СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Семинар "Волшебный мир загадки"

Нажмите, чтобы узнать подробности

2017 Семинар Волшебный мир загадки.....................

Просмотр содержимого документа
«Семинар "Волшебный мир загадки"»

История возникновения загадки

Загадки – один из самых древних жанров устного народного творчества.

Придуманы они были не только ради забавы. В глубокой древности люди использовали загадку, как один из приемов тайного, иносказательного языка, построенного на замене одних понятий другими, для того, чтобы скрыть свои мысли и намерения, чтобы уберечь от «нечистой силы» свое жилище, семью, скот, орудия труда. Древние славяне верили, что растения и животные понимают человеческую речь. (О волке речь – а он навстречь).

Широко пользовались «тайной» речью охотники, земледельцы, торговцы, военные дипломаты, скоморохи.

Загадка была не только «тайным» языком. С ее помощью испытывали мудрость, находчивость, образованность человека. В народном фольклоре знатоки загадок зачастую оказывались победителями и даже царями.

Ведь в каждую загадку вкладывалось немало ценных сведений об окружающем мире. Человек с такими знаниями по праву считался мудрым, а потому сильным и удачливым.

Для этого загадки включали в различные обряды, например – в свадебный,

в котором обязательной частью была проверка жениха на смекалку и остроумие.

С течением времени, с успехами просвещения и ростом культуры «тайный» язык загадки утрачивает свое значение.

У русского народа в далеком прошлом бытовали «вечера загадок».

Это был своеобразный ритуал, обычно проводимый осенью, по окончании сельскохозяйственных работ. Старшие загадывали младшим различные загадки, группируя их по темам: о человеке, о полевых работах, о явлениях природы. Эти уроки помогали детям усваивать знания, добытые многими поколениями. Таким образом, загадка становится дидактическим средством.


Что такое загадка

Загадка – это иносказательное изображение в короткой формуле предмета или явления, которые нужно разгадать.

Толковый словарь русского языка

Загадка – это краткое описание предмета или явления, часто в поэтической форме, заключающее в себе замысловатую задачу в виде прямого или скрытого вопроса.

Главной особенностью загадок является словесно-логическая задача, облаченная в художественную форму.

Содержание загадок отражает жизнь человека и окружающую его действительность, поэтому тематика этого жанра широка и многогранна.

Народная загадка: краткость, использование разговорного стиля, метких языковых средств.

Литературная загадка: более развернутое описание, использование книжного стиля речи, разнообразных художественных средств.

Загадка в образовательной деятельности

Наряду с современными технологиями и методами дошкольного образования загадка по праву занимает достойное место.

Она используется как увлекательное и эффективное средство в обучении и воспитании детей, в организации их досуга.

Присутствие загадок в образовательном процессе усиливает эмоциональную насыщенность, активность детей, делает обучение интересным и увлекательным.

К.Д. Ушинский писал: «Загадка доставляет уму ребенка полезное упражнение, а для воспитателя дает возможность сделать деятельность ребенка занимательной, интересной».

Нет лучшей тренировки для детского ума, чем разгадывание загадок!

Значение загадки

1.Образовательное:

Расширение кругозора,

Обогащение представлений об окружающем мире, о взаимосвязях предметов и явлений.

2. Развивающее:

Активизация мыслительных процессов: анализ, синтез, обобщение, абстрагирование, сравнение, умозаключение.

Развитие наблюдательности, умственной активности, быстроты реакции, сообразительности, смекалки, фантазии, внимания и воображения детей.

3.Воспитательное:

Воспитание любви к родному языку, к народному творчеству.

Формирование эстетического восприятия окружающего мира.


Классификация загадок.

1.Загадки-описания на основе перечисления различных категорий предмета.

- Описание признаков или свойств.

  • Летом серый, зимой белый(Заяц.)

- Перечисление действий.

  • Гладишь — ласкается, дразнишь — кусается  (Собака.)

- Указание частей.

  • Два брюшка, четыре ушка (Подушка)

- Представление о назначении.

  • Всем, кто придет, всем, кто уйдет – она руку подает (Дверь)

- Последовательность событий.

  • Сперва – блеск, 
    За блеском – треск, 
    За треском – плеск.  (Гроза)


Чаще встречаются загадки, которые сочетают в себе несколько характерных особенностей предмета или явления.

2. Загадки-описания на основе сравнения или отрицания

Отгадывание таких загадок представляет собой метод доказательства

«от противного»: необходимо сопоставить разные и в то же время в чем-то сходные предметы и сделать перегруппировку признаков.

