СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Семинар - практикум " Использование технологии проектирования при совершенствовании системы патриотического воспитания"

Нажмите, чтобы узнать подробности

Для педагогических работников

Просмотр содержимого документа
«Семинар - практикум " Использование технологии проектирования при совершенствовании системы патриотического воспитания"»

МКДОУ «Семицветик»  Воронежская область г. Семилуки Семинар – практикум для педагогических работников «Использование технологии проектирования при совершенствовании системы патриотического воспитания» Подготовила выступление: воспитатель Удовидченко Оксана Анатольевна  2023 г.

МКДОУ «Семицветик» Воронежская область г. Семилуки

Семинар – практикум

для педагогических работников

«Использование технологии проектирования при совершенствовании системы патриотического воспитания»

Подготовила выступление: воспитатель

Удовидченко Оксана Анатольевна

2023 г.

Осуществляя образовательно - воспитательный процесс в соответствии с требованиями ФГОС, необходимо использовать различные инновационные технологии. Использование инновационных педагогических технологий открывает новые возможности воспитания и обучения дошкольников, и одной из наиболее эффективных в наши дни стал метод проектов.

Технология проектирования относится к современным гуманитарным технологиям, которые являются инновационными в работе дошкольных учреждений. Технология проектирования является эффективным способом развивающего, личностно – ориентированного взаимодействия взрослого и ребёнка.

Проектная деятельность обеспечивает развитие творческой инициативы и самостоятельности участников проекта; открывает возможности для формирования жизненного опыта общения с окружающим миром; реализует принцип сотрудничества детей и взрослых. Метод проектов актуален и эффективен. Он даёт ребёнку возможность экспериментировать, синтезировать полученные знания. Развивать творческие способности и коммуникативные навыки. Под проектом понимается самостоятельная и коллективная творческая завершённая работа, имеющая социально значимый результат. В основе проекта лежит проблема, для её решения необходим исследовательский поиск в различных направлениях, результаты которого обобщаются и объединяются в одно целое.

Тематика и содержание проектов для детей дошкольного возраста могут быть очень разнообразны: «Моя семья», «Воспитание патриота», «Наша Родина – Россия», «Родословная – старинная народная традиция», «Куклы наших предков», «Путешествие в историю родного города», «День матери», «Защитники Отечества» и др. В зависимости от доминирующих методов, - игровых, творческих, познавательных, можно предложить следующую типологию и тематику проектов.

  • Исследовательско –творческие: дети экспериментируют, а затем результаты оформляют в виде газет, драматизации, детского дизайна.
  • Ролево – игровые (с элементами творческих игр, когда дети входят в образ персонажей сказки и решают по – своему поставленную проблему).
  • Информационно – практико – ориентированные: дети собирают информацию и реализуют её, ориентируясь на социальные интересы (оформление и дизайн группы, витражи и др.)
  • Творческие (Оформление результата в виде детского праздника, детского дизайна и т.д.)

Работа над проектом, включающая составление обоснованного плана действий, который формируется и уточняется на протяжении всего периода, проходит несколько этапов:

  • постановка цели;
  • поиск формы реализации проекта;
  • разработка содержания всего учебно – воспитательного процесса на основе тематики проекта;
  • Организация развивающей, познавательной, предметной среды;
  • Определение направлений поисковой и практической деятельности;
  • Организация совместной ( с педагогами, родителями и детьми) творческой, поисковой и практической деятельности;
  • Коллективная реализация проекта, его демонстрация.

В соответствии с принципами отечественной педагогики детское проектирование может быть успешным, если

соблюдаются следующие условия:

  • учёт интересов каждого ребёнка;
  • деятельность детей без принуждения;
  • предоставление детям самостоятельности и поддержка их инициативы;
  • совместное с взрослым поэтапное достижение цели;
  • тематика (проблема) из ближайшего окружения дошкольника, адекватная его возрасту.

