ГКОУКО «Калужская школа-интернат № 5 имени Ф.А. Рау»
Внеклассное занятие
«Семьей дорожить — счастливым быть»
с обучающимися 8 «Б», 8 «А» классов
Подготовила и провела
воспитатель И. А. Сахаревич
Калуга, 2024 г.
Цель занятия: приобщение детей к общепринятым номам и правилам взаимоотношений со сверстниками и взрослыми в семье.
Задачи занятия:
Воспитательные:
– воспитывать интерес и любовь к жизни в семье;
– воспитывать доброжелательное и заботливое отношение к окружающим людям в социуме.
Образовательные:
– обучить элементам анализа жизненных ситуаций;
– научить отличать добрые поступки от плохих.
Коррекционные:
– развивать монологическую речь обучающихся, внимание;
– активизировать и расширить словарный запас.
Развивающие:
– развивать речевую и познавательную активность обучающихся, умение анализировать и делать выводы;
– стимулировать эмоциональную сферу обучающихся.
Оборудование: мультимедийный экран, презентация.
Место проведения-учебный кабинет.
Предварительная работа: беседа о годе семьи и плане мероприятий в школе, подготовка презентации и рассказов детей о традициях своей семьи, разработка тематического буклета.
Планируемые результаты:
Ученики продолжат формировать умение выражать свои мысли.
У детей будет формироваться мотивация к обучению и целенаправленной познавательной деятельности.
Воспитание у детей чувства гордости за свою семью и любви к её членам.
Расширение знаний детей о своей семье: о членах семьи, традициях, о жизни бабушек и дедушек, воспитание уважительного отношения ко второму дому-школе.
Ход занятия.
I.Организационный момент.
1)посадка детей.
Воспитатель. Добрый день, ребята! Мне очень приятно вас всех видеть на занятии. Воспитатель. Ребята, у нас гости. Поздороваемся. (Дети встают, здороваются, садятся на место, хоровое проговаривание). Показываю рукой.
2) проверка слуховых аппаратов.
Воспитатель. За экраном: как ты меня слышишь, Никита? Ответ ребёнка.
Как ты меня слышишь, Егор? (посмотреть на ребёнка)
Воспитатель. Вы готовы к занятию? Ответ ребёнка.
Где твой аппарат, Илария? Ответ ребёнка.
Какой сегодня день недели, Максим? Ответ ребёнка.
Что у нас проходит в группе в четверг, Ярослав?
Повтори мой вопрос, Никита.
Ярослав: По четвергам у нас бывают занятия, на которых мы говорим о важном и интересном. Мы изучаем курс «Россия -мои горизонты».
Воспитатель. Повтори, Егор. Ответ ребёнка.
Воспитатель. Сегодня мы будем на занятии говорить, слушать и помогать друг другу.
Воспитатель. Кто хочет помочь мне с презентацией? Ответ ребёнка.
II. Введение в урок. Сообщение темы урока.
Воспитатель. О чем мы будем говорить сегодня на занятии? Никита. Не знаете? Спросите у меня
Дети: Ирина Анатольевна, о чем будем говорить?
Воспитатель. Посмотрите на экран, кто знает, что это за эмблема?
На экране эмблема года семьи.
Дети: это эмблема 2024 года -президент нашей страны Владимир Владимирович Путин объявил этот год годом семьи.
Воспитатель. Повтори, Милана.
Воспитатель. Дима, прочитай тему занятия.
Дима: Семьей дорожить — счастливым быть!
Воспитатель: Ребята, объясните, что обозначают эти слова. Ответ ребёнка.
III. Основная часть.
Воспитатель: Наша встреча сегодня посвящена семье. Обычаи семьи, уклад жизни, привычки членов семьи — все это и создает особую атмосферу каждой отдельной семьи, которую выросшие дети уносят с собой, и она греет им сердце вдали от родного дома. А в качестве традиций могут выступать любые обыденные, простые вещи. Сегодня мы с вами поговорим именно об этом. Попробуем рассказать друг другу о традициях и обычаях вашей семьи, узнать что-то новое.
Ярослав, прочитай четверостишье на экране.
Ярослав:
Семья – это труд, друг о друге забота.
Семья – это много домашней работы.
Семья – это важно, семья – это сложно.
