Совместная жизнь с неусидчивым ребенком
напоминает попытки поймать колибри с помощью аркана.
Цель: расширение представлений педагогов о гиперактивных детях и приемах работы с ними.
Задачи:
-познакомить педагогов с особенностями гиперактивных детей;
-показать отличия гиперактивных детей от активных;
-совместно разработать рекомендации по работе с гиперактивными детьми;
-познакомить с играми для таких детей.
-познакомить со сказкотерапией, как средством коррекции поведения ребенка с СДВГ.
Оборудование: проектор, музыка для игр, доска, смайлики, карточки (определение активности и гиперактивности), картотека коррекционных игр для гиперактивных детей, атрибуты для коррекционных игр, бумага и ручки для каждого участника, буклеты и памятки для педагогов и родителей.
Ход семинара-практикума
I. Теоретическая часть
1.1. Сообщение темы, цели и задач семинара.
Добрый день, уважаемые коллеги! (слайд 1)
Сегодня, мне хотелось бы обратить ваше внимание на детей дошкольного возраста с СДВГ (синдромом дефицита внимания с гиперактивностью).
Тысячи лет люди жили очень неторопливой жизнью, перенимали профессию и образ жизни родителей, женились на дочери соседа и умирали в той же деревне, что и рождались.
Сегодняшняя цивилизация гиперактивна: люди с легкостью меняют место жительства, профессию и семью. Сегодня наша жизнь меняется очень быстро, и разница между поколениями растет.
Наши дети другие. Они обладают иным взглядом на жизнь, другими желаниями и способностями, чем мы. У них другие проблемы. Они теряют интерес ко всему и не находят, чем себя наполнить, несмотря на все то огромное количество игрушек и развлечений, которое есть у них по сравнению с прежними поколениями. Они кажутся более эгоцентричными, с трудом понимают других и испытывают сложности в общении.
Так проявляется эволюция человечества, так действует природа, и не признавать этого, пытаясь бороться с ее законами - напрасные труды. А теперь мысленно вернемся в профессию воспитателя, к нашим воспитанникам. Почти в каждой группе детского сада найдутся особенные дети СДВГ (синдром дефицита внимания и активности). В практической жизни с такими детьми очень проблематично работать, большинство воспитателей не знают, как поступать и что делать. Хорошо, если кто-то пытается из вас найти информацию о таких детях, прочитать, изменить свое отношение к ним, понять особенности и сложности их развития. (слайд 2)
1.2. Притча.
Часто в работе с детьми с СДВГ получается, как в притче о дровосеке.
(слайд 3)
«Некий человек увидел в лесу дровосека, с большим трудом пилившего дерево совершенно тупой пилой. Человек спросил его:
– Уважаемый, почему бы вам не наточить свою пилу?
– У меня нет времени точить пилу – я должен пилить! – простонал дровосек».
Вывод напрашивается сам: «Важно не быть такими дровосеками!»
1.3. Работа с педагогами «Вопрос-ответ».
Педагог: можно ли заставлять ребенка с СДВГ быть, как все?
Психолог: вам необходимо понять, что если заставлять ребенка с СДВГ быть, как все, то это вызовет у него протест и конфликт, но, если направить его энергию в нужное русло, это даст ему дополнительные возможности в жизни.
Педагог: как определить, что перед нами гиперактивный ребёнок? (слайд 4)
Психолог: У таких детей много энергии, они могут делать много вещей одновременно и успевать больше в течение дня, чем обычный ребенок. Есть профессии, в которых именно гиперактивность становится залогом успеха. С гиперактивными детьми трудно наладить контакт уже потому, что они находятся в постоянном движении: они не ходят, а бегают, не сидят, а ёрзают, не стоят, а крутятся.
Внимание их рассеяно, глаза блуждают, взгляд их трудно поймать. Во время коллективных занятий такие дети часто вскакивают с места, не понимают, чего хочет от них воспитатель, им не хватает терпения выполнить задание до конца. Гиперактивный ребенок получает больше всех замечаний, окриков, «отрицательного внимания»; он мешает другим детям и обычно попадает в число «изгоев». Претендуя на лидерство, эти дети не умеют подчинять свое поведение правилам или уступать другим, как следствие, вызывают многочисленные конфликты в детском коллективе.
