СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Семинар-практикум на тему «Искусство говорить с детьми»

Нажмите, чтобы узнать подробности

Цель: повышение культуры речи как компонента профессиональной компетентности воспитателя ДО.

Задачи:

1. Обобщить компоненты профессиональной речи педагога и требования к ной;

Уточнить и закрепить на практике основные нормы речи;

2. 3. Способствовать повышению грамотности речи профессиональной коммуникативной компетентности педагогов. формированию

Просмотр содержимого документа
«Семинар-практикум на тему «Искусство говорить с детьми»»

Семинар-практикум на тему «Искусство говорить с детьми»

Воспитатели: Багаева О.Ю.

Март 2024 г.


компетентности воспитателя ДО.

Задачи:

1. Обобщить компоненты профессиональной речи педагога и требования к ной;

Уточнить и закрепить на практике основные нормы речи;

2. 3. Способствовать повышению грамотности речи профессиональной коммуникативной компетентности педагогов. формированию

План проведения:

1. Обоснование проблемы: показать значимость культуры речи педагога для

речевого развития дошкольников. 2. Требования к качеству речи педагога ДО. Понятие «культура речи»,

3. Практикум «Правильно ди мы говорим?».

Ход семинар-практикума:

1. Обоснование проблемы: показать значимость культуры речи педагога для

речевого развития дошкольников.

Добрый день, уважаемые коллеги!

Сегодня мы поговорим о культуре речи, об искусстве говорить с детьми.

Не случайно считается, что речь человека его визитная карточка, поскольку от того, насколько грамотно он выражается, зависит его успех не только в повседневном общении, но и в профессиональной деятельности. Одним из слагаемых мастерства педагога является культура его речи. Кто владеет культурой речи, тот достигает больших успехов в профессиональной деятельности. Особенно актуально данное утверждение по отношению к речи педагога, работающего с детьми дошкольного возраста.

Дошкольный возраст является сензитивным периодом речевого развития ребенка, поэтому одно из ведущих направлений деятельности воспитателя детского сада формирование устной речи и навыков речевого общения, опиршощееся на владение родным литературным языком.

Одним из основных механизмов овладения детьми родным языком является подражание. Педагогические исследования доказывают, что, подражая взрослым, ребенок перенимает не только все тонкости ости произношения, словоупотребления, построения фраз, но также и те несовершенства, и ошибки, которые встречаются в их речи.

Именно поэтому, к речи педагога дошкольного образовательного учреждения

сегодня предъявляются высокие требования, и проблема повышения культуры речи

воспитателя рассматривается в контексте повышения качества дошкольного образования. Качество речевого развития дошкольника зависит от качества речи педагогов и от речевой среды, которую они создают в дошкольном образовательном учреждении.

Но иногда в нашей практике мы сталкиваемся с трудным выбором правильного произношения той или иной формы слов, ударения в словах, сомневаемся использовании правильных норм речи, ошибаемся в лексическом значении слов и их применении в нашей речи.

На протяжении всего дня воспитатель объясняется с детьми словами, предложениями, даёт инструкции, но не всегда изъясняется правильно, грамотно.

Неверно оформленные фразы, неправильное произношение, некорректное использование слов сказывается на детях, они запоминают эти ошибки и начинают использовать их в своей речи, что ведёт к дальнейшим речевым нарушениям, более серьёзным. Для того, что ребёнок с раннего возраста запоминал правильную речь, воспитателю нужно быть грамотным

Что же значит, быть грамотным?

Прежде всего, необходимо обращать внимание на употребление уменьшительно-ласкательных слов В своей речи желательно не злоупотреблять уменьшительно-ласкательными словами и не сюсюкать: ножка, дорожка, машинка, ротик, кашка, ложечка вислочка, карандашик и т. д. Ласковые слова очень нужны, по Ваша речь не должна состоять преимущественно из них!