Работа над проектами помогает развивать у каждого ребёнка:

  • творческое начало, воображение, изобретательность
  • способность к критическому мышлению и умение делать самостоятельный выбор
  • способность ставить проблемы и находить их решение

Работа над проектом имеет большое значение для развития познавательных интересов ребёнка. В этот период

происходит интеграция между общими способами решения учебных и творческих задач, общими способами

мыслительной, речевой, художественной и другими видами деятельности. Через объединение различных

областей знаний формируется целостное видение картины окружающего мира. Коллективная работа детей в

подгруппах даёт им возможность проявить себя в различных видах ролевой деятельности. Общее дело развивает

коммуникативные и нравственные качества.

Использование метода проектов позволяет детям становиться более раскрепощёнными и самостоятельными,

целеустремлёнными и уверенными в себе, общительными, более внимательными и заботливыми по отношению

к сверстникам и взрослым; способными к взаимопониманию и сотрудничеству.

Большую роль в реализации проектов играет привлечение родителей. Благодаря их участию в проектах у детей

формируются чувство гордости, повышается самооценка, а у тех детей, родители которых чаще выполняют роль

ассистентов, наблюдается значительное продвижение в развитии. Значение семьи в формировании нравственно-

патриотического сознания трудно переоценить, т.к.привлекая родителей к работе над проектом, создаются

дополнительные возможности для раскрытия индивидуальных способностей их детей, выявления творческого

потенциала всех участников проекта, расширения возможностей реализации проекта.

Результаты реализации проектной деятельности всегда радуют, но всегда есть над чем нужно поработать в

дальнейшем. Проектная деятельность создаёт необходимые условия для того, чтобы каждый ребёнок вырос

талантливым, умным, добрым, мог жить и трудиться в новом обществе. Участие в проектной деятельности

даёт возможность развивать у дошкольников внутреннюю активность, способность выделять проблемы, ставить

цели, добывать знания , приходить к результату.

Значимыми условиями для успешного внедрения проектной деятельности являются:

  • развивающая среда
  • уровень общения со сверстниками
  • способность к сотрудничеству
  • профессионализм педагога
  • потребность родителей
  • опора на собственный опыт ребёнка

На что необходимо обращать внимание воспитателю при работе над проектом:

  • Глубоко изучить тематику проекта, опираясь на интересы детей и их эмоциональный отклик.
  • Вводить детей в проблемную ситуацию, доступную для их понимания и опорой на их личный опыт.
  • Заинтересовать каждого ребёнка тематикой проекта, поддерживать его любознательность и устойчивый интерес у детей к данной проблеме.
  • При составлении совместного плана с детьми над проектом поддерживать детскую инициативу.
  • Тактично рассматривать все предложенные детьми варианты решения проблемы: ребёнок должен иметь право на ошибку и не бояться высказываться.
  • Соблюдать принцип последовательности и регулярности в работе над проектом.
  • В ходе работы над проектом создавать атмосферу сотворчества с ребёнком, используя индивидуальный подход.
  • Развивать творческое воображение и фантазию детей.
Творчески подходить к реализации проекта ; ориентировать детей на использование накопленных наблюдений, знаний, впечатлений. Систематическая и планомерная работа по воспитанию у детей патриотических чувств с помощью проектной деятельности способствует обогащению знаний дошкольников. Дети узнают много нового о малой родине, о достопримечательностях, о жизни коренных жителей, об их обычаях и традициях, пополняется активный и пассивный словарь детей, формируется наглядно – образное мышление у детей.
  • Творчески подходить к реализации проекта ; ориентировать детей на использование накопленных наблюдений, знаний, впечатлений.

Систематическая и планомерная работа по воспитанию у детей патриотических чувств с помощью проектной

деятельности способствует обогащению знаний дошкольников. Дети узнают много нового о малой родине, о

достопримечательностях, о жизни коренных жителей, об их обычаях и традициях, пополняется активный и

пассивный словарь детей, формируется наглядно – образное мышление у детей.

   Проект «Наша Родина –Россия»   Цель проекта:    Расширять и систематизировать знания детей о России как родной стране – как о месте, где человек родился, живет, славу и богатство которой должен беречь и приумножать.   Гипотеза: Патриотическое воспитание должно носить комплексный характер, пронизывать все виды деятельности дошкольника, осуществляться в повседневной жизни, на непосредственно – образовательной деятельности по познанию окружающего мира. Наличие таких деятельностей является непременным условием полноценного патриотического воспитания, осуществляемого в системе. В противном случае знания детей останутся путаными, отрывчатыми, неполными.

