СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Сенсорное развитие детей с ТМНР в игровой и продуктивной деятельности

Нажмите, чтобы узнать подробности

В современном мире дети с тяжёлыми и множественными нарушениями развития при условии целенаправленного процесса воспитания и образования способны овладеть необходимыми навыками коммуникативного общения, социального поведения и жизнедеятельности. Развитие особенных детей должно представлять собой непрерывный процесс познания окружающего мира. Важность сенсорного развития и воспитания детей определяется тем, что познание окружающей действительности основывается, прежде всего, на чувственном познании.В современном мире дети с тяжёлыми и множественными нарушениями развития при условии целенаправленного процесса воспитания и образования способны овладеть необходимыми навыками коммуникативного общения, социального поведения и жизнедеятельности. Развитие особенных детей должно представлять собой непрерывный процесс познания окружающего мира. Важность сенсорного развития и воспитания детей определяется тем, что познание окружающей действительности основывается, прежде всего, на чувственном познании.В современном мире дети с тяжёлыми и множественными нарушениями развития при условии целенаправленного процесса воспитания и образования способны овладеть необходимыми навыками коммуникативного общения, социального поведения и жизнедеятельности. Развитие особенных детей должно представлять собой непрерывный процесс познания окружающего мира. Важность сенсорного развития и воспитания детей определяется тем, что познание окружающей действительности основывается, прежде всего, на чувственном познании.

Просмотр содержимого документа
«Сенсорное развитие детей с ТМНР в игровой и продуктивной деятельности»

Сенсорное развитие детей с ТМНР в игровой и продуктивной деятельности



В современном мире дети с тяжёлыми и множественными нарушениями развития при условии целенаправленного процесса воспитания и образования способны овладеть необходимыми навыками коммуникативного общения, социального поведения и жизнедеятельности. Развитие особенных детей должно представлять собой непрерывный процесс познания окружающего мира. Важность сенсорного развития и воспитания детей определяется тем, что познание окружающей действительности основывается, прежде всего, на чувственном познании.

Важным направлением воспитания детей с ТМНР является развитие их восприятия, которое включает в себя как восприятие окружающей действительности, так и восприятие речи. Взрослые должны предоставить детям полноценную сенсорную среду для формирования чувственных впечатлений с одной стороны. С другой научить детей понимать речь окружающих и, насколько это возможно, самостоятельно пользоваться речью как вербальной, так и не вербальной. Следующим шагом в работе является развитие общей моторики, которая обуславливается работой крупных мышц тела и позволяет ребёнку самостоятельно сидеть, прыгать, ходить и т. д. На основе навыков общения и развития крупной моторики можно приступать к работе по развитию и формированию навыков мелкой моторики. Постепенно вырабатывается скоординированность мелких мышц рук и глаз. Это позволяет ребёнку на первых этапах отрабатывать хватательный рефлекс, а в конечном итоге учиться рисовать, лепить и т. д. Всё что дети смогут увидеть, услышать, тактильно и эмоционально ощутить, является для них необходимой информацией о мире.

Дети данной категории обладают потенциальными способностями к накоплению сенсорного опыта, но в следствии инертности психических процессов: восприятия, внимания, памяти, мышления, эмоциональной сферы — сформировать целостное восприятие предметов и явлений окружающей среды достаточно проблематично и является очень продолжительным процессом. Без специального обучения дети с ТМНР не овладевают поисковыми способами ориентировки. Они действуют, не учитывая свойств предмета, не переносят знания и опыт на новые предметы и в новую ситуацию. Дети манипулируют предметами хаотично, не отбрасывая ненужные варианты, не выделяя существенные признаки предмета.

Коррекционная работа по сенсорному развитию проводится во всех видах деятельности: в быту, в жизненных ситуациях, в играх, при самообслуживании, в предметно-практической деятельности, рисовании, лепке, ручному труду и т. д. Для обогащения и развития сенсорного опыта детей с ТМНР очень важно использовать разнообразные виды игр: предметные, дидактические, строительно- конструктивные, подвижные, пальчиковые игры. В процессе игровой деятельности ставятся такие задачи, как:

– переживание приятных эмоций, что положительно сказывается на настроении и поведении ребенка;

– возникновение эмоционального контакта со взрослым, появление в жизни ребенка человека, который понимает его, открывает новые возможности для проведения коррекционной работы и влияния на сам ход дальнейшего развития ребенка;

– получение ребенком новой сенсорной информации, что важно для расширения его представлений об окружающем мире;

– внесение в игру новых социальных смыслов посредством введения сюжетов, что в целом приближает ребенка к миру людей, дает новые представления о социальных взаимоотношениях.

Все виды продуктивной деятельности, так же, призваны развивать мелкую моторику рук детей. Развитие мелкой моторики помогает не просто укрепить руки детей, сделать их более гибкими и умелыми, что благотворно влияет на общее развитие ребёнка, но помогает стать более уверенными и самостоятельными, а это помогает им адаптироваться в ближайшем для них окружении. Главной целью овладения навыками мелкой моторики является формирование бытовых навыков и прежде всего навыков самообслуживания, что особенно актуально для детей с ТМНР. Основным принципом работы с детьми с тяжёлыми и множественными нарушениями развития является принцип дифференцированной и индивидуальной коррекционной помощи, которую необходимо осуществлять в повседневной работе. Необходимо уделять внимание каждому ребенку и, обязательно, эмоционально фиксировать малейшее достижение воспитанника. Для данных детей обучение и воспитание — это слитный, неразделимый процесс. Практика занятий с детьми носит различные организационные формы. Особенно актуальны предметно-практические занятия, благодаря которым у детей формируются санитарно - гигиенические навыки, развивается моторика и игровая деятельность, что способствует интеллектуальному развитию каждого ребёнка. На занятиях предметно-практической деятельностью используется большое количество наглядных пособий и раздаточного материала. Все занятия сопровождаются живой эмоциональной речью. Стимулирование и организация двигательной активности каждого ребенка также является непременным условием при проведении занятий. Только при постоянном и целенаправленном взаимодействии со взрослыми воспитанники могут знакомиться с окружающим миром и овладевать пусть минимальными, но так необходимыми жизненными навыками общения и познания, благодаря которым они могут быть, насколько это возможно, более самостоятельными.



При создании положительного социально-эмоционального фона ребёнку предъявляются чёткие и систематические требования в выполнении заданий. Именно такой подход постепенно формирует у воспитанников навыки и привычки, что очень важно для развития данной категории детей, так как основная задача коррекционно-развивающей работы — подготовка ребенка с особенностями психофизического развития к жизни, обеспечение оптимальных условий для самореализации личности. А это значит, что у ребенка в процессе обучения и воспитания должны сформироваться умения и навыки самообслуживания, ориентирования в бытовой и социальной среде.