Семинар - практикум «Нравственно-патриотическое воспитание дошкольников»
Одно из основных направлений деятельности нашего дошкольного «Нравственно-патриотическое воспитание дошкольников».
Патриотизм – это любовь к Родине, Отечеству, одно из наиболее глубоких чувств, закреплённых веками и тысячелетиями. Цель деятельности педагогов по данному направлению: создание условий для возникновения у детей любви к своей малой Родине.
Цели семинара - практикума:
повысить педагогическую компетентность педагогов по вопросам патриотического воспитания;
обобщить знания педагогов об этапах патриотического воспитания, формах и методах работы;
вызвать интерес педагогов к этой проблеме.
Атрибуты:
1.Бланки-протоколы для жюри.
2. Изображение Герба и Флага России.
3. Бланки заданий.
4. Схема осуществления нравственно-патриотического воспитания.
5. Аудиозапись народной музыки.
6. Выставка методической литературы по гражданско-патриотическому воспитанию.
Ход семинара:
1. Нравственно-патриотическое воспитание детей дошкольного возраста на современном этапе.
В «Концепции патриотического воспитания граждан Российской Федерации» констатируется на том, что воспитательный потенциал российской культуры, искусства и образования как важнейших из факторов формирования патриотизма резко снизился, поэтому «патриотизм призван дать новый импульс духовному оздоровлению народа, формированию в России единого гражданского общества». Следовательно, духовное оздоровление всего народа связано, прежде всего, с патриотическим воспитанием подрастающих поколений.
С 1 сентября 2013 г. вступил в силу новый закон «Об образовании в Российской Федерации», в котором впервые дошкольное образование закреплено в качестве начального уровня общего образования. С 1 января 2014 введен в действие федеральный государственный образовательный стандарт (ФГОС).
Основной целью образовательной области «Социально-коммуникативное развитие» является – позитивная социализация детей дошкольного возраста, приобщение детей к социокультурным нормам, традициям семьи, общества и государства.
Одним из основных направлений реализации образовательной области «Социально-коммуникативное развитие» является патриотическое воспитание детей дошкольного возраста.
В национальной доктрине образования РФ сказано, что Система образования призвана обеспечить:
- историческую преемственность поколений, сохранение, распространение и развитие национальной культуры, воспитание бережного отношения к историческому и культурному наследию народов России.
- Воспитание патриотов России, граждан правового, демократического государства, способных к социализации в условиях гражданского общества, уважающих права и свободы личности, обладающих высокой нравственностью и проявляющих национальную и религиозную терпимость, уважительное отношение к языкам, традициям и культуре других народов;
- формирование культуры мира и межличностных отношений.
Целью работы ДОУ по данной проблеме является создание системы патриотического и духовно — нравственного воспитания детей для формирования социально — активной личности гражданина и патриота, обладающей чувством национальной гордости, гражданского достоинства, любви к отечеству, своему народу и готовность к его защите.
Термин «гражданское воспитание» является относительно новым понятием. «Гражданское воспитание» - формирование гражданственности как постоянного качества, позволяющего человеку ощущать себя юридически, нравственно и политически дееспособным.
«Патриотическое воспитание» - это процесс формирования личности, воздействие на личность, которая будет любить свою Родину.
Специальные социологические и психолого-педагогические исследования показали, что семья и детский сад, имея свои особые функции, не могут заменить друг друга и должны взаимодействовать во имя полноценного развития ребенка.
Дошкольное образовательное учреждение на сегодняшний день является единственным общественным институтом, регулярно и неформально взаимодействующим с родителями воспитанников и имеющим возможность оказывать определенное влияние на семью. Как показывает практика и подтверждают педагогические исследования, родители признают приоритет дошкольного учреждения в решении воспитательно-образовательных задач, но не считают нужным участвовать в педагогическом процессе.
Семья – основной институт, где формируются патриотические чувства и сознание будущего гражданина. Первичность контакта родителей с ребенком, его продолжительность превращает семью в ведущий орган, воспитывающий патриота. Именно в семье возникает интерес к культуре, языку, истории своего народа, государства, к его традициям и обычаям, начинает формироваться личность.
В свете введения ФГОС, работа с родителями является главным условием воспитательно - образовательного процесса. Используемые педагогами инновационные методы и формы работы позволяют более эффективно решать поставленные воспитательные задачи. Проведение информационных и практических семинаров, деловых игр, досугов, заседаний круглого стола, выставок и т.д. способствует взаимодействию взрослых, что положительно сказывается на развитии детей. У ребенка появляется уверенность в себе, развивается система партнерских отношений сначала с родителями а в дальнейшем со сверстниками и с социумом.
