МКДОУ детский сад №2 общеразвивающего вида
Воронежская область, р.п. Таловая
Разновозрастная группа
2017 -2018 учебный год
Хочу поделиться своим опытом работы на тему: «Сенсорное развитие детей младшего дошкольного возраста посредством дидактических игр», так как дети младшего дошкольного возраста видят окружающий мир «глазами и руками».
Корней Иванович Чуковский в книге «От двух до пяти» писал: «Все дело в том, что мы, взрослые, если можно так выразиться, мыслим словами, словесными формулами, а маленькие дети – вещами, предметами предметного мира. Их мысль на первых порах связана только с конкретными образами».
Необходима ли современному человеку хорошо развитая способность восприятия, и нужно ли развивать ее у ребенка?
Эта тема как никогда актуальна, так как в последние годы у дошкольников отмечаются нарушения познавательной деятельности, наблюдаются недостатки и особенности восприятия, ощущений и представлений, что составляет область сенсорного воспитания. Дети гораздо позже начинают обращать внимание на окраску и форму предметов в окружающей обстановке, с трудом запоминают названия, плохо дифференцируют предметы.
Я думаю что, решить эту проблему может только игра, которая является основной деятельностью младших дошкольников. С детьми необходимо проводить специальную работу по развитию сенсорных процессов. Конечно это длительный и сложный процесс, который длится не только в дошкольном, но и в школьном возрасте. Но результат очевиден, так как накапливаются впечатления: цветовые, звуковые, осязательные, которые представляют собой тот фундамент, на котором в дальнейшем строится интерес к гармонии цвета, звука, пластике предметов.
Сенсорное развитие составляет фундамент общего умственного развития ребенка, оно необходимо для успешного обучения ребенка. С восприятия предметов и явлений окружающего мира начинается познание. Все другие формы познания строятся на основе образов восприятия, являются результатом их переработки. Овладение знаниями и умениями требует постоянного внимания к внешним свойствам предметов (форме, цвету, величине).
От сенсорного развития ребенка зависит и его готовность к школьному обучению. Так значительная часть трудностей, возникающая перед детьми в ходе начального обучения, связана с недостаточной точностью и гибкостью восприятия.
Сенсорное развитие – это развитие у ребенка процессов восприятия и представлений о предметах и явлениях окружающего мира. Чтобы оно проходило полноценно, необходимо целенаправленное сенсорное воспитание. Ребенка следует научить рассматриванию, ощупыванию выслушиванию и т. п.
Но обследовать предмет это недостаточно. Необходимо определить отношения выявленных свойств и качеств данного предмета к свойствам и качествам других предметов.
Ведущим видом деятельности и основой становления ребенка младшего возраста является предметная игра. С детьми данного возраста проводятся игры-занятия, в которых усвоение какого-либо материала протекает незаметно для малышей, в практической деятельности. Следовательно, главное в том возрасте – обогащение чувственного опыта, необходимого для полноценного восприятия окружающего мира, и в первую очередь – пополнение представлений о свойствах предметов: их цвете, форме, величине окружающих предметов, положении в пространстве и т. п.
Поэтому в своей работе я ставлю и решаю следующие задачи:
-повысить свою профессиональную компетентность путем изучения методической литературы по данной теме;
- разработать перспективный план работы с детьми;
-провести консультации с педагогами и родителями по данной проблеме, поделиться опытом;
-подготовить диагностику на начало и конец учебного года;
-создать условия для обогащения и накопления сенсорного опыта детей в ходе предметно-игровой деятельности через игры с дидактическим материалом (центр сенсорного развития).
Направления моей работы:
-формирование представлений о сенсорных эталонах (свойствах предметов)
-обучение способам обследования предметов
-развитие аналитического восприятия (выделение элементов: цвет, форма, величина).
Хочу рассказать о дидактических играх, которые помогают развивать сенсорные возможности детей. Но дидактических игр не может быть без самих игрушек. Сенсорные игрушки помогают детям познакомиться и научиться пользоваться окружающими предметами, выполнять манипуляции с ними, общаться с людьми посредством речи. Они через тактильные ощущения воздействуют на мозг ребенка, развивают мелкую моторику, а, значит, и речь малыша.
