Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение «Средняя общеобразовательная школа № 2»
Семинар- развёрнутая беседа
«Причины снижения качества образования и пути их преодоления»
декабрь, 2018
Вопросы для обсуждения
1. Повышение качества образования как непрерывный процесс. (Крымская Ю.В.)
2. Что такое качество образования и как его оценивать? (Тришина Е.С,)
3. Причины снижения качества образования. (Тришина Е.С.)
4. Пути повышения качества образования. (Крымская Ю.В.)
1. Повышение качества образования как непрерывный процесс
Президент России В. В. Путин так сформулировал задачи, стоящие перед российской школой: это повышение качества и доступности обучения, соответствие программ и методик самым современным требованиям, тесная интеграция с наукой и рынком труда. Их эффективное решение требует новых подходов, активного участия родителей, самих учеников и, конечно, бережного сохранения лучших отечественных традиций в области образования. Важное место качество образования и его повышение занимают в Приоритетных направлениях развития образовательной системы РФ, принятых Правительством РФ 09.12.2004 г. А ведь не так давно сам термин «качество образования» в нашей педагогике отсутствовал. Речь шла о проверке и учете знаний учащегося, некоторые пытались подсчитывать степень воспитанности. Сегодня о проблемах именно качественной стороны образования высказываются ученые, политики. Обсуждается само понятие и его показатели.
Педагоги школы тем более не могут оставаться в стороне. Выйдя на рынок образовательных услуг, учителя максимально ориентируются на образовательные потребности и запросы населения, то есть с самого начала использовали маркетинговый подход. А одним из важнейших доводов к его применению наряду с ограниченностью финансовых ресурсов и сокращением родившихся детей как раз и является повышение качества образования, создание системы управления в школе. Сейчас провозглашается подход, понимаемый как постоянный процесс совершенствования. А важнейшим параметром качества работы школы становится степень участия родителей и общественности в ее управлении. Родители учащихся, ученые, деятели культуры, представители бизнеса не просто помогают решать какие-то отдельные школьные проблемы, они вместе с педагогами соуправляют школой, принимая и согласуя все вопросы жизнедеятельности учебного заведения. Эта открытость рождает доверие – один из факторов повышения качества. Все хорошо знают, что доверие родителей – это признательность ребенка, который при этом условии быстрее адаптируется и раскрывается в школе. Такие родители всегда встанут на защиту школы в критических ситуациях взаимоотношений с внешним миром.
Маркетинг школы обязан не только обслуживать, но и создавать образовательный рынок сегодня и завтра. Родители учащихся пока еще не всегда готовы к диалогу в рыночном мире образовательных услуг. Педагоги должны помочь родителям научиться формулировать реальный заказ – это будет еще одним шагом к решению вопроса повышения качества. Активное участие в этом семьи важно, ибо повышение качества оправдано только в тех случаях, когда оно воспринимается потребителями.
Поскольку процесс образования многомерный и двусторонний, то повышения качества можно добиться, когда будут заинтересованы все его участники: учителя, сотрудники школы, учащиеся, их родители, общественность. А педагоги должны им помочь в этом. Кроме того, работа над повышением качества должна вестись во всех видах деятельности, во всех ее направлениях: в учебно-воспитательном процессе, в совершенствовании педагогического мастерства, во взаимодействии с семьей, в укреплении и развитии материально-технической базы школы.
Учителя часто задаются вопросом: в чем специфика качества в сфере образования? Необходимо выделение четких показателей качества в образовании и не только в обучении, но и в воспитании учащихся. Таких однозначных сегодня нет. Выработка их требует большой осторожности и деликатности. В этой ситуации пытаются идти по единственно верному пути: сформировать свой неповторимый профиль. Изучение качества того, что делаем самим коллективом, позволяет нам четко видеть те элементы и направления работы, которые нуждаются в совершенствовании. Путь «обеспечения качества путем школьной программы» признается наиболее адекватным и перспективным в ряде европейских систем образования.
Педагоги школы определяют качество как: низкое, удовлетворительное или высокое. При этом, соотнося цену и качество, получаем: низкое – недорогое, удовлетворительное – приемлемое, высокое – дорогое. Соответственно и школу, и педагога можно тоже отнести к тем или другим по уровню качества.
