«Творчество педагога: нестандартный подход… нестандартное решение»
Немаловажным моментом в методической работе является выбор формы проведения мероприятия. Формы методической работы определяются с учетом деятельностного подхода в обучении взрослых, а также пожеланий молодых педагогов, высказанных при анкетировании.
В педагогической литературе организационные формы методической работы классифицируются по способу организации (коллективные, групповые, индивидуальные), а также по степени активности участников (пассивные, активные, интерактивные). Пассивные формы работы сориентированы в большой степени на репродуктивную мыследеятельность и обеспечивают опору на зону актуального развития педагогов. Активные формы стимулируют поиск, творческую исследовательскую деятельность педагогов и ориентированы на зону ближайшего развития педагогов. Интерактивные формы предполагают создание (выращивание) нового образовательного продукта в процессе взаимодействия вовлеченных в образовательный процесс субъектов.
Наиболее эффективными формами методической работы с молодыми специалистами на современном этапе, на наш взгляд, являются: семинар-практикум, мастер-класс, дискуссия, деловая игра, тренинг, защита проекта, открытый урок, учебные, организационно-деятельностные, деловые, ролевые и другие игры, которые способствуют формированию интеллектуальной культуры и культуры саморазвития. В данном методическом вестнике можно познакомиться с такой формой работы с молодыми педагогами, как семинар – практикум.
Цель занятия: создать условия для развития педагогического творчества в коллективе педагогов
Задачи: .
определение условий и факторов, способствующих проявлению педагогического творчества;
выбор оптимальных форм и методов работы с одаренными и высокомотивированными лицеистами;
определение эффективности различных методических приемов при организации учебной деятельности.
Ход занятия:
Мы часто говорим о творчестве как необходимом условии педагогической деятельности. Сегодня учреждения образования призваны подготовить молодых людей, обладающих нестандартным мышлением, умеющих ставить и решать оригинальные задачи. Что способствует развитию познавательных интересов, любви к предмету и к самому процессу умственного труда? Какие приемы и методы нужно использовать в своей работе с одаренными и высокомотивированными лицеистами? Эти вопросы будут в центре внимания методического семинара-практикума.
Задание 1. «Поменяйтесь местами те, кто ...»
Цель: создание благожелательной атмосферы для преодоления барьеров общения и снятия эмоционального напряжения.
Подготовка и проведение. Мебель размещается вдоль стен аудитории, при этом центр остается свободным для передвижения. Участники садятся на стулья по кругу. Сменный ведущий просит участников поменяться местами, предлагая разные задания, сам ведущий старается занять освободившееся место. Ведущим становится тот, кто остался в центре круга. Примерные задания:
поменяйтесь местами те, кто считает, что способность к творчеству можно тренировать;
поменяйтесь местами те, кто считает, что творчество и мастерство - одно и то же;
поменяйтесь местами те, кто считает, что доверие в коллективе является необходимым условием творчества и т. д.
Задание 2. «Выбор» (деление на группы)
Цель: разделение участников на группы для организации разноуровневого взаимодействия.
Подготовка и проведение. Каждый участник получает карточку с информацией. Задача участников - распределиться на две группы в зависимости от представленной информации: группа 1 - факторы, препятствующие творчеству учителя; группа 2 - факторы, стимулирующие творчество учителя.
Примечание: на карточках факторы представлены в хаотическом порядке.
Факторы, препятствующие творчеству учителя
«дискриминация» одаренного учащегося из-за отсутствия организации дифференцированного обучения;
ориентация на «среднего» ученика;
недостаточный учет особенностей когнитивных стилей одаренных учащихся в учебно-познавательной деятельности;
«маскировка» одаренными детьми своих возможностей из-за отсутствия условий самореализации;
сдерживающая система репродуктивных заданий, упражнений и формальных требований;
недостаточный уровень подготовки учителей для работы с одаренными детьми;
унификация учебных программ;
отсутствие комплексной диагностики, определяющей общую и специальную одаренность;
недостаточное внимание к работе с родителями одаренных детей по вопросам индивидуализированного обучения и воспитания и др.
Факторы стимулирующие творчество учителя
осознание педагогами особенностей детского конформизма: оказание сопротивления стандартным правилам, групповым нормам и внутригрупповым ориентациям на авторитарных лидеров;
владение педагогами способами быстрого преодоления фазы детского конформизма;
осознание и восприятие педагогами высокой чувствительности одаренных детей к новым ситуациям;
разработка индивидуальной траектории в развитии ребенка, не ограниченной пределами и задачами только одного учебного предмета;
разработка альтернативных заданий, типов упражнений и текстов;
актуализация учебно-познавательной деятельности по востребованности ученика и его родителей;
сочетание обязательной и внеклассной работы в рамках учебной деятельности с целью более гибкого предъявления учащимся заданий, соответствующих уровню их развития и др.