Все сенсорные игрушки можно условно подразделить на:
• Мягкие игрушки, которые использую только для дидактических игр.
• Игрушки, развивающие точность и координацию движений детей: (шнуровки, развивающие книжки, коврики, панно, массажные дорожки).
• Игрушки с функцией простого конструктора: (вкладыши, пирамидки, матрешки, кубики, коробочки. Они могут быть сделаны из дерева, пластмассы, из ткани или резины в виде подушки или зверей.) Большей популярностью являются:
• Мозаика, простой строительный конструктор (пластмассовый, металлический, тряпочный, деревянный).
Какова же роль дидактических игр в сенсорном развитии детей дошкольного возраста?
- дети учатся сосредотачивать внимание,
- развиваются умственные способности,
- развиваются умения осмыслить правила игры, последовательность действий,
- они содействуют развитию у дошкольников ощущений и восприятий к окружающему миру.
- формируются представления, о том что их окружает.
- усваиваются полученные знания
- развивается у детей общение.
Развитие сенсорики происходит путем узнавания величины, формы, запаха, цвета предмета. Чтобы в полной мере понять, что тот или иной объект собой представляет, ребенку нужно прикоснуться к нему, понюхать или попробовать на вкус. Только так он в данный момент воспринимает понятия, характеризующие свойства: гладкий, шероховатый, сладкий, горький и. т. д. Ребята учатся простейшим умственным операциям, а именно: сравнивать, сопоставлять цвета, узнавать на вкус и др.
Я ставлю детей в такие условия, которые требуют от них умения играть вместе, регулировать свое поведение, быть справедливым и честным, уступчивым и требовательным.
Дидактический материал вызывает у детей большой интерес, желание действовать и в этом нам помогает сенсорный уголок. Малыши обмениваются предметами, сравнивают их, делают умозаключения: «Такой же шарик.
Такая же палочка. Грибочки одинаковые. Варежки разные». (с-11) Детям нравиться играть в такие игры, как: «Найди одинаковые варежки», «Собери бусы», «Найди окошко для фигурки», «Найди свое место» и др.
При знакомстве с игрой ведущую роль беру на себя, использую разнообразные игровые приемы, создавая игровую ситуацию, вношу элементы соревнования, сочетаю с вопросами, указаниями, объяснением, показом.
Сопровождаю их загадками, потешками, стихами – это помогает эмоционально воспринимать и осознать игровые образы, понимать их эстетический характер, что способствует развитию образного мышления, воображения.
Дидактические игры я использую на познавательных занятиях, в режимных моментах в течении всего дня.
Как вы думаете, если у детей интерес к игре пропадает, что необходимо сделать? Закончить игру или позаботится об усложнении игры?
Правильно. Роль взрослого заключается в том, чтобы у детей было в запасе много таких игр, в которые они играют сами, а если интерес к игре пропадает, то необходимо позаботится об усложнении игры.
Для создания игр, использую самый доступный и простой материал. Например, в нашем уголке я сделала сенсорную доску, на которой закреплены счеты, телефонный диск, шнуровка, замочки и др. предметы, которые мы часто используем в быту.
Также мной изготовлено «сезонное» дерево. Дети с удовольствием «наряжают» дерево в соответствии со временем года. Например, «зимой» на веточки дети вешают снежинки, в берлоге у нас спит медведь, а в кормушку насыпают зернышки.
В группе собрано много материала на развитие тактильных и пальцевых ощущений. Я использую природный материала: шишки, жёлуди, грецкие орехи, бобы, горох и многое другое.
Изготовила массажные ванночки для рук, которые наполнены рисом, горохом. Перед игрой напоминаю детям о технике безопасности с мелкими предметами. Дети под моим наблюдением с удовольствием играют в таких ванночках, одновременно познавая форму, цвет, величину предметов.