Высокое качество образования это:
1) отличная материально-техническая база;
2) высококвалифицированные кадры;
3) результативный и эффективный учебно-воспитательный процесс;
4) многообразные дополнительные образовательные и другие услуги;
5) успешность выпускников в жизни;
6) образование в полной мере отвечающее запросам потребителей, удовлетворяющее их.
2. «Что такое качество образования и как его оценивать» ?
Современный подход к стратегии развития образовательных систем заключается в понимании того, что качество образования является самым эффективным средством удовлетворения образовательных потребностей общества, семьи, ребенка. Необходимо отметить, что качество образования есть не только качество конечных результатов, но и всех процессов, влияющих на конечный результат. Причем качество является такой категорией, которая никогда не достигает своего идеального уровня. Оно всегда может быть улучшено. Незавершенность процесса – фактор, постоянно тревожащий педагога, который является и производителем «товара» и его «маркетологом».
Проблему повышения качества образования можно рассматривать как проблему: кадрового обеспечения образования; содержания и программно-методического обеспечения процесса обучения; организации обучения; недостаточную объективность оценок.
Что же считается качеством образования, какие показатели позволят его измерить, сравнить, оценить? Поскольку в связи с вариативностью образования существуют разные подходы, педагогические модели, которые различаются и по содержанию, и по целям, и по формам, методам обучения, и по представлению о результате, то соответственно в этих разных подходах будут различаться и представления о качестве образовательного процесса. Так, в традиционном подходе основным показателем качества будет уровень усвоения содержания образования, то есть наличие у учащихся знаний, сформированность умений и навыков. Именно этот показатель является определяющим при аттестации школ. А с позиций личностно ориентированного подхода показатели качества будут совершенно иные: в центре окажется личностное развитие. К сожалению, на сегодняшний день четких показателей оценки личностного развития в педагогической литературе нет. Закономерен вопрос: что же рассматривать как показатели качества образования? Проблема решается достаточно просто, если школа работает полностью в знаниевой модели. Иное положение возникает в школах, где педагогический коллектив использует элементы личностно ориентированного образования. В этом случае школа как бы «сидит на двух стульях»: определяются и качество усвоения содержания образования и элементы личностного развития (что пытаемся делать и мы с вами).
Поскольку чисто знаниевый подход противоречит концептуальным основам школы, ее основным педагогическим ценностям, поэтому необходимо четко обозначить показатели, отвечающие развивающей гуманистической ориентации школы: высокий уровень образования; развитая дифференциация и индивидуализация обучения; медико-психолого-логопедическое сопровождение учащихся; наличие разнообразных образовательных услуг; широкая сфера жизнедеятельности учащихся, причем эти показатели характеризуют образовательный процесс, а не его результат, то есть условия, которые создаются в школе.
В связи с этим возникает следующий вопрос: как оценить тот или иной показатель, что взять в качестве меры? Например, высокий уровень образования. Если представить из чего он складывается, то необходимо рассмотреть качество содержания образования, характер используемых в процессе обучения методов, форм и технологий, качество уроков, оборудование учебных кабинетов, профессиональное мастерство учителей. Но, анализируя в практической деятельности эти составляющие, педагоги не смогут дать однозначный ответ, насколько уровень образования в нашей школе приближается к нормативу, так как такой норматив не описан. Они лишь интуитивно смогут определить, что в одной школе он выше, а в другой – ниже. Но, анализируя уровень образования, они все-таки могут определить те звенья и этапы учебного процесса, которые необходимо совершенствовать: использование групповых, парных, игровых форм работы, современных компьютерных технологий.
