СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Семинар ШМО педагогов 4классов по теме "Работа с текстом"

Нажмите, чтобы узнать подробности

На семинаре представлены приемы работы с текстом на уроках окружающего мира и литературного чтения в начальной школе по ФГОС НОО

Просмотр содержимого документа
«Семинар ШМО педагогов 4классов по теме "Работа с текстом"»

Тема: Работа с текстом в урочной деятельности как средство формирования коммуникативной компетенции учащихся

Цель: познакомить присутствующих с технологиями, приёмами, методами работы с текстом на уроках в начальной школе, способствующими формированию коммуникативной компетенции учащихся

Задачи:

  • познакомить участников с особенностями работы с научным и художественным текстом;

  • выявить эффективные методы и приемы на уроках литературного чтения, окружающего мира при работе с текстом, направленных на формирование коммуникативной компетенции обучающихся

  • показать практическую значимость использования данных приёмов работы с текстом , убедить педагогов в целесообразности его использования в практической деятельности на уроках.

Материально-техническое и методическое обеспечение: компьютер, проектор, экран, презентация, карточки.

Предполагаемый результат: участники мастер-класса получат знания по работе с текстом на уроках в начальной школе, педагоги смогут использовать приобретенные знания и приемы в своей практике или сопоставят свой уровень и формы работы с представленными на семинаре.


































Уважаемые коллеги мы рады видеть вас в нашей педагогической лаборатории. Хотелось бы, чтобы работа в лаборатории  оказалась для вас интересной, полезной, а главное принесла всем нам много положительных эмоций, и все мы  остались бы довольны, проведённой работой. Прошу вас, проявить свою активность, высказывать своё мнение работать творчески.

СЛ.1 С введением ФГОС одним из ключевых вопросов является решение проблемы развития коммуникативной компетентности как профессиональной ценности современного педагога, развитие и формирование коммуникативной компетенции учащихся. Современный педагог должен обладать хорошими коммуникативными навыками, и для того чтобы стимулировать развитие этих навыков у учащихся нужно выбирать такие технологии, методы, приемы и формы урока, которые будут наиболее способствовать этому. Сегодня в нашей пед.лаборатории мы попробуем спроектировать деятельность учителя начальных классов по формированию коммуникативной компетентности.



А для начала прошу посмотреть небольшой видеоролик и сформулировать проблемный вопрос . (ералаш) №222


СЛ.2 Наверное, проблемный вопрос можно обозначить словами выдающегося педагога "Читать- это еще ничего не значит,

что читать и как понимать

прочитанное- вот в чем главное дело"

К.Д.Ушинский.

К сожалению, международные исследования показали, что большинство детей не умеют вычитывать информацию из текстов, по сути, не умеют работать с текстами. А ведь именно текст является формой коммуникации. Поэтому мы сегодня поговорим о работе с текстом как условии формирования коммуникативной компетенции младших школьников. СЛ.3 СЛ.4 Хотя мы много работали по этой теме, но вопрос, тем не менее, остается актуальным СЛ5. Свое внимание мы остановили на методиках работы с текстами на материале уроков лит и окр мира

Сл.6 Умение работать с текстом, понимать текст это очень важное умение для современного человека. Все мы с вами живем в информационном пространстве, когда ведутся информационные войны и когда каждому человеку реально нужно уметь работать с текстом, понимать текст, выделять главную, ключевую информацию, уметь оценивать достоверность этой информации и уметь находить источники именно достоверной информации, поэтому неслучайно в стандартах и программе НОО такое большое внимание уделяется работе с текстом, как формированию метапредметных результатов.

Напомним, что в начальной школе формируются следующие умения СЛАЙД7

поиск информации и понимание прочитанного, преобразование и интерпретация информации, оценка информации.

Рассмотрим, какие требования предъявляет стандарт выпускнику начальной школы в развитии умения чтения. У вас на столах лежат карточки, для работы нам потребуется белая карточка.

Распределите умения по группам (какое умение к какой составляющей относится)



ПРОВЕРКА ПО СЛАЙДУ 8 (Раздатка)

Проанализировав данные умения и сопоставив их с коммуникативными УУД (Этот материал вы можете посмотреть в раздаточном материале ), мы пришли к выводу, что они тесно связаны и поэтому одно учебное действие является основой для формирования другого.

Развитие данных умений требует от учителя создания благоприятных условий для овладения школьниками приёмами понимания текстов разных стилей и жанров, совершенствования чтения в целом, различения типов и видов чтения.

