СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Семинар-практикум «Компетентностный подход как механизм обеспечения качества образования и его реализация на уроке»

Категория: Завучу

Нажмите, чтобы узнать подробности

Цель: Содействовать развитию у участников семинара навыков применения современных технологий, форм, методов и приемов в контексте компетентностного подхода для формирования ключевых компетенций учащихся как показателя педагогической компетентности современного педагога.   

Просмотр содержимого документа
«Семинар-практикум «Компетентностный подход как механизм обеспечения качества образования и его реализация на уроке»»

Семинар-практикум

«Компетентностный подход как механизм обеспечения качества образования и его реализация на уроке»


Цель: Содействовать развитию у участников семинара навыков применения современных технологий, форм, методов и приемов в контексте компетентностного подхода для формирования ключевых компетенций учащихся как показателя педагогической компетентности современного педагога.

Задачи: Предполагается, что семинар даст возможность

  • педагогам в самоопределении их личностной траектории развития и самосовершенствования;

  • вовлечь педагогов в коллективную деятельность, развивать умение и желание взаимодействовать друг с другом для решения нестандартных ситуаций;

  • создать благоприятные условия для выработки единой педагогической позиции;

  • повышать уровень исследовательских умений педагогов лицея, развивать интеллектуальную и творческую инициативу педагогов.


Предполагаемые результаты: педагоги осознают необходимость применения современных технологий, форм, методов и приемов в контексте компетентностного подхода для формирования ключевых компетенций учащихся.

Формы организации семинара-практикума: групповая работа, интерактивные приемы «Найди похожих», «Доска ожиданий» и др.


Литература:


1..Запрудский, Н.И., Педагогический опыт и формы представления: пособие для учителя/Н.И.Запрудский.-Минск: Сэр-Вит, 2014.-256 с.

2. Запрудский, Н.И., Современные школьные технологии/Н.И.Запрудский.-Минск: Сэр-Вит, 2010.-256 с.

3.Запрудский, Н. И. Эффективные практики методической работы в школе / Н. И. Запрудский, Г. А. Сухова. – Минск : Сэр-Вит, 2022. – 172 с.

4.Иванов, Д.А. Компетентностный подход в образовании. Проблемы, понятия, инструменты: учебно-методическое пособие / Д.А.Иванов, К.Г.Митрофанов, О.В.Соколова.-М: АПК и ПРО, 2003.-101с.

5. Хуторской, А.В.Технология проектирования ключевых компетенций и предметных компетенций [Электронный ресурс]/ А.В.Хуторской//Интернет-журнал «Эйдос».-Режим доступа: http//www.edos.ru/journal/2005/ 1212.htm.

6. Хуторской, А.В. Ключевые компетенции как компонент личностно-ориентированной парадигмы образования // Ученик в обновляющейся школе. Сборник научных трудов.— М.: ИОСО РАО, 2002. – С. 135-157.


Ход семинара-практикума

1.Вводная часть:

а) метод «Найди похожих»

Цель этапа: преодоление трудностей, создание веселой непринужденной обстановки, сплоченности в группах.

Ход: ведущий говорит фразы-утверждения, к кому они подходят, те выходят вперед.

Фразы:

- кто сегодня провел не менее трех уроков, объясняя новый материал у доски?

- у кого есть ощущение, что он мог бы провести урок в незнакомом классе по любой теме учебного курса запросто?

- кто применяет на уроках компетентностный подход?

- кто использовал сегодня на уроках ИКТ?

- кто часто обращается на уроках к активным методам обучения?

- кто вовремя сдает всю документацию заместителю директора по учебной работе?

-у кого завтра по календарно-тематическому планированию урок контроля знаний?

- кто уже провел первый этап республиканской олимпиады по учебным предметам?

- кто уже подал заявку для участия в лицейской педагогической конференции?

-кто из вас участвует в профессиональных конкурсах и конференциях?

б) Метод «Доска ожиданий»

Цель этапа: участники самостоятельно формируют свои ожидания от семинара, узнают об ожиданиях других участников, на протяжении всего семинара видят свое продвижение вперед.

Материал: шаблоны карточек.