Проект «Наша Родина –Россия» Цель проекта:

  • Расширять и систематизировать знания детей о России как родной стране – как о месте, где человек родился, живет, славу и богатство которой должен беречь и приумножать.

Гипотеза:

Патриотическое воспитание должно носить комплексный характер, пронизывать все виды деятельности дошкольника, осуществляться в повседневной жизни, на непосредственно – образовательной деятельности по познанию окружающего мира. Наличие таких деятельностей является непременным условием полноценного патриотического воспитания, осуществляемого в системе. В противном случае знания детей останутся путаными, отрывчатыми, неполными.

Тип проекта: коллективный, информационно – творческий Участники проекта:  дети старшей группы, родители воспитанников, воспитатель группы. Работа с музыкальным руководителем, инструктором по физической культуре  По сроку реализации: долгосрочный По числу участников проекта:  групповой . Использование различных видов деятельности: игровой, познавательно-исследовательской, коммуникативной, чтение художественной литературы, продуктивной, трудовой , изобразительной , двигательной, музыкальной. В работе с детьми по воспитанию патриотизма у детей были использованы: ООД, совместную деятельность взрослых и детей, чтение художественной литературы, игры, досуги, развлечения, изо деятельность, конструирование По форме: интегративный (Познавательное развитие, социально-коммуникативное развитие, художественно - эстетическое развитие, физическое развитие , речевое развитие)

Тип проекта: коллективный, информационно – творческий

Участники проекта: дети старшей группы, родители воспитанников, воспитатель группы. Работа с музыкальным руководителем, инструктором по физической культуре

По сроку реализации: долгосрочный

По числу участников проекта: групповой .

Использование различных видов деятельности: игровой, познавательно-исследовательской, коммуникативной, чтение художественной литературы, продуктивной, трудовой , изобразительной , двигательной, музыкальной.

В работе с детьми по воспитанию патриотизма у детей были использованы:

ООД, совместную деятельность взрослых и детей, чтение художественной литературы, игры, досуги, развлечения, изо деятельность, конструирование

По форме: интегративный (Познавательное развитие, социально-коммуникативное развитие, художественно - эстетическое развитие, физическое развитие , речевое развитие)

Задачи проекта Образовательные: Знакомить с государственными и негосударственными символами России; приобщать к истокам народной культуры через знакомство с народными промыслами; Развивающие: Способствовать развитию творческих, познавательных, коммуникативных навыков. Развивать любознательность, интерес к изучению родной страны; Воспитательные: Воспитывать любовь к Родине, бережное отношение к её культурным ценностям; Прививать чувство гордости, глубокого уважения и почитания символов Российской Федерации – герба, гимна, флага. Воспитывать любовь и уважение к своей семье, городу, краю, стране в которой живет, гордость за принадлежность к гражданам России.

Задачи проекта

Образовательные:

  • Знакомить с государственными и негосударственными символами России;
  • приобщать к истокам народной культуры через знакомство с народными промыслами;

Развивающие:

  • Способствовать развитию творческих, познавательных, коммуникативных навыков.
  • Развивать любознательность, интерес к изучению родной страны;

Воспитательные:

  • Воспитывать любовь к Родине, бережное отношение к её культурным ценностям;
  • Прививать чувство гордости, глубокого уважения и почитания символов Российской Федерации – герба, гимна, флага.
  • Воспитывать любовь и уважение к своей семье, городу, краю, стране в которой живет, гордость за принадлежность к гражданам России.
 Предварительная работа Чтение методической и художественной литературы, русские народные сказки, стихи, рассказы Рассматривание иллюстраций, фотографий, слайдов Проведение цикла тематических занятий. Подбор пословиц, поговорок, загадок о русской культуре. Подборка «Энциклопедические данные о России». Подборка «Русские народные игры». Подборка «Русские народные сказки». Подборка «Русские народные песни». Создание мини-музея «Кукла в национальном костюме». Подборка образцов русских народных промыслов;

