СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до 11.06.2025

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Семинар-практикум «Игровая ритмотерапия в работе с детьми, имеющими задержку психического развития»

Категория: Логопедия

Нажмите, чтобы узнать подробности

Семинар-практикум «Игровая ритмотерапия в работе с детьми, имеющими задержку психического развития» направлен на ознакомление педагогов с этапами работы над ритмами и использования ритмических игр в практике работы с детьми, имеющими системные нарушения речевого развития.

Просмотр содержимого документа
«Семинар-практикум «Игровая ритмотерапия в работе с детьми, имеющими задержку психического развития»»


Учитель-логопед

Абдуллаева Эльнара Талятовна

МАДОУ «Синеглазка» г. Ноябрьск



Семинар-практикум «Игровая ритмотерапия в работе с детьми, имеющими задержку психического развития»


Уважаемые коллеги, тема сегодняшнего выступления будет посвящена вопросам использования ритмов в коррекции речевых нарушений у детей, ведь ритм, является не только основой музыкального искусства, но и психоречевого развития ребёнка.

Постоянный поиск ответов на вопросы, возникающие в ходе речевого развития детей, имеющих задержку психического развития, подталкивал меня к поиску таких методов работы, которые решали бы задачи как речевого развития, так и психического. Традиционные, известные методики и подходы хоть и дают положительный результат, но всё-таки нуждаются в дополнительных эффективных образовательных подходах к работе с детьми с задержкой психического развития. Именно поэтому возникла идея применить в практике работы игровую «ритмотерапию».

Всем известно, что ритм- это базовый компонент речевой деятельности. Работа над ритмами способствует развитию речи, её просодических элементов, интеллектуальных способностей ребёнка, помогает более лёгкому запоминанию стихотворных форм, литературных текстов.

Использование ритмов поможет решить множество речевых задач:

• Развитие слоговой структуры слова;

• Развитие просодики;

• Развитие звуковой стороны речи;

• Развитие лексическо- грамматического строя речи;

• Формирование связной речи;

• Развитие и совершенствование психологических предпосылок;

(устойчивости внимания, наблюдательности, способности к запоминанию, способности к переключению, навыков и приемов самоконтроля)

• Развитие и совершенствование коммуникативной готовности;

(умения внимательно слушать и слышать педагога, подчинять свои действия действиям сверстников, действовать в группе).

• Развитие неречевых процессов:

-общей и мелкой ручной моторики;

(развитие и уточнение пространственно-временных представлений, развитие внимания, развитие памяти, развитие мышления).

Для того чтобы продуктивно, интересно организовать речевое развитие необходимо создать атмосферу увлекательной деятельности детей. В этом могут помочь ритмические игры с клавесами (шумовой музыкальный инструмент), которые позволяют акцентировать внимание ребёнка на ритмико-интонационной составляющей речи.

Игры с клавесами – это увлекательное и полезное занятие с детьми, развивающее не только чувство ритма но и внимание, память, мелкую моторику, координацию движений, ориентацию в пространстве, образное мышление, воображение, навык согласования движений с текстом стихотворения или песни и наконец речь.

Ребёнок рождается с биологически предустановленной ритмической программой, поэтому коррекционная работа с использованием ритмов становится природосообразной, не чуждой для ребёнка.

Свою работу я выстраиваю с опорой на следующие этапы:

1. Развитие слухо – двигательного и слогового ритма.

2. Восприятие и развитие метроритмического рисунка слова. Речевое музицирование.

3. Развитие синтагменного ритма во фразе.

4.Развитие темпо-ритмических, речевых и координаторных способностей в коммуникативных логоритмических играх.

Сейчас я хочу более подробно остановиться на этапах работы и рассказать о приемах и методах, формирования речевого ритмического чувства с применением клавес. Вся работа осуществляется по принципу «от простого – к сложному».


I. Развитие слухо - двигательного и слогового ритма.

Цель этого этапа - обострить ритмический слух; подвести детей к воспроизведению ритмического рисунка.

