Семинар- практикум Использование информационно- коммуникативных технологий в развитии речи детей дошкольного возраста
Учитель- логопед
А.А. Пуртова
В современных условиях при широком внедрении новых информационных технологий актуальной остается проблема развития речи ребенка — дошкольника.
Ведь именно от уровня развития речевых способностей зависит дальнейшее овладение знаниями и полноценное развитие детей.
ИКТ-технологии В ДОУ
Главной целью внедрения информационных технологий является создание единого информационного пространства образовательного учреждения, системы, в которой задействованы и на информационном уровне связаны все участники учебно-воспитательного процесса: администрация, педагоги, воспитанники и их родители.
Использование ИКТ на занятиях по развитию речи в ДОУ
Актуальность использования информационно – коммуникационных технологий (ИКТ) на занятиях по развитию речи обусловлена:
- социальной потребностью в повышении качества обучения, воспитания детей дошкольного возраста;
- практической потребностью использования в дошкольных образовательных учреждениях современных компьютерных программ.
Применение компьютерной техники на занятиях по развитию речи позволяет сделать каждое занятие нетрадиционным, ярким, насыщенным, приводит к необходимости использовать различные способы подачи учебного материала, предусмотреть разнообразные приемы и методы в обучении.
Виды ИКТ-технологий используемых на занятиях по развитию речи
Компьютерные программы
Интерактивный DVD
Система презентаций по развитию речи
Компьютерные игры
Интернет-ресурсы
1.Развивающие компьютерные программы
В связи с компьютеризацией образовательного процесса широкое применение имеют различные программы.
Программа «Игры для тигры»
Предназначена для коррекции лексико-грамматических нарушений речи у детей. Широко применятся на занятиях по развитию речи.
http://logopunkt.ru/
Программа
включает в себя четыре блока:
Программно-методический комплекс
по «Развитию речи»
А.Ю. Коркиной
ПМК используется в работе на занятиях по развитию речи и подготовке к обучению грамоте, на логопедических занятиях и в коррекционной работе с детьми. Программа является многопользовательской, адаптирована для использования с интерактивной доской, предназначена для эффективного речевого развития детей от 3-5 лет, 5-9 лет посредством интерактивных возможностей:
- использование программы способствует развитию у детей слухового восприятия, формированию навыков звукового анализа и синтеза, правильного произношения звуков, слогов, слов;
- развитию умения связано говорить, самостоятельно строить предложения;
- наличие несколько уровней сложности в каждом задании позволяет осуществлять индивидуализацию обучения;
http://tdkarusel.ru/
Программа содержит 4 раздела:
1. Неречевые звуки
Знакомство со звуками предметного мира и мира природы.
2.Звукоподражание
Знакомство со звуками животного мира.
3.Речевые звуки
Развитие навыков распознавания и правильного произношения звуков русского языка
- Голосистые звуки ( звуки,
которые поются- гласные)
- Безголосые( согласные)
- Звук- двойняшки (парные)
- «Сердитые и ласковые звуки»
(сонорные звуки)
4.Развитие связной речи
Обучение построению предложений (от
словосочетания до текста)
Программа
«Готовимся к школе с Зайкой Всезнайкой!»
Описание: Зайке Всезнайке и Львенку Сэму нужна помощь. Им предстоит вызволить легендарный корабль Мечты из Воздушного города. Юных героев ждут невероятные приключения, увлекательные игры и разнообразные хитроумные задачи. Игра развивает языковые навыки - буквы, слоги, словарный запас, работа с рифмами. Кроме компьютерного диска с заданиями в продукции содержатся наглядные пособия-карточки с яркими картинками, песенками, которые помогают ребёнку быстрее закреплять полученный материал.
http://softlinkz.net/
2.Интерактивный DVD
Примером данного вида ИКТ-технологий является замечательный продукт из серии «Чудо-малыш - Учись как в сказке», состоит из 5-ти интерактивных DVD – дисков, которые комплектуются аудиодиском с записью текстов сказок. После каждой мультсказки предлагаются интерактивные упражнения, соответствующие возрасту детей.
Серия дисков содержит красочные мультфильмы по мотивам сказок: Три медведя, Две сестры, Три поросёнка,.. Ленивый Иван, Семеро козлят, Теремок, Красная шапочка, Лиса и заяц, Сказка о рыбаке и рыбке, По щучьему велению.
http://dvddom.ru/
3.Система презентаций по развитию речи
Система мультимедийных презентаций - одна из составляющих использования ИКТ на занятиях.