Рефлексия: участники анализируют факторы, препятствующие развитию творчества учителя и стимулирующие творчество учителя.
Задание 3. «Цепочка противоречий»
Цель: развитие восприятия педагогов, умений видеть и отрицательные, и положительные стороны одного и того же события.
Подготовка и проведение. Ведущий предлагает завершить фразу, используя окончание фразы предыдущего участника и поочередно начиная свое высказывание словами «это хорошо» и «это плохо».
Задание 4. «Аргументированная последовательность»
Цель: развитие умения работать в группе, аргументировать свою и групповую точку зрения.
Подготовка и проведение. Ведущий читает задание: «В современной системе образования нет конкретных норм и правил организации обучения одаренных и высокомотивированных детей. Мы можем предложить оптимальные формы и методы работы с такими детьми для развития их творческих способностей на уроках и во внеурочное время:
нестандартные формы учебных занятий: урок-лекция, урок-семинар, урок-практикум, урок-экскурсия, урок-дискуссия, урок-консультация, урок-соревнование, урок-деловая игра, урок с элементами театрализации, урок-ролевая игра и др.
интерактивные формы обучения;
работа над проектами;
учебно-поисковая деятельность;
работа в кружках.
Необходимо пронумеровать список форм и методов работы в соответствии с их важностью».
Социоконструкция. Работа в группах в течение 5-7 минут. Обсуждение общей последовательности форм и методов работы с одаренными детьми.
Социализация. Представление итогов работы всех участников.
Разрыв. На доске записывается последовательность форм и методов работы, предложенная экспертной группой, с аргументацией выбора. Представители от каждой группы сравнивают результаты работы с мнением экспертов и комментируют совпадения или разногласия.
Задание 5. Рефлексия
Сегодня на занятии были использованы разнообразные методические приемы организации познавательной деятельности. Вспомните и запишите те приемы, которые вы готовы применить в своей деятельности.
Какие из них показались для Вас наиболее интересными и применимыми? Почему?
Задание 6. Игра «Ассоциации»
Ну а сейчас подведём итог работы. Как вы помните, о чём бы мы с вами сегодня не говорили, в центре нашего внимания всегда стоит образовательный процесс и урок. На вопрос: «Что должен обеспечить урок?»,- можно дать ответ «Создание комфортной обстановки для учащихся и ощущение комфорта учителем».
«Комфорт» - в переводе с английского – поддержка, укрепление.
«Комфорт» - это обстановка, обеспечивающая удобство, спокойствие, уют.
Поэтому, поработав в парах, подберите ассоциации к слову «Урок», ответив на вопрос «Каким ему быть?». Ассоциациями должны послужить прилагательные, начинающиеся на буквы слова «Комфорт» (участники получают листы со словом «Комфорт»)
И закончить наш разговор по этой теме мне хочется словами учащихся нашего лицея, которым тот же вопрос был задан накануне: «Уроки педагогов могут отличать любые черты, главное, чтобы и педагоги, и ученики приходили на него с большим желанием работать!»
Информационные источники
Коротаева Е.В. Хочу, могу, умею! Обучение, погруженное в общение. - М.: "КСП", Институт психологии РАН, 1997. - 224 с.
Обучаем иначе. Стратегия активного обучения / Е. К. Григальчик, Д. И. Губаревич, И. И. Губаревич, С. В. Петрусёв. – Мн.: «БИП-С», 2003. – 182 с.
Харламов И.Ф. Педагогика: Учеб. пособие. - 4-е изд., перераб. и доп. - М.: Гардарики, 1999. - 519 с.
П.И. Пидкасистый, М.Л. Портнов – Искусство преподавания. Второе издание. Первая книга учителя. – М.: Педагогическое общество России, 1999. – 212 с.
Л.В.Куриленко – Активизация познавательной деятельности школьников в условиях инновационных образовательных процессов: Учебное пособие. Самара: Изд-во «Самарский университет»,1998.95 с.
Педагогика: педагогические теории, системы, технологии: П 24 Учеб. для студ. высш. и сред. Учеб. заведений / С.А. Смирнов, И.Б. Котова, Е.Н. Шиянов и др.; Под ред. С.А. Смирнова – 3-е изд., испр. и доп. – М.: Издательский центр «Академия», 1999. – 512 с.