Семинар - практикум
«Роль регионального компонента в воспитании дошкольников»
«Никто не может стать сыном своего народа,
если он не проникнется теми основными чувствами,
какими живет народная душа»
Автор: В. В. Зеньковский
Разработала и провела
старший воспитатель Скачкова Е.М.
Цель: Формировать интерес к истории России, традициям и культуре русского народа .
В «Концепции модернизации российского образования» отмечена большая роль регионального компонента, позволяющего «обеспечить историческую преемственность поколений, сохранение, распространение и развитие национальной культуры, воспитать патриотов России, граждан, обладающих высокой толерантностью».
Дошкольный период является благоприятным для погружения ребенка в истоки региональной культуры, включения его в углубленное человекознание, для пробуждения в нем потребности в познании окружающих условий, общего для всех жизненного пространства, для интегрированного усвоения местных историко – культурных и климатических особенностей, конкретных традиций, национальных, географических и регионально – культурных особенностей своей социальной среды.
В дошкольном учреждении разработана образовательная программа, важное место в которой занимает региональный компонент (20% от общего объема программы) формируемый участниками образовательного процесса.
В практике нашего детского сада сложилась определенная система работы с дошкольниками по реализации регионального компонента:
- непосредственно образовательная деятельность;
- экскурсионная работа;
Специфика образовательной деятельности по данному направлению заключается в том, что она проходит не только в группе, но и в парке, на спортивной площадке, в библиотеке и т.д.
Основные задачи дошкольного образовательного учреждения по реализации регионального компонента: обеспечение развития личности в контексте современной детской субкультуры, достижение ребенком уровня психофизического и социального развития для успешного познания окружающего мира через игровую деятельность, включение в систематическую учебную деятельность в школе.
Для реализации задач регионального компонента наш детский сад ставит такие цели:
- воспитывать нравственные, трудовые, эстетические качества, которые обеспечивают успешное развитие и саморазвитие ребенка в семье, дошкольном учреждении, социуме на примере национальных традиций и обычаев;
- развивать индивидуальность ребенка через освоение общественных норм и правил поведения, доступных для данного возраста, данной местности;
- формировать интерес к культурному наследию региона;
- повышать заинтересованность всех участников образовательного процесса в расширении знаний по краеведению;
- готовить детей к обучению в школе.
Основные направления деятельности ДОУ:
- формирование нравственных идеалов на основе отечественных духовных и культурно-исторических ценностей;
- формирование гражданской позиции, основанной на уважении прав и свобод человека и гражданина, закрепленных в Конституции РФ;
- изучение национальных традиций и обычаев;
- воспитание любви к природе родного края и его обитателям;
- воспитание потребности узнавать о природоохранных ценностях родного края, беречь и охранять их;
- обогащение и развитие речевой культуры посредством изучения истории русского языка;
- изучение истории Ставропольского края во взаимосвязи с культурой и историей России;
- раскрытие духовных ценностей отечественной литературы и искусства, ознакомление с произведениями музыки, литературы, живописи, архитектуры через творчество ставропольских поэтов, композиторов, писателей и художников;
- преодоление социальной незрелости, формирование толерантного отношения к окружающим.
Работа детского сада по региональному компоненту проводится на трех уровнях:
1. Административно – управленческом – построение краеведческой работы в рамках реализации регионального компонента стандарта дошкольного образования.
2. Организационно – методическом – методическое сопровождение краеведческого образования (проблемные семинары, круглые столы, презентации и др.) осуществляется на основе диагностики затруднений педагогов, опыта их работы, учета интересов.
3. Воспитательно – образовательном – деятельность педагога включает в себя:
- отбор краеведческого содержания материала в соответствии с целями развития ребенка, его возрастными особенностями развития, интересами;
- обогащение развивающей среды материалами о Ставропольском крае (знакомство с символикой города, района, дидактические игры, предметы искусства, продукты детского творчества и др.);
- обеспечение эмоционального благополучия ребенка;
- диагностику изменений в его развитии.