Современная система работы по патриотическому воспитанию представляет собой модель, которая включает три основных направления:
Экологическое: Природа является важным фактором в воспитании патриотизма. Она окружает ребенка, рано входит в его жизнь, доступна и понятна ему. С умения видеть красоту родной природы начинается формирование чувства Родины. Знание природы своего края дает возможность видеть и находить взаимосвязи природных явлений, учит правильному поведению, умению заботиться, сохранять и любить то, что нас окружает.
Историко-краеведческое: Каждый регион, город, село неповторимы, различаются своим историческим прошлым, архитектурой. Задача педагогов и родителей знакомить детей с окружающей действительностью, опираясь на исторические события и факты. Следует рассказать ребенку, что его родной город славен своей историей, достопримечательностями, памятниками, великими людьми. Каждая улица, здание, каждый уголок родного города, села хранит в себе память событий. Невозможно их полюбить, оберегать, не зная их судьбы, исторического прошлого.
Культурное: Знакомя детей с истоками народной культуры, мы приобщаем их к культурному богатству русского народа. Знакомя детей с фольклором, предметами старины, традициями народа, мы помогаем им усвоить опыт наших предков.
ХОД ИГРЫ
Ведущий: Сегодня у нас с вами проводится деловая игра по нравственно-патриотическому воспитанию дошкольников. И по традиции мы с вами должны разбиться на 2 команды.
1. Игра «Встанем по двое».
Цель: распределение игроков на команды.
Ход игры: Звучит музыка. Все играющие двигаются, а Ведущий называет число 2 (4, 6). Все строятся парами.
Ведущий: Вы разбились на четверки – это и будут команды. Предлагаю командам пройти к своим столам. Выберите, пожалуйста, капитанов своих команд и придумайте название команд. По традиции нам необходимо выбрать жюри сегодняшней игры.
1. Тренинг на создание образа «Родина».
Предлагаю создать образ Родины.
закрыть глаза, представить тот образ, который возникает при слове «Родина». (педагоги описывают те образы, которые возникли: берёза, чистое поле и т. д);
обмен мнениями, прослушивание народных песен и просмотр видеозаписи «Картины родной природы»;
выработка общего понятия «Родина»;
подбор родственных слов к слову «Родина» (Родина, род, народ, родители, дородный, борода, родник).
Интересный факт: Борода – слово родственное «Родине».
Доказано, что в волосы заложена генная память рода. Поэтому женщина, носящая косу, в период беременности не должна стричь волосы, через косу она передаёт ребёнку родовую память. Недаром коса похожа на спираль ДНК. А мужчины свою родовую память хранили в бороде. Поэтому на Руси мужчины всегда носили бороду.
Возвращаясь к теме нашего семинара «Нравственно-патриотическое воспитание», можно сказать, что у каждого рода, как и у народа, должно быть конкретное место, свой кусочек Родины. Это земля, откуда растёт древо рода. И этот кусочек должен передаваться по наследству. Его нельзя продать и поменять. В заповедях бога Перуна сказано: «Не продавайте землю свою за злато и серебро, ибо проклятия, вы, на себя призовёте, и не будет вам прощения во все дни без остатка… ».
«На земли без народа, придут народы без земли»
2. Игра «Мозговой штурм».
Ведущий: А сейчас мы с вами проведем небольшую разминку. Ответьте на предложенные вам вопросы.
Вопросы педагогам:
1. Как вы понимаете, что такое нравственно-патриотическое воспитание? (Это воспитание любви к Родине, себе, близким, окружающему) .
2. Сформулируйте цель нравственно-патриотического воспитания дошкольников. (Воспитание гуманной, духовно-нравственной личности, достойных будущих граждан России, патриотов своего Отечества).
3. Сформулируйте задачи нравственно-патриотического воспитания дошкольников.
• Формирование чувства привязанности к своему дому, детскому саду, друзьям, своим близким;
• Формирование чувства любви к своему родному краю, своей малой родине на основе приобщения к родной природе, культуре и традициям;
• Формирование представлений о Родине как о родной стране, о Москве как столице России;
• Воспитание патриотизма, уважения к культурному прошлому России средствами эстетического воспитания: музыки, изодеятельности, художественного слова;
• Воспитание нравственно-патриотического чувства через изучение государственной символики России.
