СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

САМООБРАЗОВАНИЕ "СЕНСОРНОЕ РАЗВИТИЕ ДЕТЕЙ посредством ДИДАКТИЧЕКСКИХ ИГР" (младший дошкольный возраст)

Нажмите, чтобы узнать подробности

Младший возраст – особый период становления органов и систем и, прежде всего, функции мозга. Младший возраст – самое благоприятное время для сенсорного воспитания, без которого невозможно нормальное формирование умственных способностей ребенка. Этот период важен для совершенствования деятельности органов чувств, накопления представлений об окружающем мире, распознавания творческих способностей.

Сенсорное развитие ребенка – это развитие его восприятия и формирование представлений о внешних свойствах предметов: их форме, цвете, величине, положении в пространстве, а также запахе, вкусе и т. Д

Младший возраст – особый период становления органов и систем и, прежде всего, функции мозга. Младший возраст – самое благоприятное время для сенсорного воспитания, без которого невозможно нормальное формирование умственных способностей ребенка. Этот период важен для совершенствования деятельности органов чувств, накопления представлений об окружающем мире, распознавания творческих способностей.

Сенсорное развитие ребенка – это развитие его восприятия и формирование представлений о внешних свойствах предметов: их форме, цвете, величине, положении в пространстве, а также запахе, вкусе и т. Д

Младший возраст – особый период становления органов и систем и, прежде всего, функции мозга. Младший возраст – самое благоприятное время для сенсорного воспитания, без которого невозможно нормальное формирование умственных способностей ребенка. Этот период важен для совершенствования деятельности органов чувств, накопления представлений об окружающем мире, распознавания творческих способностей.

Сенсорное развитие ребенка – это развитие его восприятия и формирование представлений о внешних свойствах предметов: их форме, цвете, величине, положении в пространстве, а также запахе, вкусе и т. Д

Младший возраст – особый период становления органов и систем и, прежде всего, функции мозга. Младший возраст – самое благоприятное время для сенсорного воспитания, без которого невозможно нормальное формирование умственных способностей ребенка. Этот период важен для совершенствования деятельности органов чувств, накопления представлений об окружающем мире, распознавания творческих способностей.

Сенсорное развитие ребенка – это развитие его восприятия и формирование представлений о внешних свойствах предметов: их форме, цвете, величине, положении в пространстве, а также запахе, вкусе и т. Д

Младший возраст – особый период становления органов и систем и, прежде всего, функции мозга. Младший возраст – самое благоприятное время для сенсорного воспитания, без которого невозможно нормальное формирование умственных способностей ребенка. Этот период важен для совершенствования деятельности органов чувств, накопления представлений об окружающем мире, распознавания творческих способностей.

Сенсорное развитие ребенка – это развитие его восприятия и формирование представлений о внешних свойствах предметов: их форме, цвете, величине, положении в пространстве, а также запахе, вкусе и т. д

Но, как известно, основной формой и содержанием организации жизни детей является игра, игра - самая любимая и естественная деятельность дошкольников.

"Для детей дошкольного возраста игры имеют исключительное значение: игра для них - учеба, игра для них - труд, игра для них - серьезная форма воспитания. Игра для дошкольников - способ познания окружающего", - говорила Н. К. Крупская.

Играя, ребенок учится осязанию, восприятию и усваивает все сенсорные эталоны; учится сопоставлять, сравнивать, устанавливать закономерности, принимать самостоятельное решение; развивается и познает мир.

Именно поэтому я выбрала для себя тему: «Сенсорное развитие детей младшего дошкольного возраста через дидактические игры».

Просмотр содержимого документа
«САМООБРАЗОВАНИЕ "СЕНСОРНОЕ РАЗВИТИЕ ДЕТЕЙ посредством ДИДАКТИЧЕКСКИХ ИГР" (младший дошкольный возраст)»





МКДОУ детский сад №2 общеразвивающего вида

Воронежская область, р.п. Таловая





Разновозрастная группа





2017 -2018 учебный год



Хочу поделиться своим опытом работы на тему: «Сенсорное развитие детей младшего дошкольного возраста посредством дидактических игр», так как дети младшего дошкольного возраста видят окружающий мир «глазами и руками».

Корней Иванович Чуковский в книге «От двух до пяти» писал: «Все дело в том, что мы, взрослые, если можно так выразиться, мыслим словами, словесными формулами, а маленькие дети – вещами, предметами предметного мира. Их мысль на первых порах связана только с конкретными образами».