Сенсорная культура осуществляется в процессе ознакомления детей с многообразием форм, красок, звуков в природе, развития у них умения наблюдать. Красота природы не оставляет безучастными даже самых маленьких детей.
В этом помогает прогулка по участку детского сада, которую я использую в любое время года, когда позволяет погода.
Во время прогулки на участке детского сада, дети трогают кору деревьев, рассматривают листочки, нюхают цветы, трогают снег и др.
Чтобы увидеть положительный результат, я провожу работу с родителями.
На родительских собраниях я подробно рассказываю родителям о содержании работы по ознакомлению малышей с цветом, формой, величиной, о важности своевременного воспитания сенсорных способностей, а так же о том, какая работа должна проводиться в семье для закрепления навыков. В работе с родителями использую разнообразные формы: консультации, раздаю информационные листы, памятки.
Совместная и систематическая работа оказала положительное влияние на развитие сенсорных способностей малышей.
На занятиях по сенсорному воспитанию дети приобретают новые знания, умения, которые используются ими в других видах деятельности.
Так, успешная организация занятий по ознакомлению с величиной, формой, цветом предметов возможна при наличии определенного уровня физического развития ребенка.
Прежде всего, это относится к развитию движений руки при осуществлении действий по вкладыванию, выниманию предметов, при работе с мозаикой, рисовании красками.
Сочетание сенсорных и моторных задач является одним из главных условий умственного воспитания, осуществляющегося в процессе предметной деятельности.
Развитие сенсорных способностей посредством дидактических пособий и игр способствует накоплению у детей сенсорного опыта. Это позволит детям действовать не только под руководством педагога, но и самостоятельно.
Хочу закончить притчей, в которой говорится:
"Я пытался достичь сердца ребенка словами, но они часто проходили мимо него не услышанными. Я пытался достичь его сердца книгами, он бросал на меня озадаченные взгляды. В отчаянии я отвернулся от него. «Как я могу пройти к сердцу этого ребенка?» - воскликнул я. Он прошептал мне на ухо: «Приди, поиграй со мной!».
Так давайте же играть с детьми, удивляться окружающему, радоваться каждому дню, проведенному в Детстве!
План мероприятий по развитию сенсорных способностей у детей младшего дошкольного возраста
№ п/п | Тема | Цель: | Форма работы |
ОКТЯБРЬ - НОЯБРЬ |
1. | Дидактическая игра «Собери бусы» | Учить детей подбирать цвет по форме предмета. | Индивидуальная |
2. | Дидактическая игра «Найди цветок для бабочки» | Учить детей подбирать цвет по форме предмета. | Групповая |
3. | Лепка «Яблоки и груши» | Побуждать к самостоятельному расположению на бумаге готовых форм, чередуя по цвету. | Групповая |
4. | Дидактическая игра «Овощи в корзинке» | Вызвать интерес у детей, учить подбирать предмет по форме. | Групповая |
5. | Рисование «Что растет на огороде» | Учить заштриховывать, использовать прием рука в руке. Подбирать цвет к предмету. | Индивидуальная |
6. | Дидактическая игра «Угощение для матрешки» | Учить детей подбирать нужную форму к предмету. | Групповая |
7. | Аппликация «Неваляшка» | Учить подбирать правильную форму для предмета, соответственно цвет к данному предмету. | Групповая |
8. | Дидактическая игра «Домик для собачки» | Учить детей подбирать нужный предмет по форме. | Индивидуальная |
ДЕКАБРЬ - ЯНВАРЬ |
9. | Рисование «Осенний лес» | Учить детей подбирать цвет по форме листа | Групповая |
10. | Дидактическая игра «Украшение для Маши» | Учить подбирать правильную фору предмета. | Индивидуальная |
11. | Аппликация «Шарфик» | Учить подбирать правильную форму и цвет к предмету. | Групповая |
12. | Дидактическая игра «Одень Ваню на прогулку» | Учить правильно, подбирать величину предмета. | Индивидуальная |
13. | Дидактическая игра «Ежик в осеннем лесу» | Учить правильно, подбирать величину и цвет предмета. | Групповая |
14. | Аппликация «Листопад» | Учить правильно, располагать формы предмета на листе бумаги. | Групповая |