  • Жидко, а не вода, бело, а не снег  (Молоко)

после перегруппировки признаков будет иметь следующий вид: жидкое, белое; не вода, не снег.

К этой группе относятся загадки, построенные на противоречии.

Противоречие – это взаимодействие, состоящее в том, что два разных признака существуют одновременно у одного предмета или у двух разных предметов есть один признак.

  • Я бываю разная:

Чистая и грязная,

Глубокая и мелкая,

И зовусь тарелкою.


3.Метафорические загадки на основе языковых образных средств.

Загадка - явление поэтическое. Как жанр народного творчества, она впитала в себя разнообразные художественные средства:

метафоры, сравнения, олицетворения, эпитеты, крылатые слова.

Красочно рисуя окружающий мир, загадки помогают ребенку по-иному взглянуть на самый обыкновенный предмет или явление природы.

Метафора загадок фантастична. Она привлекает внимание, взрывает наше обыденное, устоявшееся представление о мире. Немало требовалось изобретательности, выдумки и юмора, чтобы придумать такую загадку.

Разгадывание метафорических загадок развивает логическое и образное мышление, языковое чутье.

Сравнение – сопоставление предметов по каким-либо признакам

  • Лежат среди бахчи зеленые мячи

Арбуз – зеленый мяч


Эпитеты – это художественно-образное определение предмета или явления.

Пушинка, звездочка – снежинка

Скатерть, покрывало белое – снег

Белая вата – облака

Голубой платок, голубое блюдечко – небо

Красный колобок, золотое яблочко - солнце


Олицетворения – сопоставление неживого объекта с человеком, употребление имен.

  • Сбросили с Егорушки золотые перышки.

Заставил Егорушка плакать всех без горюшка.

  • За кудрявый хохолок лису из норки поволок.

Морковь – девица, лиса

Лук – дед, Егорушка

4. Загадки-шутки

Это короткие загадки, в основе которых лежит метафора-парадокс.

Они развивают смекалку, остроумие, чувство юмора.

  • Какая птица работает на стройке?

  • Какую часть слова можно найти в земле?

  • Какие ноготки не царапаются?

  • Какое время суток самое мудрое?

Мини-загадки

  • Живой кактус

  • Лошадь в тельняшке

  • Шипящая веревка

  • Фрукт для битья

  • Фрукт для стрельбы

  • Настольный земной шар


5. Загадки, построенные без использования слов.

В основе этих загадок лежит информация о предмете, запечатленная средствами изобразительного искусства с использованием различных символов.

Это – мнемозагадки, ребусы, кроссворды, логогрифы.

  • Отгадать загадки.

К этой группе относятся загадки-пантомимы, в которых средствами создания художественного образа являются пластика, жесты, мимика.

Такие загадки используются в игровой, театрализованной деятельности.


Принципы отбора загадок

  • Тематический подбор.

Круг загадок определяется одной темой или обобщающим понятием, что позволяет детям быстрее ориентироваться в вопросах и отгадывать загадку.

  • Доступность.

Учет уровня представлений детей о предметах и явлениях.

Детям непонятны загадки об отвлеченных понятиях, о старинных обычаях и способах производства, о вышедших из употребления орудиях труда и предметах домашнего обихода.

  • Согнут в дугу, летом на лугу, зимой на крюку. Серп

Это не значит, что такие загадки не надо брать вообще. Они интересны, познавательны в контексте изучаемых тем: «Путешествие в прошлое предметов», «Народные промыслы нашего края», «Как в старину выращивали хлеб». Важным атрибутом таких загадок является наглядность. Особую ценность представляет посещение музеев.

  • Учет возрастных возможностей.

Использовать различные виды загадок необходимо в соответствии

с возрастными особенностями дошкольников.

Лаконизм и яркость характеристики, точность языка и конкретность образа – вот основные критерии при отборе загадок для малышей. Учеными установлено, что для младших дошкольников трудны метафорические загадки, потому что они не понимают образного строя языка и не могут адекватно интерпретировать метафоры. Интересно, что в рассказе, сказке, стихотворении дети значительно легче воспринимают метафору, чем в загадке. О.Ушакова объясняет это тем, что в художественном тексте описывается реальная ситуация, а в загадке – иносказание.

  • На заборе сидит

Ку-ка-ре-ку! Кричит.

Для среднего возраста должны быть подобраны описательные загадки, основанные на  жизненном опыте детей.

  • Встает на заре, поет во дворе

На голове гребешок

Кто же это? Петушок

  • Хвост с узорами, сапоги со шпорами

Песни распевает, время считает.