Необходима ли современному человеку хорошо развитая способность восприятия, и нужно ли развивать ее у ребенка?

Эта тема как никогда актуальна, так как в последние годы у дошкольников отмечаются нарушения познавательной деятельности, наблюдаются недостатки и особенности восприятия, ощущений и представлений, что составляет область сенсорного воспитания. Дети гораздо позже начинают обращать внимание на окраску и форму предметов в окружающей обстановке, с трудом запоминают названия, плохо дифференцируют предметы.

Я думаю что, решить эту проблему может только игра, которая является основной деятельностью младших дошкольников. С детьми необходимо проводить специальную работу по развитию сенсорных процессов. Конечно это длительный и сложный процесс, который длится не только в дошкольном, но и в школьном возрасте. Но результат очевиден, так как накапливаются впечатления: цветовые, звуковые, осязательные, которые представляют собой тот фундамент, на котором в дальнейшем строится интерес к гармонии цвета, звука, пластике предметов.

Сенсорное развитие составляет фундамент общего умственного развития ребенка, оно необходимо для успешного обучения ребенка. С восприятия предметов и явлений окружающего мира начинается познание. Все другие формы познания строятся на основе образов восприятия, являются результатом их переработки. Овладение знаниями и умениями требует постоянного внимания к внешним свойствам предметов (форме, цвету, величине).

От сенсорного развития ребенка зависит и его готовность к школьному обучению. Так значительная часть трудностей, возникающая перед детьми в ходе начального обучения, связана с недостаточной точностью и гибкостью восприятия.

Сенсорное развитие – это развитие у ребенка процессов восприятия и представлений о предметах и явлениях окружающего мира. Чтобы оно проходило полноценно, необходимо целенаправленное сенсорное воспитание. Ребенка следует научить рассматриванию, ощупыванию выслушиванию и т. п.





Но обследовать предмет это недостаточно. Необходимо определить отношения выявленных свойств и качеств данного предмета к свойствам и качествам других предметов.

Ведущим видом деятельности и основой становления ребенка младшего возраста является предметная игра. С детьми данного возраста проводятся игры-занятия, в которых усвоение какого-либо материала протекает незаметно для малышей, в практической деятельности. Следовательно, главное в том возрасте – обогащение чувственного опыта, необходимого для полноценного восприятия окружающего мира, и в первую очередь – пополнение представлений о свойствах предметов: их цвете, форме, величине окружающих предметов, положении в пространстве и т. п.

Поэтому в своей работе я ставлю и решаю следующие задачи:

-повысить свою профессиональную компетентность путем изучения методической литературы по данной теме;

- разработать перспективный план работы с детьми;

-провести консультации с педагогами и родителями по данной проблеме, поделиться опытом;

-подготовить диагностику на начало и конец учебного года;

-создать условия для обогащения и накопления сенсорного опыта детей в ходе предметно-игровой деятельности через игры с дидактическим материалом (центр сенсорного развития).

Направления моей работы:

-формирование представлений о сенсорных эталонах (свойствах предметов)

-обучение способам обследования предметов

-развитие аналитического восприятия (выделение элементов: цвет, форма, величина).

Хочу рассказать о дидактических играх, которые помогают развивать сенсорные возможности детей. Но дидактических игр не может быть без самих игрушек. Сенсорные игрушки помогают детям познакомиться и научиться пользоваться окружающими предметами, выполнять манипуляции с ними, общаться с людьми посредством речи. Они через тактильные ощущения воздействуют на мозг ребенка, развивают мелкую моторику, а, значит, и речь малыша.

Все сенсорные игрушки можно условно подразделить на:





• Мягкие игрушки, которые использую только для дидактических игр.

• Игрушки, развивающие точность и координацию движений детей: (шнуровки, развивающие книжки, коврики, панно, массажные дорожки).

• Игрушки с функцией простого конструктора: (вкладыши, пирамидки, матрешки, кубики, коробочки. Они могут быть сделаны из дерева, пластмассы, из ткани или резины в виде подушки или зверей.) Большей популярностью являются:

• Мозаика, простой строительный конструктор (пластмассовый, металлический, тряпочный, деревянный).

Какова же роль дидактических игр в сенсорном развитии детей дошкольного возраста?

- дети учатся сосредотачивать внимание,

- развиваются умственные способности,

- развиваются умения осмыслить правила игры, последовательность действий,

- они содействуют развитию у дошкольников ощущений и восприятий к окружающему миру.