К основным типам чтения Гал. Иван. Бондаренко(директор москов школы № 258) относит коммуникативное чтение вслух и чтение про себя, учебное, самостоятельное.[1]. Видам чтения : поисковое, ознакомительное, вдумчивое, изучающее. СЛАЙД 9



Почему учащимся бывает сложно работать с текстовой информацией?

Во – первых, должна быть система работы с текстом

Предлагаю вам вновь поработать в группе для этого возьмём голубую карточку и определить в каком классе мы, уважаемые коллеги, формируем то или иное умение.

ПРОВЕРКА ПО СЛАЙДУ 10

Как мы с вами смогли убедиться обучение работе с текстом идет поэтапно (раздатка )

СЛ 11.Текст - это то, с чем любой человек, вынужденно или добровольно, соприкасается ежедневно. Если же говорить о школьниках, то для них текст является основой обучения. При подходе к тексту как к средству формирования коммуникативной компетенции особую важность приобретают отбор текстов и заданий к ним.



На уроках окружающего мира мы работаем с научно-популярными текстами, а на уроках литературного чтения – это художественные тексты.

Перед художественной и научной литературой стоят разные задачи: художественная литература учит сопоставлять события, самостоятельно делать выводы, Сл.12 т.е. развивает творческую любознательность читателя. Научная литература призвана прямо сообщать детям определенные знания. Научные произведения, написанные для детей, предполагают всегда раскрытие определенной системы знаний. В школьную программу у нас включены те и другие тексты. Сл.13

Возвращаясь к нашей проблеме, для того, чтобы научиться понимать текст, учащимся необходимо овладеть определёнными навыками и технологиями работы с информацией на каждом этапе её прочтения. СЛАЙД14.

Мы в свое время очень подробно изучали этапы работы. Условно можно разделить на три этапа:

НА ДОСКЕ Стрелки

Работа с текстом до чтенияЦель: развитие такого важнейшего читательского умения,

как антиципация, т. е. умение предполагать,

предвосхищать содержание

текста по заглавию, иллюстрации и группе ключевых слов.



Работа с текстом во время чтения Цель: достижение понимания текста на уровне содержания

Работа с текстом после чтения  Цель: достижение понимания на уровне смысла

(понимание основной мысли, подтекста – «чтение

между строк»). 



Определим, какие же приемы, методы, технологии будут эффективны на каждом этапе работы с текстом и будут направленны на осознанное, внимательное, ответственное восприятие текстового материала научной статьи и художественного текста.



Итак, работа с текстом до чтения.

Если на уроках литературного чтения мы с вами работам с заголовком, творчеством автора, проводим определённую словарную работу, то на окружающем мире специфика будет другая.

На уроках окружающего мира можно использовать следующие приемы: Сл.15 . Озвучу некоторые

  1. «Облако понятий» (на доску в нарисованное облако вписываются новые понятия и термины из текста, детям предлагается поделиться имеющимися знаниями, догадаться о чем пойдет речь в тексте)

4 класс Тема «Небесные тела» (планета, метеорит, комета, астероид)

Тема «Географическая карта» (материк, океан, параллель, меридиан, полюс)

  1. Использование загадок по теме текста (детям предлагается отгадать загадки и определить тему научного текста)

Пример: 1 класс Тема «Разнообразие грибов» (загадки про боровик, опята, лисички, мухомор)

  1. СЛ. 16 Предварительный просмотр иллюстраций (детям предлагается просмотреть иллюстративный материал текста, понять, о чем пойдет речь)

Пример: 4 класс Тема «Смутное время. Минин и Пожарский»

  1. Составление пазлов (детям в парах раздаются разрезные картинки, чтобы догадаться, о чем они узнают из текста, нужно собрать картинку)

Пример: 1 класс Тема «Разнообразие животных» (на партах у детей лежат разрезанные на части картинки с изображением животных)

  1. Анонс предстоящей работы ( на доску выносятся наиболее интересные и провокационные вопросы по теме текста)

Пример: 4 класс Тема «Петр Великий» ( Кого в России называли царь-плотник? Как появилось выражение «прорубил окно в Европу»? Кто привез в Россию новую моду на одежду и прически? Почему этого правителя называют Великим?)

  1. Проблемный вопрос (классу задается проблемный вопрос, который требует от детей высказывания собственных суждений, а также мотивирует к сопоставлению собственного мнения с содержанием научного текста)

Пример: 1 класс Тема « Уроки здоровья» (Что надо делать, чтобы быть здоровым, стройным, сильным?) Тема «Твои одноклассники» (Как заиметь много друзей?)

