вторых: чтобы писать, мне приходится затачивать карандаш. Эта операция немного болезненна для него, но зато после этого карандаш пишет более тонко. Следовательно, умей терпеть боль, помня, что она облагораживает тебя.
В-третьих: если пользоваться карандашом, всегда можно стереть резинкой то, что считаешь ошибочным. Запомни, что исправлять себя - не всегда плохо. Часто это единственный способ удержаться на верном пути.
В-четвёртых: в карандаше значение имеет не дерево, из которого он сделан и не его форма, а графит, находящийся внутри. Поэтому всегда думай о том, что происходит внутри тебя.
И наконец, в-пятых: карандаш всегда оставляет за собой след. Так же и ты оставляешь после себя следы своими поступками и поэтому обдумывай каждый свой шаг.
1.Введение. Постановка проблемы.
Почему я выбрала эту притчу? Согласно притче, бабушка дала толчок своему внуку к анализу своих качеств, своих поступков, заставила задуматься о том, что в жизни можно все исправить, но при этом не забывать, «какой ты след оставишь». А педагогам поможет правильно направить развитие личности ученика изучение его характера, его участия в жизни класса и школы, педагогический мониторинг, о чем и пойдет речь на нашем семинаре.
2. Начнем с определения понятий (ведет руководитель ГМНК классных руководителей С.В. Толмачева).
Основными понятиями при изучении этой темы являются: «мониторинг», «мониторинговые исследования», «воспитанность»
Прием “Составление кластера” (в 3-х группах – определить группы можно разными способами (кленовый, дубовый, осиновый и т.д. листья).
Что такое «мониторинг», «мониторинговые исследования», «воспитанность»?
Варианты результатов работы групп
Одно из определений
Мониторинг - процесс непрерывного научно обоснованного диагностико-прогностического слежения за состоянием, развитием педагогического процесса в целях его оптимизации, организации на научной основе и повышения результативности качества образования.
3. Изучение проблемы
Давайте сейчас поговорим с вами об особенностях мониторинга в школе.
3.1. Слово методисту по воспитательной работе ГМЦ Лимонько А.С.:
- Уважаемые коллеги! Внедрение нового Государственного образовательного стандарта - это инструмент перестройки научных основ образования, он приводит к внедрению и расширению всего учебно-воспитательного процесса. Программа воспитания, развития и социализации обучающихся очень важна, и ход ее реализации – необходимое звено в деятельности педагогического коллектива.
Для обеспечения обратной связи, которая осведомляет о соответствии фактических результатов деятельности педагогической системы ее конечным целям, осуществляется мониторинг, в рамках которого проводится выявление и оценивание проведенных педагогических действий. Основными принципами организации мониторинга являются принцип системности, который предполагает изучение планируемых результатов развития обучающихся в качестве составных (системных) элементов общего процесса воспитания и социализации обучающихся; принцип личностно-социально-деятельностного подхода; принцип объективности; принцип детерминизма (причинной обусловленности); принцип признания безусловного уважения прав, который предполагает отказ от прямых негативных оценок и личностных характеристик обучающихся.
Конечно же, образовательное учреждение должно соблюдать моральные и правовые нормы исследования, создавать условия для проведения мониторинга эффективности воспитательного процесса в школе.
Каждое образовательное учреждение стремится обеспечить нормальное функционирование и развитие образовательного процесса, достижение высокого качества образования, а также необходимый уровень мотивации, здоровья и развития обучающихся.
Вопрос систематического контроля качества учебно-воспитательного процесса является одним из основных в управлении ходом этого процесса. Без специального отслеживания этого процесса по единой методике трудно представить корректность действий учителя в сравнении с другими учителями и успешность освоения предмета учащимися.
Чрезвычайно значимым сегодня является процесс непрерывного оценивания состояния и результатов динамического самодвижения школы и ее инновационных преобразований.
