СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Семинар-тренинг. Тема: «Взаимодействие с тревожными детьми» Цель: формирование первичных представлений об особенностях работы с тревожными детьми.

Категория: Психологу

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
«Семинар-тренинг. Тема: «Взаимодействие с тревожными детьми» Цель: формирование первичных представлений об особенностях работы с тревожными детьми.»

Семинар-тренинг.

Тема: «Взаимодействие с тревожными детьми»

Цель: формирование первичных представлений об особенностях работы с тревожными детьми.

Целевая группа: педагоги-психологи

Продолжительность: 3 часа

План занятия.

  1. Приветствие.

  2. Мини-лекция «Что такое тревожность».

  3. Практическое задание «Портрет тревожного ребенка».

  4. Упражнение «Письмо от имени тревожного ребенка».

  5. Мини- лекция «Как выявить тревожного ребенка».

  6. Упражнение «Прямой эфир».

  7. Мини-лекция «Как помочь тревожному ребенку».

  8. Игра «Щепки на реке».

  9. Упражнение «Похвалилки» (самооценка)

  10. Упражнение «Царская семья» (самооценка).

  11. Упражнение «Я рисую» (релаксация).

  12. Упражнение «Я герой» (уверенное поведение).

  13. Практическое задание «Как играть с тревожными детьми».

  14. Мини-лекция «Работа с родителями тревожного ребенка».

  15. Практическое задание «Работа с родителями тревожного ребенка».

  16. Обратная связь.


1) Приветствие «Давайте познакомимся»

Цель: сплочение группы, получение информации об участниках тренинга, их опыте работы, знаниях и умениях.

Продолжительность: 10-15 минут

Инструкция: Каждому участнику выдается анкета, в которой перечислены возможные запросы и названы конкретные умения, необходимые при взаимодействии с детьми. В течение 5-10 минут каждый член группы может подойти к любому участнику и попросить его написать свое имя в какой-либо графе анкеты (возможно введение ограничения – один и тот же участник имеет право расписаться не более чем в двух графах). Каждый игрок должен стремиться к тому, чтобы все клетки анкеты были заполнены. Заполненные анкеты участники оставляют у себя. Далее ведущий предлагает объединиться тем, кто имеет опыт работы с тревожными детьми, желает получить знания по взаимодействию с такими детьми и т.д.

Обсуждение.

2) Мини-лекция «Что такое тревожность».

Слова «тревога» было известно в русском языке с первой половины 18 века и обозначало «знак к битве». Позже появилось понятие «тревожность». Психологический словарь дает следующее объяснение этого термина: «Тревожность – это индивидуальная психологическая особенность, проявляющаяся в склонности человека к частым и интенсивным переживаниям чувства тревоги, а также в низком пороге его возникновения. Рассматривается как личностное образование и /или как свойство темперамента, обусловленное слабостью нервных процессов».

В современной научно-популярной литературе часто смешиваются понятия «тревога» и «тревожность». Однако это не совсем идентичные термины. Тревога – это эпизодические проявления беспокойства и волнения. Физиологическими признаками тревоги являются учащенное сердцебиение, поверхностное дыхание, сухость во рту, ком в горле, слабость в ногах. Однако помимо физиологических существуют еще и поведенческие признаки проявления тревоги:

  • ребенок начинает грызть ногти;

  • качаться на стуле;

  • барабанить пальцами по столу;

  • теребить волосы;

  • крутить в руках разные предметы и др.

Состояние тревоги не всегда можно расценить как негативное состояние. Иногда именно тревога становится причиной мобилизации потенциальных возможностей. Так, убегая от преследователя, человек развивает скорость бега значительно вые, чем в обычном спокойном состоянии. В связи с этим различают:

  • мобилизирующую тревогу и

  • расслабляющую.

Какой вид тревоги будет испытывать человек - чаще зависит от стиля воспитания в детском возрасте. Если родители постоянно пытаются убедить ребенка в его беспомощности, то в дальнейшем в определенные моменты он будет переживать расслабляющую тревогу, если же, напротив, родители настраивают ребенка на достижение успеха через преодоление препятствий, то в ответственные моменты он будет испытывать мобилизирующую тревогу.