На уроках литературного чтениия, мы с вами встречаем различные тексы, Одним из самых сложных в работе, наверное, является стихотворение. Какие приемы работы с текстом во время чтения можно использовать познакомит ….



Анализ текста - это лишь один из приёмов создания на уроке развивающей речевой среды. Проводимый регулярно, систематически, он имеет большое значение для развития речи учащихся, формирования умения воспринимать речь других и создавать собственное высказывание. В целом анализ текста способствует воспитанию культуры слушания и чтения.

Каковы же приемы работы на следующем этапе, выясним при совместной работе. Уважаемые коллеги, для этого возьмите , пожалуйста, тексты, они у вас на белах и розовых листочках. Прочитайте. . Какие тексты по типу? (научные и художественные.)

Выполните следующее задание.

Результат представьте в соответствии с планом

1 Какой прием использовали?

2.Какие умения при работе с текстом формируются?



1 группа : апробированный на практике приём работы по преобразованию информации из одной формы в другую (представлять информацию в виде текста, таблицы, схемы) на уроках окружающего мира. Цель этого приёма: формирование умений учащихся по преобразованию информации, заключённой в тексте, из одной формы в другую. Преобразование информации подразумевает создание нового текста, включающего собственное понимание и осмысление проблемы, благодаря чему и происходит освоение текста.

2 группа : Восстановление деформированного текста. (по ходу работы со статьей дети должны заполнить пропуски в предложенном тексте, используя прочитанную информацию.

Уроки окружающего мира и литературного чтения дают возможность развития у учащихся умений работать с текстом. Работа с текстом строится на основе учебника, но в системе, с применением эффективных методов, приемов работы с текстом.



Формирование коммуникативной компетенции - дело интересное, но нелегкое. Умение говорить, творить вырабатывается постепенно: накапливаются знания, повышается общая культура, грамотность, умение излагать свои мысли, воспитывается личность. Мыслить, рассуждать, анализировать, творить дети сами не научатся, их нужно поэтапно, умело этому учить.

Рефлексия

Уважаемые коллеги, наше творческое сотрудничество подошло к концу. Мне было очень приятно с вами работать, надеюсь и вам тоже.

Каждому участнику раздаются «Билеты на выход», где они делают записи, используя вопросы по рефлексии мастер-класса.

1.Тремя прилагательными оцените мастер-класс 2. Двумя глаголами запишите свои действия на мастер-классе 3. Одним существительным назовите сегодняшний день

















Существуют различные типы заданий к текстам:



Типы заданий

Перечень заданий

Задания, направленные на умение прогнозировать содержание текста.

1. Прочитайте заголовок и попробуйте догадаться, о чём (о ком) будет идти речь в тексте. После того как прослушаете текст, проверьте свои предположения.

2. Прослушайте или прочитайте начало текста (первое предложение, первый абзац), и попробуйте предположить, о чём пойдёт речь дальше (какие события последуют, какие мысли будут высказаны…).

3. Прочитайте текст, в котором нет концовки. Придумайте своё продолжение рассказа, а затем сравните его с авторским.

Задания, направленные на умение выделять в тексте главное (концепт).

1. Найдите предложения, в которых заключена главная мысль текста, или сформулируйте её самостоятельно.

2. Найдите главное событие.

3. Расположите события по степени важности.

4. Вынесите самую важную информацию на первое место. Содержание остальных частей передайте сжато (или выборочно).

Задания, направленные на интерпретацию текста.

1. Объясните, как вы понимаете утверждение о том, что …

2. Как вы относитесь к мысли автора о том, что …

3. выскажите своё мнение в связи с прочитанным (напишите о своём понимании события).

4. Соотнесите прочитанный текст с другими или подберите подобный по смыслу.

5. Приведите обоснованный ответ на вопрос, заданный автором.

Задания, направленные на творческую переработку текста.

1. Сделайте в тексте вставки: введите описание своей любимой игры (времени года…), рассуждение о поступках героя, историю о ….

2. Дополните текст похожими примерами.

3. Изложите содержание текста в другом жанре (стиле).

4. Найдите в тексте общее и частное. Расскажите сначала о частном, а затем перескажите фрагмент, Расскажите сначала о частном, а затем перескажите фрагмент, являющий собой общее рассуждение.

5. Найдите в тексте части, служащие причиной, и части, являющиеся следствием.

6. Вынесите на первое место самую интересную для вас информацию и перескажите её подробно. Остальные части текста перескажите сжато.























Работа с текстом в урочной деятельности как средство формирования коммуникативной компетенции учащихся

(методические материалы )









Подготовили: Намятова О.В.