Например, начиная занятие, воспитатель говорит: «Садитесь на стульчики». Дета ежедневно слышат это слово и запоминают его. А когда время подходит к тому, чтоб учиться изменять слона, ребёнку предлагают назвать стул ласково, используя уменьшительно-ласкательный суффикс. Но его памяти не сохранилось название предмета стул, он знает только стульчик. Он не понимает задания и изменяет слово неправильно, отвечает: «Стулик, стуличек». И ему тяжело даётся понимание данного раздела. Правильно называть слова твёрдо, в единственном числе, именительном падеже. Другие примеры часто употребляемых слов воспитателем с уменьшительно-

ласкательными суффиксами: шкафчики, ложечки, ручки, шапочки, сандалики т. д. Нередко от воспитателя можно услышать фразу: «Играйтесь вместе; хватит играться». Так не говорят. Надо говорить: «Играйте вместе, хватит играть»

Перечислю другие ошибки: «Кушать. Я кушшю, ты кутаешь, кушать пойдёте» Такое слово применимо для детей ясельного возраста. А в остальных случаях грамотно использовать слова «Я ем, приглашаю пообедать и т. д.».

Не используйте слова-паразиты, они не несут в себе никакого смысла, а лишь отвлекат от истинного смысла.

«Это, как бы, ну, эээээ, вот.» В речи надо избегать постоянного употребления присловий: «как бы», «на самом деле», «так сказать», «типа», «значит», «это», «ну» они делают речь смешной, разорванной, несвязной, такие слова являются «упаковочным.

материалом», совершенно ненужным для передачи смысла. А дети это наше отражение. Они, не умея мыслить критически, подражают нам, перенимая нашу речь со всеми ошибками, считая нормой.

Поэтому на нашем семинаре мы вами перечислим и обобщим компоненты профессиональной речи педагога и требования к ней.

2. Требования к качеству речи педагога ДО. Понятие «культура речи».

Давайте вспомним о том, что такое КУЛЬТУРА РЕЧИ?

Культура речи это владение языковыми нормами (в области произношения, ударения, словоупотребления и грамматики, также умение пользоваться всеми выразительными средствами языка в разных условиях общения (коммуникации) соответствии с поставленной целью и содержанием.

Культурная речь является обязательным элементом общей культуры человека. В современных исследованиях проблем повышения культуры речи педагога, выделяются компоненты его профессиональной речи и требования к ней.

Компоненты профессиональной речи педагога.

Содержание профессиональной деятельности педагога предъявляет к его речи ряд специфических требований, заставляющих его развивать определенные речевые качества как профессионально значимые, необходимые и обязательные.

Одной из составляющих речи является качество голоса педагога.

Голос важнейший элемент техники речи. Для педагога он является основным средством труда. К голосу предъявляется ряд требований:

Голос не должен вызывать неприятных ощущений, а должен обладать благозвучностью. Педагог должен уметь изменять характеристики своего голоса с учетом ситуации общения. Педагогу необходимо уметь управлять своим голосом в общении с другими людьми, говорить не для себя, а для слушателей. С помощью голоса педагог должен уметь внушить детям определенные требования и добиться их выполнения. Голос педагога должен быть достаточно вынослив. Исходя из этих требований, можно сказать, что голос педагога должен обладать благозвучностью, гибкостью, полетностью, выносливостью.

Следующим компонентом речи является дикция.

Дикция четкое и ясное произнесение звуков речи. Хорошая дикция обеспечивается строгим соблюдением артикуляционных характеристик звуков. Дикция воляется одним из обязательных элементов техники речи педагога, поскольку речь его является образцом. Нечеткая артикуляция приводит невнятной речи и затрудне

понимание говорящего Выразительность еще один элемент профессиональности речи педагога. Выразительная речь наполнена эмоциональным и интеллектуальным содержанием, это обусловлено спецификой устной речи, в которой особое значение приобретают

интонация, жесты, мимика, Интонация делает речь живой, эмоционально насыщенной, мысль выражается более поздно, закончено.