Единичные, не часто возникающие проявления тревоги могут перерасти в устойчивое состояние, которое получило название «тревожность». При этом следует четко разграничить термины «тревожность» и «страх». Э. Изард (1999) трактует понятие «страх» как специфическую эмоцию, выделяемую в отдельную категорию. Он отмечает, что тревога состоит из множеств эмоций, одной из составляющих которых и является страх. Таким образом, среди эмоций, включенных в состояние тревоги, ключевой является страх, хотя в «тревожном» переживании могут присутствовать и печаль, и стыд, и вина, и пр.

Вопрос о причинах возникновения тревожности в настоящее время остается открытым. Но многие авторы в качестве оной причины повышенного уровня тревожности считают нарушение родительско-детских отношений. Е.Ю.Брель (1996) проводила социальное исследование, направленное на выявление социально0психоогических факторов, влияющих на формирование детской тревожности. Вывод: такие социально-психологические факторы, как неудовлетворенность родителей своей работой, материальным положением и жилищными условиями, оказывают существенное влияние на появление тревожности у детей.

А.И. Захаров (1997) считает, что у старших дошкольников и младших школьников тревожность еще не является устойчивой чертой характера и при проведении соответствующей психолого-педагогической коррекции относительно обратима. Но именно в дошкольном возрасте начинает формироваться школьная тревожность. Принято считать, что она возникает вследствие столкновения ребенка с требованиями обучения и кажущейся невозможностью им соответствовать. Причем большинство первоклассников переживает не из-за плохих отметок, а из-за угрозы испортить отношения с родителями, сверстниками, учителями.

Специалисты считают, что в дошкольном возрасте более тревожными являются мальчики, к 9-11 годам – соотношение становится равномерным, после 12 лет происходит резкое повышение уровня тревожности у девочек. Тревога девочек отличается по своему содержанию от тревоги мальчиков. Девочек волнуют взаимоотношения с другими людьми, мальчиков – насилие во всех его аспектах.

Доказано, что школьная тревожность связана с мотивацией учения, социометрическим статусом, с успешностью обучения. Прихожан считает, что за последние 10 лет количество тревожных детей младшего школьного возраста увеличилось. Тревожность стала более глубинной и личностной, изменились формы ее проявления. Наиболее распространена тревожность, связанная с характером взаимоотношений со сверстниками.

Чаще всего тревожность развивается тогда, когда ребенок находится в состоянии (ситуации) внутреннего конфликта. Он может быть вызван:

  • негативными требованиями, предъявляемыми к ребенку, которые могут унизить, поставить в зависимое положение,

  • неадекватными требованиями,

  • противоречивыми требованиями, которые предъявляют ребенку родители/школа.

3) Практическое задание «Портрет тревожного ребенка»

Цель: выявление представлений о характерологических особенностях тревожного ребенка.

Продолжительность: 10-20 минут

Инструкция: Группа делится на 3-4 подгруппы. Каждой группе выдается карточка «Портрет «особого» ребенка», на которой перечислены индивидуальные особенности разных категорий детей (агрессивных, гиперактивных и др.). Участники группы совместно выбирают черты, которые свойственны тревожным детям. После обсуждения основные характеристики тревожного ребенка фиксируются на доске или стенде.

Обсуждение: Определите, какие особенности поведения являются характерными для тревожного ребенка.

4) Упражнение «Письмо от имени ребенка»

Цель: расширение представлений об особенностях эмоциональной, когнитивной и поведенческой сферах тревожного ребенка.

Продолжительность: 10-20 минут.

Инструкция: Участники в подгруппах составляют письмо от имени тревожного ребенка родителям, воспитателям, сверстникам.

Обсуждение: Какие трудности возникали у Вас при написании письма?

Что Вы чувствуете, когда читаете письма тревожных детей?

5) Мини-лекция «Как выявить тревожного ребенка»

Одной из отличительных черт тревожных детей является их чрезмерное беспокойство. Причем, иногда они боятся даже не самого события, а его предчувствия. Существуют критерии определения тревожности у ребенка, разработанные американскими психологами и анкета на выявление тревожности (пособие «Практическая психология»). Цель – ознакомить участников тренинга с анкетой и критериями, выявляющими тревожного ребенка.