15. | Дидактическая игра «Сапожки для Петушка» | Учить правильно, подбирать величину и цвет предмета. | Индивидуальная |
16. | Рисование «Птички улетают» | Учить детей правильно располагать величину предмета на бумаге. | Групповая |
МАРТ - АПРЕЛЬ |
17. | Дидактическая игра «В гостях у Маши» | Учить детей правильно определять форму предмета. | Индивидуальная |
18. | Лепка «Орешки для Белочки» | Учить правильно, подбирать цвет и форму пластилина. | Групповая |
19. | Дидактическая игра «Забор вокруг дома» | Учить подбирать правильную форму и цвет предмета | Индивидуальная |
20. | Дидактическая игра «Коврик для щенка» | Учить детей правильно подбирать форму и величину предмета. | Групповая |
21. | Рисование «Шарики для елочки» | Учить детей правильно подбирать цвет и величину предмета. | Групповая |
22. | Аппликация «Снеговик» | Учить правильно, подбирать форму и величину предмета. | Групповая |
23. | Рисование «Снег-снежок» | Учить детей правильно подбирать цвет и располагать величину предмета на бумаге. | Групповая |
24. | Дидактическая игра «Животные. Где, чей домик?» | Учить детей правильно подбирать форму предмета | Индивидуальная |
МАЙ |
25. | Дидактическая игра «Птички зернышки клюют» | Учить детей подбирать правильно фору и величину предмета. | Индивидуальная |
|
26. | Рисование «Синичка» | Учить аккуратно, подбирать и наклеивать готовые формы. | Групповая |
27. | Дидактическая игра «Чайный сервиз» | Учить детей правильно подбирать форму и цвет предмета. | Индивидуальная |
28. | Дидактическая игра «Цветик-семицветик» | Учить детей правильно подбирать цвет предмета. | Групповая |
29. | Аппликация «Флажок» | Учить детей правильно подбирать форму и цвет предмета. | Групповая |
30. | Дидактическая игра «Что мы знаем о цветах» | Приучать к усидчивости, рассматриванию и запоминанию ярких цветов на картинке. | Групповая |
31. | Аппликация «Разноцветный коврик» | Продолжать учить детей правильно подбирать готовые формы и наносить их на бумагу. | Групповая |
32. | Дидактическая игра «Рыбки» | Закрепление понятий: величина, форма и цвет предмета». | Индивидуальная |
Особое внимание было уделено важности участия родителей в реализации данного плана по формированию сенсорных навыков у младших дошкольников.
Родительские собрания «Сенсорное воспитание: средства, формы, методы»; «Развитие сенсорных способностей посредством дидактической игры».
Семейный конкурс «Мы рисуем с мамами и папами».
Практические рекомендации «Игры с песком», «Пальчиковые игры», «Формирование зрительно-двигательной координации», «Развитие творчества ребенка».
Консультации индивидуального и группового плана по развитию сенсомоторных навыков и умений, и др.
Мониторинг
Мониторинг сенсорного развития разновозрастной группы «Звёздочки»
(2017-2018 учебный год)
Критерии сенсорного развития:
Цвет:
1 балл – знает менее 3-х цветов 2 балла - знает все основные цвета
3 балла - знает смешанные цвета и называет их
Величина:
1 балл - называет одну величину (большой - маленький)
2балла-называет 2 величины
3балла-различает и называет все понятия величины
Форма:
1 балл - различает менее 2-х форм 2 балла - различает 2 формы
3балла-различает 3 и более форм
Тактильные ощущения:
1 балл - может назвать на ощупь 1 признак предмета
2 балла - может назвать 2-3 признака предмета
3 балла - называет 3 и более признаков предмета, может назвать предмет
Слуховые характеристики:
1 балл - предполагает источник звука, затрудняется дать характеристику
2 балла - предполагает источник звука, может дать 2-3 его характеристики
3 балла - называет источник звука, дает его полную характеристику
1 балл - низкий уровень
2 балла - средний уровень
3 балла - высокий уровень
Отчет по самообразованию за 2017-2018 учебный год по теме:
«Сенсорное развитие детей младшего дошкольного возраста посредством дидактических игр»
Результаты показали, что дидактические пособия и игры сочетают в себе все обучающие, развивающие и воспитательные функции, с их помощью осуществляются сенсорные операции, обогащающие опыт ребенка, способствующие формированию и развитию сенсорных способностей.