Среди требований к речи педагога ДОУ выделяют:

Правильность соответствие речи языковым нормам. Педагогу необходимо знать и выполнить в общении с детьми основные нормы русского языка: орфоэпические нормы (правила литературного произношения, а также пормы образования и изменения слов.

Точность соответствие смыслового содержания речи и информации, которая лежит основе. Особое внимание педагому следует обратить на смысловую сторону речи, что способствует формированию у детей навыков точности словоупотребления.

Логичность выражение в смысловых связях компонентов речи и отношений между частями и компонентами мысли. Педагогу следует учитывать, что именно в дошкольном возрасте закладываются представления о использования различных способов внутритекстовой связи.

Чистота отсутствие в речи элементов, чуждых литературному языку. Устранение нелитературной лексики одна задач речевого развития детей дошкольного возраста. Решая данную задачу, принимая во внимание ведущий механизм речевого развития дошкольников (подражание, педагогу необходимо заботиться о чистоте собственной речи: недопустимо использование слов-паразитов, диалектных и жаргонных слов.

Богатство умение использовать все жыковые единицы с целью оптимального выражения информации. Педагогу следует учитывать, что в дошкольном возрасте формируются основы лексического запаса ребенка, поэтому богатый лексикон самого педагога способствует не только расширению словарного запаса ребенка, но и помогает сформировать у него навыки точности словоупотребления, выразительности и образности речи.

Уместность употребление в речи единиц, соответствующих ситуации и условиям общения. Уместность речи педагога предполагает, прежде всего, обладание чувством стиля. Учет специфики дошкольного возраста нацеливает педагога на формирование у детей культуры речевого поведения (навыков общения, умения пользоваться разнообразными формулами речевого этикета, ориентироваться на ситуацию общения, собеседника и др.).

Невербальная культура общения педагога:

Невербальное общение это неречевая форма, которая передает образное и эмоциональное содержание и включает в себя жесты, мимику, позы, визуальный контакт и прикосновения.

Невербальные средства так же важны, как и вербальные. Исследования говорят о том, что в беседе 45% информация передается словами, а 55% невербальными средствами.

Роль мимики в передаче информации:

Особая роль в передаче информации отводится мимике движениям мышц лица. Мимика выражает проживаемые состояния, отношения. Исследования показали, что если лицо педагога неподвижно теряется до 10-15% информации.

Выразительность пластики тела:

Поза педагога должна быть свободной, без зажатости, психологической скованности, "окаменелости" (например, жесткая стойка со скрещенными на груди руками).

При общении необходимо следовать некоторым принципам:

принимать ребенка таким, каков он есть;

помнить, что каждый человек самобытен,

верить в способности воспитанников

стимулировать их творческую активность:

уважать личность детей, создавать ситуацию успеха для каждого;

не унижать достониства ребёнка;

не забывать, что каждый волен иметь свое мнение, никто не имеет права смеяться

пад суждениями окружающих. Кроме того, необходимо помнить и об этикете общения с детьми:

Нельзя называть ребёнка по фамилии.

Нужно всегда внимательно выслушивать ребёнка, с интересом.

Отвечайте на вопросы грамотно, понятными несложными предложениями.

Обязательно комментируйте все действия, когда собираетесь на улицу и во время

обеда.

При рассказе необходимо выделять главное, основное, отбрасывая все второстепенное и малозначащее. Многословие, наслоение лишних фраз делают речь воспитателя громоздкой, трудной для восприятия.

Воспитатель должен обратить внимание на следующее: Правильно произносить все звуки родного языка, устранить имеющиеся дефекты

речи

Иметь ясную, четкую и отчетливую речь, т.е. хорошую дикцико;

Использовать в своей речи литературное произношение, т. е. придерживаться

орфоэпических норм;

Стремиться правильно использовать интонационные средства выразительности с учетом содержания высказывания;

В общении с детьми пользоваться речью слегка замедленного темна, умеренной громкостью голоса:

Связно и в доступной форме рассказывать и передавать содержание текстов, точно используя слова и грамматические конструкции (соответственно возрасту детей);

Речь воспитателя должна быть спокойной, всегда уравновешенной, вежливой не только по отношению к детям, но и ко всем сотрудникам д/с (не допускаются грубые выражения).