6) Мини-лекция «Как помочь тревожному ребенку»

Коррекционную работу с тревожными детьми целесообразно проводить в трех основных направлениях:

  1. повышение самооценки,

  2. обучение способом снятия мышечного и эмоционального напряжения,

  3. обработка навыков владения собой в ситуациях травмирующих ребенка

Работа по всем направлениям может проводиться либо параллельно, либо постепенно и последовательно.

Повышение самооценки ребенка.

Довольно часто тревожные дети имеют заниженную самооценку, что выражается:

  • в болезненном восприятии критики от окружающих,

  • в обвинении себя во многих неудачах,

  • в боязни браться за новое сложное задание.

Такие дети чаще других подвергаются манипуляции со стороны взрослых и сверстников. Кроме того, чтобы вырасти в собственных глазах, тревожные дети иногда любят покритиковать других. Для того, чтобы помочь таким детям, В. Квинн предлагает:

  • оказывать им поддержку,

  • проявлять искреннюю заботу о них и

  • как можно чаще давать позитивную оценку их действиям и поступкам.

Если в дошкольном и младшем школьном возрасте ребенок не испытывает такой поддержки от взрослых, то в подростковом возрасте его проблемы увеличиваются. Тревожный ребенок, став взрослым, может сохранить привычку выбирать для выполнения только простые задачи, так как именно в этом случае он может быть уверен, что успешно справиться с проблемой. Чтобы помочь ребенку повысить самооценку, можно использовать следующие методы работы:

  1. Необходимо как можно чаще называть ребенка по имени и хвалить его в присутствии других людей.

  2. В ДОУ или СОШ можно отмечать достижения ребенка на специально оформленных стендах («Я сделал это!», «Наши успехи» и др.).

  3. Можно поощрять, поручая выполнение престижных в данном коллективе поручений (раздать тетради, написать на доске и пр.).

  4. Награждать жетонами, грамотами.

  5. Если взрослый обращается к тревожному ребенку, он должен постараться установить визуальный контакт. Такое прямое общение «глаза в глаза» вызывает чувство доверия.

  6. Для того, чтобы тревожный ребенок не считал себя хуже других, желательно в группе сада или школы проводить беседы с детским коллективом, во время которых все дети рассказывают о своих затруднениях, испытываемых ими в тех или иных ситуациях. Подобные беседы помогают ребенку осознать, что и у сверстников существуют проблемы, сходные с их собственными. Кроме того, такие обсуждения способствуют расширению поведенческого репертуара.


Действия, которые отрицательно влияют на самооценку тревожного ребенка :

  1. Сравнение результатов выполнения заданий одних детей с другими. /Это отрицательный прием для тревожных детей, который используют некоторые педагоги, но положительный для гиперактивных. Сравнение для таких детей можно проводить, но только это его результатов, разнящихся во времени (вчера, неделю назад, сегодня).

  2. Желательно избегать тех заданий, которые выполняются за определенное фиксированное педагогом время. Если педагог задал вопрос, он должен дать ребенку длительный срок для ответа, стараясь не повторять свой вопрос дважды или даже трижды. В противном случае ребенок ответит нескоро, так как каждое повторение вопроса он будет воспринимать как новый стимул.

Быстрые результаты обычно не наступают, взрослые должны запастись терпением.

Обучение ребенка способам снятия напряжения (мышечного и эмоционального)

Эмоциональное напряжение тревожных детей чаще всего проявляется в мышечных зажимах в области лица и шеи. Кроме того, им свойственно зажатие мышц живота. Чтобы помочь снизить напряжение – можно выполнять

  1. релаксационные упражнения,

  2. упражнения-игры, в основе которых лежит телесный контакт с ребенком,

  3. упражнения-игры с песком, глиной, водой, техники рисования пальцами, ладошками.

Использование элементов массажа и даже простое растирание тела способствуют снятию мышечного напряжения. В этом случае совсем необязательно прибегать к помощи медицинских специалистов. Мама может сама применять простейшие элементы массажа или просто обнять ребенка

В. Оклендер рекомендует при работе с тревожными детьми устраивать маскарады, шоу, просто раскрашивать лица. Участие в таких представлениях помогает, по ее мнению, расслабиться.