Ход: на заранее приготовленные шаблоны участники пишут свои ожидания от семинара и помещают их на магнитную доску.

2. Знакомство с темой, постановка цели семинара-практикума.

3. Активизация и актуальность: «Что помогает современному педагогу в работе? » по первым буквам слова «образование» (вера, оптимизм, интуиция, борьба и т. д.).

Работая долгие годы в образовании вы, уважаемые коллеги, наверное, заметили, что как бы мы ни старались — обучаются успешно не все 100% лицеистов. Почему? Как это объяснить?

Или например, про пресловутые % победителей на олимпиаде. А почему не 100% победителей?

У меня есть много вопросов, на которые я бы хотела найти ответы вместе с вами. Как зажечь искорку в глазах учащихся? Как организовать образовательный процесс и построить образовательную траекторию лицеиста так, чтобы каждый стал успешен. (сообщение цели и задач семинара-практикума).

4. Сообщение плана работы

Наш семинар состоит из двух частей: теоретической и практической. Теоретическая часть:

1. Что такое компетентностный подход?

2. Как компетентностный подход использовать на уроке?

3. Что такое ключевые компетенции? Их виды.

4. Что такое компетентность?

Практическая часть:

1.Взаимодействие учитель-ученик на уроке

2.Моделируем современный урок — формируем ключевые компетенции

5. Теоретическая часть семинара-практикума

Содержание современного образования затрагивает все стороны образовательного процесса. Его задача состоит в достижении нового качества — качества, которое отвечает требованиям, предъявляемым к личности в современных, быстро меняющихся условиях.

Традиционно вся система образования ориентировалась на знания как цель обучения. Преобразования современного общества в целом и образования в частности обусловили изменение требований к учащимся. «Выпускник знающий» перестал соответствовать запросам социума. Возник спрос на «выпускника умеющего и творческого», имеющего ценностные ориентации. Решению этой проблемы призван помочь компетентностный подход.

На мой взгляд, компетентностный подход в образовательном процессеэто….совокупность принципов, которые определяют постановку цели, содержание обучения и его организацию, содержание контроля и оценки, ориентированные на овладение учащимися актуальными компетенциями.

Рассмотрим понятия «компетенция» и «компетентность», которые почти синонимичны.

Компетенция — круг вопросов, владение которыми необходимо для эффективной деятельности. Это своего рода заданные обществом требования к образовательной подготовке человека.

В белорусском и российском образовании компетенции называют ключевыми. Они надпредметны и междисциплинарны, они применимы в различных ситуациях, не только в школе, но и на работе, в семье, в политической сфере и др. Российский ученый А.В.Хуторской выделяет семь ключевых компетенций: ценностно-смысловую, общекультурную, учебно-познавательную, информационную, коммуникативную, социально-трудовую, компетенцию личного самосовершенствования. Все перечисленные компетенции могут быть сконцентрированы в такой форме, как урок.

«Компетентность» - интегральное качество личности, проявляющееся в общей способности и готовности к деятельности, основанной на знаниях и опыте. Компетентность — опыт, практическая деятельность, связанная с жизнью, основанная на знаниях, умениях, навыках. Учащийся считается компетентным по результатам деятельности, если он способен применять на практике усвоенное на уроке ранее, то есть перенести компетентность на определенные ситуации реальной жизни.

- Как вы считаете, в чем цель компетентностного образования? (научить получать знания; учить учиться; научить жить; научить жить вместе; научить работать и зарабатывать и т.д.)

- С позиции компетентностного подхода, что является непосредственным итогом образовательной деятельности? (Сформированность у учащихся ключевых компетенций)

- Т.обр. данный подход в образовании выделяет на первое место не информированность учащихся, а умение решать проблемы. Он формирует способность к практической деятельности.

Например, решим такую практико-ориентированную задачу. Вы проехали на машине две трети вашего пути. В начале маршрута бензобак машины был полным, а сейчас заполнен на одну четверть. Считаете ли вы, что у вас есть проблема?

Автолюбитель решил очистить небольшую алюминиевую деталь машины от масла и грязи и опустил ее на ночь в раствор щелочи. Наутро деталь исчезла. Объясните наблюдаемый результат и напишите уравнение реакции.