Борисова А.А.













Байкалово, 2018

Формируемые коммуникативные УУД

(из системы оценки достижения планируемых результатов освоения ООП)

Литературное чтение.

  1. Высказывать свою точку зрения (9-10 предложений) на прочитанное произведение; проявлять активность и стремление высказываться, задавать вопросы;

  2. 2. Формулировать цель своего высказывания вслух, используя речевые клише: «Мне бы хотелось сказать..», « Мне бы хотелось уточнить…», «Мне бы хотелось уточнить…» и пр;

  3. Пользоваться элементарными приёмами воздействия на эмоциональную сферу слушателей;

  4. Участвовать в полилоге, самостоятельно формулировать вопросы, в том числе неожиданные и оригинальные, по прочитанному произведению;

  5. Создавать 5-10 слайдов к проекту, письменно фиксируя основные положения устного высказывания;

  6. Способствовать созданию бесконфликтного взаимодействия между участниками диалога (полилога);

  7. Предлагать способы саморегуляции в сложившейся конфликтной ситуации;

  8. Определять цитаты из текста литературного произведения, выдержки из диалогов героев, фразы и целые абзацы рассуждений автора, доказывающие его отношение к описываемым событиям;

  9. Использовать найденный текстовый материал в своих устных и письменных ответах;

  10. Отвечать письменно на вопросы, в том числе и проблемного характера, по прочитанному произведению;

  11. Определять совместно со сверстниками задачу групповой работы (работы в паре)

  12. Оценивать свое поведение по критериям, выработанным на основе нравственных норм, принятых в обществе;

  13. Искать причины конфликта в себе, анализировать возникновение конфликта, самостоятельно решать конфликтные ситуации;

  14. Обращаться к перечитыванию литературных произведений, в которых отражены схожие конфликтные ситуации;






Окружающий мир

  1. Включаться в диалог с учителем и сверстниками, в коллективное обсуждение проблем и вопросов, проявлять инициативу и активность в стремлении высказаться, задавать вопросы;

  2. Формулировать ответы на вопросы;

  3. Слушать партнера по деятельности, не перебивать, не обрывать на полуслове, вникать в смысл того, о чем говорит собеседник;

  4. Договаривать и приходить к общему решению совместной деятельности, в том числе в ситуации столкновения интересов;

  5. Формулировать собственное мнение и позицию в устной и письменной форме;

  6. Аргументировать свою позицию;

  7. Понимать различные позиции других людей, отличные от собственной, и ориентироваться на позицию партнера в общении;

  8. Признавать свои ошибки, озвучивать их;

  9. Строить монологическое высказывание, владеть диалогической формой речи;

  10. Готовить сообщение, выполнять проекты;

  11. Осуществлять взаимный контроль и оказывать в сотрудничестве необходимую взаимопомощь;

  12. Строить понятные для партнера высказывания, учитывающие, что он знает и видит, а что нет;

  13. Адекватно использовать речевые средства для решения различных коммуникативных задач;

  14. Достаточно точно, последовательно и полно передавать информацию, необходимую партнеру.













Цель: достижение понимания на уровне смысла

(понимание основной мысли, подтекста – «чтение между строк»). 

































































Работа с текстом до чтения





Работа с текстом во время чтения



Работа с текстом после чтения 













Цель: развитие такого важнейшего читательского умения, как антиципация, т. е. умение предполагать , предвосхищать содержание текста по заглавию, иллюстрации и группе ключевых слов.

Цель: достижение понимания текста на уровне содержания


1.Тремя прилагательными оцените работу педагогической лаборатории 2. Двумя глаголами запишите свои действия на мастер-классе 3. Одним существительным назовите сегодняшний день




------------------------

------------------------

------------------------



-----------------------

-----------------------




----------------------

1.Тремя прилагательными оцените работу педагогической лаборатории 2. Двумя глаголами запишите свои действия на мастер-классе 3. Одним существительным назовите сегодняшний день




------------------------

------------------------

------------------------



-----------------------

-----------------------




----------------------


1.Тремя прилагательными оцените работу педагогической лаборатории 2. Двумя глаголами запишите свои действия на мастер-классе 3. Одним существительным назовите сегодняшний день




------------------------

------------------------

------------------------



-----------------------

-----------------------




----------------------

1.Тремя прилагательными оцените работу педагогической лаборатории 2. Двумя глаголами запишите свои действия на мастер-классе 3. Одним существительным назовите сегодняшний день




------------------------

------------------------

------------------------



-----------------------

-----------------------




----------------------


Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!