Отработка навыков владения собой в ситуациях, травмирующих ребенка.

Даже после проведения предварительной работы по вышесказанным направлениям нет никакой гарантии, что тревожный ребенок, оказавшийся в непредвиденной ситуации будет вести себя адекватно. В любой момент ребенок может растеряться и забыть все, чему его научили. Работа в этом направлении заключается в обыгрывании как уже происходивших ситуаций, так и возможных в будущем. Наиболее широкие возможности для такой работы представляет ролевая игра. Играя роль слабых, трусливых персонажей, ребенок лучше осознает и конкретизирует свой страх, используя прием «доведение до абсурда».

7) Упражнение «Прямой эфир»

Участники делятся на три подгруппы, каждая из которых получает задание: «Представьте, что вас пригасили на телевидение для участия в передаче «Как помочь тревожному ребенку». Вы должны дать телезрителям рекомендации, которые будут способствовать их эффективному общению с тревожными детьми. Время в эфире – 5 минут. Вести передачу может как один представитель подгруппы, так и несколько». Подгруппы могут адресовать свое выступление родителям, педагогам, директорам и др.


Блок «Повышение самооценки»

8) Игра «Щепки на реке»

Цель: создание спокойной доверительной атмосферы в группе.

Продолжительность: 10-15 минут.

Инструкция: Участники встают в два длинных ряда, один напротив другого. Это – берега реки. Расстояние между рядами должно быть больше вытянутой реки. По реке поплывут Щепки. Один из желающих должен проплыть по реке, самостоятельно решая, как будет двигаться: быстро, медленно. Участники игры – «берега» - помогают руками, ласковыми прикосновениями, движению щепки, которая сама выбирает путь. Она может плыть прямо, крутиться, останавливаться, поворачивать назад. Когда Щепка проплывет весь путь, она становится краешком берега и встает рядом с другими. В это время следующая Щепка начинает свой путь… Упражнение можно проводить как с открытыми глазами, так и с закрытыми.

Обсуждение: Участники делятся своими ощущениями, возникшими у них во время «плавания», описывают, что они чувствовали, когда к ним прикасались ласковые руки, что помогало им обрести спокойствие во время выполнения задания.


9) Упражнение «За что меня любит мама»

Цель: повышение самооценки (повышение значимости каждого ребенка в глазах окружающих).

Продолжительность: 10-20 минут.

Инструкция: Все дети сидят в кругу, и каждый ребенок по очереди говорит всем, за что его любит мама. Можно попросить желающего повторить, за что любит мама каждого из присутствующего в группе ребенка. При затруднении другие дети могут ему помочь.

Обсуждение: Приятно ли было им узнать, что все, что они сказали, другие дети запомнили. (После многократного повторения этой игры дети приходят к выводу, что их любят за то, что они есть).


10) Упражнение «Царская семья»

Цель: повышение самооценки (идентифицировать и укрепить чувство собственной значимости)

Продолжительность: 10-20 минут.

Инструкция: Участники делятся на подгруппы, каждая из которых получает карточку с заданием «изобразить семейный портрет». Задания – представьте «семейную фотографию»:

  1. царскую семью

  2. семью всемирно известного ученого

  3. семью «новых русских»

  4. семью кинозвезды

Подгруппы по очереди представляют «семейную фотографию», остальные участники пытаются отгадать, кто изображен на фото.

Обсуждение: Что вы чувствовали во время выполнения упражнения?


Блок «Релаксационные упражнения»

11) Упражнение «Я рисую».

Цель: снятие мышечных зажимов.

Продолжительность: 10-20 минут.

Инструкция: Упражнение выполняется в парах. Один из участников задумывает геометрическую фигуру (цифру, букву) и «рисует» ее в воздухе губами, представляя, что в них зажат карандаш, который нельзя ронять. Задача второго – отгадать «написанное или нарисованное». Затем происходит смена ролей.

Обсуждение: Какие группы мышц удалось расслабить в ходе выполнения задания?


Блок уверенное поведение

12) Упражнение «Я – герой»

Цель: Отработка навыка уверенного поведения в конкретных ситуациях.

