Государственное казенное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад комбинированного вида № 352 Городского округа Донецк»
Донецкая Народная Республика
Семинар-практикум
с элементами тренинговых упражнений
«Профилактика стресса и эмоционального выгорания»
«Путешествие в страну гармонию»
Дата проведения: 05.12.2024
Подготовил: Пономарева Е.С.,
педагог-психолог высшей категории
Цель: Сохранение психического здоровья педагогов в образовательной среде.
Задачи:
- Знакомство с понятием профессиональное “выгорание”, с его характеристиками.
- Анализ проявления признаков “выгорания”, выделение источников неудовлетворения профессиональной деятельностью.
- Создание условий, способствующих профилактике синдрома профессионального “выгорания”.
- Дать представление об основных понятиях и функциях саморегуляции.
- Снятие эмоционального напряжения освоением способов саморегуляции эмоционального состояния.
Материалы и оборудование:
- Бумага А4 белая
- Ручки, цветные карандаши
- Памятка каждому участнику тренинга
Ход семинара-практикума
Вступление.
Прежде, чем мы начнём, я предлагаю вам оценить своё самочувствие с помощью упражнения «Самоанализ».
1. Упражнение “Самоанализ”
Инструкция: В левой половине листа выберите одну из трех геометрических фигур и раскрасьте фигуру в тот цвет, который отражает ваше состояние, настроение сейчас.
Обсуждение: Охарактеризуйте то состояние, в котором вы находитесь сейчас, и поясните, почему вы выбрали для его обозначения именно этот цвет и данную фигуру. Сохраните эти листочки до конца занятия.
2. Мини-лекция «Что такое профессиональное выгорание»
«Сгореть» на работе очень актуально для человека современного общества, особенно для того, кто по роду своей деятельности осуществляет многочисленные и интенсивные контакты с другими людьми.
На языке психологии данное явление называют синдромом профессионального выгорания. Он выражается в психическом, эмоциональном и физическом изнеможении и имеет разнообразные симптомы: чувство хронической усталости, напряженность, раздражительность, тревожность, нарушение аппетита, сна, рост заболеваемости, негативное отношение к окружающему, потеря интереса к работе и к жизни.
Современные ученые отмечают, что наиболее подвержены синдрому профессионального выгорания педагоги. По степени напряженности нагрузка педагога сегодня в среднем больше, чем у менеджеров и банкиров, генеральных директоров и президентов ассоциаций.
По мере увеличения стажа работы и возраста педагогов, увеличения профессиональной нагрузки неизбежно происходит накопление усталости, нарастание тревожных переживаний, снижение настроения, вегето-сосудистые расстройства и поведенческие срывы. В результате психологическое, физическое и социальное здоровье педагога подвергается серьезной опасности. Что, в свою очередь, отрицательно влияет на всех участников образовательного процесса.
Таким образом, проблема сохранения и укрепления здоровья педагогов является одной из приоритетных и актуальных задач образовательного пространства.
Наше занятие по коррекции синдрома профессионального выгорания педагогов - важное и необходимое средство психологической помощи и поддержки педагогов и ориентировано на оказание помощи в решении вопросов личностного благополучия, на обучение навыкам восстановления своих сил через овладение способами психической саморегуляции и на активизацию внутренних ресурсов личности. Итак, начнём с себя! Я предлагаю вам отправиться в путешествие в страну «Гармония».
- Основная часть.
Занятие с элементами тренинга
-
- Упражнение «Продолжи предложение».
Цель: дать наставление на позитивную реализацию человека как педагога; способствовать доброжелательной творческой атмосферы в коллективе.
Задание: участники семинара по очереди продолжают предложение «Если бы я не был педагогом, я……….»
2. Тест «Диагностика уровня эмоционального выгорания
В. В. Бойко» (в модиф. Е. Ильина)
Инструкция:
Вам предлагается ряд утверждений, по каждому выскажите свое мнение. Если вы согласны с утверждением, поставьте около
соответствующего ему номера в бланке для ответов знак«+»(«да»), если не согласны – то знак «-»(«нет»).
- Сегодняя довольна своей профессией не меньше,чем в началекарьеры.
- Яошиблась в выборе профессии или профиля деятельности (занимаю не своеместо).
- Когдаячувствуюусталостьилинапряжение,тостараюсьпоскорее
«свернуть»дело.
- Мояработапритупляетэмоции.
- Яоткровенноустала отпроблем,скоторымиприходитсяиметьделонаработе.