Если попробовать оценить уровень образования в нашей школе через результат, то с каким эталоном его сравнить? Отличная успеваемость всех учеников по всем предметам невозможна по психофизическим показателям. Но главное, это и не нужно. Если идеал в школе – отличная успеваемость по всем предметам, то в школе не признается ценность одаренности школьников в отдельной области. Если рассматривать высокий уровень образования как оптимальность созданных для учащихся условий, предоставление возможностей развивать свои познавательные способности и склонности, тогда необходимо также иметь четкое описание этих условий, представив их идеальный вариант. Аналогичные вопросы могут возникнуть при рассмотрении и других показателей качества. Например, что такое развитая система дифференциации, насколько она должна быть развита? Для ответа на эти вопросы необходимо учесть следующие позиции: теоретическая обоснованность; целостность и преемственность; удовлетворенность практико-ориентированной потребности; профилизация; переход к индивидуальным учебным планам и срокам обучения. Первые две позиции выполняются, по остальным еще работать и работать. Значит, нельзя говорить о высоком уровне дифференциации обучения в школе. Следующий показатель качества – наличие разнообразных образовательных услуг. В школе имеется большой спектр услуг дополнительного образования, но в нем не представлена возможность для расширения образовательных запросов: не работают НОУ, курсы интенсивной подготовки (так как нет старшеклассников); проектная деятельность, элективные курсы пока только для 9 класса. Порой педагоги сознательно уходят от учебных дисциплин, чтобы разгрузить детей, а может это было бы востребовано. А может разгружать надо не отказом от этих услуг, а думая над разгрузкой домашних заданий?
Идеальный объем образовательных услуг стремится к бесконечности: можно создать кабинет психологической разгрузки для детей и их родителей; летние образовательные лагеря; расширить информационное пространство для учащихся (медиатека) и т. д. Следующий показатель – широкая сфера жизнедеятельности, удовлетворяющая потребностям детей – эта сфера также может расти безгранично. Но названные показатели характеризуют в большей степени сам образовательный процесс, чем его результат.
Соответственно, показателями качества образования в школе можно считать:
1) уровень знаний, умений и навыков учащихся;
2) сформированность общеучебных умении и навыков;
3) удовлетворенность родителей и детей образовательным процессом;
4) психологическое состояние учащихся в школе;
5) воспитанность учеников.
Показатель воспитанности учащихся по значимости должен быть вообще на первом месте.
Итак, попытка изучения качества образования приводит к определенным выводам:
1) необходимо выделить показатели, значимые для данной школы, а также искать способы их диагностики (в условиях
существования вариативности образования единых показателей качества не может быть);
2) изучение качества образования в конкретном учебном заведении не дает однозначного ответа низкое оно или высокое;
3) изучение качества образования самим педагогическим коллективом позволяет четко увидеть те элементы и направления образовательного процесса, которые необходимо совершенствовать.
На сегодняшний день существуют 3 формы или системы обеспечения качества:
1) инструкции, предписания и проверки;
2) исследования сравнительных достижений учащихся ТИММС и ПИЗА;
3) обеспечение развития качества через школьную программу. Последняя модель наиболее прогрессивная, ведь работая над качеством, мы двигаемся от фиксации наличного состояния к школьной программе, определяем конкретные шаги по ее реализации и поиску конкретных инструментов для данной работы. Ядро работы над качеством – работа над программой школы.
3. Причины снижения качества образования
Во-первых, позиции учащихся, педагогов и родителей в определении причин неуспеваемости расходятся, что снижает эффективность их усилий. Учащиеся объясняют неуспеваемость:
наличием плохой памяти, слабого внимания, неумением сосредоточиться, т. е. индивидуальными особенностями;
сложностью учебной программы отдельных предметов школьного курса;
профессиональной некомпетентностью учителей.
Учителя считают, что:
школьники безответственны, ленивы, невнимательны и т. п.;
родители плохо помогают детям в учебе;
программы обучения слишком сложны.
Родители называют такие причины:
недоступность программы, ее сложность;
высокие требования, предъявляемые педагогами учащимся;
недостаточные способности детей, точнее, их отсутствие.
Чтобы адекватно определить истинные причины неуспеваемости, необходимо свести к минимуму эти противоречия.
Все дети разные и попытки школьных учителей подвести их под общий знаменатель довольно часто оканчиваются неудачей. Именно поэтому то, что ребенок плохо учится, еще не является свидетельством отсутствия у него способностей и талантов, а говорит всего лишь о том, что ему трудно справляться со школьной программой. Причем, довольно часто сложности заключаются не только в неспособности ребенка учиться, как все, но и в качестве преподавания, умении педагога заинтересовать школьника, вызвать интерес к преподаваемому предмету.