Инструкция: Упражнение проводится по кругу. Каждый участник выбирает для себя роль значимого для него и в то же время известного присутствующим человека (президент, сказочный персонаж, литературный герой и т.д.). Затем он проводит самопрезентацию (вербально или невербально: произносит какую-либо фразу, показывает жест, характеризующий его героя). Остальные участники пытаются отгадать имя «кумира». В конце упражнения участники должны поаплодировать тому, кто «показывал» героя.

Обсуждение: Какие чувства вы испытывали во время выполнения данного упражнения.

13) Практическое задание «Как играть с тревожным ребенком»

Участники делятся на подгруппы, каждая из которых в течение 5 минут составляет список игр (желательно из своей практики), наиболее эффективных при работе с тревожными детьми. По окончании работы проводится групповое обсуждение, в процессе которого вырабатываются основные принципы в подборе игр и составляется общий список. Его могут применять специалисты в дальнейшей практической работе.


14) Мини-лекция «Работа с родителями тревожного ребенка»

Как показывает практика, формирование детской тревожности является следствием неправильного воспитания ребенка. Например, родители проявляют к ним завышенные требования, совершенно невыполнимые для ребенка. Иногда это связано с неудовлетворенностью собственным положением, с желанием воплотить собственные нереализованные мечты в своем ребенке. Завышенные требования родителей могут быть связаны и с другими причинами. Так, добившись высокого положения в обществе или материального благополучия, родители, не желая видеть в своем чаде «неудачника», заставляют того работать сверх меры. Также нередки случаи, когда родители сами являются высокотревожными, вследствие чего они воспринимают малейшую неудачу как катастрофу, отчего и не позволяют ему сделать ни малейшего промаха. Ребенок таких родителей лишен возможности учиться на собственных ошибках.

Требования взрослых, которые ребенок не в состоянии выполнить, нередко приводят к тому, что он начинает испытывать страх не соответствовать ожиданиям окружающих, чувствовать себя неудачником. Со временем он привыкает «опускать руки», сдаваться без борьбы даже в обычных ситуациях. Таким образом формируется личность человека, который старается действовать так, чтобы ему не приходилось сталкиваться с каким бы то ни было проблемами.

Некоторые родители, стремясь уберечь своего ребенка от любых реальных и мнимых угроз его жизни и безопасности, формируют тем самым у него ощущение собственной беззащитности перед опасностями мира. Как мы отмечали ранее, все это отнюдь не способствует нормальному развитию ребенка, реализации его творческих способностей и мешает его общении со взрослыми и сверстниками.

Исследования специалистов показали, что большинство родителей тревожных детей не осознают как их собственное поведение влияет на характер ребенка. Это говорит о том, что с родителями необходимо проводить разъяснительные беседы, рекомендовать для чтения специальную литературу и привлекать их к взаимодействиям с педагогом и психологом. Так иногда «неподготовленные» родители, узнав о возникновении у ребенка каких-либо страхов, принимают неправильную позицию. Они начинают либо уговаривать ребенка, чтобы он не боялся, либо высмеивать его. И то, и другое может только способствовать усилению страха. Большое количество замечаний, окриков, одергиваний может вызвать в ребенке не только агрессию, но и тревогу, а иногда и то, и другое. Таким родителям можно посоветовать хотя бы в течение одного дня записывать все замечания, которые они сделали или хотели бы сделать. В конце дня можно отметить те из них, которые способствовали не улучшению, а даже ухудшению взаимоотношений с ребенком. Если среди этих замечаний были угрозы невыполнимых наказаний, то таким родителям необходимо научиться сдерживать себя и обдумывать то, что они говорят детям. Импульсивным взрослым можно порекомендовать 6 рецептов избавления от гнева.

Как правило, родители тревожных детей сами бывают высокотревожными, в связи с чем имеют неадекватную самооценку, страдают от мышечных зажимов, не удовлетворены своими действиями и т.д. Таким родителям необходимо прежде всего заняться самовоспитанием, которое можно начать с изучения на практике восьми способов изменения самооценки, предложенных Л.Бассет. Такую информацию можно разместить на стенде.

15) Практическое задание «Работа с родителями тревожного ребенка».

Участники, работая в подгруппах, составляют список рекомендаций по работе с тревожными детьми.

16) Обратная связь.