В работе по региональному компоненту мы используем авторскую программу Р.М.Литвиновой «Региональная культура как средство патриотического воспитания детей дошкольного возраста», которая детализирована разделами:
1. «Уголок России – отчий дом», содержащий знания о нашей малой родине, ее краткой истории, знакомство с геральдикой и т.д.
2. «Литературное и художественное наследие» знакомит детей не только с легендами Ставрополья, но и с детскими писателями, известными ставропольскими художниками, их произведениями.
Дети открывают для себя талантливых взрослых писателей, поэтов, художников Ставрополья. Их замечательные произведения заставляют восторгаться природой в картинках, необычайно звонкими, как ручей стихами, рассказами, которые побуждают к размышлениям, формируют ряд вопросов, поиск ответа на которые стимулирует развитие личности. Легенды – рождают волнение, печаль, вопросы, стремление и понимание. В них есть наставления, помогающие «почувствовать миры между мирами», чтобы дать «слово голосу, который старше, чем камни».
3. «Люблю тебя мой край родной» нацеливает на изучение флоры и фауны Ставрополья.
4. «Казаки на Ставрополье», знакомство с описанием обрядов и обычаев казаков Ставрополья, казачьим фольклором, сказками, песнями, играми.
5. «Я и мой город Ставрополь» знакомит детей с историей города, героями – защитниками, геральдикой, архитектурными памятниками прошлого и современности.
Развивающая среда ДОУ способствует развитию личности ребенка на основе народной культуры с опорой на краеведческий материал, позволяет удовлетворить потребности детей в познании окружающего мира, преобразовании его по законам «красоты и добра», включает в себя уголки по патриотическому воспитанию, по приобщению к русской национальной культуре. Начиная работу по региональному компоненту, педагог сам должен знать культурные, исторические, природные, этнографические особенности региона, где он живет, а самое главное - педагог должен быть патриотом своей Родины.
В связи с этим, в детском саду были проведены следующие мероприятия для педагогов: викторина «Знатоки региональной культуры» (педагоги закрепили знания о детских писателях, художниках Ставропольского края), методический час «Музыкально – литературное творчество» (композиторы, писатели Ставропольского края).
В детском саду собран фольклорный материал: заклички, прибаутки, кричалки, считалочки, скороговорки, пословицы, поговорки, широко используемые педагогами в работе.
Педагогом Беловодской А.В. собран материал «Региональный компонент в экологическом образовании детей дошкольного возраста», который включает в себя знакомство с экосистемой, животным и растительным миром, Красную книгу Ставропольского края и заповедники.
В своей работе педагоги реализуют деятельный подход в приобщении детей к истории, культуре, природе края, то есть предоставляют возможность выбора детьми той деятельности, в которой они хотели бы отразить свои чувства, представления об увиденном, услышанном (игры, составление рассказов, сочинение сказок, продуктивная деятельность), привлекают детей к участию в праздниках с тем, чтобы они могли окунуться в атмосферу общей радости и веселья (Масленица, Рождество, День села и др.), знакомят с жителями Ставропольского края – носителями социокультурных традиций в области ремесел, искусства и др.
Музыкальный руководитель И.А.Багдасарова в образовательной деятельности расширяет знания детей о традициях отечественной, народной культуры; формирует целостное восприятие народной культуры; развивает творческую деятельность по освоению элементов народной культуры; воспитывает черты национального характера, национальной психологии посредством фольклора.
Фольклор является богатейшим источником патриотического воспитания детей. Педагоги детского сада в своей работе широко используют все виды фольклора. Ведь в устном народном творчестве как нигде сохранились особенные черты русского характера, присущие ему нравствен-ные ценности.
Важное значение в работе мы придаем обучению детей народным подвижным, хороводным играм. В ходе любой игры мы привлекаем внимание детей к ее содержанию, поддерживаем эмоционально – положительное настроение, взаимоотношения детей.
Ставрополье обладает литературным богатством, ведь литература – это частица нашей великой России. Литературное наследие складывалось давно в виде народных песен, мифов, пословиц, поговорок, загадок, рассказов и романов, которое создали люди, проживающие на Ставрополье.
Писатели края в своих произведениях освещают исторические события, происходящие в крае, описывают интересные случаи.