Подводя итог, можно сказать, что дети с интересом выполняли предложенные им задания. За время проведения был установлен положительный, эмоционально-психологический контакт с испытуемыми. В процессе проведенной работы дети не только визуально изменили свое отношение к сенсорной деятельности, но и практически. Этому способствовали знания и умения детей, которые они получали в ходе формирующего этапа эксперимента. Анализируя знания воспитанников на данном этапе, мы отмечаем, что дети:
- успешно выделяют и учитывают цвет, форму, величину, фактуру и другие признаки предметов и явлений при выполнении ряда практических действий;
- большинство умеют группировать в соответствии с образцом предметы по цвету, форме, величине и другим свойствам при выборе из четырёх разновидностей;
- соотносят разнородные предметы по цвету, форме, величине, фактуре;
- узнают в разнообразных цветовых пятнах предметы или явления, имеющие характерный цветовой признак (снег, трава, апельсин и т.п.) в пятнах разной величины медведя и медвежонка, кошку и котёнка;
- активно используют «опредмеченные» слова-названия для обозначения формы (кирпич, мяч, шар, крыша, яйцо, огурец), цвета (трава, помидор, цыплёнок и др.);
- отбирают предметы необходимой формы или цвета для развития самостоятельной сюжетной игры (грузят на машину бруски-«кирпичики» или кубики определённого цвета, подбирают детали нарядов для кукол в соответствии с цветом их одежды);
- начинают активно пользоваться общепринятыми словами-названиями цвета, часто в отрыве от конкретного предмета (синим он может называть и жёлтый, и зелёный предмет).
Но для достижения устойчивого педагогического и психологического эффекта необходима систематическая работа по сенсорному развитию детей.
Успешным результатам способствовало то, что сенсорное развитие детей младшего дошкольного возраста осуществлялось как ООД, так и в ходе режимных моментов.
Задание 1. Определение величины предметов
№ | Фамилия /имя/отечество ребёнка | РЕЗУЛЬТАТЫ |
1 | Агаркова Дарина Анатольевна | |
2 | Бургонов Александр Михайлович | |
3 | Бабушкина Злата Сергеевна | |
4 | Баринов Виктор Евгеньевич | |
5 | Баутин Артём Александрович | |
6 | Губанова Ева Игоревна | |
7 | Джафаров Никита Сергеевич | |
8 | Зеленская Виктория Сергеевна | |
9 | Колосов Сергей Павлович | |
10 | Калошин Евгений Сергеевич | |
11 | Коробов Никита Максимович | |
12 | Калинина Елизавета Романовна | |
13 | Лебедева Мария Андреевна | |
14 | Макиев Тимур Русланович | |
15 | Плетнёва Елизавета Игоревна | |
16 | Павленко Ксения Николаевна | |
17 | Самиров Владимир Вячеславович | |
18 | Турнаев Бадри Даниярович | |
19 | Хрусталёва Ирина Александровна | |
20 | Шелковникова Виктория Вадимовна | |
21 | Юдин Тимофей Игоревич | |
Задание 2. Определение цвета предметов
№ | Фамилия /имя/отечество ребёнка | РЕЗУЛЬТАТЫ |
1 | Агаркова Дарина Анатольевна | |
2 | Бургонов Александр Михайлович | |
3 | Бабушкина Злата Сергеевна | |
4 | Баринов Виктор Евгеньевич | |
5 | Баутин Артём Александрович | |
6 | Губанова Ева Игоревна | |
7 | Джафаров Никита Сергеевич | |
8 | Зеленская Виктория Сергеевна | |
9 | Колосов Сергей Павлович | |
10 | Калошин Евгений Сергеевич | |
11 | Коробов Никита Максимович | |
12 | Калинина Елизавета Романовна | |
13 | Лебедева Мария Андреевна | |
14 | Макиев Тимур Русланович | |