Детям же старшего дошкольного возраста, учитывая их уровень развития, необходимо предлагать ребенку загадки, требующие глубокого мыслительного процесса и применения своих знаний.

  • Ходит по двору будильник,

Разгребает лапой сор,

Расправляет с шумом крылья

И садится на забор.


Загадка - эффективное средство речевого развития.

Ценность загадки заключается в том, что она позволяет детям проникнуть

в образный строй русской речи. Именно с помощью загадки можно непринуждённо и увлекательно погружать ребёнка в речевую среду, обогащать словарь, формировать связную, грамматически правильную речь, развивать речевое творчество.
1.Обогащение словаря

  1. Формирование более полного представления о предмете или явлении:

о его признаках, частях, свойствах, функциях, назначении.

Об одном и том же предмете, явлении может быть несколько загадок, каждая из которых характеризует его со своей стороны.

  • Загадки о воде.

См. Проект «Волшебница – Вода»


  1. Развитие лексической системности и семантических полей.

(семантические поля – это образования слов, связанных по смыслу).

- Объединение слов по тематическому принципу.

В соответствии с определенной темой подбираются загадки на расширение словарного диапазона.

Темы: Времена года, Профессии, В гостях у сказки.

- Установление родовидовых отношений.

В рамках лексической темы дети усваивают слова с обобщающим значением.

Тема Стройка: Обобщающие понятия: строительные профессии, орудия труда и инструменты, строительная техника.

- Подбор слов по принципу смысловой близости и отдаленности.

Загадки на сравнение и отрицание насыщены словами синонимами и антонимами.

- Формирование представлений о многозначных словах и омонимах

Многозначность (полисемия) – это наличие у одного слова нескольких значений.

  • Если первый настает – ест не все честной народ.

На второй кто заступает – что-то зорко охраняет (Пост)

Важным источником знаний является художественная литература.

Понимать глубину слова, все его оттенки, постигнуть и освоить языковое богатство, созданное многими поколениями людей, нам помогают хранители нетленного русского слова – поэты и писатели.

К.Ушинский «Петушок с семьей»

Н. Некрасов «Крестьянские дети», «Мороз-воевода»


2. Грамматический строй речи

Усвоение основ морфологической системы

- Согласование частей речи

*Согласование существительного с прилагательным

*Полная и краткая форма прилагательных

Кругла, а не месяц, желта, а не масло…

Серовато, зубовато…

- Словообразование

Размышления над загадками содействуют восприятию словообразующих средств (морфем). Без понимания значения морфемы: корня, суффикса, приставки невозможно усвоить значение слова.

*суффиксальный способ:

- Образование слов при помощи уменьшительно-ласкательных и увеличительных суффиксов.

  • Усищи, глазищи, хвостище…

  • Рыжий хвостище, сама хитрища

  • Без рук, без топоренка построена избенка.

  • Рога – бодаи, ноги – лягаи, хвост – махай…

Усвоение основ синтаксической системы

В загадках представлен разнообразный выбор синтаксических единиц: предложения простые и сложные, односоставные, безличные, бессоюзные, с однородными членами. Синтаксические особенности загадки помогают усвоению различных способов синтагматических связей.

3. Звуковая культура речи

В загадке сочетаются изобразительно-выразительные средства, которые развивает слуховое внимания, умение воспринимать звуковой рисунок слова.

Это - рифма, ритм, мелодика, звукопись.

Ритмический рисунок загадки:

  • Течет-течет…, по снежочку прыг-прыг…

Рифма

Звукопись:

  • Не жужжу, когда сижу, не жужжу, когда хожу, не жужжу, когда тружусь, а жужжу, когда кружусь.

  • Я пыхчу, пыхчу, пыхчу, сто вагонов я тащу.


4.Развитие связной речи

Использование загадок в работе с детьми способствует развитию у них навыков доказательной и описательной речи.

Репродуктивный вид рассказывания – описательные, повествовательные рассказы:

- По образцу

- По вопросам

- По мнемотаблице


Рассуждение

Это умение не только логически мыслить, но и правильно выражать свою мысль, облекая ее в точную словесную форму.

Развитие рассуждений у детей связано с развитием мышления.

Структура текста-рассуждения: тезис – доказательство – вывод.

Речь – доказательство требует особых речевых оборотов, грамматических структур, особой композиции. Отличительная особенность рассуждения – это присутствие модальности, т.е. активное использование вводно-модальных слов и союзов (во-первых, , значит, я думаю, я считаю, следовательно…), которые устанавливают логическую связь между предложениями.