Но счастливо жить одному невозможно.
Воспитатель: Кто может сказать, что такое семья? Дима, попробуй. Ответ ребёнка.
Воспитатель: Егор, повтори, а как ты думаешь, что такое семья? Ответ ребёнка.
Словарная работа со словом семья (экран, доска, проговаривание, тетрадь).
Воспитатель: Семья — это прежде всего самые близкие и родные люди. Они заботятся о вас, дарят любовь. Семья является опорой для каждого из вас. Ведь очень приятно и радостно получать и дарить любовь своей семьи! Ребята, а вас любят в семье? Как вы догадались, что вас любят? Никита, как ты думаешь? Ответ ребёнка.
Никита: нас целуют, жалеют, говорят ласковые слова, угощают вкусным, дарят подарки. Воспитатель: А за что вас любят? Максим. Ответ ребёнка.
Максим: я слушаюсь маму, папу, помогаю по дому, а вообще мои родители любят меня просто так, потому что я их сын.
Воспитатель: Молодцы! Значит, вы тоже заботитесь о своей семье — слушаетесь, помогаете, убираете свою комнату, не хотите расстраивать свою семью. Как хорошо, что у каждого человека есть дружная семья.
Воспитатель: А как вы думаете, что такое семейные ценности?
Словарная работа со словом ценности (экран, доска, проговаривание, тетрадь).
Воспитатель: Внимание на экран, назовите семейные ценности. Ответ ребёнка.
Воспитатель: что же такое традиции? Традиции семьи – это обычаи, привычки, практическая деятельность, которые передаются из поколения в поколение.
Воспитатель: мы продолжаем словарную работу. Читаем слово вместе. Хорошо говорим.
Словарная работа со словом традиция (экран, доска, проговаривание, тетрадь).
Воспитатель: сегодня мы поговорим о тех семейных ценностях и традициях, что уже есть в вашей семье. А кто-то, возможно, воспользуется этими примерами. Начнём с Ярослава.
В процессе рассказов детей мы ориентируемся на презентацию и каждую традицию кратко записываем на доске и в тетради по развитию речи.
Ярослав: «Домашние обязанности для каждого». Домашние обязанности должны быть у всех членов семьи: уборка, приготовление еды, раскладывание вещей по местам. Когда ребёнок с малых лет приучается к своим домашним обязанностям, он начинает чувствовать себя включенным в жизнь семьи, учится заботе. В моей семье обязанности по дому распределяет папа и они есть у каждого.
Воспитатель: Дима, о каких традициях говорил Ярослав? Ответ ребёнка.
Воспитатель: Какую традицию предложит нам Илария?
Илария: «Едим вместе» В семейной традиции русского народа принято есть вместе: это и обычай большого обеденного стола, и особая посуда для взрослых и детей, и семейная супница, из которой мама насыпает порцию любимого блюда. Необязательно каждый раз садиться есть всем одновременно, но один из приёмов пищи должен быть совместным. Решите, как будет удобней в вашем лучше — это будет завтрак, обед или ужин, перекус на кухне или полноценное застолье в гостиной. Введите правила: никаких мобильных, телевизора, возможно, вы захотите наложить табу на некоторые темы за столом. За едой обычно рассказывают хорошие новости, обсуждают планы на будущее и делятся впечатлениями о произошедшем за день. Похвала и благодарность тому, кто приготовил вкусную еду, тоже может стать обязательным пунктом обеда.
Воспитатель: Никита, о каких традициях говорила Илария? Ответ ребёнка.
Воспитатель: Какое незнакомое слово встретилось вам в рассказе Иларии? Ответ ребёнка.
Воспитатель: сейчас мы проведём словарную работу. Читаем слово вместе. Хорошо говорим.
Словарная работа со словом табу (экран, доска, проговаривание, тетрадь).
Воспитатель: о какой традиции нам хочет рассказать Дима?
Дима: «Семейные объятия» Психологи советуют родителям почаще обнимать своих детей, чтобы те росли спокойные и уверенные в собственных силах. По мере взросления, особенно в подростковом возрасте, дети начинают тяготиться «телячьими нежностями» заботливой матери или сестры, но если превратить объятия в традицию, то это станет ещё одним источником внутренней силы и поддержки. Вместо обычной ласки можно обняться и сказать что-нибудь вроде «Раз! Два! Три! Мы вместе!».
