СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Семинар-практикум для восптателей

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
«Семинар-практикум для восптателей»

Консультация для воспитателей по теме:

«Развитие связной речи в процессе сюжетно ролевой игры»

Выполнила воспитатель: Диордиева М.П.


Среди многих важных задач воспитания и обучения детей дошкольного возраста в детском саду, развитие речи - одна из главныхЭто общая задача состоит из ряда специальных, частных задач: воспитания звуковой культуры речи; обогащения, закрепления и активации словаря; совершенствование грамматической правильности речи; формирования разговорной (диалогической) речи; развития связной речи; воспитания интереса к художественному слову; подготовки к обучению грамоте.

Важными условиями для выполнения этой задачи и для улучшения качества воспитательнойобразовательной работы в детском саду является совершенствование процесса обучения. Хорошо известно, что развитие речи, реализуемое только в форме фронтальных занятий, не даст желаемого результата. Работу поречевому развитию необходимо активно проводить в повседневной жизни детей в детском саду и семье. Особой формой общественной жизни дошкольников является игра, в которой они по желанию объединяются, самостоятельно действуют, осуществляют свои замыслы, познают мир.

Игра в дошкольном возрасте - ведущая деятельность детей. Она пронизывает всю их жизнь, является источником обширной информации, методом обучения и воспитанияребят. Существует прямая связь между эмоциональным состоянием ребенка и интенсивностью протекания его психических процессов: мышления, речи, внимания, памяти.

Игры, в которые обычно играют дети дошкольного возраста можно разделить на три основные группы:

Первая группа - это подвижные игры.

Вторая группа - это дидактические игры.

Третья группа - это сюжетно-ролевые, творческие ролевые игры, игры драматизации

У всех видов игр есть единая задача - умение самостоятельно организовывать разнообразные игры, договариваться, выполнять установленные правила игры. Здесь развитие речи играет главную, основную роль.

Сюжетно - ролевые игры.

Они занимают ведущее место в самостоятельной деятельности детей. Дети дошкольного возраста отличаются большой эмоциональностью. Содержательная и эмоциональная сторона взаимоотношений детей находит свое выражение в жестах, в мимике ив совершенствование речи.

Этапы организации сюжетно-ролевой игры.

Начальный этап игровой деятельности – ознакомительная игра с предметом-игрушкой по мотиву, заданному ребёнку взрослым. Её содержание составляют действия-манипуляции, осуществляемые в процессе обследования предметов.

Следующий этап – отобразительная игра: для неё характерны действия, направленные на выявление специфических свойств предмета и достижение с его помощью определённого результата. В условиях содержательного (делового) общения с взрослыми ребёнок на практике узнаёт название и целевое назначение предмета и это новое значение он переносит в свою игру. На рубеже первого и второго годов жизни игра малыша становится сюжетно-отобразительной. меняется и её психологическое содержание: действия ребёнка, оставаясь предметно-опосредствованными, имитируют в условной форме использование предмета по назначению. Так постепенно зарождаются предпосылки сюжетно-ролевой игры.

К трем годам малыши приобщаются к образно-ролевой игре. Она учит перевоплощению в образы предметов, животных, действиям «понарошку». Ребенок может показать себя «зайкой», «мишкой», «лисичкой»; в помещении группы «поплавать», «походить на лыжах». У детей формируются основы сюжетно-ролевой игры. Игра начинает приобретать развернутый характер, в ней единым смыслом связаны несколько задач: повышается словарный запас, развивается звуковая и связная диалогическая, монологическая речь. Дети начинают переходить от показа результата действий к показу способов действий.

Собственно ролевые игры. Ребенок начинает называть роль («Я — мама» и т.и.), что говорит о становлении первых этапов совместных игр. Дети действуют посредством ролевых взаимодействий. К концу четвертого года жизни дети овладевают умением договариваться на игру, возникает предварительный сговор. Содержание игры, нацеленное ранее на предметы, их использование, переходит в план отражения ролевых взаимоотношений людей.

Овладение совместным сюжетосложением. Дети могут выстраивать последовательность игровых действий, начинают отображать не только отношения между людьми, но и правила социального поведения. Прослеживается полное разделение ролей, игровые действия опосредуются игровой ролью.

Более богатым становится ролевое общение, дети активно используют профессиональную лексику, могут отображать не только отношения между людьми, но и правила социального поведения. Игровые действия осуществляются не только с предметами-заме- стителями, но и с воображаемыми предметами. Игры более разнообразны по содержанию, могут вмещать два-три сюжета (семья — больница — магазин), становятся длительными. На всех этапах игры ярко проявляется детское творчество.

Играя, дети вступают в такие отношения, до которых в других условиях еще «недоросли», а именно: в отношения взаимного контроля и помощи, подчинения, требовательности.

Все умения и навыки, которые ребёнок приобретает в игре, связаны с развитием речи. У детей формируется интерес к игре, желание участвовать в ней, ставить и реализовать свои цели.