Для эффективного решения задач, поставленных перед современной школой, необходимо построить свою деятельность на диагностико-прогностической основе (на внедрении педагогического мониторинга), обеспечивающей развитие ребенка в соответствии с его индивидуальными особенностями.
Что же такое мониторинг? Педагогический мониторинг можно рассматривать как процесс непрерывного научно обоснованного диагностико-прогностического слежения за состоянием, развитием педагогического процесса в целях его оптимизации, организации на научной основе и повышения результативности качества образования.
Педагогический мониторинг тогда имеет смысл, когда он содержит определенную логически законченную схему, начало и конец, когда перед мониторингом поставлены конкретные цели и после мониторинга сделаны конкретные выводы. Приняты конкретные решения и намечены пути их реализации.
Мониторинг – это не просто контроль или диагностика чего-либо. Мониторинг идет дальше благодаря своей регулярности, строгой направленности на решение задач управления и высокой технологичности. Управление школой на основе мониторинговой информации позволяет осуществлять стратегическое планирование и принятие управленческих решений.
Информация, полученная в результате педагогического мониторинга крайне важна и полезна для образовательного учреждения, служит основанием для прогнозирования дальнейшего развития, для постановки новых ближних и дальних целей.
Основным объектом мониторинга в ОУ является педагогическая система, которую условно можно разбить на блоки. Кроме того, в качестве объекта может выступать социум и родители.
В школе создается банк данных, полученных в ходе мониторинга, по многим направлениям, в частности:
1.Уровень успеваемости, качества знаний, степени обученности учащихся.
2.Организация процесса обучения (посещаемость учебных занятий, использование ИКТ, работа с мотивированными учащимися и др.).
3.Уровень воспитанности учащихся.
4.Уровень работы по сохранению здоровья детей.
5.Уровень профессионального мастерства педагогов.
Эти данные должны использоваться педагогическим коллективом при разработке и мониторинге Программы развития школы, составлении учебного плана, постановке задач учебно-воспитательной работы.
Результаты диагностических исследований определяют, насколько рациональны педагогические средства, реализуемые в управлении учебно-воспитательным процессом школы.
Мониторинг успеваемости учащихся позволяет видеть динамику (возрастание и убывание) основных показателей успешности каждого класса и принимать управленческие решения в зависимости от этой динамики: брать классы на классно-обобщающий контроль, включать необходимый контроль в план внутришкольного контроля.
По результатам диагностики составляются таблицы, затем представляются с помощью графиков и диаграмм. Анализ результатов предполагает сравнение показателей каждого этапа, отслеживание ряда сквозных, а также сопоставление входных и итоговых показателей. А далее следует этап коррекции.
3.2. О том, как можно мониторить уровень воспитанности учащихся расскажет руководитель ГНМК классных руководителей С. В. Толмачева:
Что такое воспитанность? На сегодняшний день воспитание и воспитанность – это феномены, имеющие большую значимость. Конечно, современное общество требует новых взглядов и идей. Не следует утверждать, что принципы, на которых зиждется психология воспитания, устарели. Они просто требуют изменения и трансформации в связи с общественным развитием. Эта проблема становится все более актуальной в научном мире и требует переосмысления.
Исследование такого вопроса, как воспитанность человека, обосновано методами и подходами педагогической науки, которые характеризуются надежностью и валидностью. Также воспитанность – это система общественных понятий, которые определяют жизнь человека (например, отношения, желания, ценности, поступки). Воспитание личности сочетает в себе общий и индивидуальный аспекты, которые имеют выражение в потребностях, ценностях, желаниях, мотивах и ориентациях. Они имеют поведенческую форму, проявляющуюся в следующем:
- Отношениях человека с внешним миром и своей жизнью.
- Отношении к достижениям цивилизации и культурным ценностям.
- Стремлении к реализации своих целей и потенциальных возможностей.
- Чувстве общности с окружающими людьми.
- Уважении прав и свобод ближнего.
- Активной жизненной и социальной позиции.
- Отношении к себе как к носителю индивидуальности.