15 | Плетнёва Елизавета Игоревна | |
16 | Павленко Ксения Николаевна | |
17 | Самиров Владимир Вячеславович | |
18 | Турнаев Бадри Даниярович | |
19 | Хрусталёва Ирина Александровна | |
20 | Шелковникова Виктория Вадимовна | |
21 | Юдин Тимофей Игоревич | |
Задание 3. Определение формы предметов
№ | Фамилия /имя/отечество ребёнка | РЕЗУЛЬТАТЫ |
1 | Агаркова Дарина Анатольевна | |
2 | Бургонов Александр Михайлович | |
3 | Бабушкина Злата Сергеевна | |
4 | Баринов Виктор Евгеньевич | |
5 | Баутин Артём Александрович | |
6 | Губанова Ева Игоревна | |
7 | Джафаров Никита Сергеевич | |
8 | Зеленская Виктория Сергеевна | |
9 | Колосов Сергей Павлович | |
10 | Калошин Евгений Сергеевич | |
11 | Коробов Никита Максимович | |
12 | Калинина Елизавета Романовна | |
13 | Лебедева Мария Андреевна | |
14 | Макиев Тимур Русланович | |
15 | Плетнёва Елизавета Игоревна | |
16 | Павленко Ксения Николаевна | |
17 | Самиров Владимир Вячеславович | |
18 | Турнаев Бадри Даниярович | |
19 | Хрусталёва Ирина Александровна | |
20 | Шелковникова Виктория Вадимовна | |
21 | Юдин Тимофей Игоревич | |
Сравнительный анализ позволил сделать вывод о том, что планомерная и систематическая работа по сенсорному развитию посредством дидактических игр у детей младшего дошкольного возраста значительно влияет на сенсорное развитие детей, и на развитие личности дошкольника в целом. В ходе бесед с детьми, мы заметили, что у детей появился интерес к окружающему миру, они стали обращать внимание на свойства окружающих предметов и демонстрировать эти знания окружающим.
Таким образом, можно сказать, что дидактические игры повышают уровень сенсорного развития младших дошкольников при условии их планомерного и систематического использования в работе. Это способствует развитию личности дошкольника в целом, а именно благотворно влияет на познавательную активность ребенка в повседневной жизни.
Полученные положительные результаты в ходе экспериментальной работы подтверждают правильность и верность, выдвинутой нами гипотезы: сенсорное развитие младших дошкольников посредством дидактической игры будет идти эффективней, при организации определенных условий.
Заключение
В игровой деятельности происходит наиболее интенсивное развитие всех психологических функций, в том числе и сенсорное развитие. Значит, в учебно-воспитательный процесс необходимо включать дидактические игры, упражнения для развития сенсорной сферы ребенка, основная задача которых ознакомление младших дошкольников со свойствами предметов, что поможет обеспечить накопление представлений о цвете, форме и величине предметов.
На основе проанализированной психолого-педагогической литературы по данной проблеме сделаны следующие выводы:
- определена сущность понятия «сенсорного развития» дошкольника, под которым понимается развитие его восприятия и формирование представлений о внешних свойствах предметов: их форме, цвете, величине, положении в пространстве, а так же запахе, вкусе и т.п. Установлено, что традиционно усвоение сенсорных эталонов включено в общую систему образования и воспитания детей в детском саду и осуществляется в ходе умственного, физического, трудового, эстетического воспитания, во время непосредственно организованной деятельности педагога с детьми по коммуникации, познанию, математике, изобразительной деятельности, физкультуре и т.д.