Педагог: Какую же помощь могут оказать воспитатели детям с СДВГ в условиях ГДОУ? (слайд 5)
Психолог: Во-первых, необходимо посоветовать родителям отвести ребенка на консультацию к неврологу для постановки точного диагноза и дальнейшего лечения.
Во-вторых, следует порекомендовать родителям отдать ребенка на занятия по танцам, аэробике, гимнастике, футболу, волейболу, детскому фитнесу и т.д. Так как, двигательная активность необходима таким детям, как воздух. Благодаря физическим занятиям и упражнениям дети выпускают эмоции, накопленные за день, учатся контролировать свою импульсивность, познают свое тело и его возможности, развивают произвольное внимание.
В-третьих, необходимо объяснить родителям, и своим коллегам, что гиперактивный ребенок, не «вредный» и не «плохой» ребенок, просто ему труднее, чем другим детям сдерживать свою двигательную активность, он в этом не виноват. В общении с гиперактивным ребенком воспитатель должен соблюдать следующие правила:
- не замечать мелкие шалости, сдерживать раздражение и не кричать на ребенка, так как от шума возбуждение усиливается;
-при необходимости применять позитивный физический контакт: взять ребенка за руку, погладить его по голове, прижать к себе;
- во время занятий посадить за первый стол, ближе других, чтобы уменьшить отвлекающие моменты;
- в середине занятий дать возможность подвигаться: попросить что-нибудь поднять, принести, предложить разложить по столам стимульный материал и т.д.
- хвалить за каждые проявления сдержанности, самоконтроля, открыто проявлять свой восторг, если он довел какое-то дело до конца.
II. Практическая часть
2.1. Вхождение в тему: упражнение «Ассоциации».
Уважаемые коллеги, я уверена, что у каждого из вас в группах есть гиперактивные дети, и знаю не понаслышке, сколько времени и терпения приходится тратить для того, чтобы успокоить таких детей, привлечь их внимание, настроить на рабочий лад. Сегодня я хочу предложить вам несколько упражнений, которые помогут этим деткам выпустить свои эмоции, настроиться и сконцентрироваться на предложенном вами виде деятельности. Данные упражнения будут полезны не только детям с СДВГ, но и остальным детям, одногруппникам.
Задание: назвать 5 ассоциаций к словосочетанию «гиперактивный ребенок».
Цель: формировать представления воспитателей ГДОУ о гиперактивных детях.
2.2. Практическое упражнение «Отличия».
Цель: показать отличия гиперактивных детей от активных.
Задание: участникам необходимо разделить карточки по двум признакам: признаки гиперактивного ребенка и признаки активного ребенка.
- обсуждение выбора карточки. (слайд 6,7)
Активный ребенок
– Большую часть дня «не сидит на месте», предпочитает подвижные игры пассивным (пазлы, конструкторы), но, если его заинтересовать – может и книжку с мамой почитать, и тот же пазл собрать.
– Быстро и много говорит, задает бесконечное количество вопросов.
– Для него нарушение сна и пищеварения (кишечные расстройства) – скорее исключение.
– Он активный не везде. К примеру, беспокойный и непоседливый дома, но спокойный – в садике, в гостях у малознакомых людей.
– Он неагрессивный. То есть случайно или в пылу конфликта может и наподдать «коллеге по песочнице», но сам редко провоцирует скандал.
Гиперактивный ребенок
– Он находится в постоянном движении и просто не может себя контролировать, то есть даже если он устал, он продолжает двигаться, а выбившись из сил окончательно, плачет и истерит.
– Быстро и много говорит, глотает слова, перебивает, не дослушивает. Задает миллион вопросов, но редко выслушивает ответы на них.
– Его невозможно уложить спать, а если спит, то урывками, беспокойно. У него часто кишечные расстройства. Всевозможные аллергии не редкость.
– Ребенок – неуправляемый, при этом он абсолютно не реагирует на запреты и ограничения. И в любых условиях (дом, магазин, детсад, детская площадка) ведет себя одинаково активно.
