Сенсорное развитие детей среднего дошкольного возраста с ограниченными возможностями здоровья
Учитель-дефектолог ГБОУ «Центр «Дар» г.Реж
Авдюкова Светлана Олеговна
«Всякое познание должно начинаться с чувственного восприятия и завершаться рациональным обобщением».
Я.А.Коменский
К 4-5 годам у ребенка окончательно формируются все органы чувств, происходит совершенствование головного мозга.
Работу по сенсорному развитию можно строить, опираясь на умения, которые присущи ребенку данного возраста:
- соотносит название цвета с представлением о нем;
- чувствует темп и ритм музыки;
- усвоил понятие «большой-маленький», начинает различать «далеко-близко»;
- воспринимает формы: круг, квадрат, треугольник;
- чувствуют разницу в массе предметов;
-появляются представления о предметах и явлениях, благодаря ощущениям сразу нескольких органов чувств.
Для ребенка среднего дошкольного возраста с ограниченными возможностями здоровья, наиболее важно формировать сенсорные способности – осязать, слышать и зрительно воспринимать предмет. Но в тоже время, это делать сложно, т.к. нарушены функции важных анализаторов. Ребенок с нарушением зрения затрудняется рассмотреть предмет, с нарушением слуха – общаться, с детским церебральным параличом – захватывать предмет.
Чувственность и острота восприятия всех сенсорных каналов поддается тренировке, но для этого необходимо создавать специальные условия.
Создание условий - это выбор оптимальных форм, методов и приемов обучения и воспитания в соответствии с индивидуальными особенностями ребенка.
Для организации сопровождения детей с ограниченными возможностями здоровья учителем-дефектологом были подобраны, систематизированы наглядные и дидактические пособия к коррекционно-развивающим занятиям с детьми на формирование и закреплений понятий о цвете, форме, величине; временных представлений, обобщающих понятий:
- Сенсорные сумочки, мешочки, коврики. Основа пособий изготовлена из различных по текстуре и цвету тканей, имеют съемные детали, которые крепятся на липучки, пуговицы и молнии;
- Предметы для развития сенсорных представлений (пластмассовые разноцветные стаканчики, мыльницы, колечки, прищепки, крышки, баночки; поролоновые разноцветные губки; картонные разноцветные коробки);
- Лэпбуки («Учим цвета», «Различаем формы»);
- Сухие бассейны из гороха, семечек, скорлупок от фисташек, бобов, фасоли, бусинок, клубков ниток, стекляруса);
- Массажеры, изготовленные из зерен кофе, фасоли – трубочки, шары.
Для всех пособий разработаны упражнения, например, при работе с прищепками проводятся следующие игры:
Игра «Дорога».
Предложите ребенку с помощью прищепок выложить дорогу для игрушек (длинные прищепки, в один ряд, одним цветом). «Теперь игрушки могут ходить друг к другу в гости по дорожке. Машины могут ездить по дороге». Можно построить не только домики для игрушек, но и магазин, садик, школу, библиотеку, аптеку и цветные дорожки к ним.
Усложнение: строим крепкую дорожку – зацепим прищепки друг за друга.
Игра «Мост».
«Нарисуем речку (разложим синий шарф – речку). Кто живет на правом берегу? Кто на левом? Как перейти речку? Нужен мостик. Сделаем его из прищепок» (Выкладываем прищепки полукругом). «Теперь игрушки могут ходить друг к другу в гости» (ездить на машинах). Обыгрываем: идут через мостик, стучат в дверь, здороваются, пьют чай, помогают в гостях что-то сделать.
Усложнение: строим крепкий мост – зацепим прищепки друг за друга.
Игра «Железная дорога».
Для игры нужен паровозик, вагончики. Берем готовые игрушки, либо лепим или рисуем и вырезаем. Обозначаем объекты, между которыми будем строить железную дорогу. Рельсы строим из прищепок, называем цвета. Обыгрываем – едем по рельсам на паровозе с вагончиками, поем песенки.
Усложнение: строим вокзал, кассу, покупаем билеты, ищем вагон с нужным номером. Вводим слова: кассир, пассажир, проводник, машинист. Зацепляем прищепки друг за друга.
Игра «Солдатики».
Рассмотрите прищепки – это теперь солдатики. Где голова, где ноги? Ставим солдатиков в шеренгу. Первая шеренга, например, синего цвета, вторая, красного и т.д. Выделим командира другим цветом. Какие команды он подает? Затем строим солдатиков в колонну – друг за другом (по цветам). Передвинем прищепки – солдаты шагают. Команды: стройся, привал и др.
Игрушки из картона и прищепок.
Расскажите ребенку, что из картона и прищепок можно сделать игрушки.
Заборчик – вырезаем прямоугольник – основание забора, крепим прищепки. Называем цвет, считаем прищепки.
Солнышко – вырезаем из картона круг, крепим прищепки по кругу. Называем цвет, считаем лучики.
Цветок – вырезаем из картона круг, подбираем по цвету и крепим прищепки по кругу. Называем цвет, считаем лепестки.
Ежик – вырезаем силуэт ежа, иголки заменят прищепки. Называем цвет, считаем иголки.
Сороконожка – вырезаем силуэт сороконожки, подбираем по цвету и крепим прищепки. Считаем ножки.
Елка – вырезаем силуэт елки. Пушистая елка будет, если украсить ее прищепками. Подбираем прищепки по цвету, считаем.
Игры в сухих бассейнах.
Приготовьте емкости (коробка, миска) с горохом, фасолью, бобами. Предложите ребенку доставать их с помощью прищепок (большой, маленькой), называть цвета прищепок, считать горошинки. Спрячьте в крупе мелкие предметы: бусинку, монету или смешайте крупы. Ребенок ищет предметы, сортирует крупы.
Для организации игр с прищепками используются несколько разных наборов пластмассовых цветных прищепок: большие (длинные), маленькие (короткие), с сильным и слабым зажимом, прямые, фигурные.
Каждое занятие с ребенком включает упражнения на развитие подражания (движениям и звукам); усиление сенсорных впечатлений (развитие слухового, зрительного, двигательного и тактильного восприятия); формирование представлений об окружающем мире (работа с лексическими темами: закрепление названий предметов, обобщающих понятий); вербализация сенсорных эталонов и их обозначение невербальными средствами (жестами, пиктограммами).
Роль педагога: объясняет, помогает ребенку преодолевать затруднения и работать самостоятельно, показывает способы действий – как обследовать предмет, рассматривать, сравнивать, обозначать словом свойства и качества используемых материалов.
Литература:
Технология обучения и воспитания детей с нарушениями опорно-двигательного аппарата, Левченко И.Ю., Приходько О.Г., М.: Издательский центр «Академия», 2001.
Титова О.В. Формирование пространственных представлений у детей с ДЦП, М.: Издательство «Гном и Д», 2004.
Тренируем руку и пальчики. Сост.Т.Давыдова. ООО «Стрекоза»,– 33 с.
Цвет, форма, величина. Папка дошкольника. «Весна – Дизайн». Киров, 2005. – 40 карточек.
Шер Б. 101 игра, развивающая интеллект / Б.Шер; пер.с англ. Е.А.Бакушева. – 2-е изд. Минск: «Попурри», 2008. – 288 с.