В работе с загадками важно заинтересовать детей, вовлечь их  в процессе обсуждения и поиска отгадки. Расспросы, споры, предположения, подбор фактов и доводов – это и есть развитие речи, творческого воображения, фантазии, оригинальности мышления.


Обучение детей отгадыванию загадок

Обучение  отгадывать загадки начинается не с их загадывания, а с развития общей сенсорной культуры ребенка, с формирования умения наблюдать жизнь, видеть мир в разнообразных связях и зависимостях, в красках, звуках, движении и изменении. Эта работа требует большого терпения и систематической кропотливой работы.

Основные причины ошибок детей при отгадывании загадок.

- Дети торопятся с ответом, не дослушивают загадку до конца, поэтому не воспринимают в целом ее содержание.

- Дети выделяют не все признаки, а для успеха в загадке ничего нельзя пропускать, в ней важно каждое слово.

- Дети механически переносят выражения, употребляемые в других ситуациях, не вдумываясь в смысл новой загадки.

- Дети отгадывают загадки по памяти, но не могут объяснить ответ.


Если ребенок не может найти решение, не нужно сообщать отгадку сразу. Быстрые подсказки лишают его возможности думать. Привыкая к готовым ответам, ребенок постепенно теряет интерес к загадкам вообще.

Детям надо внушить, что главное - не в быстром темпе отгадывания, а в поиске ответа как результата их мыслительной деятельности.


Порядок мыслительной деятельности

Установить:

- Что искать

- Где искать

- Выявить все признаки объекта

- Выявить его действия

- Объединить установленные признаки

- Выдвинуть предположение

- Сделать итоговый вывод.


  • Шевелились у цветка все четыре лепестка.

Я сорвать его хотел – он вспорхнул и улетел».

Что надо искать? Цветок. А где мы хотим сорвать цветок? На лугу.

Что есть у этого цветка? Лепестки. А что делают лепестки? Шевелятся. Что сделал цветок? Улетел. Ребенок самостоятельно проанализировав отвечает: «Это бабочка».

Сознательное отношение детей к отгадыванию загадок, к подбору доказательств развивает самостоятельность и оригинальность мышления.

Это бывает особенно важно при разгадывании и объяснении тех загадок, содержание которых можно трактовать по-разному.

Загадки с множеством отгадок.

  • Меня спроси, как я тружусь?

Вокруг своей оси кружусь

Загадки, содержащие ключевую характеристику.

  • Пестрая крякуша ловит лягушек. (утка, но не цапля)



Наглядные дидактические материалы

Учитывая, что мышление дошкольника в основном наглядно-образное, особое место в работе с детьми играет наглядный материал, который делает образ предмета ярче, богаче, красочнее.

Виды наглядности:

- Натуральные предметы

- Игрушки

- Плакаты, картинки, иллюстрации

- Фотоматериалы

- Средства ИКТ

- Сенсорно-графические схемы

- Мнемотаблицы.


Особое значение в развитии речи и мышления имеют опорные наглядно-пространственные модели, в которых закодирован текст путем использования картинок, слов, букв, символов, пиктограмм.

Они помогают детям эффективнее воспринимать, перерабатывать и воспроизводить зрительную информацию. Л. Выготский отмечал «важность последовательного размещения в схеме всех конкретных элементов высказывания, а так же то, что каждое звено высказывания должно вовремя сменяться последующим».


Составление описательных загадок


1. «Угадай предмет по описанию»

Если мы рассмотрим что-то...

  Это что-то для чего-то...

Это что-то из чего-то...

Это что-то часть чего-то...  

- Описание только признаков предмета ( части, форма, цвет, свойства…)

- Описание характерных для данного предмета (объекта) действий.

- Информация о назначении предмета.


1 уровень сложности:

Воспитатель раскладывает на столе предметы или вывешивает картинки

с изображением предметов. Не называя объекта, описывает его характерные признаки.

Этот предмет такой:

Круглое, сочное, румяное, сладкое… яблоко

Белое, жидкое, вкусное, полезное… молоко

У него есть:

- Корень, ствол, ветки, листья, шишки, семена, плоды… дерево

- Палуба, корма, каюта, якорь… корабль


Он умеет делать:

- Светит, мерцает, сверкает, падает… звезда

- Прыгает, летает, чирикает, клюет… воробей

Он нужен:

- Он перевозит людей на дальние расстояния по рельсам….поезд


2 уровень сложности:

Воспитатель раздает детям предметные картинки. Ребенок, не показывая и не называя предмета, рассказывает о его признаках.


Д/и с предметными картинками.