– Часто провоцирует конфликты. Не контролирует свою агрессию – дерется, кусается, толкается, причем пускает в ход подручные средства: палки, камни…
2.3. Упражнение «Эффективная критика» (слайд8)
Цель: совместно разработать рекомендации по работе с гиперактивными детьми.
Гиперактивные дети не чувствительны к критике, они её просто не слышат и не делают нужных выводов, в силу своих особенностей, в связи с чем, педагогам предлагается алгоритм эффективной обратной связи, который работает с гипреактивными детьми.
1 этап: участники семинара знакомятся с алгоритмом эффективной обратной связи:
1.Реакция должна быть незамедлительной.
2.Установить зрительный контакт.
3.Твердость в голосе.
4.Сказать что-то позитивное.
5.Говорить о поведении, а не о личности.
6.Конкретизировать свои ожидания от ребенка.
7.Говорить о конкретном поступке (не обобщать).
Не работает:
- взывать к совести ребенка с СДВГ;
- опираться на будущие перспективы. (слайд 9)
2.4. Игры для гиперактивных детей.
2.4.1. Презентация картотеки коррекционных игр для гиперактивных детей.
Цель картотеки: подбор и систематизация игр, направленных на коррекцию гиперактивности у детей дошкольного возраста.
Разработанная картотека может использоваться практическими психологами, воспитателями дошкольных учреждений и педагогами групп кратковременного пребывания.
Для коррекции гиперактивности и ее признаков педагогу следует выполнять ряд рекомендаций. Также существует ряд игр, которые помогают в снижении признаков гиперактивности.
В разработанной картотеке представлены игры:
- на развитие внимания;
- для снятия мышечного и эмоционального напряжения (релаксации);
- игры, развивающие навыки волевой регуляции (управления);
- игры, способствующие закреплению умения общаться.
Каждое упражнение построено в виде игры и рассчитано на то, чтобы вызвать интерес у ребенка. Не следует чересчур перегружать ребенка упражнениями. Это может вызвать у него протестную реакцию и нежелание продолжать заниматься. Лучше комбинировать по несколько упражнений в 15-20 минутном занятии, своевременно переключая ребенка с одного задания на другое, чередуя подвижные и «сидячие» игры. Также важно начинать с уровня, доступного ребенку, чтобы у него не было ощущения, что он в принципе не может с этим справиться. Наши упражнения построены таким образом, чтобы можно было начинать с чего-то простого, постепенно переходя к более сложному.
2.4.2. Коррекционная игра «Замри».
Воспитатель Конова Е.А.
Цель: развивать умение распределять внимание.
В этой игре ребенку необходимо быть внимательным и суметь преодолеть двигательный автоматизм, контролируя свои действия.
Включите какую-нибудь танцевальную музыку. Пока она звучит, ребенок может прыгать, кружиться, танцевать. Но как только вы выключите звук, игрок должен замереть на месте в той позе, в которой его застала тишина.
Примечание. В эту игру особенно весело играть на детском празднике. Воспользуйтесь этим, чтобы потренировать своего ребенка и одновременно создать атмосферу раскованности, так как дети часто стесняются танцевать по-серьезному, а вы им предлагаете сделать это в игре, как бы в шутку. Можно внести и соревновательный мотив: те, кто не успел застыть после окончания музыки, выбывают из игры или подвергаются каким-то шуточным наказаниям (например, рассказать стишок или назвать 5 диких животных).
2.4.3. Коррекционная игра «Головамяч».
Воспитатель Михайличенко М.В.
Цель: снять излишнюю двигательную активность.
В этой игре, чтобы быть успешным, ребенку придется учитывать темп и характер движений другого человека. Положите карандаш перед парой детей. Задача игроков - взять этот карандаш с двух сторон так, чтобы каждый из них касался его кончика только указательным пальцем. Пользуясь этими двумя пальцами на двоих, они должны суметь поднять карандаш, пронести его до конца комнаты и вернуться обратно. Если за это время они не уронили то, что несли, и не помогали себе другой рукой, то можно поздравить пару с удачным выполнением задания. Это значит, что они способны быть друзьями, раз проявили такие хорошие навыки сотрудничества друг с другом.