Определение уровня воспитанности должно касаться не только отдельно взятого человека, но и целых групп людей и народов. Чтобы достичь этой черты характера, используют системную деятельность государственных и общественных институтов, отличающуюся целенаправленностью, для создания специальных условий, культивирующих воспитанность. Этот процесс называется воспитанием.
Воспитанность – это та характеристика, которая дает человеку больше возможностей сделать много хорошего для других людей, для себя. Социализация индивида включает в себя процесс воспитания, и ему отводится немаловажное значение.
Определение уровня воспитанности
Совокупность методов и методик, направленных на изучение уровня воспитанности, сформированности тех черт и личностных свойств человека, которые проявляются во взаимоотношениях между людьми, называется диагностикой воспитанности. Рассмотрим более детально это понятие. Диагностировать уровень воспитанности учащегося довольно сложно, ведь на саму процедуру могут воздействовать различные факторы внешней и внутренней среды. Например, отсутствие или ненадежность методик исследования, окружение и многое другое.
Чтобы можно было определить уровень воспитанности учащегося или взрослого человека, проводится сравнение данных, полученных в результате диагностики, с установленными нормами. Разница между исходным и финальным показателем говорит нам об эффективности воспитательного процесса.
Классификация критериев воспитанности
Еще раз повторим: эталонными характеристиками являются критерии воспитанности, которые на данный момент делятся на разные подвиды. Первая классификация подразделяет критерии на 2 группы: 1. Те, которые имеют связь с явлениями, не заметными для воспитателя, – планы, мотивационная сфера и убеждения человека. 2. Те, которые связаны с выяснением внешней формы продуктов воспитания – суждения, оценки и поступки. Вторая классификация делит критерии на следующие:
-
Содержательные. Они определяют то, насколько была усвоена содержательная сторона воспитания (знания, общественное поведение, положительные черты характера и полезные привычки).
-
Оценочные. Они направлены на четкую диагностику отдельного качества, то есть определяется уровень его сформированности.
Третья классификация выделяет такие критерии воспитанности:
-
Частные. Они применяются для получения промежуточных результатов в процессе воспитания.
-
Общие. Они выражают уровень воспитанности, которого достиг коллектив или личность.
Технология диагностики воспитанности
В процессе исследования такого качества, как воспитанность, ученые советуют соблюдать технологию, которая включает в себя ряд этапов.
Во-первых, экспериментатор организовывает классное собрание, на котором можно обсудить каждого школьника, или собрание коллектива. Только высказывания должны иметь вежливую форму и не нести большого негатива. Во-вторых, испытуемым предлагается дать самостоятельную оценку и характеристику себя по всей шкале. В-третьих, организовывается собрание учителей, где они обсуждают результаты исследования и сравнивают их с исходниками и критериями воспитанности. В-четвертых, каждый ученик получает общую оценку по шкале воспитанности. В-пятых, полученные результаты оформляются в таблицах и диаграммах. Школа и учителя имеют немаловажное значение в формировании воспитанности ученика, но роль семьи в воспитании ребенка еще больше.
Как исследуется воспитанность?
Диагностические методы:
Наблюдение. Этот метод позволяет получить информацию о свойствах личности благодаря поведенческим проявлениям в разных жизненных ситуациях.
Беседа. В процессе диагностической беседы экспериментатор уже может определить относительный уровень воспитанности учащегося.
Анкетирование. Ученые разработали специальный тест под названием «Анкета воспитанности». Испытуемый заполняет бланк с вопросами, а экспериментатор анализирует содержание ответов. Метод анализа и статистические методы обработки данных.
Диагностика воспитанности также включает биографический метод, анализ продуктов деятельности и т.д. Стоит отметить, что ни один прием не обладает полной универсальностью, ведь существуют некоторые требования к их применению. Поэтому, если экспериментатор хочет получить объемные достоверные данные, он должен использовать ряд методов и весь комплекс диагностического инструментария. Использование нескольких методов предоставляет следующие возможности: четкий и полный анализ качеств личности; снижение субъективности в оценке воспитанности, ведь полученные факты получены от различных методов диагностики; определение минусов и недостатков в воспитательном процессе учащихся.