2.Дид. игра «Сужаем круг»

Этот предмет зеленый…

Он находится в воде…

Он живой…

Он похож на бревно

(или он умеет прыгать)

Задание:

Составить загадку.

Книга (форма – материал – части предмета – назначение)

Стул (обобщающее понятие, назначение, части, материал, характерные особенности)


3. «Загадала я предмет»

Многозначные слова и омонимы.

1 уровень сложности:

Воспитатель или водящий называет слово. Дети перебирают варианты возможных предметов.

2 уровень сложности:

Перечисляются характерные особенности каждого предмета, обозначаемого одним словом.

Задание:

Составить загадки: (петрушка, звезда, ключ, перо)


Д/и «Что может быть таким»

Воспитатель называет различные признаки, дети угадывают название предмета и объясняют его значение.

Вязаные, кожаные, рабочие, ежовые …рукавицы

Воздушный, земной, бильярдный, елочный…шар

Урожайный, засушливый, юбилейный, учебный, високосный …год

Глубокая, мелкая, фарфоровая, летающая …тарелка


4. « Что – к чему»

Установление ассоциативных связей

Аукцион «Логические пары»


5.Дид. игра Страна «Превращалия»

Загадки, отражающие последовательность событий

  • Посадили зернышко – вырастили солнышко.

Что сначала – что потом.

Что пропущено.


Составление загадок по принципу отрицания или сравнения.


Джанни Родари говорил, что «… мысль возникает из парных понятий: понятие мягкий появляется не до и не после понятия жесткий, а одновременно с ним, в процессе их столкновения».

Метод противоречий позволяет ребенку проникнуть в сущность и глубину предметов и явлений. Необходимо научить детей подбирать противоположные признаки, состояния, действия, обогатить их лексику словами-антонимами. Особенностью освоения этой модели является то, что ребенок, сравнивая один объект с каким-либо другим объектом, находит между ними общее и различное.




6. «Я бываю разным»

Некто сказал:

Я и теплый и холодный (ветер, вода, день, лист мать-и-мачехи…)

Я – твердый и мягкий (карандаш, земля, хлеб, снег…)

Я – кислое и сладкое (яблоко, сок, карамель…)

7.Что у нас общего?

Таблетка и чеснок

Сосулька и мороженое

Мяч и сапоги

Стол и карандаш


8.Метод противоречий: ТРИЗ

1. Игра «Хорошо-плохо» заставляет дошкольника находить в одном и том же предмете, действии плохие и хорошие стороны. Такая игра постепенно подводит детей к пониманию противоречий в окружающем мире.

I этап. Выбирается объект, который не вызывает у ребенка стойких ассоциаций, положительных или отрицательных эмоций. (снег, карандаш, вода)

II этап. Детям предлагаются для игры объекты или явления, вызывающие

у ребенка стойкие положительные или отрицательные эмоции, что приводит

к однозначной оценке: конфета - «хорошо», лекарство - «плохо» и т. д.

В данном случае обсуждение идет в том же порядке, как и на I этапе, только взрослый должен помочь ребенку увидеть другую, хорошую или плохую сторону объекта или явления.


6. Загадки-складки

Рифмованные загадки – это наиболее любимый вид загадок, т.к. они содержат подсказку – рифму. Особенно они хороши для коллективных ответов на праздниках, развлечениях.

Есть загадки-обманки, в которых произнесенное по законам рифмы слово мешает сосредоточиться на поиске настоящей отгадки.

Раньше рифма помогала,

А теперь коварной стала.

Ты, дружок, не торопись,

На крючок не попадись.


См. книги Агеева «Загадки»


Возможности загадок поистине неисчерпаемы. Загадка призвана учить детей видеть мир прекрасным, готовым раскрыть свои тайны. Она зажигает в глазах детей пытливый огонек жажды знаний.

Встреча с загадкой должна иметь не только познавательный, развивающий эффект, но и оставаться творческим процессом, дарящим ребенку радость и вдохновение, поддерживающим его природное любопытство, интерес ко всему таинственному и загадочному.

Педагог должен помнить, что обучение детей загадкам – не цель, а средство развития, одна из многих форм знакомства с окружающим миром.

Разумеется, не стоит ждать от детей создания шедевров в полном смысле этого слова. Творчество ребенка находится в процессе становления, но общение с детьми, основанное на принципах взаимоуважения, сотрудничества и сотворчества приносит много новых открытий и находок, веселых и радостных минут.


Отвлекись от тяжких дум.

Загадкою точи свой ум.

Преград для интеллекта нет,

Кто ищет, тот найдет ответ!