Предварительная работа

  • Чтение методической и художественной литературы, русские народные сказки, стихи, рассказы
  • Рассматривание иллюстраций, фотографий, слайдов
  • Проведение цикла тематических занятий.
  • Подбор пословиц, поговорок, загадок о русской культуре.
  • Подборка «Энциклопедические данные о России».
  • Подборка «Русские народные игры».
  • Подборка «Русские народные сказки».
  • Подборка «Русские народные песни».
  • Создание мини-музея «Кукла в национальном костюме».
  • Подборка образцов русских народных промыслов;

Предполагаемые итоги реализации: - Знания детей о Родине; - Умение уважительно относиться, проявлять интерес к своей Родине; Предполагаемым результатом является формирование у детей нравственно-патриотического сознания, гуманного мировоззрения к окружающим явлениям и объектам, а также показать возможность использования различных видов деятельности детей, направленных на становление нравственно-патриотического сознания.

Предполагаемые итоги реализации:

- Знания детей о Родине;

- Умение уважительно относиться, проявлять интерес к своей Родине;

Предполагаемым результатом является формирование у детей нравственно-патриотического сознания, гуманного мировоззрения к окружающим явлениям и объектам, а также показать возможность использования различных видов деятельности детей, направленных на становление нравственно-патриотического сознания.

Формы работы:  с детьми: с родителями беседы, консультации, анкетирование  Фотоотчеты и видеоотчеты фотоконкурсы  праздники   Беседы Занятия рассматривание семейных альбомов, иллюстраций;  заучивание стихов, пословиц, поговорок  творческая речевая деятельность  утренники, развлечения, конкурсы  дидактические и сюжетно-ролевые игры   сочинение рассказов и сказок  создание мини-проектов

Формы работы: с детьми: с родителями

  • беседы, консультации,
  • анкетирование
  • Фотоотчеты и видеоотчеты
  • фотоконкурсы
  • праздники
  • Беседы
  • Занятия
  • рассматривание семейных альбомов, иллюстраций;
  • заучивание стихов, пословиц, поговорок
  • творческая речевая деятельность
  • утренники, развлечения, конкурсы
  • дидактические и сюжетно-ролевые игры  
  • сочинение рассказов и сказок
  • создание мини-проектов
Этапы и сроки реализации проекта: . Этап I Подготовительный (сентябрь –октябрь )    Цель: Определение основных направлений работы.   Задачи:   • Разработка плана проекта;  • Создание условий для реализации проекта: разработка методических рекомендаций для педагогов и родителей; дидактических игр, пособий; подбор методической и художественной литературы; песен, музыкальных игр, танцевальных композиций связанных с тематикой проекта;  • Подобрать материал для продуктивной деятельности, исследования и экспериментирования.   • Привлечение родителей к участию в проекте.   Ожидаемые результаты:  • Разработан план проекта;  • Созданы необходимые условия для реализации проекта;  • Подобран необходимый материал;  • Проведён опрос родителей. 

Этапы и сроки реализации проекта:

. Этап I Подготовительный (сентябрь –октябрь )   Цель: Определение основных направлений работы.  Задачи:  • Разработка плана проекта; • Создание условий для реализации проекта: разработка методических рекомендаций для педагогов и родителей; дидактических игр, пособий; подбор методической и художественной литературы; песен, музыкальных игр, танцевальных композиций связанных с тематикой проекта; • Подобрать материал для продуктивной деятельности, исследования и экспериментирования.  • Привлечение родителей к участию в проекте.  Ожидаемые результаты: • Разработан план проекта; • Созданы необходимые условия для реализации проекта; • Подобран необходимый материал; • Проведён опрос родителей. 

2 этап- Организационный  ноябрь-декабрь Разработка совместного плана действий по развитию познавательной активности воспитанников в процессе формирования представлений о Родине(через все виды деятельности: трудовой, познавательно-исследовательской, игровой, продуктивной, двигательной, музыкальной, восприятие художественной литературы) ; Разработка проекта. Выбор форм работы с детьми и родителями. Определение объема и содержания работы для внедрения проекта. . Определение уровня знаний детей; планирование деятельности, т.е. разработка совместного плана действий по достижению цели ; Определение и формулировка ожидаемых результатов; Разработка и организация мероприятий по реализации проекта. Анализ собранной информации и планирование практической деятельности по созданию продукта.

