Сенсорная коробка «В гармонии с природой»
Карнакова А.В.,
Воспитатель МБДОУ детский сад № 12 «Ягодка», г. Закаменск
«Ум ребёнка находится на кончиках его пальцев»
В.А. Сухомлинский
Необходимо уделять особое внимание тренировке движений детских пальчиков, которые стимулируют развитие мозга.
Сенсорное развитие – это развитие восприятия ребенка и формирование представлений о внешних свойствах предметов: их форме, цвете, величине, положения в пространстве и т.д.
Наиболее благоприятным для сенсорного развития многие исследователи считают ранний и дошкольный возраст, поэтому педагогам и родителям необходимо создать условия и подобрать средства сенсорного воспитания, которые бы этому способствовали.
Одним из эффективных средств сенсорного развития ребенка являются сенсорные коробки.
Сенсорная коробка — это ёмкость, наполненная разнообразными тактильными материалами (сыпучими, жидкими, мягкими и другими). В ней находятся предметы разных размеров и фактур.
Цель сенсорных коробок- развитие сенсорного восприятия окружающего мира.
Задачи:
Развитие мелкой моторики, координации движения, восприятия и формирования знаний о внешних свойствах предметов и материалов
Развитие таких психические процессов, как воображение, внимание, память, мышление и, конечно же, речь, которая напрямую зависит от действий рук и пальцев
Так как многие дети любят проговаривать свои тактильные ощущения, учатся сравнивать их со своим прошлым опытом, происходит значительное расширение словарного запаса и развитие связной речи.
Получение детьми знаний об окружающем мире через практические действия, опытно-экспериментальным путем, а главное – самостоятельно, что является необходимым условием формирования познавательной мотивации, то есть умения и желания добывать информацию самому, без помощи взрослого.
Игры с природным материалом рано входят в жизнь ребенка. Ребенок, только научившись ходить, тянется к лопатке, пытается копать снег, песок, любит играть с водой, подбирает шишки, палочки, листья. К.Д. Ушинский призывал «ввести детей в природу», чтобы сообщать им все доступное и полезное для их умственного и словесного развития. По мнению большинства выдающихся педагогов, ознакомление с природой играет огромную роль в умственном, эстетическом и нравственном развитии. Специалисты полагают, что ни один дидактический материал не сравнится с природой по разнообразию и силе развивающего воздействия на ребенка. Предметы и явления природы наглядно предстают перед детьми. У них формируются конкретные первоначальные и яркие представления о природе, которые в дальнейшем помогают им увидеть и понять связи и отношения природных явлений, усвоить новые понятия. Игры с природными материалами помогают развить воображение, чувство формы и цвета, аккуратность, трудолюбие, прививают любовь к прекрасному.
Игра с природным материалом – это естественная и доступная форма деятельности для детей. Нужно использовать самый разнообразный природный материал в развивающих и обучающих занятиях с малышами. Многие специалисты справедливо полагают, что ни один дидактический материал не сравнится с природой по разнообразию и силе развивающего воздействия на ребенка
Игры с использованием природного материала с детьми раннего и дошкольного возраста:
-повышают активность и инициативность детей, усиливают желание узнавать что-то новое, повышают жизненный тонус;
-развивают тактильную чувствительность, мелкую моторику, укрепляют или расслабляют мышцы кистей рук;
-активизируют все процессы внимания, обостряют восприятие, улучшают понимание и запоминание материала, развивают мыслительные операции, а также речь;
-совершенствуют предметно-игровую деятельность, что в дальнейшем способствует развитию сюжетно-ролевой игры и коммуникативных навыков у детей;
-расширяют сенсорный опыт детей и обогащают их жизненный опыт.
Основываясь на высказывании французского писателя и философа эпохи Возрождения Мишеля Монтеня, что в природе нет ничего бесполезного я изготовила для своих воспитанников Сенсорную коробку «В гармонии с природой».
Что же представляет собой Сенсорная коробка «В гармонии с природой».
Это сортер состоящий из:
– сортировочной основы для распределения фигур в виде коробки с ячейками;
- набора из 4 пинцетов;
- карточек - схем с изображением различного природного материала, который необходимо рассортировать на панели основы в правильном порядке;
- контейнеров с природным материалом для сортировки.
Материал для сортировки: грецкие орехи, фундук, арахис, семена тыквы очищенные, семена тыквы в кожуре, сушеный горох, макаронные изделия.
Главная задача любого сортера – научить ребенка логически мыслить. Путем сортирования деталей малыши не только мыслят, но и подключают аналитические умения, память, цветосочетание.
Польза
знакомит с понятиями: «одинаковый – разный», «такой же», «похожий», «подходят – не подходят»;
активизирует способности к сравнению, анализу, классификации, сортировке, помогает устанавливать причинно-следственные связи;
развивает память – ребенок запоминает, что чему соответствует, также на память влияет одновременное воздействие на зрение и осязание, тактильные ощущения;
учит различать фигуры по признакам (форма, цвет, количество, текстура);
учит ориентироваться в пространстве;
развивает мелкую моторику, координацию движений, ловкость, которые влияют на мыслительные способности, логическое мышление и речевой аппарат, то есть благодаря этому ребенок может раньше начать говорить;
формирует техническое мышление, конструкторские навыки;
развивает усидчивость и внимательность, старательность, заставляет сосредоточиться;
способствует раннему развитию деток, не зря эта игрушка – основа педагогики раннего развития.
игра способствует усидчивости, внимательности, сосредоточению. Как и другие развивающие игрушки для детей, сортер стимулирует познавательный интерес, повышает мотивацию к самостоятельной и экспериментальной деятельности ребенка, учит доводить до конца начатое дело.
Данная развивающая игра предназначена для индивидуальной работы с ребенком или работы в парах под наблюдением взрослого.
Заключение: использование сенсорной коробки в работе с дошкольниками это интересная и полезная работа, главное – заинтересовать ребенка, показать возможности для организации самостоятельной игры. Важно не забывать менять содержимое коробочки и не давать детям все сразу, чтобы каждая игра давала ощущение новизны и необычности, оставалась для них всегда интересной, заманчивой, а главное – несла в себе развивающую функцию.
Природные материалы представляют собой бескрайнюю кладовую для творчества детей. Взаимодействие с природой через творчество не только способствует развитию физических и когнитивных навыков, но и формирует глубокое уважение к природе. Поощрение использования природных материалов в образовательных и творческих проектах детей может стать важным шагом в их обучении и развитии.
Использованная литература:
Г. В. Койчуева, Природный материал: кладовая для творчества детей// URL: https://solncesvet.ru/Международный педагогический портал (лицензия на осуществление образовательной деятельности №9757-л, свидетельство о регистрации СМИ №ЭЛ ФС 77-65391); 05.01.2024. Н.И. Чинарина, Польза игр с природным материалом для детей дошкольного возраста//URL: https://www.defectologiya.pro; Свидетельство о регистрации СМИ Эл №ФС77-67907 от 06.12.2016 г.; 13.01. 2021.