СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Семинар Воспитание речевого этикета

Нажмите, чтобы узнать подробности

2017 Семинар Воспитание речевого этикета....................

Просмотр содержимого документа
«Семинар Воспитание речевого этикета»

Значение художественной литературы

в нравственном воспитании


Нравственные и культурные приоритеты, заложенные в раннем детстве, определяют жизненный путь поколений.

Воспитание осуществляется с помощью разнообразных средств, но одним из действенных выступает художественная литература, которая демонстрирует детям в доступных их пониманию сюжетах нравственные идеалы и социальные нормы поведения, способствует становлению их внутреннего мира. Для достижения определенного успеха необходима система комплексной, целенаправленной работы по духовно-нравственному воспитанию детей средствами художественной литературы «Воспитание книгой».


Каковы ее основные направления?

Что такое хорошо и что такое плохо?

Эти книги дают систему нравственных ориентиров в сложном и многообразном мире человеческих отношений. На примере поступков, мыслей, чувств героев произведений дети усваивают морально-этические основы общества.

Как хорошо иметь друзей!

Учиться дружить – нелегкое, но необходимое дело. Произведения детских писателей помогают доступно и увлекательно сформировать у детей представление о дружбе и дружеских взаимоотношениях в коллективе.

Волшебное слово

Дошкольный возраст – первый социальный опыт ребёнка, первые уроки правильного общения с окружающими: взрослыми, сверстниками.

Книги помогают нам взрастить в хрупкой душе ребенка нравственные качества, необходимые для успешного и гармоничного общения в социуме.

Понять и полюбить природу.

В этих книгах писатели уделяют большое внимание экологической проблеме. Они учат детей приглядываться к проявлениям жизни в природе, видеть не только ее красоту, но и ее хрупкость, незащищенность, учат беречь и охранять.

Жизнь дана на добрые дела.

Эти книги показывают духовную красоту человека-труженика, защитника, достойного гражданина; раскрывают такие нравственные категории, как доброта и милосердие. Они дают прямой и ясный пример для подражания.

Край родной, навек любимый.

Использование литературного творчества местных поэтов, в котором воспевается любовь к отчему краю, к его истории, природе, культуре, оказывает неоценимую помощь педагогу в работе по нравственно-патриотическому воспитанию, способствует воспитанию любви к малой родине.

Речевой этикет

Одним из направлений в нравственном развитии ребёнка является воспитание культуры общения. Это та часть поведения, которая выражается главным образом в речи.

Существуют определенные правила ведения коммуникативных отношений, которые называются речевым этикетом

Знание этих правил и умение их использовать даёт возможность человеку вести себя более уверенно, непринужденно, достойно при любых обстоятельствах. Правильное использование этикетных формул в речи помогает установлению контакта между собеседниками, поддержанию общения в тональности вежливости, доброжелательности, взаимного внимания, что, в свою очередь, облегчает взаимопонимание между людьми.


Актуальность.

В современном обществе отмечается катастрофическое падение уровня речевой культуры. Что мы видим и слышим с экранов телевизоров?

Бедные, безграмотные примеры речевого общения, отсутствие уважения к собеседнику, агрессивно-примитивная речь, насаждаемая рекламой, использование ненормативной лексики, всеобщая погруженность детей в компьютерные игры – все это порождает языковую распущенность.

Педагогов не может не волновать тот факт, что в общении даже между маленькими детьми все чаще приходится наблюдать проявление жестокости, нетерпимости, неумения уступать.


Одним из средств гуманизации отношений выступает речевой этикет, освоение, которого должно происходить с раннего детства в семье,

затем – в детском саду, так как именно в этот период формируется продуктивный опыт общения.

С. В. Михалков писал: "Вежливость имеет свои законы, которые нужно знать, а не открывать всякий раз заново. Каждое поколение не изобретает заново алфавит, цифры, не открывает вновь законы естественных наук. Точно так же, просто необходимо обучать детей несложной, но каждому нужной науке повседневных человеческих отношений".


Воспитатели обязаны помочь маленькому человеку в познании норм этих отношений, в приобретении поведенческих ориентиров, без которых нельзя чувствовать себя в обществе достаточно уверенно.


