Семинарское занятие на тему:
«Поликультурная образовательная среда и её влияние на адаптацию будущего учителя»
Составила:
Ганиева Марина Рамизовна,
магистрант 2-го года обучения по направлению
подготовки 44.04.01 Педагогическое образование, профиль
«Поликультурное образование» ФБГОУ ВО Дагестанский
Государственный Педагогический Университет, г. Махачкала;
Общие сведения:
Аудитория (контингент): группа студентов.
Вид работы: семинарское занятие.
Объем занятия. По данной теме предусмотрено одно занятие в объёме 2 часов.
Литература. Указывается наименование электронной версии курса лекций и рекомендованных первоисточников и учебных пособий, вопросов для самопроверки и тестов и др.
Содержание семинарского занятия. Семинарское занятие может проводиться по докладной системе в режиме «Презентация» путем показа слайдов с использованием средств Power Point.
Для закрепления материала всем студентам выдается домашнее задание по данной теме и проводится тест на следующем практическом занятии; нескольким студентам поручается подготовка учебных докладов по вопросам раздела.
Общение со студентами производится в процессе семинарского занятия и при необходимости на консультациях.
Оценка знаний студентов: домашние задания, тесты, доклады и экзамен в конце семестра.
Выполнение тестовых заданий: доклады и домашние задания выполняется дома, а тестирование проводится в аудитории.
Основные темы докладов:
1. Проблемные состояние педагога в поликультурной образовательной среде.
2. Социальная среда и её влияние на развитие личности учителя.
3. Поликультурная образовательная среда школы и её особенности.
4. Технология адаптации молодого учителя к поликультурной образовательной среде.
Продолжительность докладов не должна превышать 10-12 минут. По окончании каждого сообщения студенты и преподаватель в течение 5-7 минут задают докладчику и друг другу вопросы. Преподаватель, управляя этим процессом, добивается, чтобы при обсуждении докладов нашли ответы вопросы внутри семестрового контроля.
Вопросы для внутри семестрового контроля:
1.Что такое поликультурная образовательная среда?
2. В чем успешность профессиональной адаптации учителя?
3. Какова цель поликультурной образовательной среды школы?
4. Что такое адаптация, имеет ли он место в современных условиях? Что такое педагогическая адаптация?
5. Каковы характеристики факторов успешной адаптации молодых учителей к поликультурной образовательной среде?
Ответы на вопросы:
1. Все мы знаем, что поликультурная образовательная среда призвана помогать учитывать особенности учащихся, принимать во внимание их культурную самобытность, способствовать более успешной адаптации учащихся к условиям посредством образования. То есть все школьники, независимо от этнического происхождения, религиозных, языковых, образовательных и других культурологических характеристик, должны иметь равные возможности получать полноценное образование и воспитание, уважение и внимание, а также социальное развитие в соответствии со своими потребностями. Рассмотрение поликультурной образовательной среды связано с проблемой формирования педагогической культуры у будущих учителей общеобразовательных школ, так как формирование личности студента осуществляется под влиянием не только целенаправленного образовательного процесса, но и его образовательной среды, а именно поликультурной.
Поликультурная образовательная среда школы — это система взаимовлияний и условий для самореализации личности школьника, а также возможностей для ее саморазвития, содержащихся в пространственно-предметном, социальном и духовном окружении.
2.Успешная профессиональная адаптация учителя предопределяется уровнем его мастерства, степенью влияния на формирующуюся личность ученика. Кроме того, эффективная адаптация на начальной ступени профессионального становления учителя, на наш взгляд, зависит от ряда факторов, среди которых: требование высокого уровня профессионализм учителя независимо от стажа работы, чем объясняется существование периода адаптации со всеми трудностями и противоречиями; зависимость от деятельности начинающего учителя будущего нового поколения, неудовлетворительные результаты которого отражаются на судьбе поколения и т.д.
3. Цель поликультурной образовательной среды школы заключается в создании условий формирования предприимчивой, толерантной личности, способной к самостоятельной, творческой и продуктивной деятельности в социуме. Стратегической целью поликультурной образовательной среды школы является переход от разрозненных и единичных мероприятий, ориентированных на формирование предприимчивости, толерантности, активности, коммуникабельности к созданию единой образовательной среды как системообразующего начала учебной, воспитательной и развивающей деятельности формирования необходимых компетенций школьников.
4. Адаптация – это приспособление организма к обстоятельствам и условиям мира. Адаптация человека осуществляется посредством его генетических, физиологических, поведенческих и личностных особенностей. С адаптацией происходит регулирование поведения человека соответственно к параметрам внешнего окружения.
