Халиуллина М.В.
Семинар "Формирование основ проектно-исследовательской деятельности в начальной школе"
«Ребенок – это не сосуд, который необходимо наполнить, а светильник, который надо зажечь» Джон Дью
Цель: расширить профессиональные знания и практические умения педагогов начальной школы в области внедрения эффективных педагогических технологий по поисково-исследовательской деятельности.
Задачи.
Распространить педагогический опыт поисково-исследовательской деятельности учащихся начальных классов.
Расширить теоретические знания и практические навыки работы по данной технологии.
Активизировать творческий потенциал педагогов через взаимообмен и взаимообогащение опытом.
Инициировать формирование сообщества учителей для обучения проектно-исследовательской деятельности в рамках постоянно-действующего семинара.
Форма проведения: групповая работа.
Оборудование: презентация, выставка с образцами детских проектов, бланк поискового этапа проектной деятельности.
Проведение
Педагоги заходят в аудиторию выбирают квадрат определённого цвета и садятся за стол такого же цвета, как и геометрическая фигура.
-Здравствуйте, дорогие коллеги. Поздравляю Вас с наступившим Новым Годом! Пусть он принесёт вам удачу и творческих успехов! Сегодня здесь собрались люди, которые не хотят просто учить детей, а хотят научить их учиться. А способствует этому включение их в проектную, исследовательскую деятельность.
Сообщение темы и цели семинара. "Формирование основ проектно-исследовательской деятельности в начальной школе" Слайд 1
Прежде чем приступим к теме семинара давайте украсим ёлочку, которую нам подарил новый 2015 год. На столе у вас шарики, возьмите понравившийся вам шарик и на обратной стороне напишите, что вы ждёте от сегодняшнего семинара и повести шарик на ёлочку.
Одной из приоритетных задач современной школы является создание необходимых и полноценных условий для личностного развития каждого ребёнка, формирования активной позиции, субъективности учащегося в учебном процессе. Её решение особенно актуально для начального звена школьного обучения, так как с позиции отечественных психологов, учебная деятельность в данный период является ведущей в психическом развитии детей 7-10 лет.
Стандарты второго поколения ставят задачу развивать личность ребенка через формирование универсальных учебных действий. Одна из функций УУД обеспечить учащихся возможностью самостоятельно осуществлять деятельность учения, ставить учебные цели, искать и использовать необходимые средства и способы достижения, контролировать и оценивать процесс и результаты деятельности.
Один из самых эффективных способов индивидуализации образовательного пространства школьника – включение его в проектную или исследовательскую деятельность.
Слайд 2
- Проектно-исследовательская деятельность- деятельность по проектированию собственного исследования, предполагающая выделение целей и задач, выделение принципов отбора методик, планирование хода исследования, определение желаемых результатов.
Главная идея метода проектов– направленность учебно-познавательной деятельности школьников на результат, который получается при решении практической или теоретической, но обязательно личностно-значимой проблемы. Непременным условием проектной деятельности является наличие заранее выработанных представлений о её конечном результате.
Метод проектов – это одна из личностно-ориентированных технологий, в основе которой лежит развитие познавательных навыков учащихся, умений самостоятельно конструировать свои знания, ориентироваться в информационном пространстве, развитие критического и творческого мышления.
Метод проектов всегда ориентирован на организацию самостоятельной деятельности школьника (индивидуальной, групповой, парной), которая проводится в течение определенного участка времени.
Слайд 3
Основным отличием учебной проектно-исследовательской деятельности от научной является то, что в результате ее учащиеся не производят новые знания, а приобретают навыки исследования, развиваются способности к исследовательскому типу мышления, активизируется личностная позиция учащегося.
Начальная школа - важная ступень не только базового образования, но и является основой для формирования азов исследовательской культуры.
Любой ребенок вовлечен в исследовательский поиск практически постоянно. Это его нормальное, естественное состояние: рвать бумагу и смотреть, что получилось, наблюдать за рыбками в аквариуме, изучать поведение синицы за окном. Поводить опыты с различными предметами, разбирать игрушки, изучая их устройство. Наша с вами задача- помочь в проведении этих исследований, сделать их полезными и безопасными для самого ребенка и его окружения.
Помощь эта требуется первое время на всех этапах: и при выборе предмета исследования, и при поиске методов его изучения, и при сборе и обобщении материала, и при доведении всего дела до логического завершения. Для того. Чтобы разобраться в методической стороне, мы сегодня рассмотрим несколько общих вопросов.
Существуют разные виды классификаций проектов. Так, по характеру результата проекты бывают: Слайд 4
· Творческие- проект, который предполагает свободный и нетрадиционный подход к оформлению результатов (журнал, театрализации, спортивные игры, рисунок, видеофильм и т.п.)
· Исследовательские– подлинно научное исследование. Оно включает обоснование актуальности избранной темы, обозначение задач исследования, обязательное выдвижение гипотезы с последующей проверкой, обсуждение полученных результатов. При этом используются методы современной науки: социологический опрос, эксперимент, моделирование и другие.