- формируются представления, о том что их окружает.

- усваиваются полученные знания

- развивается у детей общение.

Развитие сенсорики происходит путем узнавания величины, формы, запаха, цвета предмета. Чтобы в полной мере понять, что тот или иной объект собой представляет, ребенку нужно прикоснуться к нему, понюхать или попробовать на вкус. Только так он в данный момент воспринимает понятия, характеризующие свойства: гладкий, шероховатый, сладкий, горький и. т. д. Ребята учатся простейшим умственным операциям, а именно: сравнивать, сопоставлять цвета, узнавать на вкус и др.

Я ставлю детей в такие условия, которые требуют от них умения играть вместе, регулировать свое поведение, быть справедливым и честным, уступчивым и требовательным.

Дидактический материал вызывает у детей большой интерес, желание действовать и в этом нам помогает сенсорный уголок. Малыши обмениваются предметами, сравнивают их, делают умозаключения: «Такой же шарик.





Такая же палочка. Грибочки одинаковые. Варежки разные». (с-11) Детям нравиться играть в такие игры, как: «Найди одинаковые варежки», «Собери бусы», «Найди окошко для фигурки», «Найди свое место» и др.

При знакомстве с игрой ведущую роль беру на себя, использую разнообразные игровые приемы, создавая игровую ситуацию, вношу элементы соревнования, сочетаю с вопросами, указаниями, объяснением, показом.

Сопровождаю их загадками, потешками, стихами – это помогает эмоционально воспринимать и осознать игровые образы, понимать их эстетический характер, что способствует развитию образного мышления, воображения.

Дидактические игры я использую на познавательных занятиях, в режимных моментах в течении всего дня.

Как вы думаете, если у детей интерес к игре пропадает, что необходимо сделать? Закончить игру или позаботится об усложнении игры?

Правильно. Роль взрослого заключается в том, чтобы у детей было в запасе много таких игр, в которые они играют сами, а если интерес к игре пропадает, то необходимо позаботится об усложнении игры.

Для создания игр, использую самый доступный и простой материал. Например, в нашем уголке я сделала сенсорную доску, на которой закреплены счеты, телефонный диск, шнуровка, замочки и др. предметы, которые мы часто используем в быту.

Также мной изготовлено «сезонное» дерево. Дети с удовольствием «наряжают» дерево в соответствии со временем года. Например, «зимой» на веточки дети вешают снежинки, в берлоге у нас спит медведь, а в кормушку насыпают зернышки.

В группе собрано много материала на развитие тактильных и пальцевых ощущений. Я использую природный материала: шишки, жёлуди, грецкие орехи, бобы, горох и многое другое.

Изготовила массажные ванночки для рук, которые наполнены рисом, горохом. Перед игрой напоминаю детям о технике безопасности с мелкими предметами. Дети под моим наблюдением с удовольствием играют в таких ванночках, одновременно познавая форму, цвет, величину предметов.

Сенсорная культура осуществляется в процессе ознакомления детей с многообразием форм, красок, звуков в природе, развития у них умения наблюдать. Красота природы не оставляет безучастными даже самых маленьких детей.

В этом помогает прогулка по участку детского сада, которую я использую в любое время года, когда позволяет погода.



Во время прогулки на участке детского сада, дети трогают кору деревьев, рассматривают листочки, нюхают цветы, трогают снег и др.

Чтобы увидеть положительный результат, я провожу работу с родителями.

На родительских собраниях я подробно рассказываю родителям о содержании работы по ознакомлению малышей с цветом, формой, величиной, о важности своевременного воспитания сенсорных способностей, а так же о том, какая работа должна проводиться в семье для закрепления навыков. В работе с родителями использую разнообразные формы: консультации, раздаю информационные листы, памятки.

Совместная и систематическая работа оказала положительное влияние на развитие сенсорных способностей малышей.

На занятиях по сенсорному воспитанию дети приобретают новые знания, умения, которые используются ими в других видах деятельности.

Так, успешная организация занятий по ознакомлению с величиной, формой, цветом предметов возможна при наличии определенного уровня физического развития ребенка.

Прежде всего, это относится к развитию движений руки при осуществлении действий по вкладыванию, выниманию предметов, при работе с мозаикой, рисовании красками.

Сочетание сенсорных и моторных задач является одним из главных условий умственного воспитания, осуществляющегося в процессе предметной деятельности.