Особенности адаптации человека содержатся в том, что он должен добиться одновременного равновесия с условиями среды, достичь гармонии в отношениях «человек-среда», приспособиться к другим особям, которые также стараются адаптироваться и к среде, и к ее обитателям. Социальная адаптация представляет собой не только состояние человека, но и процесс, в течение которого социальный организм приобретает равновесие и устойчивость к влиянию и воздействию социальной среды.
Педагогическая адаптация — это приспособление к системе образования, обучения и воспитания, которые формируют систему ценностных ориентиров индивида. Следует указать и на то, что адаптация человека зависит от комплексного воздействия на него природных, наследственных, географических факторов, хотя последние и не играют решающей роли в его социализации. Адаптационные изменения представляют собой более или менее сознательные изменения, через которые проходит личность в результате трансформации, перемены ситуации. Изменения постоянно сопровождают жизнь человека, поэтому для каждого индивида важно быть готовым к критическим периодам, поворотным моментам, сознательному пересмотру своей жизненной позиции в новых обстоятельствах. Это создает реальные предпосылки готовности к полноценной, активной адаптации.
5. Важным представляется выявление факторов, влияющих на процесс социально-профессиональной адаптации молодых педагогов образовательных учреждений.
Факторы — условия, которые воздействуют на социальные процессы и определяют характер анализируемого явления в целом и его отдельные черты. Под факторами адаптации будем понимать условия, определяющие течение, сроки, темпы, результаты адаптации. Социально-профессиональная адаптация молодых педагогов учреждений общего образования обусловлена совокупностью внешних и внутренних факторов социально-экономического, социокультурного характера.
В качестве основных внешних факторов, влияющих на состояние процесса социально-профессиональной адаптации молодых педагогов и определяющих успешность их функционирования в образовательной среде, были изучены материальное положение молодых педагогов, качество и содержание подготовки учителя, образовательная среда, организация методической работы, семья, СМИ, престиж профессии в обществе, гендер.
Внутренние факторы: профессиональный стаж, система ценностей, мотивы выбора педагогической профессии, профессионально значимые качества (наличие/отсутствие), самообразование, самооценка педагогами подготовленности к осуществлению педагогической деятельности (профессиональные затруднения). Ведущими факторами, влияющими на процесс социально-профессиональной адаптации молодого педагога, определены следующие: престиж профессии учителя, его материальное положение, мотивация, образовательная среда, уровень психолого-педагогической и коммуникативной подготовки учителя.
Тестирование. В заключение семинара в течение 8-10 минут можно провести тестирование по изучаемой теме. При этом стоит напомнить студентам, что по результатам тестирования выставляются оценки, на основе которых определяется рейтинг каждого студента. При успешном выполнении графика учебного процесса студент может получить итоговую оценку «хорошо» или «отлично» досрочно по результатам рейтинга.
Заключение. В конце занятия выдается домашнее задание по следующему разделу курса: «Условия адаптации молодого учителя к поликультурной образовательной среде», распределяются докладчики по этой теме. Напоминаем часы консультаций, и указываем студентам на необходимость подготовки к контролю знаний на следующем практическом занятии по данной теме.
Список использованных источников:
Башмакова Н.И., Рыжова Н.И. Поликультурная образовательная среда: генезис и определение понятия // Современные проблемы науки и образования. – 2014. – № 2
Богданова А.И. Поликультурная образовательная среда // Современные наукоемкие технологии. - 2011. - №1. - с.113-115.
Гукаленко О.В. Поликультурное образование: теория и практика / О.В. Гукаленко. - Ростов н/Д.: Изд-во РГПУ, 2003. - 512 с.
Коптева О.Е., Матова Е.Л. Формирование поликультурной образовательной среды в начальной школе: опыт и перспективы // Вестник Балтийского федерального университета им. И.Канта. Серия: Филология, педагогика, психология. 2014. №11. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/formirovanie-polikulturnoy-obrazovatelnoy-sredy-v-nachalnoy-shkole-opyt-i-perspektivy (дата обращения: 27.12.2021).
Салманова Д.А., Раджабова Р.В. Образовательная среда как условие включения студентов в проектно-эвристическую деятельность // АНИ: педагогика и психология. 2019. №2 (27). URL: https://cyberleninka.ru/article/n/obrazovatelnaya-sreda-kak-uslovie-vklyucheniya-studentov-v-proektno-evristicheskuyu-deyatelnost (дата обращения: 27.12.2021).
Ходырева Е.А. Концепция становления индивидуальности школьника в поликультурной образовательной среде // Ярославский педагогический вестник. 2006. №1. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/kontseptsiya-stanovleniya-individualnosti-shkolnika-v-polikulturnoy-obrazovatelnoy-srede (дата обращения: 27.12.2021).
3