СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Семинар - практикум "Играем-речь развиваем"

Нажмите, чтобы узнать подробности

В данной разработке представлен план проведения и материалы к плану.

Просмотр содержимого документа
«Семинар - практикум "Играем-речь развиваем"»

Семинар-практикум

Тема «Играем речь развиваем»

Дата проведения: ________________

Цель: повышение профессиональной компетентности педагогов по методике организации дидактических игр с целью формирования речевой активности дошкольников, совершенствование практических навыков необходимых в работе с детьми по данной теме.

«Обучение и игра не враги, цели и интересы

которых совершенно противоположны – это друзья,

товарищи, которым сама природа указала идти

одной дорогой и взаимно поддерживать друг

друга»

П.Ф. Каптерев


Форма проведения

Содержание работы

Ответственный

-1-

-2-

-3-

-4-

1

Вступительная часть

Цель проведения семинара. Использование методической литературы по теме семинара.

Методист

2

Педагогическая разминка

«Развитие речи – важная составляющая развития дошкольников»

Цель: систематизация знаний педагогов по использованию дидактических игр для речевого развития дошкольников.

Методист

3

Методические рекомендации

«Введение дидактических игр по развитию речи в образовательный процесс ДОУ».

  • Памятка для педагогов: «Условия эффективности речевой работы педагога с детьми»

Методист

4

Мастер-класс

«Речевые игры в режимных моментах».

Воспитатель

5

Обсуждение

Анализ просмотренных открытых занятий.

Воспитатели

6

Педагогическая копилка

Картотеки дидактических игр по развитию речи - выставка-презентация по всем возрастным группам.

Воспитатели













  1. Вступление на семинар-практикум «Играем речь развиваем»

В раннем детстве ребенок овладевает величайшим достоянием человечества — речью. Этот процесс не происходит сам собой, он развивается при активном воздействии на ребенка окружающих взрослых — обучении. Народная мудрость создала дидактическую игру, которая является для маленького ребенка наиболее подходящей формой обучения.

Дидактическая игра развивает речь детей: пополняет и активизирует словарь, формирует правильное звукопроизношение, развивает связную речь, умение правильно выражать свои мысли. Игра развивает язык, а язык организует игру. Главное назначение игр — развитие ребёнка, коррекция того, что в нем заложено и проявлено, вывод ребёнка на творческое, экспериментальное поведение. Кроме речевого развития, в игре осуществляется познавательное развитие, так как дидактическая игра способствует расширению представлений об окружающей действительности, совершенствованию внимания, памяти, наблюдательности и мышления.

Дидактическая игра — одна из форм обучаемого воздействия педагогов на ребенка. В то же время игра — основной вид деятельности детей. Таким образом, игра реализует обучающую и игровую цели. Важно, чтобы эти две цели дополняли друг друга и обеспечивали усвоение программного материала. Дидактическая игра является ценным средством воспитания умственной активности, она активизирует психические процессы, вызывает у дошкольников живой интерес к процессу познания. Игра помогает сделать любой учебный материал увлекательным, вызывает у детей глубокое удовлетворение, стимулирует работоспособность, облегчает процесс усвоения знаний.


          Список использованных источников 

 

1. Алексеева М.М., Яшина В.И. Методика развития речи и обучения родному языку дошкольников. - М.: 2000г. 

 

2. Бондаренко А.К. Дидактические игры в детском саду. - М: 1991г.  

 

4. Бондаренко А.К. Словесные игры в детском саду. - М.: 1974г. 

 

5. Бородич А.М. Методика развития речи детей. - М.: 1981 г. 

 

6. Колунова Л.А., Ушакова О.С. Работа над словом в процессе развития речи старших дошкольников // Дошкольное воспитание. 1994г. №"9 . 

 

7. Сорокина А.И. Дидактические игры в детском саду. - М.: 1982г. 

 

8. Сохин Ф.А. Развитие речи детей дошкольного возраста. - М.: 1984г. 

 

9.Тумакова Г.А. Ознакомление дошкольника со звучащим словом. - М.: 1991г. 

 

10. Ушакова О.С. Занятия по развитию речи для детей 3-5 лет. - М.: 2010г. 

 

11. Ушакова О.С, Струнина Е.М. Влияние словарной работы на связность речи // Дошкольное воспитание. - 1981 г. № 2. 