Развитие сенсорных способностей посредством дидактических пособий и игр способствует накоплению у детей сенсорного опыта. Это позволит детям действовать не только под руководством педагога, но и самостоятельно.

Хочу закончить притчей, в которой говорится:

"Я пытался достичь сердца ребенка словами, но они часто проходили мимо него не услышанными. Я пытался достичь его сердца книгами, он бросал на меня озадаченные взгляды. В отчаянии я отвернулся от него. «Как я могу пройти к сердцу этого ребенка?» - воскликнул я. Он прошептал мне на ухо: «Приди, поиграй со мной!».

Так давайте же играть с детьми, удивляться окружающему, радоваться каждому дню, проведенному в Детстве!















План мероприятий по развитию сенсорных способностей у детей младшего дошкольного возраста

п/п

Тема

Цель:

Форма работы

ОКТЯБРЬ - НОЯБРЬ


1.


Дидактическая игра «Собери бусы»


Учить детей подбирать цвет по форме предмета.

Индивидуальная

2.


Дидактическая игра «Найди цветок для бабочки»

Учить детей подбирать цвет по форме предмета.

Групповая

3.

Лепка «Яблоки и груши»


Побуждать к самостоятельному расположению на бумаге готовых форм, чередуя по цвету.


Групповая

4.

Дидактическая игра «Овощи в корзинке»

Вызвать интерес у детей, учить подбирать предмет по форме.


Групповая

5.

Рисование

«Что растет на огороде»

Учить заштриховывать, использовать прием рука в руке. Подбирать цвет к предмету.


Индивидуальная

6.


Дидактическая игра «Угощение для матрешки»


Учить детей подбирать нужную форму к предмету.

Групповая

7.

Аппликация

«Неваляшка»


Учить подбирать правильную форму для предмета, соответственно цвет к данному предмету.


Групповая

8.

Дидактическая игра «Домик для собачки»


Учить детей подбирать нужный предмет по форме.


Индивидуальная


ДЕКАБРЬ - ЯНВАРЬ


9.

Рисование

«Осенний лес»


Учить детей подбирать цвет по форме листа


Групповая

10.

Дидактическая игра «Украшение для Маши»


Учить подбирать правильную фору предмета.

Индивидуальная

11.

Аппликация

«Шарфик»


Учить подбирать правильную форму и цвет к предмету.

Групповая

12.

Дидактическая игра «Одень Ваню на прогулку»



Учить правильно, подбирать величину предмета.




Индивидуальная

13.


Дидактическая игра «Ежик в осеннем лесу»



Учить правильно, подбирать величину и цвет предмета.


Групповая

14.

Аппликация

«Листопад»


Учить правильно, располагать формы предмета на листе бумаги.


Групповая

15.

Дидактическая игра «Сапожки для Петушка»

Учить правильно, подбирать величину и цвет предмета.



Индивидуальная

16.


Рисование

«Птички улетают»


Учить детей правильно располагать величину предмета на бумаге.

Групповая


МАРТ - АПРЕЛЬ


17.


Дидактическая игра

«В гостях у Маши»


Учить детей правильно определять форму предмета.

Индивидуальная

18.


Лепка

«Орешки для Белочки»


Учить правильно, подбирать цвет и форму пластилина.

Групповая

19.


Дидактическая игра

«Забор вокруг дома»


Учить подбирать правильную форму и цвет предмета

Индивидуальная

20.


Дидактическая игра «Коврик для щенка»


Учить детей правильно подбирать форму и величину предмета.

Групповая

21.


Рисование

«Шарики для елочки»


Учить детей правильно подбирать цвет и величину предмета.

Групповая

22.


Аппликация

«Снеговик»


Учить правильно, подбирать форму и величину предмета.

Групповая

23.

Рисование

«Снег-снежок»


Учить детей правильно подбирать цвет и располагать величину предмета на бумаге.


Групповая

24.


Дидактическая игра «Животные. Где, чей домик?»


Учить детей правильно подбирать форму предмета

Индивидуальная



МАЙ


25.


Дидактическая игра «Птички зернышки клюют»


Учить детей подбирать правильно фору и величину предмета.

Индивидуальная







26.


Рисование

«Синичка»



Учить аккуратно, подбирать и наклеивать готовые формы.



Групповая

27.


Дидактическая игра «Чайный сервиз»


Учить детей правильно подбирать форму и цвет предмета.

Индивидуальная

28.


Дидактическая игра «Цветик-семицветик»


Учить детей правильно подбирать цвет предмета.