2 этап- Организационный ноябрь-декабрь

  • Разработка совместного плана действий по развитию познавательной активности воспитанников в процессе формирования представлений о Родине(через все виды деятельности: трудовой, познавательно-исследовательской, игровой, продуктивной, двигательной, музыкальной, восприятие художественной литературы) ;
  • Разработка проекта. Выбор форм работы с детьми и родителями. Определение объема и содержания работы для внедрения проекта.
  • . Определение уровня знаний детей; планирование деятельности, т.е. разработка совместного плана действий по достижению цели ;
  • Определение и формулировка ожидаемых результатов;
  • Разработка и организация мероприятий по реализации проекта.
  • Анализ собранной информации и планирование практической деятельности по созданию продукта.
3 этап- Основной декабрь - май  Цель: Выполнение работ, раскрывающих идеи проекта  Задачи:   • Реализация плана проекта;  • Организация мероприятий с детьми и родителями по теме проекта.   • Использование разнообразных форм в работе с детьми и родителями :  ознакомление детей с художественной литературой( загадки, чтение стихов, сказок, пословиц, поговорок); проведение бесед; рассмотрение иллюстраций и беседы по их содержанию; проведение занятий; проведение мероприятия; продуктивная деятельность с детьми согласно выбранной теме; организация познавательно-исследовательской деятельности. выставка поделок из пластилина; Экскурсии к памятнику, церкви; Ожидаемые результаты:  Конспекты образовательной деятельности, целевых прогулок с детьми.   • Сценарии развлечений.   •Создана предметно-пространственная среда и т. д

3 этап- Основной декабрь - май

Цель: Выполнение работ, раскрывающих идеи проекта Задачи:  • Реализация плана проекта; • Организация мероприятий с детьми и родителями по теме проекта.  • Использование разнообразных форм в работе с детьми и родителями : ознакомление детей с художественной литературой( загадки, чтение стихов, сказок, пословиц, поговорок);

  • проведение бесед;
  • рассмотрение иллюстраций и беседы по их содержанию;
  • проведение занятий;
  • проведение мероприятия;
  • продуктивная деятельность с детьми согласно выбранной теме;
  • организация познавательно-исследовательской деятельности.
  • выставка поделок из пластилина;
  • Экскурсии к памятнику, церкви;

Ожидаемые результаты: Конспекты образовательной деятельности, целевых прогулок с детьми.  • Сценарии развлечений.  •Создана предметно-пространственная среда и т. д

4 этап Заключительный этап  май   Цель: Подведение итогов реализации проекта.   Задачи:   • Анализ результатов реализации проекта и соотнесение их с заявленными целями и задачами;  • Оформление и описание хода реализации и результатов проекта в форме отчета.   Ожидаемые результаты: Презентация проекта «Наша Родина-Россия». выставка творческих работ детей и родителей.

4 этап Заключительный этап май

Цель: Подведение итогов реализации проекта.  Задачи:  • Анализ результатов реализации проекта и соотнесение их с заявленными целями и задачами; • Оформление и описание хода реализации и результатов проекта в форме отчета.  Ожидаемые результаты:

  • Презентация проекта «Наша Родина-Россия».
  • выставка творческих работ детей и родителей.
   Фотографии Содержание работы в процессе реализации проекта. В соответствии с требованиями ФГОС ДО проект реализуется через различные виды детской деятельности:       Музыкальная деятельность Двигательная деятельность  Образовательная деятельность Игровая деятельность Продуктивная деятельность Чтение художественной литературы Рассматривание иллюстраций, работа с картой, глобусом. Трудовая деятельность Познавательно – исследовательская деятельность Участие в конкурсах Праздники России Прогулка

Фотографии

Содержание работы в процессе реализации проекта. В соответствии с требованиями ФГОС ДО проект реализуется через различные виды детской деятельности:

Музыкальная деятельность

Двигательная деятельность

Образовательная деятельность

Игровая деятельность

Продуктивная деятельность

Чтение художественной литературы

Рассматривание иллюстраций, работа с картой, глобусом.

Трудовая деятельность

Познавательно – исследовательская деятельность

Участие в конкурсах

Праздники России

Прогулка