Многие родители начинают переживать, когда ребенок, поступив на обучение в первый класс, не показывает явных успехов, в то время как дома все были уверены, что растят гения. Не стоит придавать серьезное значение успеваемости первоклассника, так как на протяжении первого года обучения ребенок только начинает адаптироваться в новой среде, привыкает к жесткому расписанию, дисциплине и не всегда может показать все свои способности.
Серьезным сигналом для родителей должно стать резкое ухудшение оценок ребенка в школе – как правило, снижение уровня успеваемости говорит о серьезных проблемах. Если ухудшились оценки по одному из предметов, то ничего страшного здесь нет – скорее всего, ребенку просто трудно усвоить материал, возможно, он не может найти общего языка с преподавателем или есть другие причины. Достаточно найти хорошего репетитора, почитать форум по математике или иностранному языку, естественным наукам (в зависимости от того, с каким предметом у ребенка появились проблемы) и сложности можно устранить.
Но вот если одновременно ухудшились оценки по всем предметам, этому должна быть серьезная причина. В первую очередь необходимо встретиться с преподавателями, обсудить с ними проблему – ведь ребенок большую часть дня проводит в стенах школы, поэтому именно педагоги могут заметить изменения в его поведении. Узнав об особенностях поведения ребенка, необходимо с ним поговорить – скорее всего, появились какие-либо внутренние или внешние проблемы, мешающие сосредоточиться на учебе и не дающие ребенку спокойно жить.
Лучше всего начать разговор вечером, в спокойной обстановке. Не стоит предварять его рассказами о том, как ребенок разочаровал родителей своими плохими оценками – он не должен чувствовать угрозы и негативных эмоций. Можно вместе пойти в парк, на аттракционы, в зоопарк – расслабившись, ребенок перестанет чувствовать отчуждение и его будет легче вызвать на откровенный разговор.
Узнав о причине сложностей в обучении, родители должны быть очень чуткими и внимательными. Если проблема серьезная, ее нужно срочно решать, если нет – нельзя смеяться над детскими страхами. В любом случае ребенку нужно дать понять, что он всегда может рассчитывать на поддержку родителей, независимо от ситуации.
Если выяснить причину резкого ухудшения успеваемости в школе ребенка не получается, забывать о данной проблеме нельзя – можно отвести ребенка к психологу. Возможно, профессионалу удастся наладить контакт со школьником и помочь решить его проблемы.
4. Пути повышения качества образования
Пути повышения эффективности обучения ищут во всех странах мира. В России проблемы результативности обучения активно разрабатываются на основе использования последних достижений психологии, информатики и теории управления познавательной деятельностью.
Основная цель обучения в школе - научить каждого ребенка за короткий промежуток времени осваивать, преобразовывать и использовать в практической деятельности огромные объёмы информации.
Признавая урок в качестве основной формы обучения, мы постоянно ищем пути его дальнейшего совершенствования.
Составляющие качества образования:
качество обученности школьников по образовательным областям;
качество сформированности общеучебных умений школьников (умение работать с учебником, текстом, составить план, умение анализировать, делать вывод и т. п.);
качество воспитанности школьников (отслеживается по специальным методикам);
качество развития личности школьников (эмоциональность, воля, познавательный интерес, мотивация и т. д.);
качество социальной адаптации (способность найти свою «нишу» в обществе).
Конфуций сказал: «Три пути ведут к знанию: путь размышлений – это самый благородный; путь поражения – это путь самый легкий; и путь опыта – это путь самый трудный» Нам надо идти по всем трем дорогам сразу. Это жесткое требование нашей профессии.
Специфичность нашей педагогической деятельности заключается в том, что она является неотъемлемой частью процесса обучения, который состоит из преподавания и учения.
Понимая, из каких составляющих складывается учебная деятельность, для повышения качества образования, учитель должен управлять:
• целеполаганием учащихся;
• мотивацией их деятельности;
• формированием умений учащихся;
• созданием обратных связей «учитель – ученик»;
• созданием проблемных ситуаций;
• комфортным самочувствием всех участников образовательного процесса.
Для профессионально работающего учителя, очевидно, что все это должно находиться в поле его зрения, под его управленческим воздействием.