В древности для написания икон использовали свинцовые белила. Спустя некоторое время такие иконы чернели. Почему иконы чернели? Какое вещество, используемое также в медицине, применяли для обновления икон?

Но это задания для учащихся.

- Какие требования предъявляются при подготовке педагога к компетентностно-ориентированному уроку?

- исследовать исходный уровень владения учащимися ключевыми компетенциями;

- оценить возможность содержания урока для развития ключевых компетенций;

- увидеть противоречия м/у желаемыми и наличными уровнями владения учащимися конкретными компетенциями;

- сформулировать задания направленные на формирование соответствующих компетенций;

- придумать задания развивающего типа, «проживая» которые учащиеся будут с какой-то вероятностью овладевать той или иной компетенцией.

Данный подход реализуется через использование различных технологий, форм и методов работы на уроках

- Определите три условия (качества) современного урока? (результативность, комфорт, творчество)


6. Практическая часть семинара.

Работать далее вы будете в группах. Надеюсь, вы помните принципы работы в группах. Я лишь скажу, что работать в группе можно по-разному. Поэтому среди вас будут (ведущий семинара раздает таблички): «Автоответчик» (транслирует идеи и мысли группы), «Секретарь» (записывает идеи, вопросы и оформляет результаты работы группы), «Сомневающийся» (задает вопросы ведущему, другим группам и другим членам своей группы), «Хранитель времени» (следит за временем при выполнении заданий).

Задание «Учитель-учащийся»

разделите лист пополам и методом мозгового штурма сформулируйте, как минимум, по три причины...когда учащемуся не интересно учиться, учителю не интересно учить. (на выполнение задания отводится три минуты);

Задание «Исправляем ошибки»

группы обмениваются своими листами и ручкой другого цвета дописываю напротив каждого примера, как исправить данную ситуацию;

Защита проектов.

Задание «Определяем компетенции»

Перед вами таблицы, в которые вписаны задания из разных областей знания (каждая группа получает по два задания). Ваша задача в течение 3 минут рассмотреть их и указать на формирование каких ключевых компетенций направлено выполнение данного задания.


Задания

На развитие какой компетенции направлено

Металл серебристо белого цвета. На своей поверхности образует оксидную пленку, по электрической проводимости уступает лишь меди и серебру. Его называют крылатым металлом. Н.Г. Чернышевский в своем произведении “Что делать?” назвал его “металлом социализма”. Задание: 1.Назовите данный металл, дайте ему характеристику на основании положения в Периодической системе. 2.Назовите особенности свойств простого вещества и соединений , образованных этим элементом.

Ценностно-смысловая; общекультурная;
учебно-познавательная;

коммуникативная;

личностного самосовершенствования;

социально-трудовая;

информационная

Правильно ли поступил судовой врач, используя стерилизованную морскую воду для вливания в организм механику, с редкой группой крови, потерявшему при пожаре большое количество крови? Задание:1. Обоснуйте свой ответ.

Ценностно-смысловая; общекультурная;
учебно-познавательная;

коммуникативная;

личностного самосовершенствования;

социально-трудовая;

информационная

Это сложное вещество в старину называли властителем жизни и смерти. Его приносили в жертву богам, а иногда поклонялись как божеству. На пирах у киевского князя его ставили в золотой посуде лишь на стол, где сидели князь и его сподвижники. Оно служило мерилом богатства, могущества, стойкости, власти, считалось хранителем молодости и красоты. По поверьям, оно обладает способностью помогать человеку во всех его делах, спасать от бед и напастей. Начиная день, проглоти его кристаллик – жди удачи. Вошел в дом незнакомый человек – незаметно брось его щепотку в огонь: “спасет от дурного глаза”. Собираясь в дорогу, заверни его в тряпицу и повесь на грудь – принесет удачу. Оно и стадо хранило, и урожай берегло, и рыбу в реке приманивало – нигде без него не обойтись. Оно в воде рождается и в воде умирает. Задание: 1. О каком веществе идет речь? 2. Перечислите полезные свойства этого вещества.

