Консультация для родителей
«Сенсорное развитие детей с речевыми нарушениями»
Воспитатель: Егозарьянц Э.Р.
С
енсорное развитие ребенка, это развитие его восприятия и формирование представлений о внешних свойствах предметов: их форме, цвете, величине, положении в пространстве, а также запахе, вкусе и т. п.
Значение сенсорного развития в раннем и дошкольном детстве трудно переоценить. Именно этот возраст наиболее благоприятен для совершенствования деятельности органов чувств, накопления представлений об окружающем мире.
Готовность ребенка к школьному обучению в значительной мере зависит от его сенсорного развития. Исследования, проведенные советскими психологами, показали, что значительная часть трудностей, возникающих перед детьми в ходе начального обучения (особенно в I классе), связана с недостаточной точностью и гибкостью восприятия. В результате возникают искажения в написании букв, в построении рисунка, неточности в изготовлении поделок на уроках ручного труда. Случается, что ребенок не может воспроизводить образцы движений на занятиях физической культурой.
У детей зрение и слух физиологически сохранны, однако процесс восприятия, который является компонентом сенсорного развития, несколько затруднен - снижен его темп, сужен объем, недостаточна точность восприятия (зрительного, слухового, тактильно-двигательного). Снижена скорость выполнения перцептивных операций. Затруднена ориентировочно-исследовательская деятельность, направленная на исследование свойств и качеств предметов. Требуется большее количество практических проб при решении наглядно-практических задач, дети затрудняются в обследовании предмета. В то же время дети с общим недоразвитием речи, в отличие от умственно отсталых, могут практически соотносить предметы по цвету, форме, величине. Таким образом, эталонные представления не формируются своевременно. Ребенок, называя основные цвета, затрудняется в названиях промежуточных цветовых оттенков. Не использует слова, обозначающие величины ("длинный - короткий", "широкий - узкий", "высокий - низкий" и т. д. ), а пользуется словами "большой - маленький".
Требуется большее количество практических упражнений при решении наглядно-практических задач, в которых дети затрудняются в обследовании предмета. В то же время дети с общим недоразвитием речи, могут практически соотносить предметы по цвету, форме, величине. Ребенок, называя основные цвета, может затрудняться в названиях промежуточных цветовых оттенков. Недостатки речи и сенсорного развития влияют на формирование образов - представлений окружающего мира.
Для решения данной проблемы родители могут использовать дидактические игры:
Игра «Вкусная каша»
Цель: Образование относительных прилагательных. Закреплять умение согласовывать имена существительные и именами прилагательными. Развивать тактильного восприятия.
Оборудование: демонстрационный материал имеет форму кастрюли + крышка.
Ход игры : Определить структуру предмета.
Воспитатель выкладывает перед ребёнком демонстрационный материал в форме кастрюли, ребёнок с закрытыми глазами находит пару по структуре и отвечает на вопрос какая каша? (Я сварила гречневую кашу, я сварила рисовую кашу).
«Найди заплатку»
Цель: учить выделять в процессе восприятия качества предмета, сравнивать по форме.
Ход игры. Предложить ребенку правильно подобрать подходящую заплатку из геометрической фигуры и поставить на место.
«Чудесный мешочек-1»
Цель: закреплять умение определять знакомые геометрические фигуры (шар, куб, цилиндр и др.) на основе осязательно-двигательного обследования и называть их.
Ход игры. В мешочке лежат объемные геометрические фигуры. Ребенок опускает руку в мешочек и на ощупь определяет фигуру, которая ему попалась, называет и вынимает ее. Остальные дети контролируют.
«Чудесный мешочек -2»
Цель: учить детей на ощупь определять геометрическую фигуру, развивать органы чувств (осязание).
Ход игры. Предложить ребенку определить на ощупь и назвать геометрическую фигуру, лежащую в мешочке.
«Узнай и сравни»
Цель: закреплять умение сравнивать два предмета по длине и ширине, пользуясь приемом приложения их друг к другу; использовать слова: короче, длиннее, шире, уже; закреплять знание цвета; развивать умение узнавать геометрические фигуры на ощупь, и называть их.
Ход игры. Под платочком хаотично разложены геометрические фигуры (большие и маленькие по величине, разной формы). Ребенку предлагается на ощупь, обследуя двумя руками, найти пару геометрических фигур (выбор пары возможен и по желанию ребенка, и по словесному указанию родителя).
«Найди пару»
Ребенок на ощупь, одной рукой, обследуя предмет, достает геометрические фигуры из-под платочка, называет, что он достал (ромб). Сравнивает по размерам, используя слова: длиннее, короче, уже, шире, и называет цвет каждой фигуры.
«Подбери фигуру»
Цель: учить детей обследовать предметы разной формы и цвета, учить использовать обозначенные свойства геометрической фигуры (цвет, форма, размер); развивать творческое воображение.
Ход игры. Предложить ребенку, с помощью различных геометрических фигур, составить свой рисунок.