Опыт свидетельствует, что изучение литературы края с самого близкого детям – легенд и сказок, отличающихся особым колоритом, народных притчей, примет, песен, рассказов детских писателей нужно начинать с детского возраста. Детям дошкольного возраста интересно познакомиться с творчеством Ставропольских писателей: С.П.Бойко, Г.К.Баева, Т.А.Гонтарь, А.Е.Екимцева, Г.Н.Пухальской и др.
Ставропольский край – песенный, в котором, как в капле воды от-ражена наша история, русская красивая игра, любовь народа к своей земле, к Родине. Есть песни народные, казачьи. У них нет конкретного автора, а есть песни, которые сочинили ставропольские поэты и композиторы, такие как: Н.Ф.Зинченко, В.Г.Пятко, И.Пятко.
Так же мы знакомим детей с художниками, не только родившимися на Ставрополье, но и с приезжими из других территорий, которые не смогли расстаться с красотой здешних мест, остались здесь жить, с восторгом создавая свои произведения, которые теперь украшают культуру Ставрополя: М.Ю.Лермонтов, Н.А.Ярошенко, П.М.Гречишкин, В.Г.Кленов и др.
Знания о родном Ставропольском крае способствуют не только воспитанию патриотических чувств детей дошкольного возраста, но и бережному отношению к окружающей природе, нуждающейся в сохранении.
Деятельность по организации работы с родителями проходит под девизом: «Знания родителей о Ставрополе и Ставропольском крае – детям!»
Включение родителей в совместный образовательный процесс позволяет значительно повысить его эффективность. В ДОУ используются как традиционные формы работы с родителями (законными представителями), так и нетрадиционные.
Взаимодействие с родителями в дошкольном учреждении способствует воспитанию бережного отношения к традициям, сохранению культурного наследия региона. Они оказывают помощь в сборе и пропаганде материалов по краеведению, участвуют в создании национальных костюмов. Все это приобщает детей к истории края и своего народа, воспитывает любовь к Родине.
С родителями педагоги проводят индивидуальные беседы, консультации, разъясняют, какую огромную пользу приносит народное творчество детям. Ежегодно родители с большим интересом принимают участие в проведении народных праздников, развлечений: конкурс «Что нам осень принесла?», Святки, проводы Масленицы. Совместные мероприятия способствуют установлению доверительных отношений с родителями, что оказывает положительное влияние на состояние педагогического процесса.
Два раза в год педагоги проводят мониторинг, с целью выявления уровня изменения, уровня сформированности знаний воспитанников о предметах народного быта, народных праздниках и традициях, разных видах народно – прикладного творчества.
Обобщая сказанное, можно заключить, основная цель приобщения детей ко всем видам национального искусства - от архитектуры до живописи, от пляски, сказки и музыки до театра. Именно такой представляется стратегия развития личностной культуры ребенка как основы его любви к Родине.
Нам, взрослым необходимо окружить детей любовью, заботой, вниманием, лаской, научить его радоваться жизни, доброжелательному обращению со сверстниками и взрослыми. Взрослые ведут ребенка по пути познания мира и осознания себя в этом мире, играя с ним, а позднее и создавая все условия для его самостоятельной игры.
Литература.
Литвинова Р.М. Дошкольник в пространстве Ставрополя и Ставропольского края. Ставрополь 2004.
Литвинова Р.М. Региональная культура: художники, писатели, композиторы. Сборник 1. Ставрополь 2010.
Литвинова Р.М. Пащенко А.Т. Региональная культура: художники, писатели, композиторы. Сборник 2. Ставрополь 2010.
Литвинова Р.М. Казаки на Ставрополье. Учебно – методическое пособие для образовательных учреждений. Ставрополь 2009.
Источник :
http://kladraz.ru/blogs/elena-yurevna-pogrebnaja/seminar-praktikum-kak-vospityvat-patriotov.html
http://ped-kopilka.ru/blogs/irina-viktorovna-anufrieva/seminar-praktikum-dlja-pedagogov-dou-nravstvenoe-vospitanie.html
http://detikolosok-ru.1gb.ru/DswMedia/regional-nyiykomponentvdou.doc