Варианты: игроки должны пронести лист бумаги, зажав его плечами; мягкую игрушку, которую следует нести, пользуясь исключительно ушами и щеками.
Сложнее: мяч, который нужно донести, пользуясь только головой (в прямом и переносном смысле). Задание с мячом можно выполнять втроем или впятером. Это очень сплачивает детей и создает дружелюбную, радостную атмосферу.
Примечание. Если у ребенка не сразу получилось сотрудничать с другими детьми, то (когда его сверстники станут выполнять задание) обратите внимание, как пара играющих согласовывает свои действия: переговаривается между собой, быстрый подстраивается под более медленного, держатся за руки, чтобы лучше чувствовать движения другого, и т. п.
2.4.4. Коррекционная игра «Последний штрих».
Воспитатель Заведия А.Ю.
Цель: развивать умение концентрировать внимание на деталях.
Возьмите лист бумаги и карандаш. Попросите ребенка нарисовать любой рисунок. Это может быть отдельный предмет, человек, животное, а может быть целая картина. Когда рисунок будет готов, попросите ребенка отвернуться, а сами тем временем внесите в рисунок «последние штрихи», то есть дорисуйте какие-то мелкие детали к уже нарисованным или изобразите что-то совсем новое. После этого ребенок может повернуться. Пусть, взглянув еще раз на творение своих рук, он скажет, что здесь изменилось. Какие детали нарисованы не рукой «мастера»? Если он сумел это сделать, то считается выигравшим. Теперь можно поменяться с ребенком ролями: вы будете рисовать, а он вносить «последний штрих».
Примечание. Эта игра практически универсальна - она может применяться для развития внимания детей любого возраста. При этом вы должны регулировать сложность самого рисунка и степень «заметности» вносимых в него изменений. Так в игре с трехлетним ребенком может быть нарисовано солнышко, а в качестве последнего штриха ему пририсованы глазки и улыбка. Играя с детьми старших групп, можно отражать на бумаге самые сложные абстрактные узоры или рисовать схемы, в которые вносятся едва заметные дополнения. Хорошо также, если вы привлечете к игре двоих детей, это поддержит игровой азарт и добавит здоровой конкуренции.
2.4.5. Коррекционная игра «Шалтай-Болтай».
Воспитатель Косинова А.Я.
Цель: снять психоэмоциональное напряжение.
Персонаж этой игры поведением схож с гиперактивным ребенком. Чтобы дети лучше вошли в роль, прочитайте стихотворение С. Маршака о Шалтае-Болтае, а ребенок станет изображать героя. Для этого он будет поворачивать туловище вправо и влево, свободно болтая мягкими, расслабленными руками. Кому этого недостаточно, может крутить еще и головой.
Итак, взрослый в этой игре должен читать стихотворение:
Шалтай-Болтай
Сидел на стене.
Шалтай-Болтай
Свалился во сне.
Когда вы произнесете последнюю строчку, ребенок должен резко наклонить тело вперед и вниз, перестав болтать руками и расслабившись. Можно позволить ребенку для иллюстрации этой части стихотворения лечь на пол.
Примечание. Чередование быстрых, энергичных движений с расслаблением и покоем очень полезно для гиперактивного ребенка, так как в этой игре он получает определенное удовольствие от расслабленного падения на пол, а значит, от покоя. Чтобы добиться максимального расслабления, повторите игру несколько раз подряд. Чтобы она не наскучила, можно читать стихотворение в разном темпе, а ребенок соответственно будет замедлять или ускорять свои движения.
Выводы: энергичным детям надо сразу объяснять, что нельзя делать, а что можно, и ни в коем случае им не потакать. Ребенка важно хвалить даже за малые успехи. Гиперактивных детей бесполезно ругать, но к похвале они очень расположены. Родным ребенка надо уделять ему больше времени, читать и раскрашивать вместе книжки, строить из конструктора и лепить из пластилина, учить правилам поведения и следить, чтобы чадо не переутомилось, иначе у ребенка снижается способность к самоконтролю и растет гиперактивность. Во время занятий не должно быть отвлекающих факторов. И самое важное, что могут сделать родители, – это дать выход энергии ребенка в хобби или увлечение спортом. Какое-то из направлений обязательно даст ребенку дисциплинированность, спокойствие и уверенность в себе. И помните: к подростковому возрасту гиперактивность исчезает. (слайд 9)
2.5. Техника коррекции «Сказкотерапия-теория». (Котова И.А.)