- проанализированы психологические особенности детей младшего дошкольного возраста и определены этапы формирования сенсорных процессов, на каждом из которых решаются свои задачи: дети учатся отождествлять и идентифицировать предметы; обучаются находить идентичные предметы по цвету, форме, величине учатся соотносить их с эталонами; выбирать предметы определенного цвета, формы, величины по словесной инструкции взрослого, учатся самостоятельно называть цвета; обучаются приемам обобщения и классификации предметов по признаку; обучаются передавать цвета предмета в продуктивной деятельности (травка зеленая и т.д.).
- рассмотрены средства, методы и формы сенсорного развития у детей младшего дошкольного возраста. Основными методами являются обследование предмета, в качестве основных форм формирования выступают: дидактические игры. Выделены условия обеспечивающие эффективность проведения дидактических игр и формирования представлений о сенсорных эталонах. Этими условиями являются: последовательность и систематичность их проведения с постепенным переходом от простого к сложному; индивидуальный подход с учетом возрастных особенности детей, развивающая среда.
Результаты опытно-экспериментальной работы по развитию сенсорных способностей младших дошкольников подтвердили выдвинутую гипотезу и позволяют сделать следующие выводы:
1. Проведенная работа показала, что именно дошкольный возраст чрезвычайно важен для развития сенсорных способностей ребенка. Развитие у каждого ребенка этих способностей должно быть постоянно в поле зрения у воспитателя, родителей и
осуществляться различными методами и средствами, в том числе с помощью дидактических пособий и игр.
2. Развитие сенсорных способностей посредством дидактических пособий и игр способствовало накоплению у детей сенсорного опыта. Это позволило детям действовать не только под руководством педагога, но и самостоятельно.
3. По ходу изложения теоретического и экспериментального материала подчеркивалось, что сенсорное развитие происходит в процессе самой разнообразной практики. Содержание дидактических пособий, их структура, игровые действия и правила направлены на то, чтобы помочь систематическому и планомерному развитию ребенка. Игры просты и доступны, они позволяют детям самостоятельно упражняться в усвоении способов сенсорных действий. На сенсорной основе выстраивается сложная структура всестороннего развития детей.
Список литературы:
1. Безруких М.М. Сенсомоторное развитие дошкольников на занятиях по изобразительному искусству / Безруких М.М. – М.: Владос, 2001.
2. Бейлина А. Игры и игровые средства. // Дошкольное воспитание, 1995. – №3. – с. 16 – 19.
3. Белкина В.Л. Психология раннего и дошкольного детства. – М.: Академический Проект: Гаудеамус, 2005.
4. Вайнерман С.М. Сенсомоторное развитие дошкольников / Вайнерман С.М., Большов А.С. , Силкин Ю.Р. и др. - М.: Владос,- 2001.
5. Венгер Л.А. Воспитание сенсорной культуры ребенка: книга для воспитателей детского сада / Венгер Л.А., Пилюгина Е.Г. - М.: Просвещение , 1998.
6. Венгер Л.А., Мухина В.С. Сенсорное воспитание дошкольников// Дошкольное воспитание, 2004. - № 13. – с.14.
7. Венгер Л.А. Дидактические игры и упражнения по сенсорному воспитанию дошкольников.— М.: Просвещение, 2008.
8. Веракса Н.Е. От рождения до школы. Основная общеобразовательная программа дошкольного образования / Веракса Н.Е., Комарова Т.С., Васильева М.А. – М.: Мозаика-Синтез, 2011.
9. Выготский Л.С. Психология. – М.: ЭКСМО-Пресс, 2000.
10. Гербова В.В. Воспитание и развитие детей раннего возраста: Пособие для воспитателя дет. сада / Гербова В.В., Р.Г. Казакова, И.М. Кононова и др. / Под ред. Г.М. Ляминой. - М.: Просвещение, 2000.
11. Глушкова, Г. Игра или упражнение // Дошкольное воспитание, – 2008. – №12. – с.29 – 34.
12. Григорьева Л.П. Развитие восприятия у ребенка. - М.: Школа Пресс. -2001.
13. Гризик Т.И. Ловкие пальчики: пособие для воспитателей.- М: Просвещение, 2007.
