СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Семиотика костюма

Категория: Искусство

Нажмите, чтобы узнать подробности

Семиотика женского костюма в эпоху социализма

Просмотр содержимого документа
«Семиотика костюма»

Семиотика костюма Выполнила: Кемельбаева А.К

Семиотика костюма

Выполнила: Кемельбаева А.К

Семиотика женского костюма эпохи социализма

Семиотика женского костюма эпохи социализма

Костюм – один из важнейших атрибутов человека, который содержит информацию о возрасте, этнической и половой принадлежности личности, ее профессии и социальном статусе. По костюму можно узнать, в какую эпоху он был создан, страну проживания его носителя. Это своего рода социокод, передающий информацию из прошлого в настоящее. Костюм, понимаемый как некий текст, маскирует или демаскирует личность человека.
  • Костюм – один из важнейших атрибутов человека, который содержит информацию о возрасте, этнической и половой принадлежности личности, ее профессии и социальном статусе. По костюму можно узнать, в какую эпоху он был создан, страну проживания его носителя. Это своего рода социокод, передающий информацию из прошлого в настоящее. Костюм, понимаемый как некий текст, маскирует или демаскирует личность человека.
П.Г. Богатырев предложил рассматривать костюм как вид семиотической системы. В нем он выделил утилитарную, социально-половую, моральную, эротическую, возрастную и эстетическую функцию, что особенно ярко демонстрирует народный стиль одежды. Исследователь подчеркнул несколько аспектов в народном костюме: праздничный, религиозный, обрядовый, профессиональный, сословный и региональный

П.Г. Богатырев предложил рассматривать костюм как вид семиотической системы. В нем он выделил утилитарную, социально-половую, моральную, эротическую, возрастную и эстетическую функцию, что особенно ярко демонстрирует народный стиль одежды. Исследователь подчеркнул несколько аспектов в народном костюме: праздничный, религиозный, обрядовый, профессиональный, сословный и региональный