 

12. Швайко Т.С. Игры и игровые упражнения для развития речи. - М.: 1983г. 

 

 2. Педагогическая разминка

«Развитие речи – важная составляющая развития дошкольников»

1. Перечислите задачи по развитию речи детей дошкольного возраста.

(развитие словаря, формирование грамматического строя речи, воспитание звуковой культуры речи, развитие связной речи, подготовка детей к обучению грамоте, развитие речевого дыхания, выразительности)

2. Что мы понимаем под развитием речи дошкольника?

(развитие речи дошкольника – работа над всеми сторонами речи)

3. Что такое диалог?

(диалог -  это разговор двух и более людей, также диалогом называют литературное произведение в форме разговора)


4. Что такое монолог?

(монолог (от греч. monos один и logos речь) - речь действующего лица, главным образом в драматическом произведении, выключенная из разговорного общения персонажей и не предполагающая непосредственного отклика, в отличие от диалога; речь, обращенная к слушателям или к самому себе)

5. Как называется образное, краткое изречение, метко определяющее какое-либо явление (поговорка)

6. Как называется короткий рассказ, чаще всего стихотворный, иносказательного содержания с выводом-моралью (басня)

7. Как называется основной вид устного народного творчества, художественное повествование фантастического, приключенческого или бытового характера (сказка).

8. Как называется устное народное творчество, народная мудрость (фольклор)

 

  1. Методические рекомендации:


«Введение дидактических игр по развитию речи в образовательный процесс ДОУ»

Среди игр дошкольников особое место занимают дидактические игры, т.е. игры, специально разработанные взрослыми с целью обучения и развития новых способностей. Известно, что в дошкольном возрасте усвоение новых знаний и развитие новых способностей значительно успешнее происходит в игре. Обучающая задача поставленная, в игре имеет для ребенка явные преимущества. В ситуации игры дошкольнику понятна сама необходимость приобретения новых знаний и способов действия. Ребенок, увлеченный замыслом игры, не замечает что учиться. Но он постоянно сталкивается с затруднениями, которые требуют перестройки его представлений и способов действия. Знания, поданные в готовой форме и не связанные с жизненными интересами дошкольников, плохо усваиваются детьми и не имеют отношения к умственному развитию. В игре ребенок сам стремиться научиться тому, что он еще не умеет.

Дидактическая игра - это специфическая, полноценная и достаточно содержательная для детей деятельность. Она имеет свои побудительные мотивы и свои способы действий. Развивающие дидактические игры содержат готовый игровой замысел, предлагаемый ребенку, игровой материал и правила (общения и предметных действий). Все это определяется целью игры, т.е. тем, для чего эта игра создана, на что она направлена. А цель игры всегда имеет два аспекта.

  • Познавательный т.е. то, чему мы должны ребенка

  • Воспитательный т.е. те, способы сотрудничества, формы общения и отношения к другим людям, которые следует привить к детям.

В обоих случаях цель игры должна быть направлена на развитие определенных психических процессов или способностей ребенка. Всякая дидактическая игра включает в себя обучающую задачу. Это то, что является для каждого ребенка важнейшим условием личного успеха в игре и его эмоциональной связи с остальными участниками. Решение обучающей задачи требует от ребенка активных умственных и волевых усилий, но она, же и дает наибольшее удовлетворение.

Развитие речи в дошкольном детстве является процессом многоаспектным. Основными задачами развития речи в детском саду являются:

Воспитание звуковой культуры речи.

Работа по данному разделу включает:

  • формирование правильного звукопроизношения;

  • развитие фонематического восприятия;

  • развитие артикуляционного аппарата;

  • развитие речевого дыхания;

  • умение пользоваться умеренным темпом речи, интонационными средствами выразительности.

 Формирование грамматического строя речи:

  • работа над морфологией. Дети должны уметь изменять слова по родам,     числам, падежам (один грибок – много грибков, одна груша – много груш, один карандаш – много карандашей и т. д.);

  • словообразование. Создание нового слова на базе другого однокоренного слова с помощью окончаний, приставок, суффиксов (снег – снежинка – подснежник – снеговик);

  • соединение основ (сок выжимает -  соковыжималка, мясо рубит – мясорубка);

  • названия детёнышей животных;

  • названия профессий (рыба – рыбак, море – моряк);

  • названия предметов посуды (сахар – сахарница, суп – супница);

  • синтаксис, т. е. построение предложений, сочетаемость и порядок слов в словосочетаниях и предложениях.