Благодаря компьютеризации диагностической технологии получать и обрабатывать информацию по уровням воспитанности стало намного проще, и общие выводы говорят о достоверности и надежности имеющихся данных. Но любая педагогическая технология, в том числе и диагностическая, имеет как преимущества, так и недостатки.
Во-первых, диагностика воспитанности – сфера недостаточно изученная, и поэтому ее методологическая база разработана недостаточно. Педагог, планирующий диагностику, столкнется с ненадежностью тех или иных методик, и результаты, которые он получит, будут недостаточно точными и надежными.
Во-вторых, множество методов, используемых в диагностике, характеризуются трудоемкостью и требуют достаточно большого количества времени. Например, точность результатов наблюдения будет зависеть от его длительности.
В-третьих, определенные средства, такие как анкетирование и беседа, вряд ли дадут точные и достоверные данные. Использование различных методов и методик диагностирования воспитанности позволяет педагогу целостно рассмотреть это явление.
Конечно, есть некоторые недостатки и погрешности в представленной технологии, но ее успешно применяют специалисты в своей практической деятельности.
3.3. Выступление Козачковой Ю.В., учителя начальных классов МОУ «Школа №13 г. Тореза»
«Изучение уровня воспитанности учащихся»
Эффективность воспитательной работы школы определяется воспитанностью учеников и выпускников школы, подготовленностью их к сознательному выбору профессии, способностью адаптироваться к современным условиям жизни. Определение уровня воспитанности школьников позволяет выявить меру соответствия личности учащегося запланированному воспитательному результату и степень реализации цели и задач воспитательной работы учебного заведения.
Интегральным показателем воспитанности является общественная направленность детей, которая выражается во взглядах, убеждениях, ценностных ориентациях личности. Направленность школьников проявляется через ведущие устойчивые мотивы деятельности, через интерес к определенным видам социальной активности, через отношения к окружающему миру. Главные виды направленности: «на себя», «на объект», «на других людей». Например, «на себя»: быть здоровым, жить весело, развлекаться; «на объект»: наличие интересного дела, увлеченность занятием; «на других людей»: желание помочь окружающим, наличие друзей.
Другим подходом к характеристике направленности личности является положительная, то есть направленность на добро, созидание, и отрицательная, то есть направленность на зло, разрушение.
Кроме того, показателем воспитанности школьника является наличие социально значимых качеств. По уровню их сформированности дается общая оценка воспитанности школьников. Качества личности рассматриваются как сплав специфического для данного качества мотива и форм, способов поведения.
Нет единой программы, определяющей требования к воспитанности школьника. Это невозможно сделать, так как существуют самые различные типы общеобразовательных школ, выпускники которых значительным образом могут и должны отличаться друг от друга. В этой связи каждое учебное заведение в праве само определить образ своего выпускника, на формирование которого и будет направлен педагогический процесс в данной школе. В качестве ориентира для характеристики воспитанности выпускникам можно выбрать ряд интегральных отношений к высшим ценностям: к человеку, труду, школе, прекрасному, природе, к самому себе.
Для изучения результатов и эффективности воспитательного процесса в школе наиболее объективными и реально измеряемыми показателями являются ведущие мотивы поведения детей, нравственные ценности и ориентации, поступки учащихся. Поскольку реальным проявлением воспитанности являются поступки, то важно зафиксировать их, наблюдая за поведением учащихся или создавая специальные ситуации, в основе которых лежит свобода выбора школьниками своих действий.
Одним из методов изучения направленности личности может стать добровольное участие учащихся в делах школы. Например, в школе через определенный промежуток времени появляются следующие объявления:
1. Ребята! Поможем учителям в оформлении сцены для концерта ко Дню освобождения Донбасса. 5 сентября приглашаем всех желающих в актовый зал к 15.00.
