«Сенсорная коробка» и «хэппенинг» - как метод развития сенсорного воспитания детей раннего и младшего возраста»
Сенсорное развитие направлено на обучение детей точно, полно воспринимать предметы, их разнообразные свойства и отношения между ними (цвет, форму, величину, расположение в пространстве) .
Основное место в сенсорном воспитании детей раннего возраста занимает ознакомление их с общепринятыми сенсорными эталонами и способами их использования путем обучения продуктивным видам деятельности (рисование, лепка, аппликации, конструированию). Каждый вид продуктивной деятельности предъявляет свои требования к детскому восприятию и способствует его развитию.
Развитие сенсорного воспитания с помощью творчества – отличная методика для обследования предметов и привития ребенку чувства прекрасного с самого раннего возраста. Кроме того, развивается фантазия и воображение, ребенок, глядя на исходные материалы, начинает представлять итоговый вариант.
Сенсорная коробочка (sensory tub) - универсальная развивающая игрушка для детей. По сути, это просто емкость с неким наполнителем, главное назначение которой – дать возможность детям трогать, пересыпать, переливать, исследовать, изучать, то, что находится внутри. Сенсорная коробочка развивает мелкую моторику, тактильные ощущения, творческое и пространственно-образное мышление, концентрацию внимания, усидчивость, координацию движений, любопытство, воображение, фантазию и творческие способности.
Цель:
1. Развивать сенсорное восприятие окружающего мира.
2. Дать ребенку как можно больше тактильных ощущений.
Задачи:
-Развитие мелкой моторики, координации движения, восприятия и формирования знаний о внешних свойствах предметов и материалов
-Развитие таких психические процессов, как воображение, внимание, память, мышление и, конечно же, речь, которая напрямую зависит от действий рук и пальцев
-Так как многие дети любят проговаривать свои тактильные ощущения, учатся сравнивать их со своим прошлым опытом, происходит значительное расширение словарного запаса и развитие связной речи.
-Получение детьми знаний об окружающем мире через практические действия, опытно-экспериментальным путем, а главное – самостоятельно, что является необходимым условием формирования познавательной мотивации, то есть умения и желания добывать информацию самому, без помощи взрослого.
Чем наполнить коробочку?
Из чего сделать сенсорную коробочку? Емкость для наполнения подойдет практически любая, главное чтобы она была удобной, безопасной и вместительной. Это может быть: картонная или деревянная коробка, пластиковый контейнер, миска, надувной бассейн, таз, поднос с бортиками.
Чем наполнить коробочку? Всевозможные крупы: гречка, рис (обычный и окрашенный), пшено, перловка, манка, овсянка. Бобовые: фасоль, горох, чечевица. Макароны, мука, сахар, соль, крахмал. Кофе молотый и в зернах, чай. Природный материал: песок, земля, глина, трава свежая и сено, листья, стружки и опилки, камни, перья. Водный наполнитель: вода простая и газированная, лед, снег, молоко, мыльный раствор, масло. Бумажный: кусочки бумаги и фольги, конфетти, серпантин. Текстиль и швейная фурнитура: ленты, кружева, веревки, кусочки ткани, бусины, пуговицы. Вата, ватные диски, кусочки поролона и губки.
Предметы, с которыми можно играть
Предметы, с которыми можно играть мелкие фигурки животных и людей, кубики, кольца, шарики, лоскуты, маленькие коробочки, камушки, игрушечные фрукты, искусственные и настоящие растения, деревянные буквы и цифры, лопатки, ложки, грабли, мисочки, чашки, щипцы, груша для воды, сито, воронка и др.
Правила работы с сенсорными коробками
-Занятие проводится индивидуально или подгруппами по 2-3 ребенка
-Перед работой убедиться (спросить у родителей) , нет ли аллергии у кого-либо из участников игры на любой компонент из коробки.
-Нельзя оставлять ребенка во время игры с сенсорными коробочками наедине!
-При работе с детьми до 3 лет коробка не должна содержать мелких деталей, которые ребенок мог бы проглотить. Чем младше ребенок, тем крупнее должны быть компоненты, содержащиеся в коробке.
-До и после окончания работы- помыть руки с мылом!
Для какого возраста подходят сенсорные коробки
Сенсорная коробка является универсальным дидактическим пособием и может быть использована, для развития детей, в разные возрастных группах.
Для детей 1,5-2 лет используются сенсорные коробочки с наполнителем, разным по тактильным ощущениям (без предметов). Цель – познакомить с коробочкой, дать ребёнку как можно больше разных тактильных ощущений, разработать пальчики и ручки в целом.
Детям 2-3 лет в сенсорные коробки нужно добавить игрушки и предметы и показать как с ними играть (что с ними делать). Цель – развитие координации движений и мелкой моторики. Обучение сортировке предметов по размерам, цветам, свойствам.
Для детей 3-5 лет сенсорные коробки служат основой для организации сюжетно-ролевых игр. Цель – развитие воображения. Возможность ребенку самому выбрать игру, материал и предметы наполнителя.
Для детей 5-7 лет сенсорные коробки — пространство для фантазий, логических и познавательных игр.
Сенсорные коробочки можно использовать при изучении различных тем.
Например:
- цвет, форма и сортировка переметов
-Сезонные коробочки
-сенсорная коробка «Аквариум», «Животные Африки», «Дикие животные», «Домашние животные», «Лес»…
«Аквариум»
Для установления первичного контакта, создания положительного эмоционального климата и комфортной психологической атмосферы для занятий, при первой встрече мы создали аквариум.
«Домашние, дикие животные»
Сенсорные коробочки – это интересно,
полезно
и увлекательно!
Хеппенинг
- форма современного искусства, представляющая собой действия, события или ситуации, происходящие при участии художников, но не контролируемые им полностью.
- обычно включает в себя импровизацию и не имеет чёткого сценария. При нём неизвестно, какое получится изображение, он заведомо успешен по результату, тем самым усиливает интерес детей к изобразительной деятельности.
Виды хэппенинга доступные детям раннего и младшего возраста
- Рисование пальчиками
- Рисование кулачком
- Рисование ладошками или ногами на листе
- Рисование на подносе с манкой
- Рисование предметами (ватные палочки, воздушные шарики, печати и т.д.)
- Печать из ниток
- Арт-файл
- Пена смешанная с красками
Преимущества технологии хэпеннинга в развитии детей раннего и младшего возраста
- Хорошо развивают мелкую моторику, что способствует развитию речи
- Развивают воображение, дают полную свободу для самовыражения
- Развивают тактильную чувствительность
- Развивают представления о цвете
- Развивают воображение и образное мышление
- Способствуют раннему развитию творческих способностей
- Дают ребёнку осознание собственного тела
Хеппенинг обеспечивает условия для развития индивидуальности ребенка раннего возраста, максимально развивает индивидуальные познавательные способности ребенка раннего и младшего возраста, на основе имеющегося у него жизненного опыта.
Благодарю за внимание!