 Словарная работа:

  • правильное понимание и употребление слов, обогащение словаря новыми словами, т. е. усвоение детьми ранее неизвестных слов и новых значений уже известных слов;

  • активизация словаря, т.е. перевод слов из пассивного словаря в активный;

  • устранение из речи детей нелитературных слов (просторечных, жаргонизмов и т. д.);

Развитие связной речи:

  • овладение ребёнком следующими типами связных высказываний: описание, повествование, рассуждение;

  • умение употреблять в связном высказывании точные и образные слова, включать в текст повествования прямую речь и диалоги действующих лиц;

  • пересказ готового литературного текста без помощи взрослого, передавать диалоги действующих лиц и характеристику персонажей.

    Взрослый может помочь овладеть ребёнку умением полноценно общаться, пользоваться в целях общения разными формами и типами высказывания.

    Для того, чтобы обучение принесло положительный результат нужно правильно построить процесс обучения, при котором сохраняется самобытность и специфика дошкольного детства, нормальный ход развития детей. Такой процесс предполагает многообразие форм организации занятий и возвращение первоначального значения слову «занятие» - т. е. заниматься с ребёнком чем-то интересным и полезным для него, но не в форме школьного урока. Здесь наиболее приемлема дидактическая игра, как одна из форм обучающего воздействия взрослого на ребёнка, и  в то же время – основного вида деятельности дошкольника. Основная особенность дидактических игр определена их названием: это игры обучающие, они создаются взрослыми в целях воспитания и обучения детей. Но для играющих детей воспитательно-образовательное значение игры не выступает открыто, а реализуется через игровую задачу, игровые правила и действия.

   В дидактической игре создаются такие условия, в которых каждый ребёнок получает возможность самостоятельно, действовать в определённой ситуации, с определёнными предметами, приобретая при этом собственный действенный и чувственный опыт.

Дидактическая игра позволяет обеспечить нужное количество повторений на разном материале при сохранении положительного эмоционального отношения к заданию.

 Дидактические игры, которые используются, как средство речевого развития детей должны основываться на следующих принципах:

  1. Дидактическая игра должна опираться на программный материал.

  2. Назначение предметов, картинок, пособий, смысл вопросов, правила должны быть понятны детям.

  3. Пособия должны быть внешне  привлекательными.

  4. Условия игры, количество пособий, используемых в ней должны обеспечить вовлечение всех детей в образовательный процесс.

Требования к дидактическим играм:

  1. Каждая игра должна давать упражнения для умственного развития детей.

  2. В дидактической игре обязательно наличие увлекательной задачи, решение которой требует умственного усилия, преодоления некоторых трудностей.

  3. Дидактизм в игре должен сочетаться с юмором, шуткой, занимательностью.

Для речевого развития детей используют следующие виды дидактических игр:

  • игры с предметами (игрушки, реальные предметы, природный материал, предметы декоративно-прикладного искусства и т. д.);

  • настольно-печатные (парные картинки, домино, кубики, лото);

  • словесные игры (без наглядного материала).

Для развития дидактической игры используются следующие средства и формы.

а) индивидуальная и групповая работа в игровой форме.

б) коллективные игры (дидактические, хороводные, подвижные, сюжетно- ролевые, словесные, пальчиковые)

в) беседы, наблюдения, экскурсии.

г) занятия по обучению родному языку.

д) чтение художественной литературы, прослушивание грамзаписи, драматизация.

е) заучивание стихов, скороговорок, отгадывание и придумывание загадок.

Так же необходима предметно - развивающая среда.

а) подбор художественной литературы.

б) подбор тематических игр и картинок.

в) подбор дидактических полиграфических игр.

г) атрибуты к играм.

В группе создаётся методическая база:

– картотека словесных дидактических игр и упражнений.

– картотека подвижных игр с вариативностью.

– картотека хороводных и пальчиковых игр.

– картотека дидактических игр с усложнением.

Благодаря использованию дидактических игр процесс обучения проходит в доступной и привлекательной для детей дошкольного возраста в игровой форме.