- Работаприноситмневсебольшее удовлетворения.
- Ябы сменила местоработы,еслибыпредставиласьвозможность.
- Из-за усталости или напряжения я уделяю своим делам меньше внимания,чемположено.
- Яспокойновоспринимаюпретензиикомненачальстваиколлегпоработе.
- Общениесколлегамипоработепобуждаетменясторонитьсялюдей.
- Мневсетруднееустанавливатьиподдерживатьконтактысколлегами.
- Обстановканаработемнекажетсяоченьтрудной,сложной.
- Бывают дни, когда мое эмоциональное состояние плохо сказывается нарезультатахработы.
- Яоченьпереживаюзасвоюработу.
- Коллегампоработеяуделяювниманиябольше,чемполучаюотних.
- Ячасторадуюсь,видя,чтомояработаприноситпользулюдям.
- Последнеевремяменяпреследуют неудачинаработе.
- Яобычнопроявляюинтерескколлегамипомимотого,что касаетсядела.
- Яиногдаловлюсебянамысли,что работаюавтоматически,бездуши.
- По работе встречаются настолько неприятные люди, что невольно желаешьимчего-нибудьплохого.
- Успехивработевдохновляютменя.
- Ситуациянаработе,вкоторойяоказалась,кажетсяпочтибезвыходной.
- Ячастоработаючерезсилу.
- Вработеслюдьмияруководствуюсьпринципом:нетратьнервы,берегиздоровье.
- Иногда я иду на работу с тяжелым чувством: как все надоело, никого бы невидетьи не слышать.
- Иногда мне кажется, что результаты моей работы не стоят тех усилий,которыея затрачиваю.
- Еслибымнеповезло сработой,ябыла быболеесчастлива.
- Обычноятороплювремя:скореебырабочийденькончился.
- Работая с людьми, я обычно как бы ставлю экран,защищающий от чужихстраданийиотрицательныхэмоций.
- Мояработаменяоченьразочаровала.
- Мои требования к выполняемой работе выше, чем-то, чего я достигаю в силуобстоятельств.
- Моякарьерасложиласьудачно.
- Еслипредоставляетсявозможность,яуделяюработеменьшевнимания,нотак,чтобы этогониктоне заметил.
- Ковсему,чтопроисходитнаработе,яутратила интерес.
- Мояработаплохонаменяповлияла–обозлила,притупилаэмоции,сделала нервным.
Бланкответов
Номераутвержденийивариантответа
|
Баллы
|
1
|
6
|
11
|
16
|
21
|
26
|
31
|
|
2
|
7
|
12
|
17
|
22
|
27
|
32
|
|
3
|
8
|
13
|
18
|
23
|
28
|
33
|
|
4
|
9
|
14
|
19
|
24
|
29
|
34
|
|
5
|
10
|
15
|
20
|
25
|
30
|
35
|
|
Общаясуммабаллов:
|
|
Обработкаданных:
Нижеприводится«ключ»кметодике–перечисляютсясимптомыи
соответствующие им номера утверждений (признаков). Знак перед номеромозначаетответ«да»(+)или«нет»(-); вскобках указаныбаллы,проставляемыезаданныйответ.
Всоответствиис«ключом»определяетсясуммабалловдлякаждого симптома«выгорания», а затем — сумма по всем симптомам, т.е. его итоговый показатель.
Симптом«Неудовлетворенностьсобой»:
-1(3),+6 (2),+11 (2),-16 (10),-21 (5),+26 (5),+31 (3)
Симптом«Загнанностьвклетку»:
+2(10),+7 (5),+12 (2),+17 (2),+22 (5),+27 (1),-32 (5)
Симптом«Редукцияпрофессиональныхобязанностей»:
+3(5),+8 (5),+13 (2), -18 (2),+26 (3),+28 (3),+33 (10)
Симптом«Эмоциональнаяотстраненность»
+4(2),+9 (3),-14 (2),+19 (3),+24 (5),+29 (5),+34 (10)
Симптом«Личностнаяотстраненность(деперсонализация)»:
+5,+10 (3), +15 (3),+20 (2),+25 (5),+30 (2), +35 (10)
Выводы:
Суммабалловпо каждомусимптомуинтерпретируетсятак:
9именеебаллов–несложившийсясимптом,
10-15баллов–складывающийсясимптом,
16 иболеебаллов –сложившийсясимптом.
Соответственносуммабалловповсемсимптомам,равная45именее,
Свидетельствуетоб отсутствии «выгорания»,
сумма баллов от 50 до 75 – оначинающемся«выгорании»,
сумма 80балловивыше—об имеющемся«выгорании».
ПРАКТИЧЕСКАЯ ЧАСТЬ
Комментарий: эти упражнения позволяют участникам посмотреть на их взаимоотношения с профессией как бы со стороны, первоначально определить свое отношение к сложившейся ситуации, отметить проблемность, перекосы в распределении психической энергии.
- Упражнение «Ассоциации»
Вопрос к педагогам Какие ассоциации вызывает у вас слово работа?
- Упражнение «Лимон»
Цель: научится руководить уровнем мышечного напряжения и расслабления.
Психолог. Сядьте удобно. Руки положите на колени, ладонями вверх, плечи и голова опущены, глаза закрыты.
Представьте, что у вас в правой руке лежит лимон.
Начинайте потихоньку его сжимать, пока не ощутите, что выжали с него весь сок.
Расслабьтесь. Запомните свои ощущения.
Теперь представьте, что лимон лежит у вас в левой руке.
Начинайте потихоньку его сжимать, пока не ощутите, что выжали с него весь сок.
Расслабьтесь.Запомните свои ощущения.
Насладитесь состоянием спокойствия.
Итог. Регулярное выполнение упражнений на расслабление помогает постепенно становится уравновешенным, бодрым и спокойным.
3. Упражнение «Психологическая зарядка».
Цель: снятие мышечного напряжения.
1. Стоя, свести лопатки, улыбнуться, подмигнуть правым глазом, потом левым, повторить: «Очень я собой горжусь, я на многое гожусь!»
2. Положить ладонь на грудь: «Я на свете всех умней!», вытянув руки над головой: «Не боюсь я никого!», повернуть голову вправо: «Чудо как я хороша!», повернуть голову влево: «Проживу теперь 100 лет!»
3. Потирая ладонь о ладонь, повторить: «Я принимаю удачу, с каждым днем становлюсь богаче!»
4. Встать на цыпочки, руки над головой сомкнуть в кольцо, повторить: «Я решаю любые задачи, со мной всегда любовь и удача!»
5. Руки на бедрах, делая наклоны вправо-влево повторять: «Покой и улыбку всегда берегу, и мне все помогут, и я помогу!»
6. Вытянуть руки вперед, сжав кулаки, делая вращение руками: «На пути у меня нет преграды, все получится, как надо!»
4. Упражнение «Рассеивание проблемы».
Цель: снятие эмоционального напряжения.
Инструкция: перед вами в первом ряду первой строки напечатана буква, это то, что вы произносите вслух. А во втором ряду действия: если напечатана буква П, значит, поднимаем вверх правую руку. Если Л, то левую руку, если В, то вместе. Постарайтесь упражнение выполнить как можно быстрей.
5. Упражнение «Идентичность».
Цель: овладеть навыком говорить «нет» для повышения собственной эффективности и уверенности.
Задание «Отказ». Инструкция: изучите правила отказа. На предложенную ситуацию продумайте несколько вариантов возражений.
Выполните самостоятельно задание.Администратор школы, просит вас, поработать в больнице и подготовить отчёт о вакцинации обучающихся 2011года рождения.
Варианты отказа_________________________________________________
6. Мозговой штурм «Способы саморегуляции в ситуации стресса».
Как Вы боретесь с негативными эмоциями?
В процессе обсуждения составляется список способов борьбы с негативными эмоциями. Полученный список корректируется и дополняется тренером группы.
7. Рефлексия. Упражнение “Самоанализ».
Инструкция: В правой половине листа выберите одну из трех геометрических фигур (круг, квадрат, треугольник) и раскрасьте фигуру в тот цвет, который отражает ваше состояние, настроение сейчас, в конце занятия.
Если вы выбрали другую геометрическую фигуру по сравнению с началом упражнения и другой цвет, то это говорит о том, что данный тренинг повлиял на вас положительно в том случае, если синий, черный, коричневый цвет поменялись на красный, зеленый, желтый.
Если вы изобразили круг, значит, вы испытываете подъем в коммуникативной сфере и легко можете общаться с окружающими.
Если квадрат – вы испытываете подъем в интеллектуальной сфере и можете эффективно заниматься самообразованием.
Если треугольник вы испытываете подъем в сфере преподавания и воспитания.
- Оправдались ли ваши ожидания сегодня?
СПАСИБО ЗА УЧАСТИЕ!!!
Государственное казенное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад комбинированного вида № 352 Городского округа Донецк»
Донецкая Народная Республика
Семинар-практикум
с элементами тренинговых упражнений
«Профилактика стресса и эмоционального выгорания»
«Путешествие в страну гармонию»
Дата проведения: 05.12.2024
Подготовил: Пономарева Е.С.,
педагог-психолог высшей категории
Цель: Сохранение психического здоровья педагогов в образовательной среде.
Задачи:
- Знакомство с понятием профессиональное “выгорание”, с его характеристиками.
- Анализ проявления признаков “выгорания”, выделение источников неудовлетворения профессиональной деятельностью.
- Создание условий, способствующих профилактике синдрома профессионального “выгорания”.
- Дать представление об основных понятиях и функциях саморегуляции.
- Снятие эмоционального напряжения освоением способов саморегуляции эмоционального состояния.
Материалы и оборудование:
- Бумага А4 белая
- Ручки, цветные карандаши
- Памятка каждому участнику тренинга
Ход семинара-практикума
Вступление.
Прежде, чем мы начнём, я предлагаю вам оценить своё самочувствие с помощью упражнения «Самоанализ».
1. Упражнение “Самоанализ”
Инструкция: В левой половине листа выберите одну из трех геометрических фигур и раскрасьте фигуру в тот цвет, который отражает ваше состояние, настроение сейчас.
Обсуждение: Охарактеризуйте то состояние, в котором вы находитесь сейчас, и поясните, почему вы выбрали для его обозначения именно этот цвет и данную фигуру. Сохраните эти листочки до конца занятия.
2. Мини-лекция «Что такое профессиональное выгорание»
«Сгореть» на работе очень актуально для человека современного общества, особенно для того, кто по роду своей деятельности осуществляет многочисленные и интенсивные контакты с другими людьми.
На языке психологии данное явление называют синдромом профессионального выгорания. Он выражается в психическом, эмоциональном и физическом изнеможении и имеет разнообразные симптомы: чувство хронической усталости, напряженность, раздражительность, тревожность, нарушение аппетита, сна, рост заболеваемости, негативное отношение к окружающему, потеря интереса к работе и к жизни.
Современные ученые отмечают, что наиболее подвержены синдрому профессионального выгорания педагоги. По степени напряженности нагрузка педагога сегодня в среднем больше, чем у менеджеров и банкиров, генеральных директоров и президентов ассоциаций.
По мере увеличения стажа работы и возраста педагогов, увеличения профессиональной нагрузки неизбежно происходит накопление усталости, нарастание тревожных переживаний, снижение настроения, вегето-сосудистые расстройства и поведенческие срывы. В результате психологическое, физическое и социальное здоровье педагога подвергается серьезной опасности. Что, в свою очередь, отрицательно влияет на всех участников образовательного процесса.
Таким образом, проблема сохранения и укрепления здоровья педагогов является одной из приоритетных и актуальных задач образовательного пространства.
Наше занятие по коррекции синдрома профессионального выгорания педагогов - важное и необходимое средство психологической помощи и поддержки педагогов и ориентировано на оказание помощи в решении вопросов личностного благополучия, на обучение навыкам восстановления своих сил через овладение способами психической саморегуляции и на активизацию внутренних ресурсов личности. Итак, начнём с себя! Я предлагаю вам отправиться в путешествие в страну «Гармония».
- Основная часть.
Занятие с элементами тренинга
-
- Упражнение «Продолжи предложение».
Цель: дать наставление на позитивную реализацию человека как педагога; способствовать доброжелательной творческой атмосферы в коллективе.
Задание: участники семинара по очереди продолжают предложение «Если бы я не был педагогом, я……….»
2. Тест «Диагностика уровня эмоционального выгорания
В. В. Бойко» (в модиф. Е. Ильина)
Инструкция:
Вам предлагается ряд утверждений, по каждому выскажите свое мнение. Если вы согласны с утверждением, поставьте около
соответствующего ему номера в бланке для ответов знак«+»(«да»), если не согласны – то знак «-»(«нет»).
- Сегодняя довольна своей профессией не меньше,чем в началекарьеры.
- Яошиблась в выборе профессии или профиля деятельности (занимаю не своеместо).
- Когдаячувствуюусталостьилинапряжение,тостараюсьпоскорее
«свернуть»дело.
- Мояработапритупляетэмоции.
- Яоткровенноустала отпроблем,скоторымиприходитсяиметьделонаработе.
- Работаприноситмневсебольшее удовлетворения.
- Ябы сменила местоработы,еслибыпредставиласьвозможность.
- Из-за усталости или напряжения я уделяю своим делам меньше внимания,чемположено.
- Яспокойновоспринимаюпретензиикомненачальстваиколлегпоработе.
- Общениесколлегамипоработепобуждаетменясторонитьсялюдей.
- Мневсетруднееустанавливатьиподдерживатьконтактысколлегами.
- Обстановканаработемнекажетсяоченьтрудной,сложной.
- Бывают дни, когда мое эмоциональное состояние плохо сказывается нарезультатахработы.
- Яоченьпереживаюзасвоюработу.
- Коллегампоработеяуделяювниманиябольше,чемполучаюотних.
- Ячасторадуюсь,видя,чтомояработаприноситпользулюдям.
- Последнеевремяменяпреследуют неудачинаработе.
- Яобычнопроявляюинтерескколлегамипомимотого,что касаетсядела.
- Яиногдаловлюсебянамысли,что работаюавтоматически,бездуши.
- По работе встречаются настолько неприятные люди, что невольно желаешьимчего-нибудьплохого.
- Успехивработевдохновляютменя.
- Ситуациянаработе,вкоторойяоказалась,кажетсяпочтибезвыходной.
- Ячастоработаючерезсилу.
- Вработеслюдьмияруководствуюсьпринципом:нетратьнервы,берегиздоровье.
- Иногда я иду на работу с тяжелым чувством: как все надоело, никого бы невидетьи не слышать.
- Иногда мне кажется, что результаты моей работы не стоят тех усилий,которыея затрачиваю.
- Еслибымнеповезло сработой,ябыла быболеесчастлива.
- Обычноятороплювремя:скореебырабочийденькончился.
- Работая с людьми, я обычно как бы ставлю экран,защищающий от чужихстраданийиотрицательныхэмоций.
- Мояработаменяоченьразочаровала.
- Мои требования к выполняемой работе выше, чем-то, чего я достигаю в силуобстоятельств.
- Моякарьерасложиласьудачно.
- Еслипредоставляетсявозможность,яуделяюработеменьшевнимания,нотак,чтобы этогониктоне заметил.
- Ковсему,чтопроисходитнаработе,яутратила интерес.
- Мояработаплохонаменяповлияла–обозлила,притупилаэмоции,сделала нервным.
Бланкответов
Номераутвержденийивариантответа
|
Баллы
|
1
|
6
|
11
|
16
|
21
|
26
|
31
|
|
2
|
7
|
12
|
17
|
22
|
27
|
32
|
|
3
|
8
|
13
|
18
|
23
|
28
|
33
|
|
4
|
9
|
14
|
19
|
24
|
29
|
34
|
|
5
|
10
|
15
|
20
|
25
|
30
|
35
|
|
Общаясуммабаллов:
|
|
Обработкаданных:
Нижеприводится«ключ»кметодике–перечисляютсясимптомыи
соответствующие им номера утверждений (признаков). Знак перед номеромозначаетответ«да»(+)или«нет»(-); вскобках указаныбаллы,проставляемыезаданныйответ.
Всоответствиис«ключом»определяетсясуммабалловдлякаждого симптома«выгорания», а затем — сумма по всем симптомам, т.е. его итоговый показатель.
Симптом«Неудовлетворенностьсобой»:
-1(3),+6 (2),+11 (2),-16 (10),-21 (5),+26 (5),+31 (3)
Симптом«Загнанностьвклетку»:
+2(10),+7 (5),+12 (2),+17 (2),+22 (5),+27 (1),-32 (5)
Симптом«Редукцияпрофессиональныхобязанностей»:
+3(5),+8 (5),+13 (2), -18 (2),+26 (3),+28 (3),+33 (10)
Симптом«Эмоциональнаяотстраненность»
+4(2),+9 (3),-14 (2),+19 (3),+24 (5),+29 (5),+34 (10)
Симптом«Личностнаяотстраненность(деперсонализация)»:
+5,+10 (3), +15 (3),+20 (2),+25 (5),+30 (2), +35 (10)
Выводы:
Суммабалловпо каждомусимптомуинтерпретируетсятак:
9именеебаллов–несложившийсясимптом,
10-15баллов–складывающийсясимптом,
16 иболеебаллов –сложившийсясимптом.
Соответственносуммабалловповсемсимптомам,равная45именее,
Свидетельствуетоб отсутствии «выгорания»,
сумма баллов от 50 до 75 – оначинающемся«выгорании»,
сумма 80балловивыше—об имеющемся«выгорании».
ПРАКТИЧЕСКАЯ ЧАСТЬ
Комментарий: эти упражнения позволяют участникам посмотреть на их взаимоотношения с профессией как бы со стороны, первоначально определить свое отношение к сложившейся ситуации, отметить проблемность, перекосы в распределении психической энергии.
- Упражнение «Ассоциации»
Вопрос к педагогам Какие ассоциации вызывает у вас слово работа?
- Упражнение «Лимон»
Цель: научится руководить уровнем мышечного напряжения и расслабления.
Психолог. Сядьте удобно. Руки положите на колени, ладонями вверх, плечи и голова опущены, глаза закрыты.
Представьте, что у вас в правой руке лежит лимон.
Начинайте потихоньку его сжимать, пока не ощутите, что выжали с него весь сок.
Расслабьтесь. Запомните свои ощущения.
Теперь представьте, что лимон лежит у вас в левой руке.
Начинайте потихоньку его сжимать, пока не ощутите, что выжали с него весь сок.
Расслабьтесь.Запомните свои ощущения.
Насладитесь состоянием спокойствия.
Итог. Регулярное выполнение упражнений на расслабление помогает постепенно становится уравновешенным, бодрым и спокойным.
3. Упражнение «Психологическая зарядка».
Цель: снятие мышечного напряжения.
1. Стоя, свести лопатки, улыбнуться, подмигнуть правым глазом, потом левым, повторить: «Очень я собой горжусь, я на многое гожусь!»
2. Положить ладонь на грудь: «Я на свете всех умней!», вытянув руки над головой: «Не боюсь я никого!», повернуть голову вправо: «Чудо как я хороша!», повернуть голову влево: «Проживу теперь 100 лет!»
3. Потирая ладонь о ладонь, повторить: «Я принимаю удачу, с каждым днем становлюсь богаче!»
4. Встать на цыпочки, руки над головой сомкнуть в кольцо, повторить: «Я решаю любые задачи, со мной всегда любовь и удача!»
5. Руки на бедрах, делая наклоны вправо-влево повторять: «Покой и улыбку всегда берегу, и мне все помогут, и я помогу!»
6. Вытянуть руки вперед, сжав кулаки, делая вращение руками: «На пути у меня нет преграды, все получится, как надо!»
4. Упражнение «Рассеивание проблемы».
Цель: снятие эмоционального напряжения.
Инструкция: перед вами в первом ряду первой строки напечатана буква, это то, что вы произносите вслух. А во втором ряду действия: если напечатана буква П, значит, поднимаем вверх правую руку. Если Л, то левую руку, если В, то вместе. Постарайтесь упражнение выполнить как можно быстрей.
5. Упражнение «Идентичность».
Цель: овладеть навыком говорить «нет» для повышения собственной эффективности и уверенности.
Задание «Отказ». Инструкция: изучите правила отказа. На предложенную ситуацию продумайте несколько вариантов возражений.
Выполните самостоятельно задание.Администратор школы, просит вас, поработать в больнице и подготовить отчёт о вакцинации обучающихся 2011года рождения.
Варианты отказа_________________________________________________
6. Мозговой штурм «Способы саморегуляции в ситуации стресса».
Как Вы боретесь с негативными эмоциями?
В процессе обсуждения составляется список способов борьбы с негативными эмоциями. Полученный список корректируется и дополняется тренером группы.
7. Рефлексия. Упражнение “Самоанализ».
Инструкция: В правой половине листа выберите одну из трех геометрических фигур (круг, квадрат, треугольник) и раскрасьте фигуру в тот цвет, который отражает ваше состояние, настроение сейчас, в конце занятия.
Если вы выбрали другую геометрическую фигуру по сравнению с началом упражнения и другой цвет, то это говорит о том, что данный тренинг повлиял на вас положительно в том случае, если синий, черный, коричневый цвет поменялись на красный, зеленый, желтый.
Если вы изобразили круг, значит, вы испытываете подъем в коммуникативной сфере и легко можете общаться с окружающими.
Если квадрат – вы испытываете подъем в интеллектуальной сфере и можете эффективно заниматься самообразованием.
Если треугольник вы испытываете подъем в сфере преподавания и воспитания.
- Оправдались ли ваши ожидания сегодня?
СПАСИБО ЗА УЧАСТИЕ!!!