· Информационный– направлен на сбор информации о каком-то объекте, явлении с целью его анализа, обобщения и представления широкой аудитории. Результатом такого проекта часто являются публикации в СМИ, создание информационной среды класса или школы.
· Практико-ориентированный – направлен на социальные интересы самих участников проекта или внешнего заказчика. Продукт этого проекта определен заранее и может быть использован в жизни класса, школы, микрорайона. Среди возможных вариантов продуктов данного типа проектов могут быть учебные пособия для кабинета или рекомендации по решению какой-либо актуальной проблемы. Важно оценить реальность использования продукта на практике и его способность решить поставленную проблему.
Перечисленные виды проектов реализуются по одному плану. Давайте рассмотрим этапы работы над проектом. Слайд 5
Цель проектной деятельности – реализация проектного замысла.
Основные этапы проектной деятельности:
I этап: «Погружение» в проблему (выбор и осознание проблемы)
II этап: Сбор и обработка информации
III этап: Разработка собственного варианта решения проблемы:
актуальность и важность данной проблемы;
анализ разнообразной информации;
программа действий;
разработка варианта реализации своей программы.
IV этап: Реализация плана действий (проекта)
V этап: Подготовка к защите проекта
представляют проект на конференции
оформляют портфолио
готовят стендовую защиту
разрабатывают электронную презентацию и т.д.
VI этап: Презентация проекта (для младших школьников применимы все виды представления проекта: доклад-защита, инсценировка, электронная презентация и т.д.)
VII этап: Рефлексия (самоанализ и самооценка проделанной работы, свои впечатления).
Исследовательская практика детей. Слайд 6
- По степени самостоятельности детей можно выделить 3 уровня проектно-исследовательского обучения”:
Самый простой уровень. Слайд 7Взрослый ставит проблему, сам намечает стратегию и тактику ее решения. Как вы думаете, что в этом случае остается ребенку? Верно, только найти решение. Слайд 8
Средний уровень. Взрослый ставит проблему, но уже метод ее решения ребенок ищет самостоятельно. На этом уровне допускается коллективный поиск. Слайд 9
Высший уровень. Постановка проблемы. Поиск методов ее исследования и разработка решения осуществляются ребенком самостоятельно.
Даже дошкольники, как показывают исследования, способны работать на любом из этих уровней. Слайд 10.
Давайте посмотрим на структуру учебного исследования.
- Закрепим основные этапы проектно-исследовательской деятельности. Слайд 11
Выделение и постановка проблемы (выбор темы исследования).
Выдвижение гипотез.
Поиск и предложение возможных вариантов решения.
Сбор материала.
Обобщение полученных данных.
Подготовка проекта.
Защита проекта.
-Мысль о том, что ребенок способен пройти через эти этапы, на первый взгляд кажется сомнительной и даже пугающей. Но, поверьте, эти страхи и сомнения рассеиваются сразу, как только начинается реальная работа.
В целях упрощения, казалось бы, можно сократить какой-то из этапов. Но внимательно посмотрев на сами эти этапы, мы без труда можем понять, что это существенно обеднит процесс, а, следовательно, и педагогический результат работы.
Сейчас мы рассмотрим последовательно каждый из этапов. Слайд 12
1) Выбор темы. Слайд 13
Темы.
Фантастические
Эмпирические.
Теоретические.
Независимо от вида темы, существует несколько общих правил выбора темы:
Слайд 14
Тема должна быть интересна ребенку, должна увлекать его.
Тема должна быть выполнима, решение ее должно принести реальную пользу участникам исследования.
Тема должна быть оригинальной, в ней необходим элемент неожиданности, необычности.
Тема должна быть такой, чтобы работа могла быть выполнена относительно быстро.
Выдвижение гипотез. Слайд 15
Как рождаются гипотезы? Первое, что заставляет появиться на свет гипотезу, это проблема. А откуда берутся проблемы? Здесь обычно действует относительно несложная последовательность. Сначала собираются и анализируются отдельные факты, размышления, опыты и т.д. Затем эти факты и размышления позволяют увидеть что-то необычное, неожиданное: неясности, несоответствия, нарушения в цепи предшествующих доказательств и др. Слайд 16 В результате выявляется множество проблем и для решения каждой вырабатывается ряд гипотез. Гипотезы возникают как возможные варианты решения проблемы, затем эти гипотезы подвергаются проверке в ходе исследования. Построение гипотез - основа процесса творческого мышления. Важно погрузиться в стихию мысленной игры, риска, всего того, без чего движение к новому невозможно.
Слайд 17
Следующий этап – поиск и предложение возможных вариантов решения.
-исследовательская работа- дело основательное и не любит спешки и суеты. Разрабатывая программу поиска, следует учить детей вникать в проблему. Воспитывать у них способность предлагать интересные, необычные идеи и учиться их разрабатывать.
Естественно, что способы решения проблемы начинающими исследователями во многом зависят от выбранной темы. Во-первых, надо помочь детям найти все пути, ведущие к достижению цели. Затем выделить общепринятые, общеизвестные и нестандартные, альтернативные. Четко их расклассифицировать. После чего надо сделать выбор, оценив “без эмоций” эффективность каждого способа.