Групповая

29.


Аппликация

«Флажок»


Учить детей правильно подбирать форму и цвет предмета.

Групповая

30.


Дидактическая игра

«Что мы знаем о цветах»


Приучать к усидчивости, рассматриванию и запоминанию ярких цветов на картинке.

Групповая

31.


Аппликация «Разноцветный коврик»


Продолжать учить детей правильно подбирать готовые формы и наносить их на бумагу.

Групповая

32.


Дидактическая игра «Рыбки»


Закрепление понятий: величина, форма и цвет предмета».

Индивидуальная


 Особое внимание было уделено важности участия родителей в реализации данного плана по формированию сенсорных навыков у младших дошкольников.

  • Родительские собрания «Сенсорное воспитание: средства, формы, методы»; «Развитие сенсорных способностей посредством дидактической игры».

  • Семейный конкурс «Мы рисуем с мамами и папами».

  • Практические рекомендации «Игры с песком», «Пальчиковые игры», «Формирование зрительно-двигательной координации», «Развитие творчества ребенка».

  • Консультации индивидуального и группового плана по развитию сенсомоторных навыков и умений, и др.

























Мониторинг

Мониторинг сенсорного развития разновозрастной группы «Звёздочки»

(2017-2018 учебный год)

Критерии сенсорного развития:

Цвет:

1 балл – знает менее 3-х цветов 2 балла - знает все основные цвета

3 балла - знает смешанные цвета и называет их

Величина:

1 балл - называет одну величину (большой - маленький)

2балла-называет 2 величины

3балла-различает и называет все понятия величины

Форма:

1 балл - различает менее 2-х форм 2 балла - различает 2 формы

3балла-различает 3 и более форм

Тактильные ощущения:

1 балл - может назвать на ощупь 1 признак предмета

2 балла - может назвать 2-3 признака предмета

3 балла - называет 3 и более признаков предмета, может назвать предмет

Слуховые характеристики:

1 балл - предполагает источник звука, затрудняется дать характеристику

2 балла - предполагает источник звука, может дать 2-3 его характеристики

3 балла - называет источник звука, дает его полную характеристику

1 балл - низкий уровень

2 балла - средний уровень

3 балла - высокий уровень



Отчет по самообразованию за 2017-2018 учебный год по теме:

«Сенсорное развитие детей младшего дошкольного возраста посредством дидактических игр»

Результаты показали, что дидактические пособия и игры сочетают в себе все обучающие, развивающие и воспитательные функции, с их помощью осуществляются сенсорные операции, обогащающие опыт ребенка, способствующие формированию и развитию сенсорных способностей.

Подводя итог, можно сказать, что дети с интересом выполняли предложенные им задания. За время проведения был установлен положительный, эмоционально-психологический контакт с испытуемыми. В процессе проведенной работы дети не только визуально изменили свое отношение к сенсорной деятельности, но и практически. Этому способствовали знания и умения детей, которые они получали в ходе формирующего этапа эксперимента. Анализируя знания воспитанников на данном этапе, мы отмечаем, что дети:

- успешно выделяют и учитывают цвет, форму, величину, фактуру и другие признаки предметов и явлений при выполнении ряда практических действий;

- большинство умеют группировать в соответствии с образцом предметы по цвету, форме, величине и другим свойствам при выборе из четырёх разновидностей;

- соотносят разнородные предметы по цвету, форме, величине, фактуре;

- узнают в разнообразных цветовых пятнах предметы или явления, имеющие характерный цветовой признак (снег, трава, апельсин и т.п.) в пятнах разной величины медведя и медвежонка, кошку и котёнка;

- активно используют «опредмеченные» слова-названия для обозначения формы (кирпич, мяч, шар, крыша, яйцо, огурец), цвета (трава, помидор, цыплёнок и др.);

- отбирают предметы необходимой формы или цвета для развития самостоятельной сюжетной игры (грузят на машину бруски-«кирпичики» или кубики определённого цвета, подбирают детали нарядов для кукол в соответствии с цветом их одежды);

- начинают активно пользоваться общепринятыми словами-названиями цвета, часто в отрыве от конкретного предмета (синим он может называть и жёлтый, и зелёный предмет).

Но для достижения устойчивого педагогического и психологического эффекта необходима систематическая работа по сенсорному развитию детей.





Успешным результатам способствовало то, что  сенсорное развитие детей младшего дошкольного возраста осуществлялось как ООД, так и  в ходе режимных моментов.