цель информационно-знаковой системы костюма- передача некой информации от владельца одежды окружающим. Костюм — способ установления коммуникации между кодами и источником информации, согласно этому формируется имидж человека, и, конечно же создается определенное мнение о его носителе. Костюм — это внешний элемент повседневной жизни людей, является при этом знаком и символом. Первым в отечественной литературе особенности знаковой семантики костюма подробно рассмотрел Г. С. Кнабе. Он отметил, что знаковая система всегда исторична, она появляется в определенном обществе, в определенной социокультурной группе, «она всегда эмоциональна и не поддается подчас логике: «Знак — всегда метафора».
  • цель информационно-знаковой системы костюма- передача некой информации от владельца одежды окружающим. Костюм — способ установления коммуникации между кодами и источником информации, согласно этому формируется имидж человека, и, конечно же создается определенное мнение о его носителе.
  • Костюм — это внешний элемент повседневной жизни людей, является при этом знаком и символом. Первым в отечественной литературе особенности знаковой семантики костюма подробно рассмотрел Г. С. Кнабе. Он отметил, что знаковая система всегда исторична, она появляется в определенном обществе, в определенной социокультурной группе, «она всегда эмоциональна и не поддается подчас логике: «Знак — всегда метафора».
С 1932 года власть в стране полностью сосредотачивается в руках тоталитарного правителя И. В. Сталина.
  • С 1932 года власть в стране полностью сосредотачивается в руках тоталитарного правителя И. В. Сталина.
В сфере отечественного костюма происходит сближение теории и практики. Художники-конструкторы одежды разрабатывали модели костюмов в соответствии с представлением об идеальном образе советского человека. Для женской моды середины 1930-х гг. характерно появление костюмов. Новый предмет одежды, перекочевавший из мужского гардероба, являлся отголоском общеевропейской тенденции милитаризации и феминизации. Элемент мужского костюма в женском говорил о своеобразном раскрепощении женщин и их равенстве с мужчинами, в том числе и в одежде. Не миновала эта модная новинка и отечественные модные журналы. На лицо тенденция сближения мужского и женского костюма.
  • В сфере отечественного костюма происходит сближение теории и практики. Художники-конструкторы одежды разрабатывали модели костюмов в соответствии с представлением об идеальном образе советского человека. Для женской моды середины 1930-х гг. характерно появление костюмов. Новый предмет одежды, перекочевавший из мужского гардероба, являлся отголоском общеевропейской тенденции милитаризации и феминизации. Элемент мужского костюма в женском говорил о своеобразном раскрепощении женщин и их равенстве с мужчинами, в том числе и в одежде. Не миновала эта модная новинка и отечественные модные журналы. На лицо тенденция сближения мужского и женского костюма.
Изменяются акценты, силуэт, эстетический идеал. «Прямоугольный силуэт стал исчезать, и постепенно вновь возникла женщина, слегка акцентирующая талию, грудь, бедра, удлиняющая и моделирующая фигуру платьем», пишет польская исследовательница женского костюма Дзеконьска-Козловска.
  • Изменяются акценты, силуэт, эстетический идеал. «Прямоугольный силуэт стал исчезать, и постепенно вновь возникла женщина, слегка акцентирующая талию, грудь, бедра, удлиняющая и моделирующая фигуру платьем», пишет польская исследовательница женского костюма Дзеконьска-Козловска.
1934 года костюм характеризуется тем, что юбки становятся длиннее, расширяются книзу, однако талия остается заниженной, силуэт по-прежнему тяготеет к прямоугольнику. Рукава стали более длинными и пышными от локтя до запястья, где они драпируются на манжетах или завязках. Цвета также отражали приглушенное настроение тридцатых годов: черный, темно-синий, серый были популярными для городской одежды; коричневые и зеленые были популярны для осенних нарядов; для повседневной одежды и вечернего платья — черный или пастельные оттенки персикового, розового, зеленого и синего. Характерные линии зимних фасонов — более прямые удлиненные, при широких плечах и перехваченной талии. Это делает фигуру стройной и более мужественной. Большим разнообразием отличается верхняя часть платья. Очень распространены рукава — регланы, являющиеся одновременно и кокеткой и воротником; рукава-фонарики, оригинальны банты, завязанные у шеи, на плече или у пояса на талии.
  • 1934 года костюм характеризуется тем, что юбки становятся длиннее, расширяются книзу, однако талия остается заниженной, силуэт по-прежнему тяготеет к прямоугольнику. Рукава стали более длинными и пышными от локтя до запястья, где они драпируются на манжетах или завязках. Цвета также отражали приглушенное настроение тридцатых годов: черный, темно-синий, серый были популярными для городской одежды; коричневые и зеленые были популярны для осенних нарядов; для повседневной одежды и вечернего платья — черный или пастельные оттенки персикового, розового, зеленого и синего. Характерные линии зимних фасонов — более прямые удлиненные, при широких плечах и перехваченной талии. Это делает фигуру стройной и более мужественной. Большим разнообразием отличается верхняя часть платья. Очень распространены рукава — регланы, являющиеся одновременно и кокеткой и воротником; рукава-фонарики, оригинальны банты, завязанные у шеи, на плече или у пояса на талии.
Во второй половине 1930-х гг. появились накладные плечи, зрительно расширяющие силуэт, придающие женщине мужественный, героический вид. В гражданской одежде широкое распространение получили рукава-фонарики, также зрительно расширявшие силуэт. Юбка стала короче и не прямая, а расклешенная со складками. Ощущение хрупкости силуэта создавалось благодаря контрасту затянутой талии с широкими плечами и расклешенным низом юбки.
  • Во второй половине 1930-х гг. появились накладные плечи, зрительно расширяющие силуэт, придающие женщине мужественный, героический вид. В гражданской одежде широкое распространение получили рукава-фонарики, также зрительно расширявшие силуэт. Юбка стала короче и не прямая, а расклешенная со складками. Ощущение хрупкости силуэта создавалось благодаря контрасту затянутой талии с широкими плечами и расклешенным низом юбки.
На страницах журналов мод показывается образ женщины, сочетающей в себе черты физической развитости, выразительные черты лица, румяные щеки, улыбка и нарядное, стильное платье, соответствующее моде.
  • На страницах журналов мод показывается образ женщины, сочетающей в себе черты физической развитости, выразительные черты лица, румяные щеки, улыбка и нарядное, стильное платье, соответствующее моде.
Подобный образ транслировался и с киноэкранов Одной из законодательниц мод 1930-х гг. стала знаменитая актриса Валентина Серова. После фильма «Девушка с характером», где героиня Серовой носит простое, но элегантное платье в клеточку, коричнево-молочного цвета, дополненное рукавами фонариками, у девушек Советского Союза, преимущественно Москвы и Ленинграда появляется тенденция к платьям подобного фасона и цвета. Кроме того, В. Серова также ввела в моду летний плащ-пыльник свободного покроя с капюшоном молочного цвета, он отлично подходил и взрослым женщинам и молодым девушкам. Такой плащ-пыльник был долгое время популярен у модниц Советского Союза. Звезды кинематографа становятся образцами для подражания миллионам советских женщин.
  • Подобный образ транслировался и с киноэкранов Одной из законодательниц мод 1930-х гг. стала знаменитая актриса Валентина Серова. После фильма «Девушка с характером», где героиня Серовой носит простое, но элегантное платье в клеточку, коричнево-молочного цвета, дополненное рукавами фонариками, у девушек Советского Союза, преимущественно Москвы и Ленинграда появляется тенденция к платьям подобного фасона и цвета. Кроме того, В. Серова также ввела в моду летний плащ-пыльник свободного покроя с капюшоном молочного цвета, он отлично подходил и взрослым женщинам и молодым девушкам. Такой плащ-пыльник был долгое время популярен у модниц Советского Союза. Звезды кинематографа становятся образцами для подражания миллионам советских женщин.
Кадры из фильма «Девушка с характером»