14. Губанова Н.Ф. Развитие игровой деятельности. Система работы в первой младшей группе детского сада. – М.: Мозаика-Синтез, 2008.
15. Дворова И.В. Упражнения и занятия по сенсорно-моторному воспитанию детей 2-4-го года жизни / Дворова И.В., Рожков О.П. - М.: Модэк, 2007.
16. Дубровская Н.В. Цвет и особенности его восприятия детьми дошкольного возраста // Дошкольная педагогика, – 2003. – №6. – с. 21 – 26.
17. Ефремова Н. Учимся различать цвета и запоминать их названия // Дошкольное воспитание, – 2002. – №12. – с. 20 – 21.
18.Жичкина А. Значимость игры в развитии человека // Дошкольное воспитание. 2002. - №4. - с 2-6.
19. Запорожец А.В. Сенсорное воспитание дошкольников / Запорожец А.В., Усова А.П. -М.: Академия педагогических наук, 2003.
20. Ильина М.Н. Развитие ребёнка от первого дня жизни до шести лет: тесты и развивающие упражнения. – СПб. : Дельта, 2001.
21. Каралашвили Е. А. Организация сенсомоторного уголка в группе детского сада / Каралашвили Е. А., Антоненкова О. В., Малахова Н. Е. // Справочник старшего воспитателя, -2008. -№5. –с.13
22. Кирпичникова Н. Развиваем сенсорику и мелкую моторику // Дошкольное воспитание, 2005. - №2. - с.76-78.
23. Козлова С.А. Дошкольная педагогика: Учеб. пособие для студентов сред. пед. учебн. заведений. – 3-е изд., исправ. и доп. / Козлова С.А., Куликова Т.А. - М.: Академия, 2001.
24. Краснощёкова Н.В. Развитие ощущений и восприятия у детей от младенчества до младшего школьного возраста. - Ростов н/Д: Феникс, 2007.
25. Кузнецова Л.В. Основы специальной психологии: Учеб. пособие для студ. сред. пед. учеб. заведений / Кузнецова Л.В., Переслени Л.И., Солнцева Л.И. и др. - М.: Академия, 2002.
26. Никитина Е. Сенсорные уголки для диагностики // 0бруч, -2006.-№2. с 15.
27. Панова Е.Н. Дидактические игры-занятия в ДОУ (младший возраст): Практическое пособие для воспитателей и методистов ДОУ. – Воронеж.: Учитель, 2006.
28. Пилюгина Э.Г. Сенсорные способности малыша. Игры на воспитание цвета,
формы, величины у младших дошкольников. - М.: Просвещение, 1996.
29. Поддьяков Н. Н. Сенсорное воспитание ребенка в процессе конструктивной деятельности // Теория и практика сенсорного воспитания в детском саду. -М.: Просвещение, 2001.
30. Поддъяков Н.Н. Сенсорное воспитание в детском саду// Пособие для воспитателей – 2-е изд./ Поддъяков Н.Н., Аванесова В.Н. – М.: Просвещение, 2001.
31. Сольцева О.Г. Наши помощники - органы чувств // Ребёнок в детском саду, -2007. -№3. – с.4.
32. Столяренко Л.Д. Основы психологии. Издание пятое переработанное.
-Ростов-на-Дону.: Феникс, 2002.
33. Тихеева Е.И. Воспитатель должен не только любить детей, но и знать их возрастные особенности// Дошкольное воспитание, -2002.-№10.- С.90-93.
34. Удальцова Е. И. Дидактические игры в воспитании и обучении дошкольников. — Минск: Народная асвета, 2007.
35. Урунтаева Г.А. Детская психология: Учеб. для студентов образовательных учреждений среднего профессионального образования, 6-е изд. перераб. и доп./ Г.А. Урунтаева. – М.: Академия, 2006.
36. Усова А.П. Педагогика и психология сенсорного развития и воспитания дошкольника//Теория и практика сенсорного воспитания в детском саду. - М., Просвещение, 2005.
37. Янушко Е.А. Сенсорное развитие детей раннего возраста – М.; Мозаика-Синтез, 2009.