2. Всех желающих приглашаем на заседание СМИД (Союз Мальчишек и Девчонок) на разговор-поиск «Как нашу школу сделать красивой и уютной».
3. Тех, кто хочет принять участие в подготовке и проведении новогоднего праздника для младших школьников, ждем 25 ноября в 14. 00 в актовом зале школы.
Направленность личности учащегося достаточно ярко проявляется в ситуации выбора. Старшеклассники с большой заинтересованностью готовятся к проведению вечера. Но в первом классе заболел учитель, и у малышей может не состояться экскурсия. Старшеклассникам предлагается отказаться от участия в вечере и отправиться с младшими на экскурсию. Как поведут себя старшеклассники, какая реакция на просьбу возникнет у них – все может характеризовать воспитанность учащихся.
Поведение школьников в ситуации выбора свидетельствует о ведущих мотивах выбора. Например, в школе проводится час творчества. Учащимся предлагается выбрать предмет своей деятельности из перечня занятий, которые могут быть предложены, и которые зависят от реальных ситуаций в школе, от тех дел, к которым дети готовятся. Сопоставление результатов выбора учащимися занятий в нескольких ситуациях позволяет определить ведущие мотивы из поведения и деятельности. Увеличение числа выпускников школы, проявляющих активность при оказании содействия другим людям, свидетельствует о повышении эффективности воспитательной работы школы.
Другие методы мониторинга попробуем изучить практически (индивидуальная работа).
Направленность личности может быть изучена с помощью метода «недописанный тезис».
Предлагаем вам за небольшой промежуток времени закончить одно или несколько предложений. (Времени для завершения фразы дается, как правило, не более 15-20 секунд, затем идет начало следующего предложения). Например:
·Человек счастлив, когда…
· В хорошей школе всегда…
· Если бы я нашел клад, то…
·Если бы я все мог, то я…
·Самое главное в жизни…
·Нельзя прожить без…
При обработке материалов, полученных в результате использования данного метода, мнения школьников необходимо сгруппировать таким образом, чтобы можно было определить соотношение ценностей учащихся:
а) индивидуалистических или общественных;
б) вещно-предметных или духовных;
в) содержащих зло или добро для окружающих;
г) направленных на созидание или разрушение.
Направленность личности школьника, характер его ценностей можно выяснить с помощью анкеты, в которой предлагается дать ответ на следующие вопросы и задания:
1. Почему нельзя опаздывать на урок?
2. Напиши 10 слов или фраз, отвечая на вопрос: что ты большего всего ненавидишь?
3. Что ты собираешься делать в свободное время?
4. Напиши три желания в порядке их значимости для тебя.
Определение ведущих мотивов в школе возможно с помощью ранжирования. Учащимся предлагается определить, что и в какой степени привлекает их в деятельности. Для ответа используется следующая шкала:
3 – привлекает очень сильно;
2 – привлекает в значительной степени;
1 – привлекает слабо;
0 – не привлекает совсем.
Что привлекает в деятельности?
1. Интересное дело.
2. Возможность общения с разными людьми.
3. Возможность помочь товарищам.
4. Возможность передать свои знания.
5. Возможность творчества.
6. Возможность приобрести новые знания, умения.
7. Возможность руководить другими.
8. Возможность участвовать в делах своего коллектива.
9. Возможность заслужить уважение товарищей.
10. Возможность сделать доброе дело для других.
11. Возможность выделиться среди других.
12. Возможность выработать у себя определенные черты характера.
Для определения преобладающих мотивов следует выделить следующие блоки:
а) общественные мотивы (пункты 3, 4, 8, 10);
б) личностные мотивы (1, 2, 5, 6, 12);
в) престижные мотивы (7, 9, 11).
Сравнение средних оценок по каждому блоку позволяет определить преобладающие мотивы участия в деятельности.