Задание 1. Определение величины предметов

Фамилия /имя/отечество ребёнка

РЕЗУЛЬТАТЫ

1

Агаркова Дарина Анатольевна


2

Бургонов Александр Михайлович


3

Бабушкина Злата Сергеевна


4

Баринов Виктор Евгеньевич


5

Баутин Артём Александрович


6

Губанова Ева Игоревна


7

Джафаров Никита Сергеевич


8

Зеленская Виктория Сергеевна


9

Колосов Сергей Павлович


10

Калошин Евгений Сергеевич


11

Коробов Никита Максимович


12

Калинина Елизавета Романовна


13

Лебедева Мария Андреевна


14

Макиев Тимур Русланович


15

Плетнёва Елизавета Игоревна


16

Павленко Ксения Николаевна


17

Самиров Владимир Вячеславович


18

Турнаев Бадри Даниярович


19

Хрусталёва Ирина Александровна


20

Шелковникова Виктория Вадимовна


21

Юдин Тимофей Игоревич


Задание 2. Определение цвета предметов

Фамилия /имя/отечество ребёнка

РЕЗУЛЬТАТЫ

1

Агаркова Дарина Анатольевна


2

Бургонов Александр Михайлович


3

Бабушкина Злата Сергеевна


4

Баринов Виктор Евгеньевич


5

Баутин Артём Александрович


6

Губанова Ева Игоревна


7

Джафаров Никита Сергеевич


8

Зеленская Виктория Сергеевна


9

Колосов Сергей Павлович


10

Калошин Евгений Сергеевич


11

Коробов Никита Максимович


12

Калинина Елизавета Романовна


13

Лебедева Мария Андреевна


14

Макиев Тимур Русланович


15

Плетнёва Елизавета Игоревна


16

Павленко Ксения Николаевна


17

Самиров Владимир Вячеславович


18

Турнаев Бадри Даниярович


19

Хрусталёва Ирина Александровна


20

Шелковникова Виктория Вадимовна


21

Юдин Тимофей Игоревич






Задание 3. Определение формы предметов

Фамилия /имя/отечество ребёнка

РЕЗУЛЬТАТЫ

1

Агаркова Дарина Анатольевна


2

Бургонов Александр Михайлович


3

Бабушкина Злата Сергеевна


4

Баринов Виктор Евгеньевич


5

Баутин Артём Александрович


6

Губанова Ева Игоревна


7

Джафаров Никита Сергеевич


8

Зеленская Виктория Сергеевна


9

Колосов Сергей Павлович


10

Калошин Евгений Сергеевич


11

Коробов Никита Максимович


12

Калинина Елизавета Романовна


13

Лебедева Мария Андреевна


14

Макиев Тимур Русланович


15

Плетнёва Елизавета Игоревна


16

Павленко Ксения Николаевна


17

Самиров Владимир Вячеславович


18

Турнаев Бадри Даниярович


19

Хрусталёва Ирина Александровна


20

Шелковникова Виктория Вадимовна


21

Юдин Тимофей Игоревич


Сравнительный анализ позволил сделать вывод о том, что планомерная и систематическая работа по сенсорному развитию посредством дидактических игр у детей младшего дошкольного возраста значительно влияет на сенсорное развитие детей, и на развитие личности дошкольника в целом. В ходе бесед с детьми, мы заметили, что у детей появился интерес к окружающему миру, они стали обращать внимание на свойства окружающих предметов и демонстрировать эти знания окружающим.

Таким образом, можно сказать, что дидактические игры повышают уровень сенсорного развития младших дошкольников при условии их планомерного и систематического использования в работе. Это способствует развитию личности дошкольника в целом, а именно благотворно влияет на познавательную активность ребенка в повседневной жизни.

Полученные положительные результаты в ходе экспериментальной работы подтверждают правильность и верность, выдвинутой нами гипотезы: сенсорное развитие младших дошкольников посредством дидактической игры будет идти эффективней, при организации определенных условий.













Заключение

В игровой деятельности происходит наиболее интенсивное развитие всех психологических функций, в том числе и сенсорное развитие. Значит, в учебно-воспитательный процесс необходимо включать дидактические игры, упражнения для развития сенсорной сферы ребенка, основная задача которых ознакомление младших дошкольников со свойствами предметов, что поможет обеспечить накопление представлений о цвете, форме и величине предметов.