Воспитатель: Егор, о какой традиции рассказал Дима? Ответ ребёнка. А о какой традиции готов рассказать ты?
Егор: «Вечерняя прогулка» В некоторых семьях есть возможность спокойно прогуляться перед сном, чтобы выбросить из головы все проблемы, накопившиеся за день, и приготовиться к ночному отдыху. Это очень здоровая привычка, которую можно воспитывать с детства. Удобная одежда и обувь, пять минут на сборы — и вы уже ведёте неторопливую беседу на свежем воздухе.
Воспитатель: Максим, о какой традиции рассказал Егор? Ответ ребёнка. А о чём хочешь рассказать ты?
Максим: «Воскресный завтрак» Что сделает его особенным? Другая, более нарядная посуда, блюда, любимые вашими домочадцами и требующие больше времени на приготовления, долгожданные новости и важные решения, которых с нетерпением ждут дети. Например, за воскресным завтраком можно объявить, куда семья отправится отдыхать в этом году, кого из родственников будут принимать в доме на Новый год и прочие, обязательно хорошие новости.
Воспитатель: Никита, о чём рассказал нам Максим? Ответ ребёнка. А ты хочешь добавить что-то своё?
Никита: можно придумать «День футбола» Или другого вида спорта. Ребёнку легче будет определиться с выбором спортивных увлечений, если они с детства занимались с родителями на регулярной основе. Ожидание выходных и обязательного похода на футбольное поле, беговую дорожку или теннисный корт заставляет малышей и подростков сосредоточиться на семье вместо сомнительных занятий на улице в подворотне. Простые спортивные костюмы, кроссовки и инвентарь (мяч, секундомер, ракетки и т.п.) — это всё, что нужно для семейного мероприятия.
Воспитатель: ребята, у вас получился очень интересный рассказ. Подумайте, а как семья может проявить участие в школьных делах, успехах в карьере, особенных днях и праздничных датах каждого члена семьи. Ответ ребёнка.
Воспитатель: а сейчас я предлагаю вам немного поиграть в игру «Моя семья - самая…» Ход игры: дети показывают на слайде фото своей семьи и отвечают на вопросы: Какая у тебя семья? Моя семья самая веселая (дружная, трудолюбивая, читающая, любит путешествовать, спортивная), потому что…Проводим игру.
Воспитатель. Ребята, наше занятие заканчивается. Давайте вспомним, как называется наше занятие? Ответ ребёнка.
Воспитатель: помните-семья очень важна в жизни каждого из нас. А чтобы какое-то действие стало традицией, его нужно повторять регулярно. Очень легко позабыть о принятом решении из-за стресса на работе, в школе или усталости. Прилагайте все усилия, тогда традиция окрепнет и сможет поддерживать вас долгие годы. Мне очень хочется, чтобы вы ценили и берегли свою семью.
IV.Рефлексия.
Воспитатель. А теперь оцените свою работу на уроке. Посмотрите на слайд, здесь написано то, чем вы занимались сегодня на уроке. Если вы согласны, то запишите в тетради.
1. Я узнал(а) что такое семья и семейные традиции.
2. Я понял(а) то, о чем говорили мои одноклассники.
3. Я участвовал(а) в подборе интересного материала к занятию.
4. Я понял(а), что люди должны заботиться друг о друге.
5. Я уверен(а), что у каждой семьи должны быть свои традиции.
Воспитатель. Покажите, какую оценку вы себе поставили?
5 фраз – «5».
4 фразы – «4».
3 фразы – «3».
Прочитайте, что у вас получилось? Оцените свою работу на уроке.
Воспитатель. Каждому из вас я подарю сегодня вот такой буклет, как результат нашего занятия.
V.Домашнее задание к следующему занятию.
Воспитатель. 1-й группе – написать небольшую статью в школьную газету о вашем любимом семейном празднике
Воспитатель. 2-й группе -написать статью об увлечениях в вашей семье.
Воспитатель. Вам понятно задание к следующему занятию? Ответ ребёнка. Спасибо всем за работу. Спасибо за внимание! Занятие окончено.
Предлагаю всем сделать красивую фотографию на память. Фото с облачками.