На данном этапе работы вся деятельность направлена на развитие моторных и слуховых реакций. Детям предлагаю отстучать клавесами, заданную моторную программу-ритмическую цепочку, одновременно с проговариванием слогов с разным звуконаполнением. Побуждаю детей «переносить» ритм на инструмент- клавесы, сопровождая речевой поддержкой. Далее ребёнку необходимо прослушать слоговую цепочку без словесной поддержки, а затем озвучить её. Если дети испытывают затруднения, то задаю программу, с использованием графической фиксации слогового ритма. Параллельно использую слова на автоматизацию и дифференциацию звуков.

Такие упражнения помогают развивать слуховое внимание, которое является основой фонетико-фонематических и произносительных умений.

И здесь очень часто использую игровые упражнения – «Что сказали палочки», «Соло по кругу».

II. Восприятие и развитие метроритмического рисунка слова. Речевое музицирование.

Данный этап логопедической работы является одним из этапов работы над формированием слоговой структуры слова у детей с речевыми нарушениями. Играя с клавесами, дети хорошо усваивают ритмические слоги, длительности слов, их метрическую пульсацию и передают ее в движении. На данном этапе активно использую приём перехода невербальных способов взаимодействия в вербальные. Предлагаю детям следующие игры и упражнения- «Определи по ритму», «Отстучи и назови», «Посчитай слоги», «Что сказали палочки», «Придумай ритм к слову».

III. Развитие синтагменного ритма во фразе.

На этапе развития синтагменного ритма работаю над формированием ритмико-интонационных элементов речи: мелодики, относительной силы произнесения слов и их частей, соотнесения отрезков речи по длительности, общего темпа, паузации, тембральной окраски, тона, ударения и интонации.

Для этого использую ритмодекломации. На этом этапе ритм становится чисто речевым. Ребёнок выстукиваниет ритм, используя словесную поддержку, дальше выстукивает ритм без опоры на слово, пропуская фразу через свои внутренние ощущения.

Очень важный момент – когда дети произносят слова про себя при этом удерживают их в голове, и это помогает им сохранять ритм. Как раз это и есть методический момент. Происходит осмысление речевых пауз, ритмичного тактирования речевой фразы её размера, формируется речевая упорядоченность и динамическая система адекватная возрастным особенностям.

Для наработки этих качеств я использую следующие ритмические игры- «Ритмослов», «Эхо», «Глухой телевизор».

IV. Развитие темпо-ритмических, речевых и координаторных способностей в коммуникативных логоритмических играх.

Этот этап несёт огромную роль в обогащении разговорной речи.

После того как внутреннее ощущение ритма сформировано оно переносится на стихотворные формы, рифмовки, песенки, потешки. Происходит стабилизация просодических компонентов. Игры основанные на синтезе музыки, движений, с тактильными и зрительными ощущениями ребёнка дают хороший результат в формировании речевого пластического интонирования, развивают точность, ловкость, реакции, воспитывают ансамблевую слаженность. Исследователи (Г.А. Волкова, В.А. Гринер, Ю.А. Флоренская, К. В. Тарасова, Б. Теплов) отмечали, что «В образовании и развитии речевого и музыкального ритма должно участвовать все наше тело».

На этом этапе часто использую такие ритмические игры как «Оркестр», «Весёлые музыканты», «Делай как я».

Так, формируя неречевые и речевые психические функции через игры с ритмами, ненавязчиво и увлекательно идёт настройка речи детей.

Практическая часть.

Практикум для педагогов.

Музыкально-ритмическая игра с клавесами «Чижик» на автоматизацию звука [Ч] в речи с использованием малых стихотворных форм. (Музыкальная композиция Clap сlap sound).

Игра проводится в кругу на стульях. Текст произносится под музыку с отстукиванием ритмов клавесами. Моторную программу можно усложнять, предложив меняться местами на каждую следующую музыкальную фразу.


Литературный материал:

Чижик в клеточ-ке сидел,

Чижик очень громко пел

Ча-ча-ча да Чу-чу-чу

Я на волю улечу.



Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!