Речь в жизни ребёнка имеет огромное значение. Речь очень важна для дальнейшего обучения и всей жизни. Если ребёнок говорит неправильно, позднее, эти ошибки переносятся на письмо и чтение, им очень тяжело даётся обучение.

Не может воспитывать человек невоспитанный, некультурный, неграмотный, поэтому, воспитателю нужно самому следить за тем, как он говорит и постоянно повышать уровень своей речевой культуры. От культуры речи воспитателя зависит культура речи детей.

3. Практикум «Правильно ли мы говорим?»

Предлагаю на практике проверить, уточнить и закрепить Ваши знания об основных нормах речи. Для этого нужно разделиться на три группы и выполнить следующие задания, проверить их и подвести итог

1. Тренинг (для всех команд) «Перефразирование», направлен на развитие вербальной коммуникации:

Каждая команда должна вспомнить какое-нибудь четверостишье из знакомого стихотворения и перефразировать его так, чтобы каждая строфа передавалась в нем иным словом или словосочетанием. (7-10 минут). По итогам выполнения задания каждая команда должна рассказать то, что получилось, остальные догадаться каком четверостишье идет речь

Далее задания и ответы даны в приложении.

Fror Говорить правильно мало, нужно говорить ещё четко. А в этом Вам помогут

скороговорки.

Культура речи педагога свидетельствует об эрудиции, интеллекте, этике. воспитании человека. Владение культурой речи это успех в обществе, авторитет. Сейчас часто можно услышать мнение, что разговорная речь вытесняет пормы культуры русского языка, допускаются свободное употребление слов, ударений, произношений. Но педагог

обязан владеть культурой речи. Если Вы слышите, что кто-то из коллег или родителей произносит слово неправильно, вежливо поправьте его..

Пожалуйста, говорите правильно. Почаще открывайте толковый орфографические словари, словарь ударений и трудностей русского языка, справочники норм речи и правописания. Читайте классическую литературу, учите стихотворения. Всё это поможет Вам в овладении грамотной, красивой речью.

Приложения

Практические задания.

Задания для 1 команды:

2. Расставьте правильно ударение и произнесите слова:

начался, звонит, баловать, досуг, документ, искра, комбайнер, облегчить,

предложить, нет волка.

3. Проспрягайте глаголы: бежать, хотеть.

В каком случае используется форма глагола «бегитев"

4. Закончите предложения, употребив существительное в правильной форме:

о Я встали, сняв ребенка с (колени).

В корзине много (помидоры)

Карантин по гришу продолжался в течение 22 (сутки).

Я купила весь садовый инвентарь, кроме (грабли).

5. Правильно употребите слова в винительном падеже единственного числа: доска,

щека, борода, стена, борона.

Ответы для 1 команды

2. Расставьте правильно ударение и произнесите слова:

начался, звонит, баловать, досуг, документ, Искра, комбайнер, облегчить,

предложить, нет волка,

3. Проспрягайте глаголы: бежать, хотеть.

1л. ед.ч. я бегу, я хочу мн. ч. мы бежим, мы хотим

2л. ед.ч. ты бежишь, ты хочешь мн. ч. вы бежите, вы хотите

Зл. ед. ч.он, она, оно бежит, он, она, оно хочет мн. ч. они бегут, они хотят

В каком случае используется форма глагола «бегите»

При образовании глагола повелительного наклонения.

4. Закончите предложения, употребив существительное в правильной форме:

о Я встала, сняв ребенка с (коленни), с коленей

В корзине много (помидоры) помидоров

о Карантин по гришу продолжался в течение 22 (сутки), двадцати двух суток

Я купила весь садовый инвентарь, кроме (грабли). грабель и граблей

5. Правильно употребите слова в винительном падеже единственного числа: доску,

щёку, бороду, стену, борону.

Задания для 2 команды

2. Расставьте правильно ударение и произнесите слова: