СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до 30.06.2025

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Семинар-практикум с элементами тренинговых упражнений «Профилактика стресса и эмоционального выгорания» «Путешествие в страну гармонию»

Нажмите, чтобы узнать подробности

 

Государственное казенное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад комбинированного вида № 352 Городского округа Донецк»

Донецкая Народная Республика

 

 

 

 

 

 

Семинар-практикум

с элементами тренинговых упражнений

«Профилактика стресса и эмоционального выгорания»

 

«Путешествие в страну гармонию»

 

 

 

 

                             Дата проведения: 05.12.2024

                                 Подготовил: Пономарева Е.С.,

                                           педагог-психолог высшей категории

 

 

 

 

 

 

 

 

Цель: Сохранение психического здоровья педагогов в образовательной среде.

Задачи:

  • Знакомство с понятием профессиональное “выгорание”, с его характеристиками.
  • Анализ проявления признаков “выгорания”, выделение источников неудовлетворения профессиональной деятельностью.
  • Создание условий, способствующих профилактике синдрома профессионального “выгорания”.
  • Дать представление об основных понятиях и функциях саморегуляции.
  • Снятие эмоционального напряжения освоением способов саморегуляции эмоционального состояния.

Материалы и оборудование:

  • Бумага А4 белая
  • Ручки, цветные карандаши
  • Памятка каждому участнику тренинга

 

 

Ход семинара-практикума

Вступление.

Прежде, чем мы начнём, я предлагаю вам оценить своё самочувствие с помощью упражнения «Самоанализ».

1. Упражнение “Самоанализ”

Инструкция: В левой половине листа выберите одну из трех геометрических фигур и раскрасьте фигуру в тот цвет, который отражает ваше состояние, настроение сейчас.

Обсуждение: Охарактеризуйте то состояние, в котором вы находитесь сейчас, и поясните, почему вы выбрали для его обозначения именно этот цвет и данную фигуру. Сохраните эти листочки до конца занятия.

 

2. Мини-лекция «Что такое профессиональное выгорание»

«Сгореть» на работе очень актуально для человека современного общества, особенно для того, кто по роду своей деятельности осуществляет многочисленные и интенсивные контакты с другими людьми.

На языке психологии данное явление называют синдромом профессионального выгорания. Он выражается в психическом, эмоциональном и физическом изнеможении и имеет разнообразные симптомы: чувство хронической усталости, напряженность, раздражительность, тревожность, нарушение аппетита, сна, рост заболеваемости, негативное отношение к окружающему, потеря интереса к работе и к жизни.

Современные ученые отмечают, что наиболее подвержены синдрому профессионального выгорания педагоги. По степени напряженности нагрузка педагога сегодня в среднем больше, чем у менеджеров и банкиров, генеральных директоров и президентов ассоциаций.

По мере увеличения стажа работы и возраста педагогов, увеличения профессиональной нагрузки неизбежно происходит накопление усталости, нарастание тревожных переживаний, снижение настроения, вегето-сосудистые расстройства и поведенческие срывы. В результате психологическое, физическое и социальное здоровье педагога подвергается серьезной опасности. Что, в свою очередь, отрицательно влияет на всех участников образовательного процесса.

Таким образом, проблема сохранения и укрепления здоровья педагогов является одной из приоритетных и актуальных задач образовательного пространства.

Наше занятие по коррекции синдрома профессионального выгорания педагогов - важное и необходимое средство психологической помощи и поддержки педагогов и ориентировано на оказание помощи в решении вопросов личностного благополучия, на обучение навыкам восстановления своих сил через овладение способами психической саморегуляции и на активизацию внутренних ресурсов личности. Итак, начнём с себя! Я предлагаю вам отправиться в путешествие в страну «Гармония».

 

  1. Основная часть.

Занятие с элементами тренинга

    1. Упражнение «Продолжи предложение».

Цель: дать наставление на позитивную реализацию человека как педагога; способствовать доброжелательной творческой атмосферы в коллективе.

Задание: участники семинара по очереди продолжают предложение «Если бы я не был педагогом, я……….»

 

2. Тест «Диагностика уровня эмоционального выгорания

В. В. Бойко» (в модиф. Е. Ильина)

Инструкция:

Вам предлагается ряд утверждений, по каждому выскажите свое мнение. Если вы согласны с утверждением, поставьте около

соответствующего ему номера в бланке для ответов знак«+»(«да»), если не согласны – то знак «-»(«нет»).

 

  1. Сегодняя довольна своей профессией не меньше,чем в началекарьеры.
  2. Яошиблась в выборе профессии или профиля деятельности (занимаю не своеместо).
  3. Когдаячувствуюусталостьилинапряжение,тостараюсьпоскорее

«свернуть»дело.

  1. Мояработапритупляетэмоции.
  2. Яоткровенноустала отпроблем,скоторымиприходитсяиметьделонаработе.
  3. Работаприноситмневсебольшее удовлетворения.
  4. Ябы сменила местоработы,еслибыпредставиласьвозможность.
  5. Из-за усталости или напряжения я уделяю своим делам меньше внимания,чемположено.
  6. Яспокойновоспринимаюпретензиикомненачальстваиколлегпоработе.
  7. Общениесколлегамипоработепобуждаетменясторонитьсялюдей.
  8. Мневсетруднееустанавливатьиподдерживатьконтактысколлегами.
  9. Обстановканаработемнекажетсяоченьтрудной,сложной.
  10. Бывают дни, когда мое эмоциональное состояние плохо сказывается нарезультатахработы.
  11. Яоченьпереживаюзасвоюработу.
  12. Коллегампоработеяуделяювниманиябольше,чемполучаюотних.
  13. Ячасторадуюсь,видя,чтомояработаприноситпользулюдям.
  14. Последнеевремяменяпреследуют неудачинаработе.
  15. Яобычнопроявляюинтерескколлегамипомимотого,что касаетсядела.
  16. Яиногдаловлюсебянамысли,что работаюавтоматически,бездуши.
  17. По работе встречаются настолько неприятные люди, что невольно желаешьимчего-нибудьплохого.
  18. Успехивработевдохновляютменя.
  19. Ситуациянаработе,вкоторойяоказалась,кажетсяпочтибезвыходной.
  20. Ячастоработаючерезсилу.
  21. Вработеслюдьмияруководствуюсьпринципом:нетратьнервы,берегиздоровье.
  22. Иногда я иду на работу с тяжелым чувством: как все надоело, никого бы невидетьи не слышать.
  23. Иногда мне кажется, что результаты моей работы не стоят тех усилий,которыея затрачиваю.
  24. Еслибымнеповезло сработой,ябыла быболеесчастлива.
  25. Обычноятороплювремя:скореебырабочийденькончился.
  26. Работая с людьми, я обычно как бы ставлю экран,защищающий от чужихстраданийиотрицательныхэмоций.
  27. Мояработаменяоченьразочаровала.
  28. Мои требования к выполняемой работе выше, чем-то, чего я достигаю в силуобстоятельств.
  29. Моякарьерасложиласьудачно.
  30. Еслипредоставляетсявозможность,яуделяюработеменьшевнимания,нотак,чтобы этогониктоне заметил.
  31. Ковсему,чтопроисходитнаработе,яутратила интерес.
  32. Мояработаплохонаменяповлияла–обозлила,притупилаэмоции,сделала нервным.

 

 

 

Бланкответов

 

Номераутвержденийивариантответа

Баллы

1

6

11

16

21

26

31

 

2

7

12

17

22

27

32

 

3

8

13

18

23

28

33

 

4

9

14

19

24

29

34

 

5

10

15

20

25

30

35

 

Общаясуммабаллов:

 

 

Обработкаданных:

Нижеприводится«ключ»кметодике–перечисляютсясимптомыи

соответствующие им номера утверждений (признаков). Знак перед номеромозначаетответ«да»(+)или«нет»(-); вскобках указаныбаллы,проставляемыезаданныйответ.

Всоответствиис«ключом»определяетсясуммабалловдлякаждого симптома«выгорания», а затем — сумма по всем симптомам, т.е. его итоговый показатель.

Симптом«Неудовлетворенностьсобой»:

-1(3),+6 (2),+11 (2),-16 (10),-21 (5),+26 (5),+31 (3)

Симптом«Загнанностьвклетку»:

+2(10),+7 (5),+12 (2),+17 (2),+22 (5),+27 (1),-32 (5)

Симптом«Редукцияпрофессиональныхобязанностей»:

+3(5),+8 (5),+13 (2), -18 (2),+26 (3),+28 (3),+33 (10)

Симптом«Эмоциональнаяотстраненность»

+4(2),+9 (3),-14 (2),+19 (3),+24 (5),+29 (5),+34 (10)

Симптом«Личностнаяотстраненность(деперсонализация)»:

+5,+10 (3), +15 (3),+20 (2),+25 (5),+30 (2), +35 (10)

 

Выводы:

Суммабалловпо каждомусимптомуинтерпретируетсятак:

9именеебаллов–несложившийсясимптом,

10-15баллов–складывающийсясимптом,

16 иболеебаллов –сложившийсясимптом.

 

Соответственносуммабалловповсемсимптомам,равная45именее,

Свидетельствуетоб отсутствии «выгорания»,

сумма баллов от 50 до 75 – оначинающемся«выгорании»,

сумма 80балловивыше—об имеющемся«выгорании».

 

 

 

ПРАКТИЧЕСКАЯ ЧАСТЬ

Комментарий: эти упражнения позволяют участникам посмотреть на их взаимоотношения с профессией как бы со стороны, первоначально определить свое отношение к сложившейся ситуации, отметить проблемность, перекосы в распределении психической энергии.

  1. Упражнение «Ассоциации»

Вопрос к педагогам Какие ассоциации вызывает у вас слово работа?

  1. Упражнение «Лимон»

Цель: научится руководить уровнем мышечного напряжения и расслабления.

Психолог. Сядьте удобно. Руки положите на колени, ладонями вверх, плечи и голова опущены, глаза закрыты.

Представьте, что у вас в правой руке лежит лимон.

Начинайте потихоньку его сжимать, пока не ощутите, что выжали с него весь сок.

Расслабьтесь. Запомните свои ощущения.

Теперь представьте, что лимон лежит у вас в левой руке.

Начинайте потихоньку его сжимать, пока не ощутите, что выжали с него весь сок.

Расслабьтесь.Запомните свои ощущения.

Насладитесь состоянием спокойствия.

Итог. Регулярное выполнение упражнений на расслабление помогает постепенно становится уравновешенным, бодрым и спокойным.

3. Упражнение «Психологическая зарядка».

Цель: снятие мышечного напряжения.

1.     Стоя, свести лопатки, улыбнуться, подмигнуть правым глазом, потом левым, повторить: «Очень я собой горжусь, я на многое гожусь!»

2.     Положить ладонь на грудь: «Я на свете всех умней!», вытянув руки над головой: «Не боюсь я никого!», повернуть голову вправо: «Чудо как я хороша!», повернуть голову влево: «Проживу теперь 100 лет!»

3.     Потирая ладонь о ладонь, повторить: «Я принимаю удачу, с каждым днем становлюсь богаче!»

4.     Встать на цыпочки, руки над головой сомкнуть в кольцо, повторить: «Я решаю любые задачи, со мной всегда любовь и удача!»

5.     Руки на бедрах, делая наклоны вправо-влево повторять: «Покой и улыбку всегда берегу, и мне все помогут, и я помогу!»

6.     Вытянуть руки вперед, сжав кулаки, делая вращение руками: «На пути у меня нет преграды, все получится, как надо!»

4. Упражнение «Рассеивание проблемы».

Цель: снятие эмоционального напряжения.

Инструкция: перед вами в первом ряду первой строки напечатана буква, это то, что вы произносите вслух. А во втором ряду действия: если напечатана буква П, значит, поднимаем вверх правую руку. Если Л, то левую руку, если В, то вместе. Постарайтесь упражнение выполнить как можно быстрей.

5. Упражнение «Идентичность».

Цель: овладеть навыком говорить «нет» для повышения собственной эффективности и уверенности.

Задание «Отказ». Инструкция: изучите правила отказа. На предложенную ситуацию продумайте несколько вариантов возражений.  

Выполните самостоятельно задание.Администратор школы, просит вас, поработать в больнице и подготовить отчёт о вакцинации обучающихся 2011года рождения.

Варианты отказа_________________________________________________

 

6. Мозговой штурм «Способы саморегуляции в ситуации стресса».

Как Вы боретесь с негативными эмоциями?

В процессе обсуждения составляется список способов борьбы с негативными эмоциями. Полученный список корректируется и дополняется тренером группы.

7. Рефлексия. Упражнение “Самоанализ».

Инструкция: В правой половине листа выберите одну из трех геометрических фигур (круг, квадрат, треугольник) и раскрасьте фигуру в тот цвет, который отражает ваше состояние, настроение сейчас, в конце занятия.

Если вы выбрали другую геометрическую фигуру по сравнению с началом упражнения и другой цвет, то это говорит о том, что данный тренинг повлиял на вас положительно в том случае, если синий, черный, коричневый цвет поменялись на красный, зеленый, желтый.

Если вы изобразили круг, значит, вы испытываете подъем в коммуникативной сфере и легко можете общаться с окружающими.

Если квадрат – вы испытываете подъем в интеллектуальной сфере и можете эффективно заниматься самообразованием.

Если треугольник вы испытываете подъем в сфере преподавания и воспитания.

- Оправдались ли ваши ожидания сегодня?

 

 

СПАСИБО ЗА УЧАСТИЕ!!!

 

Государственное казенное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад комбинированного вида № 352 Городского округа Донецк»

Донецкая Народная Республика

 

 

 

 

 

 

Семинар-практикум

с элементами тренинговых упражнений

«Профилактика стресса и эмоционального выгорания»

 

«Путешествие в страну гармонию»

 

 

 

 

                             Дата проведения: 05.12.2024

                                 Подготовил: Пономарева Е.С.,

                                           педагог-психолог высшей категории

 

 

 

 

 

 

 

 

Цель: Сохранение психического здоровья педагогов в образовательной среде.

Задачи:

  • Знакомство с понятием профессиональное “выгорание”, с его характеристиками.
  • Анализ проявления признаков “выгорания”, выделение источников неудовлетворения профессиональной деятельностью.
  • Создание условий, способствующих профилактике синдрома профессионального “выгорания”.
  • Дать представление об основных понятиях и функциях саморегуляции.
  • Снятие эмоционального напряжения освоением способов саморегуляции эмоционального состояния.

Материалы и оборудование:

  • Бумага А4 белая
  • Ручки, цветные карандаши
  • Памятка каждому участнику тренинга

 

 

Ход семинара-практикума

Вступление.

Прежде, чем мы начнём, я предлагаю вам оценить своё самочувствие с помощью упражнения «Самоанализ».

1. Упражнение “Самоанализ”

Инструкция: В левой половине листа выберите одну из трех геометрических фигур и раскрасьте фигуру в тот цвет, который отражает ваше состояние, настроение сейчас.

Обсуждение: Охарактеризуйте то состояние, в котором вы находитесь сейчас, и поясните, почему вы выбрали для его обозначения именно этот цвет и данную фигуру. Сохраните эти листочки до конца занятия.

 

2. Мини-лекция «Что такое профессиональное выгорание»

«Сгореть» на работе очень актуально для человека современного общества, особенно для того, кто по роду своей деятельности осуществляет многочисленные и интенсивные контакты с другими людьми.

На языке психологии данное явление называют синдромом профессионального выгорания. Он выражается в психическом, эмоциональном и физическом изнеможении и имеет разнообразные симптомы: чувство хронической усталости, напряженность, раздражительность, тревожность, нарушение аппетита, сна, рост заболеваемости, негативное отношение к окружающему, потеря интереса к работе и к жизни.

Современные ученые отмечают, что наиболее подвержены синдрому профессионального выгорания педагоги. По степени напряженности нагрузка педагога сегодня в среднем больше, чем у менеджеров и банкиров, генеральных директоров и президентов ассоциаций.

По мере увеличения стажа работы и возраста педагогов, увеличения профессиональной нагрузки неизбежно происходит накопление усталости, нарастание тревожных переживаний, снижение настроения, вегето-сосудистые расстройства и поведенческие срывы. В результате психологическое, физическое и социальное здоровье педагога подвергается серьезной опасности. Что, в свою очередь, отрицательно влияет на всех участников образовательного процесса.

Таким образом, проблема сохранения и укрепления здоровья педагогов является одной из приоритетных и актуальных задач образовательного пространства.

Наше занятие по коррекции синдрома профессионального выгорания педагогов - важное и необходимое средство психологической помощи и поддержки педагогов и ориентировано на оказание помощи в решении вопросов личностного благополучия, на обучение навыкам восстановления своих сил через овладение способами психической саморегуляции и на активизацию внутренних ресурсов личности. Итак, начнём с себя! Я предлагаю вам отправиться в путешествие в страну «Гармония».

 

  1. Основная часть.

Занятие с элементами тренинга

    1. Упражнение «Продолжи предложение».

Цель: дать наставление на позитивную реализацию человека как педагога; способствовать доброжелательной творческой атмосферы в коллективе.

Задание: участники семинара по очереди продолжают предложение «Если бы я не был педагогом, я……….»

 

2. Тест «Диагностика уровня эмоционального выгорания

В. В. Бойко» (в модиф. Е. Ильина)

Инструкция:

Вам предлагается ряд утверждений, по каждому выскажите свое мнение. Если вы согласны с утверждением, поставьте около

соответствующего ему номера в бланке для ответов знак«+»(«да»), если не согласны – то знак «-»(«нет»).

 

  1. Сегодняя довольна своей профессией не меньше,чем в началекарьеры.
  2. Яошиблась в выборе профессии или профиля деятельности (занимаю не своеместо).
  3. Когдаячувствуюусталостьилинапряжение,тостараюсьпоскорее

«свернуть»дело.

  1. Мояработапритупляетэмоции.
  2. Яоткровенноустала отпроблем,скоторымиприходитсяиметьделонаработе.
  3. Работаприноситмневсебольшее удовлетворения.
  4. Ябы сменила местоработы,еслибыпредставиласьвозможность.
  5. Из-за усталости или напряжения я уделяю своим делам меньше внимания,чемположено.
  6. Яспокойновоспринимаюпретензиикомненачальстваиколлегпоработе.
  7. Общениесколлегамипоработепобуждаетменясторонитьсялюдей.
  8. Мневсетруднееустанавливатьиподдерживатьконтактысколлегами.
  9. Обстановканаработемнекажетсяоченьтрудной,сложной.
  10. Бывают дни, когда мое эмоциональное состояние плохо сказывается нарезультатахработы.
  11. Яоченьпереживаюзасвоюработу.
  12. Коллегампоработеяуделяювниманиябольше,чемполучаюотних.
  13. Ячасторадуюсь,видя,чтомояработаприноситпользулюдям.
  14. Последнеевремяменяпреследуют неудачинаработе.
  15. Яобычнопроявляюинтерескколлегамипомимотого,что касаетсядела.
  16. Яиногдаловлюсебянамысли,что работаюавтоматически,бездуши.
  17. По работе встречаются настолько неприятные люди, что невольно желаешьимчего-нибудьплохого.
  18. Успехивработевдохновляютменя.
  19. Ситуациянаработе,вкоторойяоказалась,кажетсяпочтибезвыходной.
  20. Ячастоработаючерезсилу.
  21. Вработеслюдьмияруководствуюсьпринципом:нетратьнервы,берегиздоровье.
  22. Иногда я иду на работу с тяжелым чувством: как все надоело, никого бы невидетьи не слышать.
  23. Иногда мне кажется, что результаты моей работы не стоят тех усилий,которыея затрачиваю.
  24. Еслибымнеповезло сработой,ябыла быболеесчастлива.
  25. Обычноятороплювремя:скореебырабочийденькончился.
  26. Работая с людьми, я обычно как бы ставлю экран,защищающий от чужихстраданийиотрицательныхэмоций.
  27. Мояработаменяоченьразочаровала.
  28. Мои требования к выполняемой работе выше, чем-то, чего я достигаю в силуобстоятельств.
  29. Моякарьерасложиласьудачно.
  30. Еслипредоставляетсявозможность,яуделяюработеменьшевнимания,нотак,чтобы этогониктоне заметил.
  31. Ковсему,чтопроисходитнаработе,яутратила интерес.
  32. Мояработаплохонаменяповлияла–обозлила,притупилаэмоции,сделала нервным.

 

 

 

Бланкответов

 

Номераутвержденийивариантответа

Баллы

1

6

11

16

21

26

31

 

2

7

12

17

22

27

32

 

3

8

13

18

23

28

33

 

4

9

14

19

24

29

34

 

5

10

15

20

25

30

35

 

Общаясуммабаллов:

 

 

Обработкаданных:

Нижеприводится«ключ»кметодике–перечисляютсясимптомыи

соответствующие им номера утверждений (признаков). Знак перед номеромозначаетответ«да»(+)или«нет»(-); вскобках указаныбаллы,проставляемыезаданныйответ.

Всоответствиис«ключом»определяетсясуммабалловдлякаждого симптома«выгорания», а затем — сумма по всем симптомам, т.е. его итоговый показатель.

Симптом«Неудовлетворенностьсобой»:

-1(3),+6 (2),+11 (2),-16 (10),-21 (5),+26 (5),+31 (3)

Симптом«Загнанностьвклетку»:

+2(10),+7 (5),+12 (2),+17 (2),+22 (5),+27 (1),-32 (5)

Симптом«Редукцияпрофессиональныхобязанностей»:

+3(5),+8 (5),+13 (2), -18 (2),+26 (3),+28 (3),+33 (10)

Симптом«Эмоциональнаяотстраненность»

+4(2),+9 (3),-14 (2),+19 (3),+24 (5),+29 (5),+34 (10)

Симптом«Личностнаяотстраненность(деперсонализация)»:

+5,+10 (3), +15 (3),+20 (2),+25 (5),+30 (2), +35 (10)

 

Выводы:

Суммабалловпо каждомусимптомуинтерпретируетсятак:

9именеебаллов–несложившийсясимптом,

10-15баллов–складывающийсясимптом,

16 иболеебаллов –сложившийсясимптом.

 

Соответственносуммабалловповсемсимптомам,равная45именее,

Свидетельствуетоб отсутствии «выгорания»,

сумма баллов от 50 до 75 – оначинающемся«выгорании»,

сумма 80балловивыше—об имеющемся«выгорании».

 

 

 

ПРАКТИЧЕСКАЯ ЧАСТЬ

Комментарий: эти упражнения позволяют участникам посмотреть на их взаимоотношения с профессией как бы со стороны, первоначально определить свое отношение к сложившейся ситуации, отметить проблемность, перекосы в распределении психической энергии.

  1. Упражнение «Ассоциации»

Вопрос к педагогам Какие ассоциации вызывает у вас слово работа?

  1. Упражнение «Лимон»

Цель: научится руководить уровнем мышечного напряжения и расслабления.

Психолог. Сядьте удобно. Руки положите на колени, ладонями вверх, плечи и голова опущены, глаза закрыты.

Представьте, что у вас в правой руке лежит лимон.

Начинайте потихоньку его сжимать, пока не ощутите, что выжали с него весь сок.

Расслабьтесь. Запомните свои ощущения.

Теперь представьте, что лимон лежит у вас в левой руке.

Начинайте потихоньку его сжимать, пока не ощутите, что выжали с него весь сок.

Расслабьтесь.Запомните свои ощущения.

Насладитесь состоянием спокойствия.

Итог. Регулярное выполнение упражнений на расслабление помогает постепенно становится уравновешенным, бодрым и спокойным.

3. Упражнение «Психологическая зарядка».

Цель: снятие мышечного напряжения.

1.     Стоя, свести лопатки, улыбнуться, подмигнуть правым глазом, потом левым, повторить: «Очень я собой горжусь, я на многое гожусь!»

2.     Положить ладонь на грудь: «Я на свете всех умней!», вытянув руки над головой: «Не боюсь я никого!», повернуть голову вправо: «Чудо как я хороша!», повернуть голову влево: «Проживу теперь 100 лет!»

3.     Потирая ладонь о ладонь, повторить: «Я принимаю удачу, с каждым днем становлюсь богаче!»

4.     Встать на цыпочки, руки над головой сомкнуть в кольцо, повторить: «Я решаю любые задачи, со мной всегда любовь и удача!»

5.     Руки на бедрах, делая наклоны вправо-влево повторять: «Покой и улыбку всегда берегу, и мне все помогут, и я помогу!»

6.     Вытянуть руки вперед, сжав кулаки, делая вращение руками: «На пути у меня нет преграды, все получится, как надо!»

4. Упражнение «Рассеивание проблемы».

Цель: снятие эмоционального напряжения.

Инструкция: перед вами в первом ряду первой строки напечатана буква, это то, что вы произносите вслух. А во втором ряду действия: если напечатана буква П, значит, поднимаем вверх правую руку. Если Л, то левую руку, если В, то вместе. Постарайтесь упражнение выполнить как можно быстрей.

5. Упражнение «Идентичность».

Цель: овладеть навыком говорить «нет» для повышения собственной эффективности и уверенности.

Задание «Отказ». Инструкция: изучите правила отказа. На предложенную ситуацию продумайте несколько вариантов возражений.  

Выполните самостоятельно задание.Администратор школы, просит вас, поработать в больнице и подготовить отчёт о вакцинации обучающихся 2011года рождения.

Варианты отказа_________________________________________________

 

6. Мозговой штурм «Способы саморегуляции в ситуации стресса».

Как Вы боретесь с негативными эмоциями?

В процессе обсуждения составляется список способов борьбы с негативными эмоциями. Полученный список корректируется и дополняется тренером группы.

7. Рефлексия. Упражнение “Самоанализ».

Инструкция: В правой половине листа выберите одну из трех геометрических фигур (круг, квадрат, треугольник) и раскрасьте фигуру в тот цвет, который отражает ваше состояние, настроение сейчас, в конце занятия.

Если вы выбрали другую геометрическую фигуру по сравнению с началом упражнения и другой цвет, то это говорит о том, что данный тренинг повлиял на вас положительно в том случае, если синий, черный, коричневый цвет поменялись на красный, зеленый, желтый.

Если вы изобразили круг, значит, вы испытываете подъем в коммуникативной сфере и легко можете общаться с окружающими.

Если квадрат – вы испытываете подъем в интеллектуальной сфере и можете эффективно заниматься самообразованием.

Если треугольник вы испытываете подъем в сфере преподавания и воспитания.

- Оправдались ли ваши ожидания сегодня?

 

 

СПАСИБО ЗА УЧАСТИЕ!!!

Показать полностью

Просмотр содержимого документа
«Семинар-практикум с элементами тренинговых упражнений «Профилактика стресса и эмоционального выгорания» «Путешествие в страну гармонию»»


Государственное казенное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад комбинированного вида № 352 Городского округа Донецк»

Донецкая Народная Республика







Семинар-практикум

с элементами тренинговых упражнений

«Профилактика стресса и эмоционального выгорания»


«Путешествие в страну гармонию»







Дата проведения: 05.12.2024

Подготовил: Пономарева Е.С.,

педагог-психолог высшей категории









Цель: Сохранение психического здоровья педагогов в образовательной среде.

Задачи:

  • Знакомство с понятием профессиональное “выгорание”, с его характеристиками.

  • Анализ проявления признаков “выгорания”, выделение источников неудовлетворения профессиональной деятельностью.

  • Создание условий, способствующих профилактике синдрома профессионального “выгорания”.

  • Дать представление об основных понятиях и функциях саморегуляции.

  • Снятие эмоционального напряжения освоением способов саморегуляции эмоционального состояния.

Материалы и оборудование:

  • Бумага А4 белая

  • Ручки, цветные карандаши

  • Памятка каждому участнику тренинга



Ход семинара-практикума

Вступление.

Прежде, чем мы начнём, я предлагаю вам оценить своё самочувствие с помощью упражнения «Самоанализ».

1. Упражнение “Самоанализ”

Инструкция: В левой половине листа выберите одну из трех геометрических фигур и раскрасьте фигуру в тот цвет, который отражает ваше состояние, настроение сейчас.

Обсуждение: Охарактеризуйте то состояние, в котором вы находитесь сейчас, и поясните, почему вы выбрали для его обозначения именно этот цвет и данную фигуру. Сохраните эти листочки до конца занятия.


2. Мини-лекция «Что такое профессиональное выгорание»

«Сгореть» на работе очень актуально для человека современного общества, особенно для того, кто по роду своей деятельности осуществляет многочисленные и интенсивные контакты с другими людьми.

На языке психологии данное явление называют синдромом профессионального выгорания. Он выражается в психическом, эмоциональном и физическом изнеможении и имеет разнообразные симптомы: чувство хронической усталости, напряженность, раздражительность, тревожность, нарушение аппетита, сна, рост заболеваемости, негативное отношение к окружающему, потеря интереса к работе и к жизни.

Современные ученые отмечают, что наиболее подвержены синдрому профессионального выгорания педагоги. По степени напряженности нагрузка педагога сегодня в среднем больше, чем у менеджеров и банкиров, генеральных директоров и президентов ассоциаций.

По мере увеличения стажа работы и возраста педагогов, увеличения профессиональной нагрузки неизбежно происходит накопление усталости, нарастание тревожных переживаний, снижение настроения, вегето-сосудистые расстройства и поведенческие срывы. В результате психологическое, физическое и социальное здоровье педагога подвергается серьезной опасности. Что, в свою очередь, отрицательно влияет на всех участников образовательного процесса.

Таким образом, проблема сохранения и укрепления здоровья педагогов является одной из приоритетных и актуальных задач образовательного пространства.

Наше занятие по коррекции синдрома профессионального выгорания педагогов - важное и необходимое средство психологической помощи и поддержки педагогов и ориентировано на оказание помощи в решении вопросов личностного благополучия, на обучение навыкам восстановления своих сил через овладение способами психической саморегуляции и на активизацию внутренних ресурсов личности. Итак, начнём с себя! Я предлагаю вам отправиться в путешествие в страну «Гармония».


  1. Основная часть.

Занятие с элементами тренинга

    1. Упражнение «Продолжи предложение».

Цель: дать наставление на позитивную реализацию человека как педагога; способствовать доброжелательной творческой атмосферы в коллективе.

Задание: участники семинара по очереди продолжают предложение «Если бы я не был педагогом, я……….»


2. Тест «Диагностика уровня эмоционального выгорания

В. В. Бойко» (в модиф. Е. Ильина)

Инструкция:

Вам предлагается ряд утверждений, по каждому выскажите свое мнение. Если вы согласны с утверждением, поставьте около

соответствующего ему номера в бланке для ответов знак«+»(«да»), если не согласны – то знак «-»(«нет»).


  1. Сегодняя довольна своей профессией не меньше,чем в началекарьеры.

  2. Яошиблась в выборе профессии или профиля деятельности (занимаю не своеместо).

  3. Когдаячувствуюусталостьилинапряжение,тостараюсьпоскорее

«свернуть»дело.

  1. Мояработапритупляетэмоции.

  2. Яоткровенноустала отпроблем,скоторымиприходитсяиметьделонаработе.

  3. Работаприноситмневсебольшее удовлетворения.

  4. Ябы сменила местоработы,еслибыпредставиласьвозможность.

  5. Из-за усталости или напряжения я уделяю своим делам меньше внимания,чемположено.

  6. Яспокойновоспринимаюпретензиикомненачальстваиколлегпоработе.

  7. Общениесколлегамипоработепобуждаетменясторонитьсялюдей.

  8. Мневсетруднееустанавливатьиподдерживатьконтактысколлегами.

  9. Обстановканаработемнекажетсяоченьтрудной,сложной.

  10. Бывают дни, когда мое эмоциональное состояние плохо сказывается нарезультатахработы.

  11. Яоченьпереживаюзасвоюработу.

  12. Коллегампоработеяуделяювниманиябольше,чемполучаюотних.

  13. Ячасторадуюсь,видя,чтомояработаприноситпользулюдям.

  14. Последнеевремяменяпреследуют неудачинаработе.

  15. Яобычнопроявляюинтерескколлегамипомимотого,что касаетсядела.

  16. Яиногдаловлюсебянамысли,что работаюавтоматически,бездуши.

  17. По работе встречаются настолько неприятные люди, что невольно желаешьимчего-нибудьплохого.

  18. Успехивработевдохновляютменя.

  19. Ситуациянаработе,вкоторойяоказалась,кажетсяпочтибезвыходной.

  20. Ячастоработаючерезсилу.

  21. Вработеслюдьмияруководствуюсьпринципом:нетратьнервы,берегиздоровье.

  22. Иногда я иду на работу с тяжелым чувством: как все надоело, никого бы невидетьи не слышать.

  23. Иногда мне кажется, что результаты моей работы не стоят тех усилий,которыея затрачиваю.

  24. Еслибымнеповезло сработой,ябыла быболеесчастлива.

  25. Обычноятороплювремя:скореебырабочийденькончился.

  26. Работая с людьми, я обычно как бы ставлю экран,защищающий от чужихстраданийиотрицательныхэмоций.

  27. Мояработаменяоченьразочаровала.

  28. Мои требования к выполняемой работе выше, чем-то, чего я достигаю в силуобстоятельств.

  29. Моякарьерасложиласьудачно.

  30. Еслипредоставляетсявозможность,яуделяюработеменьшевнимания,нотак,чтобы этогониктоне заметил.

  31. Ковсему,чтопроисходитнаработе,яутратила интерес.

  32. Мояработаплохонаменяповлияла–обозлила,притупилаэмоции,сделала нервным.




Бланкответов


Номераутвержденийивариантответа

Баллы

1

6

11

16

21

26

31


2

7

12

17

22

27

32


3

8

13

18

23

28

33


4

9

14

19

24

29

34


5

10

15

20

25

30

35


Общаясуммабаллов:



Обработкаданных:

Нижеприводится«ключ»кметодике–перечисляютсясимптомыи

соответствующие им номера утверждений (признаков). Знак перед номеромозначаетответ«да»(+)или«нет»(-); вскобках указаныбаллы,проставляемыезаданныйответ.

Всоответствиис«ключом»определяетсясуммабалловдлякаждого симптома«выгорания», а затем — сумма по всем симптомам, т.е. его итоговый показатель.

Симптом«Неудовлетворенностьсобой»:

-1(3),+6 (2),+11 (2),-16 (10),-21 (5),+26 (5),+31 (3)

Симптом«Загнанностьвклетку»:

+2(10),+7 (5),+12 (2),+17 (2),+22 (5),+27 (1),-32 (5)

Симптом«Редукцияпрофессиональныхобязанностей»:

+3(5),+8 (5),+13 (2), -18 (2),+26 (3),+28 (3),+33 (10)

Симптом«Эмоциональнаяотстраненность»

+4(2),+9 (3),-14 (2),+19 (3),+24 (5),+29 (5),+34 (10)

Симптом«Личностнаяотстраненность(деперсонализация)»:

+5,+10 (3), +15 (3),+20 (2),+25 (5),+30 (2), +35 (10)


Выводы:

Суммабалловпо каждомусимптомуинтерпретируетсятак:

9именеебаллов–несложившийсясимптом,

10-15баллов–складывающийсясимптом,

16 иболеебаллов –сложившийсясимптом.


Соответственносуммабалловповсемсимптомам,равная45именее,

Свидетельствуетоб отсутствии «выгорания»,

сумма баллов от 50 до 75 – оначинающемся«выгорании»,

сумма 80балловивыше—об имеющемся«выгорании».




ПРАКТИЧЕСКАЯ ЧАСТЬ

Комментарий: эти упражнения позволяют участникам посмотреть на их взаимоотношения с профессией как бы со стороны, первоначально определить свое отношение к сложившейся ситуации, отметить проблемность, перекосы в распределении психической энергии.

  1. Упражнение «Ассоциации»

Вопрос к педагогам Какие ассоциации вызывает у вас слово работа?

  1. Упражнение «Лимон»

Цель: научится руководить уровнем мышечного напряжения и расслабления.

Психолог. Сядьте удобно. Руки положите на колени, ладонями вверх, плечи и голова опущены, глаза закрыты.

Представьте, что у вас в правой руке лежит лимон.

Начинайте потихоньку его сжимать, пока не ощутите, что выжали с него весь сок.

Расслабьтесь. Запомните свои ощущения.

Теперь представьте, что лимон лежит у вас в левой руке.

Начинайте потихоньку его сжимать, пока не ощутите, что выжали с него весь сок.

Расслабьтесь.Запомните свои ощущения.

Насладитесь состоянием спокойствия.

Итог. Регулярное выполнение упражнений на расслабление помогает постепенно становится уравновешенным, бодрым и спокойным.

3. Упражнение «Психологическая зарядка».

Цель: снятие мышечного напряжения.

1.     Стоя, свести лопатки, улыбнуться, подмигнуть правым глазом, потом левым, повторить: «Очень я собой горжусь, я на многое гожусь!»

2.     Положить ладонь на грудь: «Я на свете всех умней!», вытянув руки над головой: «Не боюсь я никого!», повернуть голову вправо: «Чудо как я хороша!», повернуть голову влево: «Проживу теперь 100 лет!»

3.     Потирая ладонь о ладонь, повторить: «Я принимаю удачу, с каждым днем становлюсь богаче!»

4.     Встать на цыпочки, руки над головой сомкнуть в кольцо, повторить: «Я решаю любые задачи, со мной всегда любовь и удача!»

5.     Руки на бедрах, делая наклоны вправо-влево повторять: «Покой и улыбку всегда берегу, и мне все помогут, и я помогу!»

6.     Вытянуть руки вперед, сжав кулаки, делая вращение руками: «На пути у меня нет преграды, все получится, как надо!»

4. Упражнение «Рассеивание проблемы».

Цель: снятие эмоционального напряжения.

Инструкция: перед вами в первом ряду первой строки напечатана буква, это то, что вы произносите вслух. А во втором ряду действия: если напечатана буква П, значит, поднимаем вверх правую руку. Если Л, то левую руку, если В, то вместе. Постарайтесь упражнение выполнить как можно быстрей.

5. Упражнение «Идентичность».

Цель: овладеть навыком говорить «нет» для повышения собственной эффективности и уверенности.

Задание «Отказ». Инструкция: изучите правила отказа. На предложенную ситуацию продумайте несколько вариантов возражений.

Выполните самостоятельно задание.Администратор школы, просит вас, поработать в больнице и подготовить отчёт о вакцинации обучающихся 2011года рождения.

Варианты отказа_________________________________________________


6. Мозговой штурм «Способы саморегуляции в ситуации стресса».

Как Вы боретесь с негативными эмоциями?

В процессе обсуждения составляется список способов борьбы с негативными эмоциями. Полученный список корректируется и дополняется тренером группы.

7. Рефлексия. Упражнение “Самоанализ».

Инструкция: В правой половине листа выберите одну из трех геометрических фигур (круг, квадрат, треугольник) и раскрасьте фигуру в тот цвет, который отражает ваше состояние, настроение сейчас, в конце занятия.

Если вы выбрали другую геометрическую фигуру по сравнению с началом упражнения и другой цвет, то это говорит о том, что данный тренинг повлиял на вас положительно в том случае, если синий, черный, коричневый цвет поменялись на красный, зеленый, желтый.

Если вы изобразили круг, значит, вы испытываете подъем в коммуникативной сфере и легко можете общаться с окружающими.

Если квадрат – вы испытываете подъем в интеллектуальной сфере и можете эффективно заниматься самообразованием.

Если треугольник вы испытываете подъем в сфере преподавания и воспитания.

- Оправдались ли ваши ожидания сегодня?



СПАСИБО ЗА УЧАСТИЕ!!!

Бланкответов


Номераутвержденийивариантответа

Баллы

1

6

11

16

21

26

31


2

7

12

17

22

27

32


3

8

13

18

23

28

33


4

9

14

19

24

29

34


5

10

15

20

25

30

35


Общаясуммабаллов:



Бланкответов


Номераутвержденийивариантответа

Баллы

1

6

11

16

21

26

31


2

7

12

17

22

27

32


3

8

13

18

23

28

33


4

9

14

19

24

29

34


5

10

15

20

25

30

35


Общаясуммабаллов:



Бланкответов



Номераутвержденийивариантответа

Баллы

1

6

11

16

21

26

31


2

7

12

17

22

27

32


3

8

13

18

23

28

33


4

9

14

19

24

29

34


5

10

15

20

25

30

35


Общаясуммабаллов:



Бланкответов


Номераутвержденийивариантответа

Баллы

1

6

11

16

21

26

31


2

7

12

17

22

27

32


3

8

13

18

23

28

33


4

9

14

19

24

29

34


5

10

15

20

25

30

35


Общаясуммабаллов:


А

П

Б

Л

В

В

Г

П

Д

П

Е

В

Ё

Л

Ж

Л

З

П

И

П

К

В

Л

П

М

Л

Н

В

О

Л

П

Л

Р

В

С

П

Т

В

У

Л

Ф

Л

Х

В

Ц

П

Ч

Л

Ш

В

Щ

П

Ы

Л

Э

П

Ю

Л

Я

В



ПРАВИЛА ОТКАЗА.

  1. Проанализируйте ситуацию и действуйте в соответствии с выводами.

  2. Определите свои ценности. Если вы соглашаетесь, то для какой цели? Например, чтобы люди уважали. Самоанализ. Вот она ценность: чтобы уважали. Чтобы КТО-ТО уважал. Не сам себя, а кто-то за вас – вас уважал.Размышления. И что это даст? Как это повлияет на моё здоровье? А это чему поможет? И что тогда? А это зачем? Продолжайте себе задавать вопросы из серии «зачем». Таким образом, анализируя каждый вопрос, вы исключите всё ненужное и приблизитесь к озарению, пониманию своей истинной мечты, а не чьих-то навязанных желаний. В первую очередь вы должны научиться уважать и ценить себя. Корень всех проблем: шаблон сравнений. Эту привычку мы взяли во взрослую жизнь из детства. Вспомните фразы: «Таня аккуратная девочка, а ты…». «У других дети как дети, а ты…» и т. д.

  3. Поставить себя на первое место и говорите уверенно «нет».

  4. Подготовиться к отказу заранее, ответив себе на следующие вопросы:

- Хочу ли я эту задачу выполнять? – Должен ли я это делать? - Есть ли у меня для этого время. – Что может случиться, если я этого не сделаю?

Если выполню чужую работу, как это повлияет на моё здоровье и репутацию?

  1. Запретите себе оправдываться. Тренируйтесь говорить «нет» перед зеркалом, чтобы говорить спокойно и доброжелательно. Говорите «нет» чаще, чем больше практики, тем быстрей закрепляется навык.

Выполните самостоятельно задание.Администратор школы, просит вас, поработать в больнице и подготовить отчёт о вакцинации обучающихся 2011года рождения.

Варианты отказа_________________________________________________










ПАМЯТКА

Меняйте стиль жизни, меняйтесь сами!

  • Улучшить свою жизнь можно только через изменение отношения к ней, через восприятие её как самого ценного дара, через мудрость, радоваться каждому дню, минуте, впечатлению.

  • Неурядицы, жизненные противоречия – это норма жизни. Они не должны занимать в нашем сознании больше места, чем того стоят.

  • “Если делать то, что вы ненавидите, из-за ненависти в организме, начинают вырабатываться разрушительные токсины и в результате этого вы, начинаете страдать от хронического переутомления или заболеваете”. (Уолтер Рассел)


  • Нужно любить всё, что вы делаете. Или иначе, делайте то, что можете делать с любовью.

ПАМЯТКА

Меняйте стиль жизни, меняйтесь сами!

  • Улучшить свою жизнь можно только через изменение отношения к ней, через восприятие её как самого ценного дара, через мудрость, радоваться каждому дню, минуте, впечатлению.

  • Неурядицы, жизненные противоречия – это норма жизни. Они не должны занимать в нашем сознании больше места, чем того стоят.

  • “Если делать то, что вы ненавидите, из-за ненависти в организме, начинают вырабатываться разрушительные токсины и в результате этого вы, начинаете страдать от хронического переутомления или заболеваете”. (Уолтер Рассел)


  • Нужно любить всё, что вы делаете. Или иначе, делайте то, что можете делать с любовью.

ПАМЯТКА

Меняйте стиль жизни, меняйтесь сами!

  • Улучшить свою жизнь можно только через изменение отношения к ней, через восприятие её как самого ценного дара, через мудрость, радоваться каждому дню, минуте, впечатлению.

  • Неурядицы, жизненные противоречия – это норма жизни. Они не должны занимать в нашем сознании больше места, чем того стоят.

  • “Если делать то, что вы ненавидите, из-за ненависти в организме, начинают вырабатываться разрушительные токсины и в результате этого вы, начинаете страдать от хронического переутомления или заболеваете”. (Уолтер Рассел)


  • Нужно любить всё, что вы делаете. Или иначе, делайте то, что можете делать с любовью.


ПАМЯТКА

Меняйте стиль жизни, меняйтесь сами!

  • Улучшить свою жизнь можно только через изменение отношения к ней, через восприятие её как самого ценного дара, через мудрость, радоваться каждому дню, минуте, впечатлению.

  • Неурядицы, жизненные противоречия – это норма жизни. Они не должны занимать в нашем сознании больше места, чем того стоят.

  • “Если делать то, что вы ненавидите, из-за ненависти в организме, начинают вырабатываться разрушительные токсины и в результате этого вы, начинаете страдать от хронического переутомления или заболеваете”. (Уолтер Рассел)


  • Нужно любить всё, что вы делаете. Или иначе, делайте то, что можете делать с любовью.






Самоанализ в начале занятия Самоанализ в конце занятия










Самоанализ в начале занятия Самоанализ в конце занятия









Самоанализ в начале занятия Самоанализ в конце занятия









Самоанализ в начале занятия Самоанализ в конце занятия









Самоанализ в начале занятия Самоанализ в конце занятия









Самоанализ в начале занятия Самоанализ в конце занятия
























Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!