Установление эффективности воспитательной работы в школе предполагает сравнение показателей, характеризующих выпускников в течение нескольких лет. С этой целью можно оформить таблицу, в которой проанализировать за 2-3 года динамику изменения процента учащихся выпускных (9 и 11) классов, проявивших себя при проведении методик.
Изучение и анализ уровня воспитанности дает возможность:
1. Определить цели воспитательной работы через формирование и развитие тех или иных качеств;
2. Найти дифференцированный подход для формирования гражданской позиции учащихся в ОУ.
Признаком высокого уровня воспитанности является наличие устойчивой и положительной самостоятельности в учебной деятельности и поведении, активной общественной и гражданской позиции. Для среднего уровня воспитанности свойственны самостоятельность, проявление самоорганизации, хотя активная общественная позиция еще отсутствует.
Низкий уровень воспитанности представляется слабым, неустойчивым опытом положительного поведения, которое регулируется в основном требованиями старших и другими внешними побудителями.
Недопустимый уровень воспитанности школьника характеризуется отрицательным опытом поведения, которое с трудом исправляется под влиянием педагогических воздействий.
Предлагаемую процедуру мониторинга рекомендуется проводить трижды с интервалом в 6-7 месяцев (в течение полутора-двух учебных лет). После второго этапа целесообразно провести «Коррекционно-развивающую программу». И тогда третий, заключительный этап мониторинга, принесет серьезные позитивные изменения в результаты.
Более того, участие педагогов образовательного учреждения (социальных педагогов, заместителя директора по воспитательной работе, классных руководителей, психологов и т. д.) в процедуре исследования «Мониторинга уровня воспитанности», подведение итогов исследования, а также – в «Коррекционно-развивающей программе», значительно повысит их компетентность как специалистов в области воспитания, а в частности – в профилактической работе.
Мониторинг воспитательной работы в ОУ (определение уровня воспитанности учащихся)
Ученый-психолог С.С. Бубнова разработала оригинальный подход к исследованию ценностных ориентаций личности, включающий: концепцию ценностных ориентаций как системообразующего фактора личности; методологические принципы исследования (нелинейность, иерархичность и динамичность).
Предлагаемые варианты мониторинга процесса воспитания в школе.
Что изучается (предмет мониторинга) | Как изучается (механизм мониторинга) |
1.Личность школьника как главный показатель эффективности процесса воспитания. | Тестовая диагностика личностного роста школьников. («Уровень воспитанности учащихся». Методика Н.П. Капустина. «Ценностные ориентации». Методика С.С. Бубновой) Методика индивидуального диагностического собеседования. (Методика «Жизненный опыт» Н. Е. Щурковой) |
2.Детский коллектив как условие развития личности школьника. | Методика изучения уровня развития детского коллектива «Какой у нас коллектив» А.Н. Лутошкина. Методика социометрического изучения межличностных отношений в детском коллективе. |
3.Профессиональная позиция педагога как условие развития личности школьника. | Диагностика профессиональной позиции педагога как воспитателя. Методика изучения профессиональных ориентиров педагогического коллектива в сфере воспитания. |
4.Организационные условия, обеспечивающие эффективность процесса воспитания. | Экспертный анализ и оценка организационных условий процесса воспитания. |
4.1.Материально-техническое оснащение, необходимое для организации процесса воспитания. | Качественный и количественный анализ материально-технического оснащения процесса воспитания (оборудования, аппаратуры, культурно-массового, туристского, спортивного снаряжения, библиотечно-информацнонного фонда и т.д.), исходя из реальных материальных возможностей образовательного учреждения. |
4.2.Укомплектованность школы квалифицированными специалистами в области воспитания. | Анализ штатного расписания образовательного учреждения на предмет наличия необходимых и достаточных для осуществления процесса воспитания педагогических кадров (это могут быть классные руководители и классные воспитатели, зам. директора по воспитанию и организатор внеклассной работы в школе, старший вожатый и педагог дополнительного образования, социальный педагог и школьный психолог) и их профессиональной квалификации. |
4.3.Предметно-эстетическая среда, в которой организуется процесс воспитания. | Анализ предметно-эстетической среды образовательного учреждения. |
4.4 .Деятельность детских объединений и органов ученического самоуправления, необходимых для самореализации школьников. | Анализ деятельности детских объединений и органов ученического самоуправления, необходимых для самореализации школьников. (М.И.Рожков.) |
4.5.Программное обеспечение процесса воспитания. | Анализ концепций, программ, планов воспитания в образовательном учреждении. |
-
Решение проблемы. Работа в малых группах.