На основе проанализированной психолого-педагогической литературы по данной проблеме сделаны следующие выводы:

- определена сущность понятия «сенсорного развития» дошкольника, под которым понимается развитие его восприятия и формирование представлений о внешних свойствах предметов: их форме, цвете, величине, положении в пространстве, а так же запахе, вкусе и т.п. Установлено, что традиционно усвоение сенсорных эталонов включено в общую систему образования и воспитания детей в детском саду и осуществляется в ходе умственного, физического, трудового, эстетического воспитания, во время непосредственно организованной деятельности педагога с детьми по коммуникации, познанию, математике, изобразительной деятельности, физкультуре и т.д.

- проанализированы психологические особенности детей младшего дошкольного возраста и определены этапы формирования сенсорных процессов, на каждом из которых решаются свои задачи: дети учатся отождествлять и идентифицировать предметы; обучаются находить идентичные предметы по цвету, форме, величине учатся соотносить их с эталонами; выбирать предметы определенного цвета, формы, величины по словесной инструкции взрослого, учатся самостоятельно называть цвета; обучаются приемам обобщения и классификации предметов по признаку; обучаются передавать цвета предмета в продуктивной деятельности (травка зеленая и т.д.).

- рассмотрены средства, методы и формы сенсорного развития у детей младшего дошкольного возраста. Основными методами являются обследование предмета, в качестве основных форм формирования выступают: дидактические игры. Выделены условия обеспечивающие эффективность проведения дидактических игр и формирования представлений о сенсорных эталонах. Этими условиями являются: последовательность и систематичность их проведения с постепенным переходом от простого к сложному; индивидуальный подход с учетом возрастных особенности детей, развивающая среда.

Результаты опытно-экспериментальной работы по развитию сенсорных способностей младших дошкольников подтвердили выдвинутую гипотезу и позволяют сделать следующие выводы:

1. Проведенная работа показала, что именно дошкольный возраст чрезвычайно важен для развития сенсорных способностей ребенка. Развитие у каждого ребенка этих способностей должно быть постоянно в поле зрения у воспитателя, родителей и



осуществляться различными методами и средствами, в том числе с помощью дидактических пособий и игр.

2. Развитие сенсорных способностей посредством дидактических пособий и игр способствовало накоплению у детей сенсорного опыта. Это позволило детям действовать не только под руководством педагога, но и самостоятельно.

3. По ходу изложения теоретического и экспериментального материала подчеркивалось, что сенсорное развитие происходит в процессе самой разнообразной практики. Содержание дидактических пособий, их структура, игровые действия и правила направлены на то, чтобы помочь систематическому и планомерному развитию ребенка. Игры просты и доступны, они позволяют детям самостоятельно упражняться в усвоении способов сенсорных действий. На сенсорной основе выстраивается сложная структура всестороннего развития детей.

Список литературы:

1. Безруких М.М. Сенсомоторное развитие дошкольников на занятиях по изобразительному искусству / Безруких М.М. – М.: Владос, 2001.

2. Бейлина А. Игры и игровые средства. // Дошкольное воспитание, 1995. – №3. – с. 16 – 19.

3. Белкина В.Л. Психология раннего и дошкольного детства. – М.: Академический Проект: Гаудеамус, 2005.

4. Вайнерман С.М. Сенсомоторное развитие дошкольников / Вайнерман С.М., Большов А.С. , Силкин Ю.Р. и др. - М.: Владос,- 2001.

5. Венгер Л.А. Воспитание сенсорной культуры ребенка: книга для воспитателей детского сада / Венгер Л.А., Пилюгина Е.Г. - М.: Просвещение , 1998.

6. Венгер Л.А., Мухина В.С. Сенсорное воспитание дошкольников// Дошкольное воспитание, 2004. - № 13. – с.14.

7. Венгер Л.А. Дидактические игры и упражнения по сенсорному воспитанию дошкольников.— М.: Просвещение, 2008.

8. Веракса Н.Е. От рождения до школы. Основная общеобразовательная программа дошкольного образования / Веракса Н.Е., Комарова Т.С., Васильева М.А. – М.: Мозаика-Синтез, 2011.

9. Выготский Л.С. Психология. – М.: ЭКСМО-Пресс, 2000.

10. Гербова В.В. Воспитание и развитие детей раннего возраста: Пособие для воспитателя дет. сада / Гербова В.В., Р.Г. Казакова, И.М. Кононова и др. / Под ред. Г.М. Ляминой. - М.: Просвещение, 2000.