Культурно-речевое воспитание

Содержание работы по воспитанию речевого этикета определяют речевые формулы, осваивая которые, дети учатся общаться с людьми:

- здороваться и прощаться,

- знакомиться и приглашать;

- просить о помощи и благодарить,

- извиняться и примиряться;

- сочувствовать и советовать,

- оказывать знаки внимания и совершать приятные поступки;

- поздравлять и говорить комплименты;

- убеждать и договариваться,

- отстаивать свое мнение.

Чем раньше ребенок познакомится с ними, тем естественнее и непосредственнее будет их выполнять.


Значение речевого этикета.

Речевой этикет способствует формированию всех компонентов речи: лексической, грамматической, фонетической культуры, развивает связную речь, т.к. вводит в словарь детей достаточное количество этических формул; модальных частиц, формирует умение выбирать нужный стереотип общения.

Но в большей степени эта работа находится в духовно-нравственной плоскости, т.к. использование речевых формул способствует воспитанию таких качеств, как тактичность, деликатность, доброжелательность, внимательность и уважение к людям.

Формула вежливости – доброе слово. Это волшебное украшение нашей речи, которым мы притягиваем, привлекаем внимание, услаждаем слух друг друга.

«Ничто не стоит так дешево и не ценится так дорого, как вежливость».


Художественная литература как средство воспитания речевого этикета.

Важнейший путь решения данной проблемы - обучение речевому этикету детей посредством чтения художественной литературы.

Как утверждают психологи, для дошкольников характерно наивное восприятие художественного произведения, при котором у детей возникает «… стремление немедленно проявить возникшие у них при слушании сказок и рассказов чувства в действиях. Эти действия служат непосредственной реакцией на изображаемые е в произведении события либо поступки героя».


Рассмотрим воспитательные возможности художественной литературы

с позиции жанров.

Устное народное творчество. –

Малые фольклорные формы - это идеальный материал для работы по усвоению основ речевого этикета.

Произведения фольклора своим содержанием и формой наилучшим образом отвечают детским потребностям, потому что они пронизаны теплотой и любовью.

Потешки, колыбельные песенки, считалки показывают первые примеры ведения диалога.

Заклички учат детей выражать просьбу.


Пословицы и поговорки очень метко отражают значение слова в жизни людей: в них воспевается великая сила доброго слова

«Доброе слово, что солнце в ненастье»

и, наоборот, звучит предостережение о тяжких последствиях злого слова

«От одного слова да на век ссора»

- Что может сделать слово?

Обрадовать, развеселить, растревожить, обидеть, озадачить, успокоить, излечить, вдохновить, спасти, унизить, оскорбить, поддержать


Речевой этикет на Руси существовал издавна.

«При старших – молчать, мудрых – слушать, без лукавого умысла беседовать, побольше вдумываться, не много смеяться».
В. Мономах

В изданном Петром1 документе «Показания к житейскому поведению» было сказано: «Никто не имеет права, повеся голову и потупя взгляд, разговаривать и на людей косо поглядывать».


Великий знаток русской разговорной речи В.И.Даль в своих исследованиях приводит огромное количество речевых формул, используемых в самых разных жизненных ситуациях.

В старину на Руси было принято приветствовать всех по-разному.

Кроме общих обращений

«Как живете-поживаете?»

«Все ли подобру-поздорову»?

Существовали разные приветствия в зависимости от того, каким трудом занимался человек, которого приветствуют.

Здороваясь с человеком, который работал в поле, говорили:

«С двумя полями сжатыми, с одним засеянным». Тем самым желали богатого урожая.

До наших дней дошли выражения: Бог в помощь

Добро пожаловать, милости просим, чем богаты, тем и рады.


Не жалели люди на Руси доброго слова для других.

Недаром говорится в пословице «От учтивых слов язык не отвалится».

Русские народные сказки несут в себе потенциал народной культуры и делают ребенка обладателем духовных ценностей.

«Вечером слушаю сказки и вознаграждаю тем недостатки своего воспитания.

Что за прелесть эти сказки!» - писал А.С. Пушкин

-Какие сказки могут служить примером для воспитания речевого этикета?