- Уважаемые коллеги! Давайте попробуем использовать различные методики по определению воспитанности класса. Представитель от группы выберет методику, вы поработаете, подведете итоги и расскажете о своих впечатлениях. (Приложение. Папка «Раздаточный материал»).
Классные руководители выполняют задания и предлагают виды мониторинга, которые используют в своей деятельности
Рекомендации семинара:
-
Рекомендовать педагогам, специалистам, классным руководителям активизировать мониторинговую деятельность, эффективнее использовать потенциальные возможности участников образовательного процесса.
-
Продолжить обучение, воспитание и развитие личности в инновационной системе, сочетая различные формы и методы для повышения социальной активности, инициативы и творчества учащихся.
-
Педагогам, классным руководителям продолжить работу с Портфолио учащихся с целью оценки результатов их деятельности.
5.Выводы
Рефлексия впечатлений. «Круг обратной связи»
Что мне понравилось?
Что мне не понравилось?
Где я мог бы применить полученные знания?
Что бы я посоветовал?
Упражнение «Прощание». Ритуал завершения – упражнение «Спасибо за общение»
Все берутся за руки и передают друг другу хорошие пожелания.
Заключительное слово. (Методист А.С.Лимонько).
Если вы хотите что-то изменить, начните с себя. Все в ваших руках!
Находите время для работы.
Это – условие успеха!
Находите время для раздумий.
Это – источник силы!
Находите время для игры.
Это – секрет молодости!
Находите время для чтения.
Это – основа знаний!
Находите время для дружбы.
Это – условие счастья!
Литература
1.Бубнова С.С. Методика диагностики ценностных ориентаций личности. М., 1995.
2.Бубнова С.С. принципы и методы изучения ценностных ориентаций личности как системы с нелинейной структурой // Психологическое обозрение. 1997. №1.
3.Воспитательная система школы: проблема управления. Очерки прагматической теории /Под ред. В.А.Караковского, Л.И.Новиковой, Н.Л.Селивановой, Е.И.Соколовой. - М.. 1997.
4.Григорьев Д.В., Кулешова И.В., Степанов П.В. Личностный рост ребенка как показатель эффективности воспитания: методика диагностирования. - Москва-Тула, 2002.
5.Григорьева AM. Педагог как профессиональный воспитатель - Тула, 1999.
6.Караковский В.А. Стать человеком. Общечеловеческие ценности - основа целостного учебно-воспитательного процесса. - М., 1993.
7.Караковский В.А., Новикова Л.И., Селиванова Н.Л. Воспитание? Воспитание... Воспитание! Теория и практика школьных воспитательных систем. - М., 1996.
8.Лутошкин А.Н. Как вести за собой. - М.. 1986.
9.Психологические тесты. /Под ред. А.А.Карелина: в 2 тт. - М., 2000.Слободчиков В.И. Основы психологической антропологии. Психология развития человека: Развитие субъективной реальности в онтогенезе: Учебное пособие для вузов. - М.. 2000.
10.Современные ориентиры деятельности классного руководителя / Под ред. М.В.Шакуровой и В.В.Лактионова. - Воронеж, 1997.
11.Управление воспитательной системой школы: проблемы и решения / Под ред. В.А.Караковского, Л.И.Новиковой. Н.Л.Селивановой, Е.И.Соколовой. - М., 1999.