2.5.1. Знакомство участников семинара с методом «Сказкотерапия»
Вовремя рассказанная сказка для ребёнка, значит столько же, сколько психологическая консультация для взрослого
Одним из наиболее доступных для дошкольников средством психолого-педагогической коррекции является сказкотерапия. (слайд 10)
Сказка – это удивительное по силе психологического воздействия средство работы с внутренним миром ребенка, мощный инструмент развития.
Психологи, использующие сказкотерапию, предлагают разные варианты использования сказок, как средства коррекции СДВГ у ребенка: использование специально созданных психотерапевтами сказок, сочинение собственных сказок, чтение и рассказывание народных сказок.
Психокоррекционные сказки специально создаются для мягкого влияния на поведение ребенка; при этом под коррекцией понимается «замещение» неэффективного стиля поведения более продуктивным, а также объяснение ребенку смысла происходящего. Целью таких сказок является влияние на решение детьми психологических проблем, последствием которого должно стать изменение поведения. Эффективная техника работы с детьми с СДВГ – сочинение собственной сказки, герой которой похож на ребенка и имеет такие же проблемы. Для детей 3-4 лет это могут быть простые истории про животных, предметы, человечков. Старшим дошкольникам нравятся сказки про волшебников, королей, фей и принцесс. Важно, чтобы ребенок предлагал свой выход из ситуации. Это поможет ему найти свой путь решения проблемы или использовать опыт, предложенный в сказке.
В многообразии сказок народная сказка занимает особое место. Она характеризуется особенностями, очень важными для дошкольной педагогики и психологии. Во-первых, в сказке представлены ценности и социокультурные образцы, а также архетипы культуры народа. Во-вторых, в силу того, что сказка схожа по своей структуре с сюжетно-ролевой игрой, она является эффективным средством развития дошкольника. Наконец, народная сказка всегда ориентирована на педагогический эффект: она обучает, воспитывает, учит, предупреждает, побуждает к деятельности, лечит и т.д. Именно психологическое содержание сказок, символическое отображение психологических явлений делают народные сказки незаменимым инструментом воздействия на человека.
В результате сказкотерапии ребенок чувствует поддержку и понимание взрослых, которые ему так необходимы, уверенность в разрешимости проблем, осознает свои силы и ресурсы.
В процессе сказкотерапии можно использовать следующие приемы:
– слушание и запоминание сказок;
– придумывание продолжения известной сказки или другого конца сказки;
– придумывание сказок (групповое или индивидуальное);
– моделирование сказок;
– рисование сказок;
– инсценирование сказок;
– развивающие игры на основе сказочных образов и сюжетов и др.
(слайд 11)
Учитывая особенности гиперактивных детей, такие как импульсивность, двигательное беспокойство, неустойчивость эмоций, необходимо создать условия для организации сказкотерапевтической деятельности: обязательно вызвать положительный эмоциональный настрой у детей, стимулировать желание взаимодействия, заинтересовать с помощью наглядных пособий, включить продуктивные виды детской деятельности (рисунки, изготовление кукол, костюмов). (слайд 12)
Сказкотерапия не гарантирует моментального эффекта. Иногда требуется долгая и кропотливая работа, чтобы справиться с проблемой. Просто почитать ребенку сказку недостаточно. Гиперактивные дети испытывают трудности в понимании сложных чувств, оттенков переживаний, поэтому нужно уделить особое внимание обсуждению положительных поступков персонажей, мягко направить ребенка к тому, чтобы он увидел в сказке выход из своей проблемы, если нужно – обсудить сказку, подсказать ключевые моменты.
Очевидно, что коррекция СДВГ у детей должна быть направлена не только на контроль основных проявлений данного расстройства, но также на решение других задач: повышение самооценки, формирование и укрепление навыков общения, признание окружающими и повышение удовлетворенности своим положением, нормализация психологической обстановки вокруг ребенка, в том числе семейной.