Методическая работа в школе:
следование традициям и внедрение новации;
повышение компетентности учителя;
освоение и внедрение в работу новейших информационных технологий;
определение причин типичных затруднений школьников и их коррекция;
выявление уровня сформированности системы качества знаний учащихся;
накопление и фиксирование индивидуальных достижений школьников путём оформления портфолио;
организация проектной деятельности, позволяющей развивать творческие способности учащихся.
Целевые направления:
совершенствование организации учебного процесса и повышение результатов обучения;
создание условий для повышения мотивации к обучению, саморазвитию, самостоятельности в принятии решений;
обеспечение учебно-воспитательного процесса на современном уровне;
создание условий для удовлетворения образовательных потребностей ребенка;
совершенствование системы воспитательной работы как средства повышения качества образования;
обеспечение физического развития учащихся, использование здоровьесберегающих технологий;
совершенствование материально-технической базы школы.
Задачи:
обобщение и внедрение в практику достижений передового педагогического опыта;
формирование установок на освоение современных педагогических технологий, подходов, обеспечивающих подготовку качественно нового школьника;
создание единой системы урочной и внеурочной деятельности учителей и учеников, направленной на разностороннее развитие образовательного процесса;
организация взаимодействия учителей, психолога, логопеда и родителей с целью изучения и развития индивидуальных способностей обучающихся.
Задача учителя – создать благоприятные условия в классе для коллективной работы и умело управлять этим процессом.
Технологии и методики, применяемые в школе:
технология личностно-ориентированного образования;
технология уровневой дифференциации;
технология игрового обучения;
технология системно-деятельностного подхода (проблемное обучение);
проектная деятельность;
здоровьесберегающие технологии;
информационно-коммуникационные технологии.
Важным средством повышения эффективности урока является многообразие видов деятельности на уроке. К. Д. Ушинский отмечал, что ребенок требует деятельности беспрестанно и утомляется не деятельностью, а ее однообразием, односторонностью.
Использование ИКТ на различных уроках позволяет перейти от объяснительно-иллюстрированного способа обучения к деятельностному, при котором ребёнок становится активным субъектом учебной деятельности. Это способствует осознанному усвоению знаний учащимися.
Таким образом, для повышения качества образования необходимо:
использовать на уроках и во внеурочное время современные инновационные методики, новые формы организации и проведения учебных занятий;
продолжать методическое совершенствование учителей для повышения их профессионализма;
активнее и шире использовать на уроках современные педагогические технологии, возможности информационно-коммуникационных технологий, сети Интернет.
Резолюция по итогам работы семинара
Участники семинара считают, что:
- поскольку процесс образования многомерный и двусторонний, то повышения качества можно добиться, когда будут заинтересованы все его участники: учителя, сотрудники школы, учащиеся, их родители, общественность. А педагоги должны им помочь в этом;
- необходимо выделение четких показателей качества в образовании и не только в обучении, но и в воспитании учащихся;
- современный подход к стратегии развития образовательных систем заключается в понимании того, что качество образования является самым эффективным средством удовлетворения образовательных потребностей общества, семьи, ребенка;
- показателями качества образования в школе можно считать:
1) уровень знаний, умений и навыков учащихся;
2) сформированность общеучебных умении и навыков;
3) удовлетворенность родителей и детей образовательным процессом;
4) психологическое состояние учащихся в школе;
5) воспитанность учеников;
- узнав о причине сложностей в обучении, учителям, родителям, психологу скоординировать действия в целях устранения снижения качества знаний учащихся.
На основании актуальности обсуждаемых вопросов участники педагогического семинара выработали следующие рекомендации:
- каждому педагогу необходимо выбрать для себя такие средства деятельности, которые обеспечат ему комфортность и эффективность в организации образовательного процесса;
- для повышения качества образования каждому педагогу необходимо:
использовать на уроках и во внеурочное время современные инновационные методики, новые формы организации и проведения учебных занятий;
продолжать методическое совершенствование учителей для повышения их профессионализма;
активнее и шире использовать на уроках современные педагогические технологии, возможности информационно-коммуникационных технологий, сети Интернет.
9