Мультимедийная форма выражения учебной информации наиболее актуальна на сегодняшний день в связи с компьютеризацией процесса образования.
http://logorina.ru/
http://logoped18.ru/
http://viki.rdf.ru/
http://demosfen-plus.ucoz.ru/
4.Компьюторные игры
Компьютерные игры – новый вид развивающего обучения. Они открывают новые возможности использования педагогических приемов традиционной педагогики. Компьютерная игра для ребенка почти всегда удовольствие, он играет с увлечением и воспринимает игру как отдых.
Интерактивный портал для специалистов и родителей «Мерсибо»
Портал имеет 167 игр в онлайн - режиме для развития речи, психических процессов, обучения чтению, подготовки к школе. Мотивационные элементы, встроенные в систему, помогают ребенку оставаться заинтересованным долгое время, процесс развития становится интересным и закрепляет у ребенка устойчивую ассоциацию ""Учиться - это здорово!" Рассчитанные на возраст от 2 до 10 лет, развивающие игры покрывают большинство тем, необходимых для подготовки дошкольников.
https://mersibo.ru/
Звуковой калейдоскоп.
Сборник интерактивных игр для развития фонематического слуха у дошкольников
На диске находится 11 игр на развитие фонематического слуха и
звукобуквенного анализа.
Большинство игр содержат настройки, с помощью которых Вы можете:
- Выбирать нужные буквы и звуки
- Устанавливать длительность игры
- Ставить свои задачи, исходя из индивидуальных особенностей детей.
На сайте детского центра «Яркие дети» имеется огромное количество игр по развитию речи детей. Перед покупкой игры предлагается пройти пробную версию. http://yarkiedeti.ru/
5.Интернет - ресурсы
Одним из видов использующихся интернет - ресурсов является познавательная экскурсия.
http ://www.gbmt.ru/ru/excursions/virtual /
2. Экскурсия в царский дворец
http :// www.tzar.ru/museums/palaces
3. Экскурсия в библиотеку
http :// old.nlb.by/navigator/Biblio_pres_03.html
4. Экскурсия в музей
http :// www.panotours.ru/muzei.html
5.Экскурсия на Мамаев Курган http://www.volgograd.ru/mamayev-kurgan/
Использование информационных интернет – ресурсов
www.doshkolnik.ru (Дошкольник)
www.maaam.ru (Все для детского сада)
www.nsportal.ru (Социальная сеть работников образования)
www.dohcolonoc.ru (Дошколенок. ру)
www.logolife.ru (Логопедия для всех)
www. logorina . ru (Логорина)
www.logoped.ru (Логопед. ру)
Группы в социальных сетях:
«ЛОГОрадуга», «Логопедия и Дефектология», «Логопедам в помощь», «ЛОГОпособия» и др.
Заключение
Бесспорно, что в современном образовании компьютер не решает всех проблем, он остается всего лишь многофункциональным техническим средством обучения.
Информационные технологии, в совокупности с правильно подобранными (или спроектированными) технологиями обучения, создают необходимый уровень качества, вариативности, дифференциации и индивидуализации обучения и воспитания.
Спасибо за внимание.
Библиографический список
1. Горвиц Ю. Поздняк Л. Кому работать с компьютером в детском саду. [Текст] // Дошкольное воспитание. - Москва : Издательство "Линка-Пресс", 1991 r.. - 5.
2.Полат Е.Е Бухаркина М.Ю, Моисеева М.В. Новые педагогические и информационные технологии в системе образования [Текст]. - Москва : Издательство "Академия", 2002.
3.Роберт И.В Современные информационные технологии в образовании [Текст]. - Москва : Издательство" Школа-Пресс", 1994.
4.С.Л. Новоселова Компьютерный мир дошкольника. [Текст]. - Москва : Издательство "Новая школа"., 1997.
5.Хеннер Е.К. Формирование ИКТ-компетентности учащихся и преподавателей в системе непрерывного образования [Текст]. - Москва : Издательство "Бином", 2012.
6.Яковлев А.И. Информационно-коммуникационные технологии в образовании [Текст]. - Москва : [б.н.], 2001 r.. - 2.
Интернет- ресурсы
7.ИКТ – технологии в ДОУ.
http://conseducenter.ru/index.php/chtenya/156-ajisheva
8.Использование ИКТ – технологий в ДОУ.
http://nsportal.ru/detskiysad/raznoe/2013/10/20/ispolzovanie-informatsionno-kommunikativnykh-tekhnologiy-v-doshkolnom