 Использование дидактических игр способствует решению следующих задач:  

- побуждать детей к общению друг с другом и комментированию своих действий;

- способствовать закреплению навыков пользования инициативной речью;

- совершенствовать разговорную речь;

- обогащать словарь;

- формировать грамматический строй  речи и т.д.

Ребёнок начинает осознанно относиться к воспринимаемой речи взрослых и сверстников в повседневном общении, самостоятельно оценивать те или иные особенности художественной речи, языка произведений художественной литературы и фольклора. Невозможно себе представить, что ребёнок, «глухой» к звучащему слову, будет эстетически полноценно воспринимать и чувствовать поэтическую речь. Развитие речи ребёнка в дошкольном возрасте способствует в дальнейшем благополучному обучению в школе.

Дидактические игры по развитию речи как форма обучения детей содержит два начала: учебное (познавательное) и игровое (занимательное).

         Задача воспитателя заключается в том, чтобы вызвать у детей интерес к игре, подобрать такие варианты игры, где дети смогли бы активно обогатить свой словарь. Дидактическая игра является широко распространенным методом словарной работы с детьми дошкольного возраста.

         Несомненно, дидактические игры являются мощнейшим средством для развития речи у детей  еще и потому, что их можно рекомендовать для использования родителям в домашних условиях. Проведение дидактических игр не требует особых знаний в области педагогических наук и больших затрат в подготовке игры.


Можно использовать в работе следующие виды игр:

  Игры – путешествия призваны усилить впечатление, обратить внимание детей на то, что находится рядом. Они обостряют наблюдательность, обличают преодоление трудностей. В этих играх используются многие способы раскрытия познавательного содержания в сочетании с игровой деятельностью: постановка задач, пояснение способов ее решения, поэтапное решение задач и т.д.( на занятиях)


           Игры – поручения  по содержанию проще, а по продолжительности – короче. В основе их лежат действия с предметами, игрушками, словесные поручения.( «Волшебная коробочка», «Весёлые пальчики»)


         Игры – предположения («что было бы, если…»). Перед детьми ставится задача и создается ситуация, которая требует осмысления последующего действия. При этом активизируется мыслительная деятельность детей, они учатся слушать друг друга.( по картотеке)


Игры – загадки. В основе их лежит проверка знаний, находчивости. Разгадывание загадок развивает способность к анализу, обобщению, формирует умение рассуждать, делать выводы.


    Игры – беседы. В основе их лежит общение. Основным является непосредственность переживаний, заинтересованность, доброжелательность. Такая игра предъявляет требования к активизации эмоциональных и мыслительных процессов. Она воспитывает умение слушать вопросы и ответы, сосредоточить внимание на содержании, дополнять сказанное, высказывать суждения. Познавательный материал для проведения этого вида игр должен даваться в оптимальном объеме, быть доступным и понятным, чтобы вызвать интерес детей.     Познавательный материал определяется лексической темой, содержанием игры. Игра в свою очередь, должна соответствовать умственным возможностям детей.

  1. Мастер-класс «Речевые игры в режимных моментах»

Все мы знаем, что для полноценного развития речи наших воспитанников, мы должны постоянно с ними говорить. Одним из приемов являются речевые игры в режимных моментах. И поэтому мы особое внимание в своей работе с детьми уделяем развитию их речи в повседневной жизни, ненавязчиво и без принуждения. Ведь каждую минуту общения с ребенком можно превратить в увлекательную игру, которая будет способствовать не только развитию речи детей, но и формированию личности ребенка.

Каждое утро начинается у нас с приветствия. Для того, чтобы очень быстро собрать детей в круг, нужно только начать проговаривать: «Здравствуй, правая рука! Здравствуй, левая рука! Здравствуй, друг! Здравствуй, друг!» и на слова «Здравствуй, здравствуй, дружный круг!» дети со всех сторон группы собираются в круг (таким образом наши дети научились создавать большой и ровный круг). После чего начинаем приветствовать друг друга: каждый ребенок по очереди проговаривает: «Здравствуй, Машенька» и т.д. Или можно усложнить «Здравствуй, Машенька, какое у тебя красивое платье».

Во все режимные моменты мы включаем различные приемы для развития речи.