Ценностно-смысловая; общекультурная;
учебно-познавательная;

коммуникативная;

личностного самосовершенствования;

социально-трудовая;

информационная

В настоящее время в качестве материала для изготовления ювелирных украшений нередко используют белое золото. Белое золото 585-й пробы – это сплав, состоящий из трех металлов (массовая доля золота 58,5%, серебра – 26%, остальное палладий). Задание: 1.Какие металлы образуют сплав «белое золото»? 2.как получают этот сплав? 3.Рассчитайте массу чистого золота, содержащегося в кольце ручной работы из белого золота 585 пробы, украшенного 23 бриллиантами общей массой 0.23 карата. Масса кольца = 3,8 г. 1 карат =0,2 г. 4. Атомов какого химического элемента больше всего в сплаве белого золота, а какого меньше всего? Ответ подтвердите расчетами. 5. Какие еще металлы могут входить в состав сплавов золота, используемых для изготовления ювелирных изделий? 6. Почему для изготовления ювелирных изделий используют сплавы, а не чистое золото?

Ценностно-смысловая; общекультурная;
учебно-познавательная;

коммуникативная;

личностного самосовершенствования;

социально-трудовая;

информационная

«Никаких дел, касающихся до торговли и фабрик, не можно завести принуждением, а дешевизна родится от великого числа продавцов и от вольного умножения товара». Определите кому: Петру I или Екатерине II, принадлежат эти слова. Свой ответ обоснуйте.

Ценностно-смысловая; общекультурная;
учебно-познавательная;

коммуникативная;

личностного самосовершенствования;

социально-трудовая;

информационная

«Убийство запрещено законом и осуждается моралью. Но в УК РБ «Существует смертная казнь, а значит, существует профессия «палач», как вы относитесь к тому, что случайно узнали, что ваш хороший знакомый – палач?»

Ценностно-смысловая; общекультурная;
учебно-познавательная;

коммуникативная;

личностного самосовершенствования;

социально-трудовая;

информационная

Напишите домашнее эссе на тему «Всегда ли цель оправдывает средства»


Ценностно-смысловая; общекультурная;
учебно-познавательная;

коммуникативная;

личностного самосовершенствования;

социально-трудовая;

информационная

Вы капитаны, от которых зависит судьба людей.

Известный роман Жюля Верна «Дети капитана Гранта» начинался с необычного происшествия.

Из брюха пойманной акулы вынули бутылку, где была найдена записка: «7 июня 1862 г. трехмачтовое судно «Британия»… Глазго потерпело крушение…..два матроса и капитан Грант достигли 37* широты южной… Окажите им помощь».

Вы капитаны кораблей и ваш долг помочь детям капитана найти их отца и спасти тех, кто просит о помощи. Ваша задача – определить возможные места нахождения капитана Гранта.

Ценностно-смысловая; общекультурная;
учебно-познавательная;

коммуникативная;

личностного самосовершенствования;

социально-трудовая;

информационная


Задание «Моделируем современный урок»

Как мы с вами видим компетентностный подход предъявляет свои требования к педагогам: поиск новых форм работы, методов, технологий обучения.

Все более актуальными в обучении становятся приемы и методы, которые формируют умения самостоятельно собирать необходимую информацию, анализировать ее, выдвигать гипотезы, делать выводы и умозаключения. Одно из требований — включение ребят в совместное целеполагание. И конечно же все мы используем активные методы и приемы обучения.

Сейчас при помощи алгоритмических карточек в течение 15 минут смоделируйте в группе фрагмент или этап урока, направленный на формирование заданной вам компетенции, с использованием различных активных методов и приемов обучения.

1 группа: учебно-познавательная

2 группа: коммуникативная

3 группа: информационная

4 группа: общекультурная

алгоритмические карточки:

- тема урока;

- задача, направленная на создание условий формирования заданной компетенции;

- оборудование к уроку;

- применяемые методы и приемы работы;

- краткое описание фрагмента урока;

- д/з.

Защита проекта.

7. Подведение итогов семинара.

Упражнение «Продолжите фразу»

Сегодня на семинаре я…

Мне было непонятно…

Сегодня мне не понравилось…

Я бы изменил сегодня…

Хотелось бы после семинара...

Я был удивлен (а)…

Я достиг цели нашего занятия, потому что…

Коллеги спасибо за совместную работу!