Кадры из фильма «Девушка с характером»

Картина Ю. И. Пименова «Новая Москва» (1937 г. вполне соответствует духу времени. Вот она молодая, уверенная в себе женщина. Её женственность подчеркивается прической — аккуратно уложенные по моде тех лет волосы и нарядная блузка с ажурным воротом.
  • Картина Ю. И. Пименова «Новая Москва» (1937 г. вполне соответствует духу времени. Вот она молодая, уверенная в себе женщина. Её женственность подчеркивается прической — аккуратно уложенные по моде тех лет волосы и нарядная блузка с ажурным воротом.
Главным же для советской труженицы был усредненный стандарт, необходимо было выглядеть как все и ничем не выделяться. Появляется жизнерадостная колхозница B. C. Кораблевой «Иди, товарищ, к нам в колхоз!». На плакате девушка в красной косынке изображена рядом с трактором — главной приметой колхозной деревни, главным чаянием колхозников, символом индустриализации сельского хозяйства. Характерный жест призыва роднит колхозницу B. C. Кораблевой с девушкой из рекламного плаката Ленгиза А. М. Родченко. Если в 1920-е гг. их различия выделялись с помощью костюма, то в 1930-х г. таких отличительных черт как элементы традиционного народного костюма больше не наблюдается: крестьянки будущего — образованные работницы сельского хозяйства в красных косынках, агитирующие за колхозы, выступающие первыми в борьбе с врагами советской власти. 
  • Главным же для советской труженицы был усредненный стандарт, необходимо было выглядеть как все и ничем не выделяться. Появляется жизнерадостная колхозница B. C. Кораблевой «Иди, товарищ, к нам в колхоз!». На плакате девушка в красной косынке изображена рядом с трактором — главной приметой колхозной деревни, главным чаянием колхозников, символом индустриализации сельского хозяйства. Характерный жест призыва роднит колхозницу B. C. Кораблевой с девушкой из рекламного плаката Ленгиза А. М. Родченко. Если в 1920-е гг. их различия выделялись с помощью костюма, то в 1930-х г. таких отличительных черт как элементы традиционного народного костюма больше не наблюдается: крестьянки будущего — образованные работницы сельского хозяйства в красных косынках, агитирующие за колхозы, выступающие первыми в борьбе с врагами советской власти. 
Постепенно костюм женщины на советских плакатах А. Н. Самохвалова «Физкультурницы» (1935 г.), «Метростроевки» (1934–37 гг.), «Ударница труда» (1930-е гг.), знаменитая «Девушка в футболке» (1932 г.) и др. приобретает социальную значимость. Наряду с символической красной косынкой мы замечаем и комбинезоны, футболку в полоску, кофточки соседствуют с халатами колхозниц и модными нарядами женщин.
  • Постепенно костюм женщины на советских плакатах А. Н. Самохвалова «Физкультурницы» (1935 г.), «Метростроевки» (1934–37 гг.), «Ударница труда» (1930-е гг.), знаменитая «Девушка в футболке» (1932 г.) и др. приобретает социальную значимость. Наряду с символической красной косынкой мы замечаем и комбинезоны, футболку в полоску, кофточки соседствуют с халатами колхозниц и модными нарядами женщин.
С середины 1940- х годов в моду вошли нарядные блузки, юбки, летние комбинезоны, брюки клёш, платья, сшитые из цветных тканей. Повседневные платья становятся короче. Популярными мехами 1940-х считался каракуль и котик. Шубы и жакетки из щипаного кролика встречались на богатых советских модницах очень часто, а кроличьи и беличьи шубки, носил небогатые женщины.
  • С середины 1940- х годов в моду вошли нарядные блузки, юбки, летние комбинезоны, брюки клёш, платья, сшитые из цветных тканей. Повседневные платья становятся короче. Популярными мехами 1940-х считался каракуль и котик. Шубы и жакетки из щипаного кролика встречались на богатых советских модницах очень часто, а кроличьи и беличьи шубки, носил небогатые женщины.
заключение Женская костюм эпохи социализма подверглась значительным изменениям. Таким образом, можно сказать, что костюм — важнейший атрибут человека, символ, знак, внешний элемент повседневной жизни людей. Силуэт изменялся в соответствии со стилем и характеристикой целой эпохи.

заключение

  • Женская костюм эпохи социализма подверглась значительным изменениям. Таким образом, можно сказать, что костюм — важнейший атрибут человека, символ, знак, внешний элемент повседневной жизни людей. Силуэт изменялся в соответствии со стилем и характеристикой целой эпохи.
Спасибо за внимание!

Спасибо за внимание!