Однако следует постоянно иметь в виду, что важны не сами эти способы, а педагогическая составляющая их использования. Поэтому стоит поощрять использование нестандартных, альтернативных способов, даже если это грозит тем, что вполне реальная тема из разряда “эмпирических” приобретет черты “фантастической”.
Следующий этап – сбор материалов. Слайд 18
1.При выполнении любой проектно- исследовательской работы один из важнейших вопросов: где добыть нужную информацию? Какие источники для этого могут быть использованы?
Естественно, что источники информации во многом зависят от того, какая была избрана тема. Для того чтобы помочь ребенку выбрать нужный источник информации, заготовим карточки с различными вариантами источников информации.
Слайд 19
Обобщение полученных данных. Слайд 20
-Выбирать тему и даже собирать материал при правильной организации дела - весело и приятно. Так и должно быть. А вот задача обобщения полученных данных часто вызывает затруднение. Она действительно значительно сложнее. Слайд 21
Задачи этого этапа: проанализировать полученный материал, обобщить его, выделить главное и исключить второстепенное. Здесь никак не обойтись без деликатной помощи взрослого. Во многом упрощает эту задачу предварительное решение о том, как будут представлены результаты исследования, в каком виде будет реализован исследовательский проект.
Подготовка проекта. Слайд 22
- О том, в каком виде могут быть представлены результаты исследования, вам уже не раз говорили. Сейчас мы вам еще раз об этом напомним.
Альбом, газета, гербарий, журнал, мини-книжка, коллаж, коллекция, костюм
модель, паспарту, плакат, план, реферат, серия иллюстраций (презентация ), сказка
справочник, стенгазета, сувенир-поделка, фотоальбом, чертеж, экскурсия.
Хочется заметить, что прежде чем выбрать форму представления результатов, следует определить, сколько времени потребуется на подготовку. Учитывая, что возможности младших школьников имеют предел, не следует планировать изготовление сложных, требующих больших временных затрат работ.
Защита проекта. Слайд 23
Презентация проекта.
“ Обучая других, обучаешься сам…”- эта точная мысль пришла к нам из глубины веков. Интуитивно понимая эту закономерность, ребенок, изучивший что-то, часто стремиться рассказать об этом другим. В нашем случае сообщить об усвоенном важно не столько тому, кому адресовано сообщение, столько тому, кто рассказывает.
Поэтому “ этап защиты проекта” пропустить нельзя. Без него исследование не может считаться завершенным. Защита- венец исследовательской работы и один из главных этапов обучения маленького исследователя.
О выполненной работе надо не просто рассказать, ее, как всякое настоящее исследование надо защитить. Естественно, что защита проекта должна быть “публичной”. В ходе защиты ребенок учиться излагать добытую информацию, сталкивается с другими взглядами на проблему, учиться доказывать свою точку зрения, отвечать на вопросы
Показ презентации проекта «Вода».
Оценка работы. Слайд 23
-Немаловажным моментом любой деятельности и проектно- исследовательской в частности является оценка выполненной работы. Причем оценить необходимо не конечный результат, а именно работу на всех этапах.
Мы познакомили вас с этапами проектно-исследовательской деятельности учащихся и надеемся, что наша информация хотя бы немного поможет вам вырастить настоящих творцов, а не простых исполнителей. Ведь главный результат этой работы- не просто красивая, детально проработанная схема, подготовленное ребенком сообщение, “технический рисунок” или даже склеенный из бумаги макет космического корабля. Педагогический результат- это, прежде всего, бесценный в воспитательном отношении опыт самостоятельной, творческой, исследовательской работы, новые знания и умения, составляющие целый спектр психических новообразований.
Эта работа потребует от учителя педагогического мастерства, умения быстро ориентироваться в ситуации. И, может быть, тот материал, который мы вам сегодня предлагаем, будет полезен.
Работа в группах
В умении вырабатывать гипотезы можно потренироваться. Я вас хочу угостить необычным салатом (в салатнице квадраты разных цветов, на них перечень предметов:
деревянный брусок, велосипедная шина, молоток, пирожное, игрушечный автомобиль,
кукла, конструктор, мяч, деревянная ложка, лейка, маска и.т.д.). каждый участник (или группа) выбирает квадрат
Задание: 1)придумать условие, в котором будет полезен каждый из этих предметов.
2) придумать условие, при котором будут полезны два или более этих предметов.
Все предложенные гипотезы фиксируются на бумаге .
-Есть ли среди ваших гипотез неправдоподобные? Такие гипотезы называются
“ провокационными идеями”.
Мы даем вам список еще нескольких упражнений для тренировки способностей вырабатывать гипотезы и провокационные идеи (раздаточный материал).
- И в завершении нашего семинара хочется, чтобы каждый из вас сказал себе: “ Я блестящий учитель, у меня прекрасные дети”. Посмотрите на ёлочку если вы сегодня нашли ответы на свои вопросы снимите шарик, если нет, то мы его прочитаем и постараемся вам помочь.
Спасибо за внимание. Всего хорошего.