(Гуси-лебеди, 12 месяцев, Морозко, Госпожа-Метелица)

В этих произведениях применен принципа контраста (один герой соблюдает правила этикета, другой их не соблюдает), что позволяет детям критически оценивать неправильное поведение и строить правильную этикетную речь по образцу.

Поэзия.

Стихи, поэмы, басни.

Поэзия – это основа в развитии нравственных чувств.

Поэтическое слово должно звучать при каждом удобном случае.

С помощью стихов можно увлечь детей, довести до их сознания этические постулаты и привить любовь к родному слову.

Большую роль играет заучивание с детьми стихотворений. Эта работа, нацеленная на то, чтобы эмоционально воздействовать на дошкольника

в процессе обучения поведенческим правилам, приведет и к тому, что он «наберется» выразительности от поэтической речи и перенесет ее в речь бытовую. 


Проза.

Повести, рассказы, авторские сказки.

Это самый насыщенный жанр детской литературы, в котором нашли отражение разнообразные темы: познавательные и юмористические, фантастические и героические, приключенческие и романтические .

Эти книги дают прямой и ясный пример для подражания, раскрывают ребенку его собственный мир, в котором маленькие читатели видят себя как бы со стороны.

«Удивительное искусство – детская книга!

При всей ее внешней простоватости это вещь исключительно тонкая и не поверхностная. Лишь гениальному взгляду ребенка, лишь мудрому терпению взрослого доступны ее вершины».

И.Токмакова

Дети дошкольного возраста — слушатели, а не читатели.

Художественное произведение доносит до них педагог, поэтому перед ним стоит важная задача - раскрыть замысел произведения, заразить слушателя эмоциональным отношением к прочитанному.


Важную роль в формирование речевого поведения играет беседа по содержанию, в которой ребенок дает оценку героям и их поступкам и определяет свое отношение к ним. Материалом для изучения речевого этикета служат примеры из речи персонажей художественных произведений.

После прочтения произведения, предлагается пересказать тот или иной эпизод. При пересказе по ролям дети обучению правилам диалогического общения.


Эффективными методами и приемами обучения дошкольников правилам речевого этикета являются также речевые упражнения, обсуждение ситуаций, словесные игры.

Значительную помощь детям оказывали правильно подобранные картинки, обложки книги, отражающие не только сюжет произведения, но и эмоциональное состояние героя.

(Использовать фразеологизмы – эмоциональную лексику)

В качестве героев, поведение которых дети оценивают, или тех, которые помогают освоить речевой этикет, могут выступать знакомые детям персонажи детских книг – Незнайка, Буратино, Карлсон, Винни-Пух.


Одним из этапов работы над книгой является театрализованная деятельность, в которой закрепляются различные этикетные стереотипы.

Игра-драматизация по сюжету художественного произведения имеет и свои специфические особенности: она представляет собой синтез восприятия художественной литературы и сюжетно-ролевой игры.

В ходе театрализованной деятельности у ребенка формируются новые представления и новые эмоциональные отношения, наполненные особой внутренней творческой деятельностью.


«Уроки красноречия»

Эффективным методом воспитания речевого этикета является использование элементов риторики, т.е. овладение основами ораторского искусства.

Это – выразительные средства устной речи: интонация, темп, скорость, громкость звучания, тембр, логическое ударение и т.д.

а так же невербальные средства общения: мимика, жесты, телодвижения.

Дошкольный курс риторики предлагается в программе Н.А.Есауловой «Занятия по красноречию».


Использование художественной литературы в воспитании детей должно быть целенаправленным, комплексным и систематическим.

Книга должна присутствовать в жизни ребенка ежедневно!

Очень эффективной формой работы является проектная деятельность.


Роль педагога в воспитании речевого поведения очень велика и ответственна. Он должен быть примером для детей и родителей, а для этого необходимы его компетентность в вопросах этикета, наличие общей культуры, умение грамотно планировать работу,

Необходима работа с родителями с целью формирования ценностного отношения к художественной литературе.

Именно мы, взрослые, закладываем основы культуры детской речи, которые будут необходимы для успешного и гармоничного общения в социуме.