• Воспитание чувства уважения к старшим.
4. Составьте схему осуществления работы по нравственно-патриотическому воспитанию с детьми дошкольного возраста
3. Игра «Внимательные глазки».
Ведущий: А сейчас мы проверим вашу наблюдательность, как у вас развиты нравственно-патриотические чувства. Вспомните и ответьте на вопросы:
• Опишите герб России. (Мы точно не знаем, почему царь остановил свой выбор на сочетании белого, синего и красного цветов. Возможно, он использовал древний герб московских князей: белый – Святой Георгий Победоносец, синий – развевающийся плащ всадника, красный – фон, щит герба.)
• Сколько корон у орлов на гербе России? (Три. Они желтого цвета, а это цвет солнца. Желтый цвет у нас всегда символизировал добро и справедливость)
• Что держит орел в правой лапе? (скипетр)
• Что держит орел в левой лапе? (жезл. Это символы власти)
• А что еще изображено на гербе? (Георгий Победоносец. Наш герб символизирует победу добра над злом)
• А что он держит в руке? (Копье. От этого копья получила название копейка)
• Форму какого предмета имеют гербы? (щит)
Ведущий: А сейчас вопрос для самых эрудированных.
• Для чего понадобилось раскрашивать щиты? (отличить рыцарей, одетых одинаково) .
• Что изображено на гербе нашего города
Ведущий: Давайте проверим правильность ваших ответов (показывает иллюстрацию Герба России, герб).
4: мыслительная игра «Солнышко»
Как в старину называли дом? (Изба)
Один из православных праздников? (Пасха)
Короткая шутливая песенка? (Частушка)
Сверху пар, снизу пар шипит наш русский? (Самовар)
Игрушка, выточенная из деревянного бруска? (Матрешка)
Сдобный пшеничный хлеб? (Каравай)
Население определенной стороны? (Народ)
Отечества страна, в которой человек родился? (Родина)
Где хранился хлеб у крестьян? (Амбар)
Человек любящий свою страну? (Патриот)
5. «Бабушкин сундучок»
Ведущий: Назовите как можно больше пословиц и поговорок о Родине и семье. За каждый ответ команда получит балл.
Ведущий: Назовите названия стихов о Родине и о семье. За каждый ответ команда также получит баллы.
6. скажи иначе пословицу
Переведите иностранную пословицу, поговорку на русскую, найдите аналог:
1.«Когда леди выходит из автомобиля, автомобиль идёт быстрее» (англ.) – «Баба с возу –кобыле легче».
2.«Голова – венец тела, а глаза – лучшие алмазы в том венце» ( азерб.) – «Глаза – зеркало души».
3.«Тот не заблудится, кто спрашивает» (финн.) – «Язык до Киева доведёт».
4.«Кто воду носит, тот и кувшин ломает» (турецкая) - «Тот не ошибается, кто ничего не делает».
5.«Если бы кошке крылья, воробьям бы не жить» (лезгинская). «Бодливой корове Бог рогов не дает».
6.«Как постелешь, так и поспишь»(гагаузская).
«Как аукнется, так и откликнется»
7.«На море много черного, но не все это тюлени» (финская).
«Не все то золото, что блестит».
8.«Если у одной плиты хлопочут два повара, обед пригорает» (ассирийская).
«У семи нянек дитя без глазу»
9.«Во рту козла – трава сладкая» (персидская). «На вкус и цвет товарища нет»
10.«Жена и муж – словно палочки для еды: всегда парой» (вьетнамская).
«Муж и жена – одна сатана».
7. Коллективная творческая работа «Коллаж «Родина».
Педагоги составляют коллаж, который будет использоваться в тематической выставке «Наша Родина – Россия».
Ведущий: А сейчас жюри подведет итоги нашей деловой игры.
Список используемой литературы:
• Алешина. Н. В. Патриотическое воспитание дошкольников. – М. : ЦГЛ, 2004
• Ковалева Г.А. Воспитывая маленького гражданина.- М.: АРКТИ, 2005
• Белая Н. Б. Педагогический совет в дошкольном образовательном учреждении. – М. : ТЦ Сфера, 2004 (Серия «Библиотека руководителя ДОУ»)
• Логинова Л. В. Что может герб нам рассказать (Нетрадиционные формы работы с дошкольниками по патриотическому воспитанию.) – М. : «Издательство Скрипторий 2003», 2006
6