Во время умывания в туалетной комнате, мы проговариваем говорилки, например,

«Ай, лады, лады

Не боимся мы воды,

Чисто умываемся,

Всем улыбаемся!»

  

Физкультминутки также имеют большое значение. Как известно, внимание детей короткое, они устают от сидения, поэтому им нужно расслабляться.

«Буратино потянулся, раз нагнулся, два нагнулся.

Руки в стороны развел – ключик, видно, не нашел.

Чтобы ключик нам достать, надо на носочки встать».



В образовательной деятельности очень часто применяем упражнения с шариками СУ-ДЖОК:

Гладь мои ладошки, еж,

Ты колючий, ну и что ж!

Я хочу тебя погладить,

Я хочу с тобой поладить.



Также в образовательной деятельности используем приемы комментирования.

В непосредственно образовательной деятельности по художественно-эстетическому развитию эффективно используем прием комментирования, который заключается в речевом сопровождении ребенком своих действий. Например, «Что ты сейчас делаешь? Что будет следовать после этого? Как ты считаешь, какой цвет лучше будет сочетаться с красным?» и т. д.

 

Каждое музыкальное занятие тоже начинается с проговаривания приветствия с речевым сопровождением:

Здравствуйте, ручки….

Здравствуйте, ножки…..

Здравствуйте, ушки……

Здравствуйте, щечки…..

Здравствуйте, губки……

И т.д.

На физкультурных занятиях используются упражнения на дыхание, подвижные игры с речевым сопровождением.

Нашим детям очень нравится проговаривать говорушки во время одевания на прогулку:

Раз, два, три, четыре, пять-

Собираемся гулять.

Завязали Катеньке

Шарфик полосатенький.

И пойдем скорей гулять

Прыгать, бегать и скакать.

На прогулке используем различные игры с мячом: «Назови ласково», «Скажи наоборот», «Летает, не летает», «Кто как передвигается?» и др.



Во время прогулки используем считалочки:

За стеклянными дверями

Стоит мишка с пирогами.

Мишка-Мишенька, дружок,

Сколько стоит пирожок?

Пирожок то стоит три,

А голить то будешь ты!

На прогулке также используем различные подвижные игры с речевым сопровождением: «Гуси, гуси…», «Мышеловка», «У медведя во бору» и т.д.

Перед обедом мы используем пальчиковую гимнастику:

Рыбки плавали, плескались

В чистой, тепленькой воде.

То сожмутся, разожмутся,

То зароются в песке!

Перед приемом пищи у нас есть замечательная говорилка, после которой дети съедают почти всё.

«А у нас есть ложки

Волшебные немножко.

Вот – тарелка, вот – еда.

Не осталось и следа».



Не забываем проговаривать говорушки, когда просыпаемся:

Мы спокойно отдыхали,

Сном волшебным засыпали.

Хорошо нам отдыхать!

Но пора уже вставать!

Крепко кулачки сжимаем,

Их повыше поднимаем.

Потянуться! Улыбнуться!

Всем открыть глаза и встать!



И во время закаливания мы проводим упражнения с речевым сопровождением:

Надо спортом заниматься!

Надо-надо закаляться!

Надо первым быть во всем,

Нам морозы нипочем!

Очень увлекает, поднимает настроение, если во время расчёсывания дети проговаривают:

Чешу, чешу волосоньки,

Расчесываю косоньки!

Что мы делаем расческой?

Еве делаем прическу!

Имена детей меняются в соответствии, кому делается прическа.



Индивидуальная работа детей в самостоятельной деятельности (лепка, вырезание ножницами, выжигание и т.д.) также проходит с речевыми сопровождениями (повторение песен, которые рекомендует музыкальный руководитель).

Тексты со стихами, говорушками, мирилками, расположены в группе в местах их назначения на уровне глаз детей, так как некоторые дети уже читают их самостоятельно.

Речь, во всем её многообразии, является необходимым компонентом общения. Чем богаче и правильнее у ребенка речь, тем легче ему высказывать свои мысли, тем шире его возможности, содержательнее и полноценнее отношения со сверстниками, тем активнее осуществляется его психическое развитие.

Больше говорите, шутите, поощряйте любую речевую активность ребенка и скоро Вы получите самого интересного для себя собеседника!