11. Глушкова, Г. Игра или упражнение // Дошкольное воспитание, – 2008. – №12. – с.29 – 34.

12. Григорьева Л.П. Развитие восприятия у ребенка. - М.: Школа Пресс. -2001.

13. Гризик Т.И. Ловкие пальчики: пособие для воспитателей.- М: Просвещение, 2007.

14. Губанова Н.Ф. Развитие игровой деятельности. Система работы в первой младшей группе детского сада. – М.: Мозаика-Синтез, 2008.

15. Дворова И.В. Упражнения и занятия по сенсорно-моторному воспитанию детей 2-4-го года жизни / Дворова И.В., Рожков О.П. - М.: Модэк, 2007.

16. Дубровская Н.В. Цвет и особенности его восприятия детьми дошкольного возраста // Дошкольная педагогика, – 2003. – №6. – с. 21 – 26.

17. Ефремова Н. Учимся различать цвета и запоминать их названия // Дошкольное воспитание, – 2002. – №12. – с. 20 – 21.

18.Жичкина А. Значимость игры в развитии человека // Дошкольное воспитание. 2002. - №4. - с 2-6.

19. Запорожец А.В. Сенсорное воспитание дошкольников / Запорожец А.В., Усова А.П. -М.: Академия педагогических наук, 2003.
20. Ильина М.Н. Развитие ребёнка от первого дня жизни до шести лет: тесты и развивающие упражнения. – СПб. : Дельта, 2001.

21. Каралашвили Е. А. Организация сенсомоторного уголка в группе детского сада / Каралашвили Е. А., Антоненкова О. В., Малахова Н. Е. // Справочник старшего воспитателя, -2008. -№5. –с.13

22. Кирпичникова Н. Развиваем сенсорику и мелкую моторику // Дошкольное воспитание, 2005. - №2. - с.76-78.

23. Козлова С.А. Дошкольная педагогика: Учеб. пособие для студентов сред. пед. учебн. заведений. – 3-е изд., исправ. и доп. / Козлова С.А., Куликова Т.А. - М.: Академия, 2001.

24. Краснощёкова Н.В. Развитие ощущений и восприятия у детей от младенчества до младшего школьного возраста. - Ростов н/Д: Феникс, 2007.

25. Кузнецова Л.В. Основы специальной психологии: Учеб. пособие для студ. сред. пед. учеб. заведений / Кузнецова Л.В., Переслени Л.И., Солнцева Л.И. и др. - М.: Академия, 2002.

26. Никитина Е. Сенсорные уголки для диагностики // 0бруч, -2006.-№2. с 15.

27. Панова Е.Н. Дидактические игры-занятия в ДОУ (младший возраст): Практическое пособие для воспитателей и методистов ДОУ. – Воронеж.: Учитель, 2006.



28. Пилюгина Э.Г. Сенсорные способности малыша. Игры на воспитание цвета,

формы, величины у младших дошкольников. - М.: Просвещение, 1996.

29. Поддьяков Н. Н. Сенсорное воспитание ребенка в процессе конструктивной деятельности // Теория и практика сенсорного воспитания в детском саду. -М.: Просвещение, 2001.

30. Поддъяков Н.Н. Сенсорное воспитание в детском саду// Пособие для воспитателей – 2-е изд./ Поддъяков Н.Н., Аванесова В.Н. – М.: Просвещение, 2001.

31. Сольцева О.Г. Наши помощники - органы чувств // Ребёнок в детском саду, -2007. -№3. – с.4.

32. Столяренко Л.Д. Основы психологии. Издание пятое переработанное.

-Ростов-на-Дону.: Феникс, 2002.

33. Тихеева Е.И. Воспитатель должен не только любить детей, но и знать их возрастные особенности// Дошкольное воспитание, -2002.-№10.- С.90-93.

34. Удальцова Е. И. Дидактические игры в воспитании и обучении дошкольников. — Минск: Народная асвета, 2007.

35. Урунтаева Г.А. Детская психология: Учеб. для студентов образовательных учреждений среднего профессионального образования, 6-е изд. перераб. и доп./ Г.А. Урунтаева. – М.: Академия, 2006.

36. Усова А.П. Педагогика и психология сенсорного развития и воспитания дошкольника//Теория и практика сенсорного воспитания в детском саду. - М., Просвещение, 2005.

37. Янушко Е.А. Сенсорное развитие детей раннего возраста – М.; Мозаика-Синтез, 2009.