Эффективность коррекционного воздействия без учета контекста семейных взаимоотношений невелика. В то же время, поскольку ребенок является очень важным элементом семейной системы, привлечение его в качестве полноценного участника семейной психотерапии положительно сказывается на ее результатах. Использование сказкотерапевтических методов дает возможность корректировать развитие коммуникативных способностей детей, тем самым создавая благоприятные условия, способствующие психическому и личностному росту ребенка в семье.
Таким образом, благодаря мягкому влиянию на поведение ребенка, возможности узнать себя в сказочных образах, «разрешить» сказочные проблемы, народная сказка является эффективным средством психолого-педагогической работы с детьми дошкольного возраста. (слайд 13)
2.5.2. Мастер-класс (пример авторской сказки).
«Щенок Тяв-Тяв»
В одной семье жил маленький щенок Тяв-Тяв. Имя ему было выбрано неслучайно, каждый раз, когда хозяева гладили его по пушистой спинке, он громко тявкал: «Тяв, тяв, тяв». Это был славный щенок, но, как все маленькие дети, он был озорным, непослушным и неуклюжим. То запрыгнет на стол и опрокинет вазу с цветами, то наступит лапкой в свою тарелочку и разольет молоко, то разбежится и ударится головой о стену.
Хозяева очень любили щенка. А сам Тяв-Тяв больше всех любил маленького сына своих хозяев. Ему нравилось, что мальчик весь день мог вместе с ним бегать, прыгать и кувыркаться. Тяв-Тяв считал его настоящим другом и даже ложился спать с ним в одной комнате.
Но как только дом погружался в ночь, и предметы исчезали в темноте, маленький щенок просыпался. Он не мог спокойно спать ночью, он боялся, что может произойти что-то страшное. Как отважный разведчик, Тяв-Тяв выходил из комнаты мальчика и начинал бродить между стульями и ножками стола, заглядывать за шкаф и холодильник, обнюхивать каждый угол. Щенок честно охранял сон своих хозяев.
Под утро, когда начинало светать, усталый щенок шел в комнату к мальчику, но почему-то всегда оказывался в спальне его родителей. Он запрыгивал к ним на кровать, и они, конечно же, сразу просыпались. Хозяевам не нравилось, что Тяв-Тяв приходит в их комнату и мешает спать, но они не ругали щенка, не прогоняли его в другую комнату. Просто они очень сильно огорчались и говорили друг другу: «Как было б здорово, если бы Тяв-Тяв до утра спал в комнате сына, а мы могли бы выспаться».
Однажды сынишка узнал, что происходит по ночам и как его родители мечтают выспаться. Тогда он взял щенка к себе в комнату и объяснил ему, что...
Психолог: Что сынишка сказал щенку?
Тимур: Он сказал: «Не надо ходить к родителям и мешать им спать».
Психолог: Щенок все понял. С тех пор по ночам он спокойно спит в комнате мальчика.
2.6. Техника коррекции «Сказкотерапия-практика».
2.6.1. Работа педагогов по составлению собственной сказки.
Цель: научиться создавать сказки для детей с СДВГ.
Составление сказок для детей с СДВГ, направленных на решение конкретного проявления расстройства или нормализации психологической обстановки вокруг ребенка.
2.6.2. Выводы и анализ составленных сказок.
III.Заключительный этап.
3.1. Упражнение-рефлексия «Чемодан – мусорная корзина».
Уважаемые коллеги, мы с вами хорошо поработали. Для меня важно узнать, была ли информация, полученная сегодня в ходе семинара-практикума полезной для вас. Если информация была полезной, и вы «возьмёте» ее с собой – приклейте смайлики на чемодан, если информация была для вас ненужной, то ее можно выбросить в мусорную корзину.
А на память о нашем семинаре и для своей работы мы подготовили памятки и буклеты.
К каждому ребёнку следует применять его собственное мерило, побуждать каждого к его собственной обязанности и награждать его собственной заслуженной похвалой. Не успех, а усилие заслуживает награды.
Д.Рёскин